Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024

О слово!

Стихотворения 2020 года
Иеромонах Роман
07.07.2020
О слово!

Проповедь иеромонаха Романа

Весной 2020 года вышел из печати первый выпуск литературного сборника «Ветрово» — приложения к одноименному сайту, посвящённому творчеству иеромонаха Романа (Матюшина-Правдина). В этот выпуск вошли стихотворения отца Романа 2017-2020 годов, прежде публиковавшиеся только на сайте «Ветрово» и отчасти (небольшими подборками и отдельными текстами) в других изданиях: в журналах «Православный летописец Санкт-Петербурга», «Русский дом», в альманахе «Линтула», газете «Вера», на сайтах «Православие.ru», «Столетие», «Русская народная линия», некоторые прозвучали на «Православном радио Санкт-Петербурга». Называется первый выпуск словами из стихотворения отца Романа, написанного в январе 2020 года — «О слово!».

Обычно подобные издания называют альманахами, но издатели решили не использовать иностранное слово и заменили его русским — сборник. Это одно из литературных правил отца Романа: не использовать иностранное слово, если можно подобрать соответствие на родном языке. Слово «сборник» звучит, как отголосок древнерусского «изборник» — так называли рукописные книги, составленные из отрывков других книг, по большей части духовных: житий и творений святых отцов. Казалось бы, такие изборники вряд ли можно считать плодом настоящего литературного творчества: их авторы, «списатели», не сочиняли ничего нового, а только повторяли сказанное прежде. Но этот труд выражал честное, благоговейное отношение к слову и стремление автора сказать нечто по-настоящему душеполезное. И, хотя творчество иеромонаха Романа, конечно, нельзя сравнивать с трудом древних переписчиков — оно глубоко самобытно — всё же их объединяет общая цель: и он, по его собственным словам, старается говорить не своё, а Божье, стремится «написать то, что может коснуться сердца другого человека, чтобы человек по этим стихам, как по мостику, стал пробираться в сторону Храма». Порой Божье слово звучит в стихотворениях отца Романа прикровенно, порой явно: там немало прямых цитат из Священного Писания. Те, кто пришёл в Церковь благодаря ранним песнопениям иеромонаха Романа, порой откликались именно на звучащие в них слова Евангелия и Псалтыри, может быть, даже не осознавая этого. Эти слова, пропущенные сквозь сокрушенное, смиряющееся сердце поэта, рождали в душе слушателей покаянное чувство, которое уже ничем нельзя было заглушить, как нельзя заглушить Божий глас.

Шли годы, отец Роман совершал таинственный, сокрытый от чужих глаз монашеский путь, о котором мы можем только догадываться или косвенно узнавать из духовной литературы и его собственных стихотворений. Он стал другим: человек, пришедший в Церковь, не может не изменяться, освобождаясь от всего нечистого, что не может войти в Царство Небесное, и обретая черты образа Божия. Исповедь человека, «кровавящего скользкую дорогу» на пути к Богу, со временем стала проповедью умудрённого опытом монаха и священника. Ему есть, чем поделиться, он знает, как отрезвить и утешить, он может протянуть руку помощи, потому что уже прошёл большую часть того пути, на котором мы только пытаемся утвердиться. И этот опыт он умеет мастерски выразить в поэтическом слове, потому что все эти годы возрастал не только как православный христианин, но и как поэт.

