Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 июня 2022
«Утро танкистов»

«Утро танкистов»

Картина фронтовика Бориса Фёдорова - шедевр романтического реализма
Николай Черкашин
21.02.2016
«Утро танкистов»

«Утро танкистов» – одно из лучших полотен о Великой Отечественной войне. И может быть, даже единственное в своем роде, если не считать картины Юрия Неринцева «Отдых после боя. Василий Теркин». Трудно припомнить другие работы на тему армейского быта в годы войны.

Все больше сражения, ползущие танки, взрывы, бойцы с гранатами… Картина Непринцева, по сути – масштабная живописная иллюстрация к поэме Твардовского, и потому – вторична. А вот «Утро танкистов» – это первичное отражение реальной жизни. Я не хочу противопоставлять эти картины, тем более что работа Непринцева вызвала не только восторженные похвалы критики, но и прочно вошла в наш обиход. Возможно, и самому Твардовскому она нравилась. С Борисом Федоровым все сложнее. Его «Утро…» вызвало разноречивые толки. Художника обвиняли в «дегероизации войны», в «приземленности образов», в «уходе в быт»… Сегодня же, спустя полвека, ему ставят в вину «приверженность к канонам социалистического реализма», «идеализацию войны», «лакировку действительности»…

Имя художника практически кануло в Лету. Редко упомянет его какой-нибудь искусствовед, специалист по советской живописи 50-х годов. Даже в глубинах интернета не удалось найти ничего, кроме сухой энциклопедической справки: «Родился в Самаре в 1922 году… Учился… Воевал…». Самара богатый город.

Самара могла бы отметить художника Федорова памятным знаком. Буратино в бронзе отлили, киногероя красноармейца Сухова из фильма «Белое солнце пустыни» тоже в бронзе увековечили, репинских «Бурлаков» на набережной поставили. Могли бы и талантливого земляка уважить.

А если и в самом деле соберутся это сделать, то выяснится, что портрет живописца Бориса Федорова раздобыть очень непросто. Не найдут его фото ни в Гугле, ни в Яндексе, ни в Рамблере, ни в каких-либо справочниках и буклетах. Скромен был Федоров: не позировал, не тусовался, интервью не давал, во всесоюзных выставках не участвовал, ну разве что – в региональных.  Автопортреты не писал…

А впрочем, может быть все-таки отметил себя на каком-нибудь из полотен? Художники иногда так поступают: взял да и придал одному из героев свои черты. Ну, хотя бы в тех же «Танкистах» мог себя запечатлеть. Вот только как определить, когда фотографий нет никаких? Стал искать фото Бориса Федорова. Его картины хранятся в запасниках Русского музея и Третьяковской галереи, но фотографий автора не найти. Конечно, надо было отыскать родственников. Со дня кончины  Федорова прошло 33 года, не так уж много, но и не мало… Помог питерский историк Александр Пожарский. Добыл где-то две маленькие фотокарточки времен войны и прислал. Я увеличил их, сравнил с лицами персонажей картины… Да вот же он! Тут и сомнений никаких!

Боец, стоящий в центре, который застегивает воротничок гимнастерки – это и есть Борис Федоров! Изобразил себя не гордыни ради, а просто потому, что сюжет картины – часть его жизни, мгновение его фронтовой молодости.

И наверное, все остальные танкисты на полотне обладают портретным сходством с реальными прототипами. Ведь Федоров писал картину–воспоминание, а не иллюстрацию к литературному произведению. Вон и танки на заднем плане – два КВ-85 – тоже вполне документальны, ведь это боевые машины 31-го гвардейского танкового полка, в котором служил автор.

Впрочем, открылся и еще один портрет Бориса Федорова, сделанный его сыном Федором: «Художник Федоров. Отец и я». Это воспоминания детства, перенесенные на холст – уголок мастерской, посредине стоит с палитрой и кистью художник Борис Федоров, а рядом склонился над рисунком мальчик, будущий живописец Федор Федоров. На полу лежит овчарка, на стене – картина «Утро танкистов».

