Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
Предвидение в цвете

Предвидение в цвете

Народному художнику России Дмитрию Белюкину – 60 лет
Алексей Тимофеев
07.10.2022
Предвидение в цвете

Редкий дар предвидения – вот, пожалуй, главное в таланте художника Дмитрия Белюкина. Этот дар проявился в его работах, сразу приковавших к себе внимание, уже в середине далеких 80-х годов ушедшего века.

Первые замыслы большого полотна о крушении Российской империи, о трагедии русских изгнанников возникли у Дмитрия еще в институтские годы. Все в стране казалось тогда незыблемо застывшим, какие-либо глобальные перемены в обозримом будущем казались невозможными. Но воображение художника отчего-то бередили видения Гражданской войны, распада страны, Русской Смуты начала XX века… В конце 1980-х в ходе двух поездок – в Новосибирск, где участвовал в росписи храма, а затем в Ростов-на-Дону, на казачий круг, художник собирает материал, находит лица, типажи, без которых невозможно прочувствовать событие, увидеть его живым. Здесь он увидел и написал с натуры столь необходимых ему людей – священников, казаков, белогвардейцев. На создание громадной по размерам картины, где изображены десятки людей, цвет Российской империи, которых переполненный корабль уносит на чужбину, ушло четыре года. «Мне хотелось написать не только картину изгнания, но и последний парад великой России во всем ее блеске... Центральными же решил сделать фигуры офицера и монаха, олицетворяющие те силы, которыми всегда была жива и будет жить Россия», – говорит Дмитрий Белюкин.

Программная картина «Белая Россия. Исход» была завершена в 1994 году, имела большой успех. Ее репродукции можно увидеть в учебниках истории, в книгах об эмиграции, на обложке биографии Михаила Булгакова в серии ЖЗЛ. В Центральном музее Вооруженных сил, где она размещена в постоянной экспозиции, у нее часто останавливаются посетители, экскурсионные группы из разных стран.

Картина стала, на мой взгляд, одним из символов 1990-х, когда некое предчувствие гражданской войны апокалиптически ощущалось в российском обществе... Слава Богу, большого кровопролития не произошло. Думаю, и картина Дмитрия Белюкина создавала то духовное поле, которое напоминало о трагедии недавнего прошлого, гасило злость и агрессию.

Художник отмечает, что не смог бы столь остро прочувствовать трагедию Белой России без обращения к судьбам советских ветеранов-«афганцев»: «Разве нет у них чего-то общего с драмой покидавшей Родину Белой гвардии? Нет уже ни той страны, которая послала их выполнить приказ, упразднен флаг, под которым они сражались, обесценены ордена, которыми они гордились...».

Перелистаем графический цикл «Раны Афганистана» (1987), в котором Дмитрий Белюкин с его уникальным мастерством рисовальщика передает пронизывающий контраст: цветущая юность наших отборных ребят – десантников, саперов, мотострелков, и полученные ими в Афганистане при исполнении «интернационального долга» тяжкие увечья. Гнетущие предчувствия охватывали, потрескивали уже скрепы советской сверхдержавы…

А на картине «Начало перестройки» мы видим кладбище советских истребителей-бомбардировщиков Ил-28, оставленных догнивать в чистом поле… «Заросшие бурьяном и полынью эти ряды брошенной техники создавали ощущение какой-то сталкерской «зоны»», – рассказывает художник, написавший это полотно в 1988-1989 годах, когда лишь немногие способны были предвидеть грядущий в 1990-е удар по российской военной мощи...

Да, катастрофичное время выпало поколению Дмитрия Белюкина. Время второго в XX веке крушения государства Российского...

Художник, вдумчивый исследователь, отмечает:

«История современна – все повторяется. Для меня прошлое нашей великой страны живо, все пульсирует: то в одной, то в другой эпохе вспыхивают яркие личности, замечательные по художественной красоте и силе события. Благодарю судьбу, что мне «подсказываются» эти темы и цветовое их решение: я их вижу, а не выдумываю».