Раннее творчество иеромонаха Романа перекликается с народными духовными песнопениями (ему часто приписывают одно из них, «Ты не пой, соловей») — правда, его песни, будучи авторскими, отличаются более внимательной работой со словом, более трепетным отношением к священным текстам. По словам отца Романа, сначала он даже не подписывал свои произведения и стал делать это только тогда, когда увидел, что его строчки искажают или добавляют к ним что-то от себя. Авторы статей о более позднем творчестве иеромонаха Романа иногда пытаются поставить его в один ряд с русскими поэтами-классиками: Пушкиным, Есениным, Рубцовым. И сами же порой признают тщетность или, по крайней мере, условность этих попыток: как говорится в одной из таких статей, отец Роман «составляет абсолютное исключение в русской поэзии, в истории литературы у него нет „братии“». И всё же эти попытки вполне понятны: язык стихотворений иеромонаха Романа нельзя рассматривать в отрыве от традиций классической русской литературы, и эта связь делает его произведения доступными для малоцерковных и совсем нецерковных людей, у которых есть вкус к хорошей поэзии. Сам отец Роман к светской литературе относится по-монашески, а если говорить более честно, без оглядки на самого себя — по-христиански. Ему близки слова святителя Игнатия (Брянчанинова), написавшего, что даже книга Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями» (которую сегодня принято считать духовной) «издаёт из себя и свет и тьму». Отец Роман справедливо считает, что христианину незачем питаться смесью света и тьмы, если он знает Свет Истинный — Христа, Бога Слово. В произведениях «светских» писателей этот Свет вспыхивает лишь иногда, зато светит ясно и ровно в других книгах, которые для большинства из нас, к сожалению, до сих пор остаются заповедным краем.

Если мы вступим в этот заповедный край духовной, церковной литературы, то встретимся с дивными творениями гимнографов и проповедников. Их произведения — продолжение Евангельской проповеди, которая звучит и сегодня, чтобы приготовить путь Господу, прямыми сделать стези ему, в первую очередь в наших сердцах. Среди многих известных гимнографов (создателей молитвословий) — преподобный Роман Сладкопевец: святой, в честь которого отец Роман получил имя в монашеском постриге. Среди образцов церковной проповеди — творения святителей первых веков, а также более близких нам по времени и языку русских святых: Тихона Задонского, Игнатия (Брянчанинова), Феофана Затворника. В поэзии иеромонаха Романа звучат и молитвенные, и проповеднические мотивы: порой его строки обращены только к Богу (стихотворение «Моленье»), порой являются беседой с собственной душой и «неведомым другом» — читателем («Неприкаянность»), а иногда в одном стихотворении соединяются молитва и разговор со слушателем («Всё Ты!», «Свиток»). Мы знаем, что молитва, хотя и является глубоко личным деланием, всё же может передаваться от учителя ученику: ученики эти — мы, и подобными «уроками» наполнены наши молитвословы. Что же касается проповеди, то она пишется и произносится именно для того, чтобы быть услышанной другим человеком, хотя и пред лицем Божиим. Таковы стихотворения иеромонаха Романа, и, надо думать, его место в литературе — скорее рядом с церковными писателями, среди которых были не только святые. Но и здесь ему принадлежит особое, инакое место: в отличие от церковных проповедей и молитвословий, слова отца Романа слышны далеко за пределами Храма, хотя произнесены и спеты, казалось бы, совсем негромким голосом.

Проповедь и должна быть услышана. Она не пишется в стол в надежде на то, что её оценят потомки: назначение проповеди — вопреки всему взывать к живущим ныне, чтобы пробудить хотя бы некоторых. Не только писать, но и издаваться отца Романа благословил старец Николай Гурьянов, и мы видим, что он по сей день исполняет это благословение, хотя, казалось бы, не прилагает к этому особых усилий. В России издано около тридцати стихотворных сборников иеромонаха Романа, его книги выходили на сербском и болгарском языках, существуют переводы на английский, белорусский, итальянский, польский и украинский. Песнопения отца Романа звучат в исполнении Максима Трошина, Жанны Бичевской, Олега Погудина, Евгении Смольяниновой, Ирины Скорик, Геннадия и Анастасии Заволокиных и многих других. В 2012 году о его творчестве был снят документальный фильм «Русь ещё жива», в 2016-м — создан сайт «Ветрово», названный по имени скита в Псковской области, где уже более четверти века живёт отец Роман. По просьбе отца Романа на сайте публикуются не только его собственные стихотворения и проза, но и произведения авторов-единомышленников.

Сборник «О слово!» тоже подготовлен для того, чтобы проповедь иеромонаха Романа была услышана кем-то ещё. В наше время повального прихода в Церковь, «моды» на Православие так сильно ощущается нехватка подлинного слова о Боге, выстраданного человеческим сердцем, почерпнутого из опыта, а не только из книг, сказанного не напоказ. А дальше… дело за нами — из Евангелия мы знаем, что Божье слово приносит плод только в добром, чистом и терпеливом сердце, и отец Роман не обольщается на этот счёт. Рассказывая в одном из стихотворений о труде сеятеля, много лет молящегося об урожае и всё равно видящего перед собой только терние и каменья, он завершает его призывом:

… Где ты, добрая земля,

Жаждущая семени?

