Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
Вернут ли Кутузову его трофеи?

Вернут ли Кутузову его трофеи?

Над могилой великого полководца в Казанском соборе Петербурга продолжается вакханалия
Владимир Малышев
17.08.2018
Вернут ли Кутузову его трофеи?

Уже давно петербургские писатели и краеведы бьют тревогу: могила великого русского полководца Михаила Илларионовича Кутузова в Казанском соборе в Петербурге разграблена! Сначала исчезли висевшие над ней иконы, золотой барельеф с профилем полководца, орден Андрея Первозванного, три серебряных венка, возложенных на могилу в столетний юбилей войны 1812 года, часть табличек с названиями взятых городов вместе с ключами от городов и крепостей, капитулировавших перед русской армии, намогильные украшения. А недавно мемориал лишился еще и трофейных штандартов и знамен французской армии, которые висели над гробницей победителя Наполеона двести лет. Об этой проблеме «Столетие» несколько месяцев назад уже писало, но ничего не изменилось.

Нет, нет, речь не идет о неизвестных злоумышленниках, которые ночью залезли в здание собора и тайком вынесли реликвии. Напомним, иконы, барельеф и венки исчезли во время реставраций, а знамена и штандарты забрали музейщики. Все произошло буднично и деловито, словно из собора забирали забытые когда-то при смене собственника стулья. Еще 1 сентября 2016 года члены комиссии Государственного музея истории религии, на основании акта возврата № 276/6 сняли со стены пять штандартов, одно знамя и отвезли их к себе на постоянное хранение. Основание – приказ директора музея № 226 от 30.08.2016 года, исполнением которого частично погашался акт выдачи № 73 д5от 17.10.2007 года.

Дело в том, что во времена СССР в соборе размещался Государственный музей истории религии и атеизма, на балансе которого и числились артефакты над гробницей Кутузова.

После краха Союза музей был переименован в Государственный музей истории религии и переехал в другое здание, однако продолжал считать экспонаты своей собственностью и числить на своем балансе.

Забрать гробницу Кутузова из собора он, конечно, не мог, а вот знамена и штандарты его сотрудники сняли и вывезли под предлогом реставрации. А на самом деле – на постоянное хранение в музей и возвращать их назад к могиле полководца в Казанский собор не собираются.


Памятник воинской славы 

Казанский собор – не просто православный храм, построенный архитектором А. Воронихиным, но еще и памятник русской воинской славы.

Во время войны с Наполеоном 1812 года трофейные знамена разгромленной французской армии привозили в Петербург и передавали в Зимний дворец, а оттуда, по приказу императора Александра I, их отправляли в Казанский собор. Именно в нем был потом похоронен и сам победитель Наполеона – фельдмаршал Кутузов.

«Мне кажется, – писал Александр I обер-прокурору Вязьмитинову, – приличным положить его для почестей в Казанском соборе». В 1814 г. семья Кутузова установила ограду у его могилы. Оформление могилы Кутузова – последнее, что сделал Воронихин в Казанском соборе. Ограда выполнена в виде низкой решетки из темной бронзы с золочеными венками, опорными стойками из моделей пушечных стволов и боевыми шлемами на угловых столбах. На красной мраморной доске над могилой начертана надпись: «Князь Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов-Смоленский. Родился в 1745 году, скончался в 1813-м в городе Бунцлау». Над мемориальной доской располагалась икона Смоленской Божией Матери, доставленная из Александро-Невской лавры.

25 декабря 1837 г. – в день 25-летней годовщины изгнания войск Наполеона за пределы России – на площади перед собором были открыты памятники двум знаменитым «земным Михаилам Архангелам России»: Михаилу Илларионовичу Кутузову и Михаилу Богдановичу (Михаилу Андреасу) Барклаю-де-Толли, выполненные по моделям скульптора Б.И. Орловского.

С памятниками у Казанского собора связано героическое поверье времен Великой Отечественной войны. 

Н.В. Баранов, главный архитектор города в то время, вспоминал, что «среди горожан существовало нечто вроде суеверия. Говорили, что, пока бомба или снаряд не заденет не укрытые памятники русским полководцам Суворову, Кутузову и Барклаю, врагу не бывать в городе».

И действительно, памятники полководцам всю блокаду простояли открытыми, и ни один осколок снаряда их не коснулся!