1990-е годы стали исключительно плодотворными для Дмитрия Белюкина. Что происходило тогда со страной, мы помним. Шоковые «реформы», «черный октябрь» 1993-го, война в Чечне, убыль населения по миллиону человек в год… Злоба на телеэкранах и площадях, мрачные прогнозы экспертов-аналитиков. Кто-то предлагал уже хоронить Россию.

Что же пишет, причем с огромной энергией, в эти годы Дмитрий Белюкин? Какие темы и цветовые решения ему подсказываются?

Художник разворачивает перед нами целую панораму русских пейзажей. Причем не пейзажей-этюдов, которые пишут увлеченно и много почти все художники, у Белюкина это именно пейзаж-картина, пейзаж-осмысление, обобщение, эпический образ, что подвластно далеко не всем.

«Пейзаж – это самый счастливый жанр. Природа, единение с ней помогают. Ну, а как люди православные, мы знаем, что это и есть помощь Божия», – утверждает Дмитрий Белюкин. Счастье художника, его надежда, его мысль пронизывают зрителя.

Одна из вершин художника – картина «Светлый покой» (1996-1997). Эпический сияющий пейзаж, написанный на любимом художником Валдае. От этой светоносной красоты русской природы веет прямо-таки несокрушимой силой...

А десять лет спустя живописец создает свое самое масштабное пейзажное пятиметровое полотно «Матушка Русь. Ярославль». Скажем сразу – это единственная станковая картина такого размера в истории русской пейзажной живописи!

Мост через Волгу, колокольни, купола и кресты, солнечная панорама, необозримые дали… «Сам не заметил, как Ярославль стал восприниматься мной как обобщенный образ России – Матушки-Руси – скромной, гордой, мужественной в долгие годы лихолетья. Но вечной и торжествующей», – говорит мастер.

К своим 60 годам художник создал в искусстве неповторимый мир, значение которого для российской культуры еще предстоит осмыслить. Ясно одно – это русская классика наших дней, достойное пополнение сокровищницы старых мастеров.

Мир Дмитрия Белюкина поистине грандиозен. Исторические полотна, портреты, пейзажи, цикл иллюстраций к роману «Евгений Онегин». Живописец достиг признания и официального – народный художник России, действительный член Российской академии художеств, и неофициального – персональные выставки, прошедшие во многих городах, от Санкт-Петербурга до Забайкалья, вызвали живейший интерес. На них выстраиваются очереди, люди пишут восторженные отзывы. Эти выставки стали первыми столь масштабными после развала Советского Союза.

В Белгороде митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн перед вернисажем благословил по радио православных посетить выставку Дмитрия Белюкина как душеполезное занятие! Наплыв людей поразил самого художника. Сходная ситуация была в Риге.

Искусствовед Ольга Костина с полным на то основанием отмечает: «В период общественного “разброда и шатаний”, потери социальных и личностных ориентиров, искушений диким арт-рынком художник не только не потерял свою индивидуальность, но и отстоял целое направление в отечественном искусстве».

В творческом методе мастера искусствоведы отмечают стремление к доскональному знанию предмета, максимальной убедительности. А это дает только работа с огромным количеством этюдов, именно так писали В.И. Суриков, А.А. Иванов, И.Е. Репин.

«Вот висит картон, а внизу на полу лежит картина в этюдах. Я каждый кусочек должен написать с натуры. Весь материал, собранный для “Смерти Пушкина”, невозможно было затолкать в картину, но он был необходим мне. То же с иллюстрированием: когда вариантов иллюстраций к «Евгению Онегину» оказалось уже более ста, мне стало легче рисовать», – рассказывает о своем методе Дмитрий Белюкин.

Но зритель не видит этой кропотливой работы. Все на картинах художника омыто живой водой вдохновения. Вот, к примеру, Пушкин в Михайловском в летней рубашке, на фоне цветов, со сверкающими глазами – он словно наш современник, как будто в окошко мы заглядываем в то солнечное утро позапрошлого века…

Светлая душа великого полководца перед нами на картине «А.В. Суворов в Кончанском». С улыбкой, с любовью смотрит Александр Васильевич из окна своего сельского домика на Божий мир… В руке его – четки, на подоконнике – Псалтырь, в красном углу – походные иконы.