Вот уж точно: ищите и обрящете! Это какая степень вероятности нужна, чтобы приехать в Питер по делам далеким от искусства, случайно забрести на Елагин остров, а там наткнуться на афишу выставки  «Верность традиции. Художественная династия Федоровых»?!  В Полуциркульном зале Конюшенного корпуса ЦПКиО им. С.М. Кирова были представлены живопись и графика Бориса Федорова, его жены Галины Изосимовны и сына Федора Борисовича. Скромная семейная выставка была организована по случаю 70-летия Победы. Явить такую экспозицию сам Бог велел. Ведь Борис Федоров был единственным художником, который запечатлел в разгар боев за Берлин водружение знамени Победы над рейхстагом.  Наверное, столь исторические зарисовки должен был сделать более маститый и опытный художник. Но отвечать за его жизнь начальство не хотело, а тут свой офицер-танкист, бывший студент художественного ВУЗа, всегда готовый, в случае чего, по долгу службы пасть смертью храбрых. И Федоров под привычный грохот снарядов и свист пуль набрасывал в блокнот руины берлинских улиц, мрачные силуэт истерзанного рейхстага, победное знамя над изрешеченным куполом. В том была величайшая справедливость. Кому, как не ему, боевому офицеру, не раз раненому, необходимо было оказать такую честь? И он мастерски выполнил эту серию исторических рисунков.

На фронт Борис Федоров ушел добровольцем – в 19 лет, только что поступив в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Художники в армии очень нужны – в первую очередь штабистам – рисовать стрелы на картах, панорамы переднего края, красиво оформлять  документацию, наглядную агитацию…

И Федоров вполне мог бы осесть в каком-нибудь штабе. Но он выбрал себе иной, боевой путь. Он закончил танковую «учебку» и стал механиком-водителем тяжелого танка. Это одна из самых трудных и опасных военных профессий.

Считалось, что машину весом в 46 тонн и мощностью в 600 лошадиных сил можно доверить только офицеру или, в крайнем случае, сержанту. Поэтому должность механика-водителя на тяжелых танках была офицерской. За рычагами сидел либо младший техник-лейтенант, либо техник-лейтенант. Командир танка – тоже лейтенантская прерогатива. Два офицера в каждом экипаже. Борис Федоров осваивал танки КВ сержантом, а закончил войну в офицерских погонах, в должности старшего механика-водителя.

Механик-водитель не только ведет машину в бой, но и выполняет обязанности стрелка из лобового курсового пулемета. На КВ-85 к правому рычагу была пристроена гашетка пулемета. Так что Борис Федоров бил врага из пулемета, давил гусеницами. И еще одна деталь: механик-водитель может покинуть танк только по приказу командира.

Воевал Федоров в  31-м отдельном гвардейском тяжелом танковом полку прорыва. Полное название части красноречиво говорит, как дрались танкисты на фронтах: Красносельский Краснознаменный орденов Суворова, Александра Невского гвардейский тяжелый танковый полк прорыва. Из названия же ясно, для каких целей предназначался полк: для прорыва хорошо укрепленных вражеских позиций с минными полями и пристрелянными по местности противотанковыми батареями. Ну, а подвернуться «Тигры» или «Фердинанды», значит и с ними бой.

Заглянем в наградные листы на Бориса Федорова. Вот весьма почитаемая фронтовиками медаль «За отвагу». «Механика-водителя старшего 3-й роты гвардии старшину Федорова Бориса Федоровича за то, что он в бою в районе Арбузова 22 июля 1943 года умело вел танк, преодолев сильные противотанковые препятствия, первым ворвался на передний край противника. После того, как его машина была подбита, сумел эвакуировать ее с поля боя.

1922 года рождения, беспартийный, русский. Призван в РККА Василеостровским РВК. В боевых действиях с октября 1942 года. Два легких ранения. Ранее награжден медалью «За оборону Ленинграда».