Верим, что кто-нибудь отзовётся!


Ольга Надпорожская, редактор сайта «Ветрово», директор Фонда творчества иеромонаха Романа



Иеромонах Роман


Не убойся!

Что в народе, то в природе.
Народная мудрость

На ветках не искрится бахрома,
Всё говорит о сбое в мiрозданьи.
Зима без снега. Руская зима!
И от тебя одно именованье!

Душа и космос. Родовая связь.
Венец творенья был прельщён женою,
Вселенная на грех отозвалась,
И царство на царя пошло войною.

Трепещет грива рыжего коня†,
Дымят вулканы, заливают воды,
Цветут пустыни, смерчи из огня,
И некуда бежать царю природы.

Куда бежать? Спасенья нет нигде!
Но не убойся бедствий непомерных:
Ни пламени, ни ветру, ни воде
Из Книги Жизни не изгладить верных!

4-5 января 2020
Скит Ветрово

† Откр. 6:4.


Церковь

Подладить Свет под тьму и снег под грязь?

Да пропадёт губительная связь!

Свет разгоняет тьму, а не иначе,
И если кто ещё в своём уме,
То выйдет к Свету, благодарно плача
За то, что не погиб в кромешной тьме.

И чистоту не смешивают с грязью:
Не обеля́т собой снежинки грязь.
Когда мороз, тогда детишкам праздник,
И на окне искрится чудо-вязь.

Пока не возжелаем жизни новой,
Душе не воспарить над суетой.
Не может Церковь быть чуть-чуть Христовой,
Не может Святость быть чуть-чуть Святой.

Не нужно Церковь встраивать куда-то:
Она у Царства — Царские врата.
Обретший Бога обретает брата
В объятиях распятого Христа.

12 января 2020
Скит Ветрово


Спасенье

Никтоже может двема господинома работати (Мф. 6:24).

Как много говорится о Спасеньи!
Аз, недостойный, тоже глас подам.
Спасётся тот, кто жаждет обновленья,
Кто больше не слуга двум господам.

Избрал Его — иди за Ним скитаться,
Взирая на Скитальца одного.
Служеньем верным можешь оправдаться:
Он умер за тебя, ты — за Него!

12 января 2020
Скит Ветрово


Душа

Пугают и темницей, и сумой

И не пугают лишь кромешной тьмой.

Душе свободной ничего не страшно.
Не дай, Господь, обратно повернуть!
Жизнь не застолье, где питьё и брашно,
Жизнь это путь, всегда Голгофский путь.

Стремится дух к благословенной выси,
Откуда Свет Немеркнущий, Святой…
Когда душа найдёт заветный бисер,
Её не напугаешь нищетой.

Грозит земля сетями Божьей птице,
Но душу озаряет Горний Свет.
Одно лишь тело затворит темница,
А в Царствии Твоем неволи нет!

13 января 2020
Скит Ветрово


Свиток

Господи, настави мя правдою Твоею (Пс. 5:9).

Стихи приходят и уходят,
Оставив на душе печать:
За свет Господь облагородит,
За мрак расчеловечит тать.

Встречая чудное виденье,
Хватать бумагу не спеши:
Не от врага ли вдохновенье?
Не сеть ли это для души?

Не посмеялся бы денница,
Играя на больной струне.
О, если бы Твоя десница
Вручила дивный свиток мне!

Душе моей, Владыко правый,
Молчать бы падшею рабой,
А я, Твоей желая Славы,
Косноязычу пред Тобой.

14-17 января 2020
Скит Ветрово


Возвращение

Не говорите: всё вокруг случайно —
Земли и вод Божественная стать.
О слово! Запечатанная тайна!
Какою силой рушишь ты печать?

Рожденье слова… Что тому виною?
Откуда вдруг взыграние сие?
Не чудо ли: посеяно не мною,
Но мною обретает бытие.

Река и лужа, как они несхожи!
Душа моя, и ты, как та вода,
То отражаешь чудо звёздной дрожи,
То обдаёшь прохожих в городах.