«При почитании и любви к Суворову в советскую эпоху, эта, православная сторона жизни полководца не была известна, – поясняет художник. – Он, как и недавно канонизированный Церковью адмирал Федор Ушаков, молился перед боем, говорил: “Неверующее войско учить – что ржавое железо точить”. Мало кто знает об оставшейся без ответа просьбе Суворова к Павлу I об отъезде навсегда в Нилову пустынь. Как писал Александр Васильевич: “Я намерен окончить мои краткие дни в служении Богу”. Однако после опалы в Кончанском Суворова еще ждали великие Итальянский и Швейцарский походы».

Из сумрака веков, в тенях проступает лик Петра Великого, рубившего своим топором и окно в Европу, и корабли нового флота, и головы стрельцов, и вековые устои… Но это он сказал перед Полтавской битвой своим воинам: «А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе для благосостояния вашего».

Несколько работ созданы художником из эпохи XVII века. Это глубокое размышление о стержневой для русской истории проблеме – соотношении власти светской и власти духовной. «Трудно мне, отче!». Молодой царь Михаил Федорович Романов поник было под тяжким государевым грузом... Но с ним его лучший советник – Патриарх, который благодаря стойкости в польском плену обрел в народе высокий авторитет. Фактически именно при Патриархе Филарете оформилось то соотношение власти Царя и Патриарха, которое впоследствии стало восприниматься как идеальное для Православной державы правление “Премудрой Двоицы”».

Есть у Белюкина картина «Осколки». На руинах разгромленной старинной дворянской усадьбы задумчивый деревенский подросток собирает тарелочку из осколков. Мне кажется, и мы стали такими собирателями чего-то нового из осколков и дореволюционной, и советской Руси…

Сегодня очевидно – за прошедшие десятилетия Дмитрий, по сути своей, остался таким, каким был, ни в чем не изменил себе. В его творчестве нет ни одной фальшивой ноты.

Приведу только один пример из многих. В начале 90-х на Западе появился интерес к русскому реализму. И картины Белюкина имели успех, была даже рекордная продажа на аукционе Дрюо в Париже. Однако, как рассказывает художник, «в Париже, как я вскоре понял, мода меняется быстро и, к сожалению, не только на духи, косметику или одежду, но и на искусство. Волна схлынула. Мне галеристы сказали – очень рады с вами сотрудничать, но вот сделайте чуть-чуть порозовее, чуть поголубее, посочнее, поближе к импрессионизму, это сейчас лучше идет. Я сказал им: нет, спасибо, но я как-нибудь уж сам, тихонечко, у себя дома».

…Изучение биографий и судеб однозначно свидетельствует – все в нас заложено поколениями наших предков. Решающие созидательные импульсы – из детства.

Род отца Дмитрия, Анатолия Ивановича Белюкина, заслуженного художника России, мастера книжной иллюстрации – из деревни Кораблинка Серебрянопрудского района Рязанской (ныне Московской) области. Это была большая многодетная семья образованных крестьян, на которых так надеялся П.А. Столыпин. Они читали Библию, выписывали сельскохозяйственные журналы, покупали технику. Однако невероятно тернист был путь русского крестьянина в прошлом веке… Дед Дмитрия, Иван Сергеевич, был арестован в 1937-м, почти 10 лет провел в лагерях.

Одна из самых проникновенных у Дмитрия Белюкина картина «Зеркало» – о коллективизации. В тускнеющем старом зеркале деревенского дома отражаются хозяин, натягивающий на плечи полушубок, и стоящие за его спиной чекисты, пришедшие по его душу. Апофеоз «раскулачивания»…

Анатолий Белюкин в 1942-м ушел добровольцем на фронт, в наградном листе написано: «Неоднократно с оперативными работниками, под огнем противника, выезжал на передний край для уточнения положения частей... С 23 по 29 сентября 1944 г. в боевых действиях разведки в тылу противника огнем автомата убил 3 солдат противника. Тов. Белюкин достоин правительственной награды медаль “За отвагу”».