Из представления на орден Красной Звезды:

«За время боев с 15 по 18 сентября 1943 года в районе Синявино гвардии старшина Федоров восстановил на поле боя свой подбитый танк, не отводя его в тыл. Умело маневрируя танком в бою, обеспечил экипажу уничтожение немецкого танка, три ДЗОТа, 2 пулемета, 2 землянки и до 35 гитлеровцев. Будучи раненым при восстановлении танка, не покинул поля боя до окончания».

Заметим также, что в этом районе происходили ожесточённые бои;   село Синявино  было полностью разрушено. В ходе боёв на Невском пятачке и Синявинских высотах погибло более 360 000 человек. Танк Федорова вырвался из синявинских болот, и пошел крушить врага дальше.

Из представления на орден Славы:

«За время боев в районе Красное Село 18 и 19 января 1944 года первым провел свою машину в тыл противника. Умело маневрируя машиной, сумел сохранить ее от вражеского артобстрела и гусеницами танка уничтожил две землянки с 40 немецкими солдатами.

Кроме того, тов. Федоров в бою обеспечил экипажу уничтожение немецкого танка «Тигр», двух орудий, двух тягачей, одной легковой машины и свыше 200 чел. немецких солдат и офицеров. Когда снарядом противника была разбита ходовая часть танка, тов. Федоров восстановил танк на поле боя, сохранив его боеспособность.

За проявленные отвагу и геройство гвардии старшина Федоров достоин правительственной награды ордена Славы III степени. Командир полка гвардии майор Примаченко».

Из представления на орден Отечественной войны: «Тов. Федоров в боях 14 и 15 апреля 1944 года за деревню Яваново смело и решительно вел свой танк в атаку. Одним из первых ворвался в деревню Яваново, и, несмотря на сильный огонь противника, умело маневрируя гусеницами своего танка, уничтожил 2 ПТО (противотанковых орудия), 3 пулемета, до 8 солдат и офицеров противника. Когда его танк был подбит и загорелся, сумел оставшихся в живых членов экипажа укрыть и с наступлением темноты вывести их на исходную позицию».

Федоров с боями освобождал Ленинградскую область, псковскую землю, Эстонию (города Нарва, Тарту), Латвию, Литву. После перевода в 40-й отдельный гвардейский тяжелый танковый полк прорыва дошел в составе 67-й армии (3-й Прибалтийский фронт) до Берлина. К тому времени в студии военных художников хорошо знали офицера-танкиста и талантливого рисовальщика. После успешной командировки в пылавший Берлин, студия им. Грекова направила Бориса Федорова на Дальний Восток, в Харбин, запечатлевать другую войну – с Японией.

После демобилизации в 1945 году он восстановился на живописном факультете Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. Учился в мастерской М. Авилова. В 1951 году дипломная работа Бориса Федорова — жанровое полотно «Горький и Чехов среди артистов МХАТ» – была оценена высшим балом и тут же приобретена ленинградским Музеем театрального и музыкального искусства. В этом же, звездном для себя, году Федоров был принят в Ленинградский союз живописцев. И, не теряя взлетного времени, приступил к работе над картиной «Утро танкистов». Через год она была закончена. Это был пик его творчества. Он взял его сразу же, без раскачки. Сказалось все – и фронтовой опыт, и академическая школа, дававшая высокий уровень профессионализма и позволявшая свободно творить во всех жанрах. И он творил, не покладая кистей всю жизнь: писал жанровые и батальные картины, портреты, пейзажи… «После лыжного пробега» (1952), «На отдыхе» (1956), «Кончилось. Рейхстаг, 1945 год» (1957), «Во имя Родины» (1960), «Блокада Ленинграда» и «Дальше земли нет!» (обе – 1964), «Портрет девушки» (1965), «Горький на Волге» (1968), «Моё поколение» (1975), «На исходные позиции» (1977), «Солдатская слава» (1980). Но «Утро танкистов», безусловно, лучшее из всего созданного. Это шедевр романтического реализма.