Не повенчать святую правду с ложью,
Двойная жизнь погибелью грозит.
Когда душа не отражает Божье,
Тогда она небожье отразит…

Идут стихи, и никуда не деться,
Свободен дух от дольней суеты.
А значит, слово возвращает в детство,
В забытый край лазурной чистоты.

17-20 января 2020
Скит Ветрово


Ладошки

Десна-река! Бывало, прибежишь
И в воду, словно в зеркало, глядишь.

Рукой коснёшься, задрожит вода,
Лицо омоешь, и душа чиста!

А на мели играются мальки,
Чуть не касаясь трепетной руки.

Возьмёшь в ладошки чудо-облака,
И заиграет солнышко в руках.

Дитя, дитя, откуда было знать,
Что солнышко в руках не удержать?

О детство, время чистого листа,
Невинности святая простота…

Теперь отрадных мест не отыскать:
Нечистоты не терпит благодать.

Как мало чистых рек и чистых душ,
Не радует глаза обилье луж.

Везде разор, и не к кому взывать:
Без чистоты и Родина не мать…

Сам виноват, что чудо не сберёг:
В ладошках воду удержать не смог.

Душа моя, безбрежная река!
Осуществи, что не смогла рука!

17 февраля 2020
Скит Ветрово


Бабочка

Нельзя взирать на Божий мир двояко,
И всё-таки, хотим иль не хотим,
Мы все не любим гусениц, однако
На бабочек восторженно глядим.

Безумие — катить сизифов камень,
День ото дня томить печалью грудь,
По древу жизни ползать червяками,
Чтоб тихо в гробе-коконе уснуть.

Так в чём же смысл? Неверие глумится!
Зачем и жить, коль до́лжно умереть?
Но гусеница в кокон превратится,
Чтоб после чудной бабочкой взлететь.

О человек! Создание Царево!
Ты жалок и велик, оживший прах.
Здесь червем пресмыкаешься по древу,
Чтоб обрести безсмертье в Небесах.

23 февраля 2020
Дорога Печоры — Полоцк


Детское

Зимний вечер. На дворе пурга
Подымает к небесам снега.

Завывает ветер, не унять,
А на руской печке благодать.

На горячих кирпичах лежу,
Молча, свесив голову, гляжу.

Керосинка на столе горит,
Мама за тетрадками сидит.

С нею сёстры, книги на столе,
Снежные узоры на стекле.

И мерцают, и огнём горят,
Словно за окошком райский сад.

Тишина великая в душе:
Рядом с мамой рай и в шалаше!

Скуден и совсем не тёпел дом,
Стены не украшены ковром.

Скудость не печалит никого…
Жду на печке часа своего.

В стороне последняя тетрадь —
Значит, время печку покидать.

Живо слезу, сядем вчетвером,
Песню задушевную споём.

И надежда, и печаль в словах,
Пели со слезами на глазах.

Лавка, стол и… неземной уют…
Хорошо, когда в семье поют!

24 марта 2020
Скит Ветрово


Безответность

Якоже возлюби Мя Отец, и Аз возлюбих вас: будите в любви моей (Ин. 15:9).

Страха несть в любви, но совершенна любы вон изгоняет страх, яко страх

муку имать: бояйся же не совершися в любви (1 Ин. 4:18).

С утра пораньше смотрим вести,
Готовы слушать всякий бред.
Страх и неверного безчестит,
А верным оправданья нет!

Пусть лихорадит мiр безбожный,
Ему-то не к кому взывать…
Нас любит Бог! Да как же можно
Страшиться с Ним и унывать?!

Не ужасает мор сусветный:
Где есть Любовь, там страх бежит…
Любовь Святая безответна,
И потому душа дрожит.

3 апреля 2020
Скит Ветрово


Очищение

Воздеть бы руки в общем воздеяньи,

О всепрощеньи Господа моля:

Или очистим души покаяньем,

Или от нас очистится земля.

Ни пьющих, ни курящих — красота!
От сквернословья отдыхают уши.
Нам предлагают с чистого листа
В тиши лечить свои больные души.