 «Не пойти в армию, «закосить» по здоровью – в нашей семье о таком не могло быть и речи, – рассказывает Дмитрий. – Отец хотел, чтобы сын все-таки потянул солдатскую лямку, чтобы проверил себя, что называется, на прочность. Хотя очень переживал, нервничал. Ведь война в Афганистане была в самом разгаре. Так что начал я службу в сержантской учебке в Вышнем Волочке, проходил курс молодого бойца без всяких поблажек».

Получив тяжелую травму «при исполнении воинского долга», и попал художник в военный госпиталь. Так что рисовал он израненных «афганцев» вовсе не в творческой командировке. Кстати говоря, каждому из них – и эта деталь о многом говорит – художник подарил авторское повторение портрета.

Наверно, после обращения к самому тяжелому и мрачному в нашей истории периоду Смуты XX века художнику нужен был экскурс в “золотой" пушкинский век, легкий, изящный, беспечный до поры. Там отдыхает душа...

Почему пушкиниана заняла в творчестве художника столь значительное место? Ведь в творчестве мастера случайного ничего не бывает. О роли Пушкина в нашей культуре сказано уже немало. Как известно, умирал поэт не тем вольнодумцем, который в юные годы запальчиво обличал “самовластье” и развлекал приятелей чересчур игривыми строками. Александр Сергеевич Пушкин умер христианином, простив всех, после исповеди и причастия. Его духовный путь, эволюция его взглядов сегодня бесценны для мыслящего русского человека.

Картину «Смерть Пушкина» высоко оценил, заказал ее повторение для музея легендарный хранитель Михайловского Семен Степанович Гейченко. Довольно замкнутый по характеру, он сразу выделил Дмитрия, тогда еще студента 4-го курса, из массы художников, приезжавших в Пушкиногорье, ввел его в свой узкий круг доверенных лиц, часто приглашал на вечернее чаепитие в своей комнате с коллекциями самоваров и колокольчиков, беседовал на равных, делился находками из личного архива.

Еще бы не ценить такого художника-исследователя! Вот, например, одна из составляющих творческого метода Дмитрия Белюкина: «Вживаясь в образ определенной эпохи, изучая интерьер или костюм в библиотеке по старым журналам и книгам, я люблю перерисовывать отобранное в альбом. На первый взгляд, кажется, что это медленно и архаично, проще отсканировать изображение, напечатать и пользоваться им в работе. Можно, конечно, и так, но глаз и рука при рисовании, например, фигурки денди во фраке с жилетом или дамы в вечернем туалете запоминают этот силуэт, даже подсказанную там светскую позу. Уже идет отбор деталей – и в результате «выучивание» конкретного костюма и самого стиля. Я наизусть знаю онегинскую эпоху 10-30-х годов XIX века».

Гейченко видел эскизы иллюстраций к роману «Евгений Онегин», благословил замысел художника. Жаль, не дождался он выхода в свет книги! На мой взгляд, лишь сегодняшняя разорванность русского информационного пространства не позволяет этому циклу обрести широкую популярность, многие просто не имели возможности его увидеть. Это поистине явление в нашей культуре. Наверно, Дмитрия Белюкина пора назвать ведущим пушкинистом в отечественной живописи.

Знаковые работы живописца – портреты Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Как мы помним, Святейший поначалу был настороженно воспринят частью воцерковляющейся России, а ушел он из жизни, обладая колоссальным влиянием во всем мире, завоевав любовь своей паствы.

При нем свершилось второе Крещение Руси, перед его молитвой отступали в 1990-е черные тени Смуты… Писатель Александр Сегень пишет в своей книге о Святейшем: «Всем, кто хоть раз видел Патриарха Алексия II, навсегда запомнились его осанка, отсутствие суетности, духовное спокойствие. У него никогда не бегали глаза, он не совершал резких беспокойных движений, ровно и величественно звучал его голос, слушая который люди чувствовали: в том, что говорит этот человек, – правда».