Вглядимся в картину. Околица русской, скорее всего псковской, деревушки. На дальнем плане два танка КВ-85. У проруби оба экипажа. Плеск, фырканье, хохот, подначки… Зимняя богатырская забава. Броня не любит дряблых мышц!

Это не просто утро танкистов. Это утро победителей. И хотя, судя по реалиям, на полотне – зима 1944 года, – ясно видно, кому достанется победа. Все написано на лицах бойцов. И столько света, весны, радости жизни!

Позади горящие машины и обугленные трупы товарищей, впереди новые бои, не все докатят на своих гусеницах до Берлина. Но сейчас мгновение счастья, почти мирного. Победим! А в душе – уже победили. Тяжелые рыцари XX века…

Мне эта картина дорога еще и тем, что все изображенное на полотне я видел наяву, правда, не в годы войны, а на учениях Кантемировской танковой дивизии под Гороховцом. Опушка январского леса, танки, укрытые в густом ельнике, и точно такие же крепкие озорные ребята, растелешившиеся на морозе по пояс. И командир танковой роты капитан Наумов на виду у своих солдат лихо обтирается снегом.

Ну, и конечно, вспоминаю своего крестного отца дядю Васю, техника-лейтенанта Василия Ильина, старшего механика-водителя тяжелой самоходки ИСУ-152, коллегу автора картины «Утро танкистов». И когда на душе тяжело, смотрю на эту картину – и настроение поднимается.

Чья-то бездушная рука навесила на творчество Федорова ярлык – «искусство социалистического реализма», и его картины отправили на самые дальние полки запасников. Жаль, что на недавней большой выставке в Манеже «Искусство романтического реализма» не нашлось места картине Федорова.

И если его имя совсем не исчезло из нашей сегодняшней жизни, то это благодаря вдове Федорова – Галине Изосимовне, и его сыну Федору Федорову. И мать, и сын – сами по себе великолепные живописцы и графики – явили пример верности семейному делу, общему искусству и друг другу.  Федор Борисович Федоров (1966 г. р.) продолжил дело отца. Его выпускной работой в институте стала историческая масштабная картина «За Русь! (Александр Невский)». Галина Изосимовна родом из Новгорода. Ее пейзажи и натюрморты, как отмечают критики, «отличаются профессиональным мастерством, оригинальностью и остротой композиции, выразительным рисунком и богатой цветовой палитрой, а также непосредственным, свежим взглядом на натуру».


Москва – Санкт-Петербург

Фото из архива автора

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Аскер
22.02.2016 20:23
Никакого реализма, всё придумал (сочинил) Борис, отчества, к сожалению, не знаю.
Ungern
22.02.2016 18:13
Художник, написавший "Утро танкистов", остался и останется в памяти на века. А вот кто помнит его критиков? Развеяны временем как пыль на ветру. Автору очерка глубокая благодарность!
Олег Анатольевич Федоров
22.02.2016 15:37
Большое Спасибо - автору Николаю Черкашину за замечательный текст и династии живописцев Федоровых за верность делу и традициям.
С уважением,
О.А.Федоров
Гороховец - Москва
И.Якут
22.02.2016 12:55
Картина земляка - просто блеск. Пора, похоже, в Питере и Москве устроить грандиозную выставку соцарта. Автору за очерк - респект.
МАЗ
22.02.2016 11:26
Совершенно блестящий очерк. Коля, не зря я всю жизнь учусь у тебя писать. МАЗ.

Эксклюзив
22.06.2022
Алексей Тимофеев
Из переписки пропавшего без вести в 1945-м лейтенанта Д.И. Скворчевского.
Фоторепортаж
27.06.2022
Подготовила Мария Максимова
К годовщине начала Великой Отечественной войны в Музее Победы открылась необычная выставка.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов.

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.