 

«Перед гробницею святой…» 

Помимо 107-ми наполеоновских знамен и штандартов в Казанский собор были отправлены и другие трофеи — ключи от взятых русской армией крепостей и городов. В соборе находились ключи от восьми крепостей: Кенигсгафена – 6, Честохова – 2, Торна – 3, Модлина – 4, Замостья – 2, Авена – 6, Гертруденберга – 3, Бреды – 1 и от 17 городов: Брюсселя – 2, Ахена – 2, Касселя – 8, Бремена – 1, Данцига – 6, Дрездена – 4, Кельна – 1, Марселя – 6, Монса – 1, Намюра – 2, Нанси – 2, Реймса – 7, Утрехта – 10.

К Парижу русская армия шла через Польшу, Германию и Нидерланды. Все трофеи были размещены на пилястрах собора между окнами и на подкупольных пилонах. Знамена закреплялись на специальных кронштейнах. Для ключей были изготовлены восьмиугольные бронзовые золоченые доски, на которых выгравированы наименования городов и крепостей. Кронштейны и доски были сделаны по рисункам Воронихина.

Гробница Кутузова стала источником вдохновения для Пушкина, написавшего в 1831 году знаменитое стихотворение «Перед гробницею святой…»:

Перед гробницею святой
Стою с поникшею главой…
Все спит кругом; одни лампады
Во мраке храма золотят
Столпов гранитные громады
И их знамен нависший ряд… 

Так вот сегодня этого «нависшего ряда» знамен в соборе нет! Нет и некоторых других исторических реликвий, могила фактически ограблена…

Тревогу стали бить петербургские писатели-историки и краеведы. «Я считаю, – говорит член Союза писателей России, автор многочисленных книг по истории Санкт-Петербурга Владимир Васильев, – что убрать эти реликвии – означает осквернить могилу великого русского полководца. Ведь эти знамена висели там даже в годы блокады и возле них советские бойцы приносили клятву, уходя на фронт громить гитлеровцев».

«Немаловажно также, что штандарты и флаги в Казанский собор были переданы по распоряжению императора Александра I после победы над Наполеоном, а потому убрать их оттуда может только верховная власть России, ни чиновники, ни хранители музеев делать этого не имеют права. Да и вообще, – отмечает В. Васильев, – как можно убирать в музейные кладовки символы нашей победы, провисевшие в соборе 200 лет!».

Обеспокоенные случившимся и поняв, что музейщики взяли круговую оборону и возвращать к могиле Кутузова флаги и штандарты не намерены, В. Васильев отправил от имени петербургских писателей письмо в Комитет по культуре правительства Санкт-Петербурга. Однако получил резонный ответ, что обращаться надо в Москву, в Министерство культуры, в ведении которого находится Музей истории религии. Только там могут урезонить подчиненных ему музейщиков и заставить их вернуть исторические реликвии на место, отведенное им историей.


Сюрприз от Министерства

Письмо было отправлено. Но… тут писателей ждал еще один сюрприз! Оказалось, что в министерстве вообще не знают, о чем идет речь! «Я писал им о знаменах и могиле Кутузова, а в ответе, который прислало мне министерство за подписью заместителя директора Департамента государственной охраны культурного наследия – начальника отдела контроля в сфере культурного наследия Г.И. Сытенко, речь почему-то идет совсем о другом – о расположенных на площади памятниках Кутузову и Барклаю- де-Толли! – возмущается В. Васильев. – И при этом говорится, что эти памятники находятся в ведении Комитета по охране памятников Петербурга и предлагают мне обратиться туда. Но ведь речь-то идет вовсе не о памятниках на площади, а о действиях работников подведомственного министерству музея и артефактах, которые были в соборе, которые числятся на его балансе!

Другими словами, или сотрудники Министерства культуры вообще не знают, что в Казанском соборе есть гробница Кутузова (а не только памятник ему на площади), или с такой поспешностью сочинили отписку, сваливая ответственность на других, что вообще не прочитали мое письмо!

Ничего кроме возмущения это не вызывает. Неужели сокровища нашей культуры доверено охранять и беречь людям, которые не знают нашей истории или небрежно отделываются бюрократическими отписками, когда речь идет о славе русского оружия и великом русском полководце?».

Надеемся, что глава Министерства культуры Владимир Мединский, известный своим бережным отношением к русской истории, обратит внимание на эту проблему, положит конец недостойной бюрократической волоките и наведет, наконец, порядок.

Трофеи, завоеванные русской армией в жестоких битвах с Наполеоном, должны вернуться к могиле Кутузова, их победителя, туда, куда они были возложены русским императором!


Специально для «Столетия»


Материалы по теме:

Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..