Включен в книгу из серии ЖЗЛ и портрет работы Д. Белюкина «Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II на Генисаретском озере». Святейшему портрет очень понравился. И он благословил Дмитрия на создание большого натурного портрета, благословил работать во время патриарших служб в алтаре! Высокая честь, полное доверие… Портреты Патриарха, написанные Д. Белюкиным, несомненно, останутся в истории.

…С 1999 года Дмитрий работает в Студии военных художников имени М.Б. Грекова, аналогов которой в мире нет. «Мы – коллектив художников-реалистов, волею судеб оказавшихся в знаменитой Студии. Уровень здесь держат высокий, – рассказывает Дмитрий. – Считаю, что Студия нужна не только Министерству обороны, но и современному российскому искусству. Потому что патриотические картины пишут в основном грековцы. Здесь сохранился островок не только профессионального мастерства, но и любви к Отчизне, к военным подвигам России».

Много лет назад журнал «Воин России» попросил меня подготовить очерк о Дмитрии Белюкине, который я завершил его же словами: «Нашими святыми и пророками предсказано неизбежное возрождение России. Я, как и многие другие, верю в это». Не так давно спросил его: что бы он сказал сегодня?

«Конечно, тогда казалось, что все будет побыстрее... – ответил он. – Как молоды мы были… Однако мы люди православные, уповаем на Промысел Божий, и не в наших возможностях, конечно, видеть все пути и знать все сроки.

Если только о негативе думать, можно просто перегореть. Я тут особо нового, наверно, ничего не скажу. Будет ли хуже, не будет ли хуже, надо делать свое дело. Я от своей работы, сделанной качественно, добротно, получаю большое удовлетворение и радость. Думаю, что каждый профессионал в своей области ощущает то же самое. То, что мое искусство нужно людям, вселяет и силы, и уверенность».

В эти дни в Российской Академии художеств на Пречистенке проходит юбилейная выставка народного художника России Дмитрия Анатольевича Белюкина. Советуем посмотреть! Здесь представлены как широкоизвестные, так и новые работы мастера.

Смотришь на великолепные пейзажи из серии «Святые места Православия» и думаешь: спасибо художнику, как еще смогли бы мы увидеть такое! Например, «Панораму восточного побережья Афона с монастырем Ставроникитой и кельями». Доброе отношение не только русских монахов Свято-Пантелеимонова монастыря, но и греков монастыря Ватопед к гостящему у них художнику позволило Дмитрию найти натуру и сделать этюды с рыболовного монастырского катера.

Художник продолжает исследование и изображение в масштабных полотнах эпохи русского XVII века («Венчание на царство М.Ф. Романова», «Охота на медведя при А.М. Романове» и другие). Показывает нам свое видение знаковых событий отечественной истории: «Битва при Молодях в 1572 году», «Совет в Филях», Ангелы с моря. Подвиг русских моряков в Мессине в 1908 году».

Потрясающее впечатление производит зал «Дуэль Пушкина». Как будто воочию видим мы эту трагедию. Вот Данзас даёт команду сходиться, вот звучит роковой выстрел…

Завершает экспозицию эпический триптих «Конец Третьего рейха». Как признается сам художник «Ни одна моя картина не создавалась так драматично и не изменялась так сильно в процессе работы, как эта…».

Особая требовательность живописца к себе обусловлена его отношением к той нашей Победе: «Всех в сорок пятом переполняла огромная радость (об этом мы слышали рассказы очевидцев), невероятная гордость за свою страну, такие вырастали крылья, что по силам казалась любая цель – личная, и не отделённая от цели Державы. В таком порыве соборности страна непобедима! Не случайно такой размах и почитание получил «Бессмертный полк».

Одной из точек опоры в нынешнее тревожное время остаётся для русского человека, для нашего общества и искусство художника Дмитрия Белюкина.


Фото – по материалам сайта Д.А. Белюкина

Специально для «Столетия»


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..