Поветрие! Усвоим ли урок,
Попущенный Творцом для вразумленья?
Затворы поневоле — тот же срок,
Закрытый Храм — знамение гоненья.

Природа оживает без людей,
Она ликует без царя природы.
Целительнее воздух, и везде
Текут самоочищенные воды.

Без нас творенье обретёт покой,
Всё станет Раем, не пройдёт полвека…
Паденье наше слишком велико,
Чтоб нам вернули званье человека.

12 апреля 2020
Скит Ветрово


Не разлучить!

Кто ны разлучит от любве Божия? (Рим. 8:35).

Блажил неистовый писатель:
Горите пламенным огнём!
Театр наш храм, туда ступайте,
Живите и умрите в нём!

Властитель дум, любитель драмы
Хотел игрой улучшить злых?
Позорище равняя с Храмом,
Он был слепым вождём слепых.

Одёрнул кто-то господина
За экзальтированный гнус?
На сцене, в зале — всё едино! —
Он звал на смерть холопов муз!

— Виват!— восторженное племя
Бесилось, идолу под стать…
Представьте, пастырь в наше время
Позвал бы в Церковь умирать.

Навряд ли власти приголубят
Того, кто поперёк им встал,
Того, кто больше жизни любит
За нас распятого Христа!

О время всевозможных равенств!
О наказанье без вины!
Но если можно жить без Таинств,
Тогда зачем Они нужны?

Всё чётче контуры содома,
Всё ближе адские врата.
Но чем же смерть в больнице, дома
Достойней смерти у Креста?

И что же делать, в самом деле?
Что ждёт уже невдалеке?..
Кому намордники надели,
Тех поведут на поводке.

8 мая 2020
Скит Ветрово


Примечание. Автор хотел бы, чтобы каждый христианин горел желанием умереть за Христа, но, доверяя Спасительному Промыслу Божию, никого не призывает к этому, полагая, что каждый должен руководствоваться своей мерой и совестью.


Печальное

Яко Ты, Господи, упование мое (Пс.90:9).

И соловьи, и запахи сирени,
И яблоньки, роняющие цвет…
Ни звука от ближайших поселений,
Как будто на земле живущих нет.

От братий меньших радость и утеха:
С рассветной зорьки до ночной звезды
Кукушка вдалеке играет с эхом
И носятся весёлые дрозды.

А где-то там… а впрочем, что нам где-то?
Хоть криком изойди — не пробудить!
Хоть странником пойди по белу свету —
Все как и жили, так и будут жить.

Печален стих. Что нынче не печально?
К чему словами воздух сотрясать?
Напрасный труд, напрасный изначально:
Не дело утопающих — спасать.

Не избежать грядущих вразумлений,
Коль Храм театром и музеем стал.
Что мiру Крест — он ищет развлечений!
Что мiру Слово — он Его распял!

Священники! И в нас теперь нет толку!
Молитесь в ожидании беды…
Ну вот и соловьи мои умолкли,
И в зарослях попрятались дрозды.

25-26 мая 2020
Скит Ветрово


Напутствие

Проклят (человек) творяй дело Господне с небрежением (Иер. 48:10).

— О старче Божий, как не оступиться
Тому, кто призван души врачевать?
— Доступность матери с доступностью блудницы
Не спутай, чтоб себя не потерять.

Не угождай, не ожидай награды,
Ласкательством лукавым не греши
И, выжигая страсти без пощады,
Не выжги Божье немощной души.

Оберегай отеческие тропы,
Ходи пред Богом всюду и всегда,
Послушным будь, не становясь холопом,
И паче жизни возлюби Христа!

27-29 мая 2020
Скит Ветрово


Настоящее

Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя (Пс. 17:2).

Пусть будущему прошлое грозит
И лютый враг уныньем душу ловит —
Покуда настоящее слезит,
Грядущее прощение готовит.

Душе́ моя, прошедшим не живи:
Легко водой полынной захлебнуться.
Мы все пришли на землю по Любви,
Чтоб, возлюбив, к Святой Любви вернуться.

30 мая 2020
Скит Ветрово


По материалам сайта «Ветрово»

Заказать сборник стихотворений иеромонаха Романа «О слово!» можно на сайте «Ветрово», в разделе «Витрина»




Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..