Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
4 мая 2024
«Писатель на дереве»

«Писатель на дереве»

К 100-летию со дня рождения Итало Кальвино
Ирина Баранчеева, Рим
12.10.2023
«Писатель на дереве»

Итало Кальвино – одна из самых ярких и значительных личностей в мировой литературе XX века. Человек обширных знаний, серьезно интересовавшийся не только гуманитарными науками, но и биологией, и астрономией, хорошо знакомый с музыкой и кино, он оставил нам свой особенный, парадоксальный и фантастический мир, который кажется продолжением на итальянской почве литературного мира Гоголя.


К нынешнему юбилею писателя в Италии и за рубежом подготовлен целый ряд инициатив: от выставок и спектаклей до конференций и симпозиумов с участием не только литераторов и литературоведов, но и ученых, историков, антропологов, геологов, архитекторов, даже видеоредакторов, что лучше всего свидетельствует о богатстве и многогранности творческого мира этого удивительного мастера.

Итало Кальвино родился 15 октября 1923 года на Кубе, где его отец-агроном руководил экспериментальной лабораторией по выращиванию сахарного тростника. Мать будущего писателя была ботаником и первой в Италии женщиной-доцентом, возглавлявшей кафедру в Университете Павии, поэтому можно сказать, что любовь к науке была у Кальвино в крови.

В 1925 году семья вернулась в Италию и поселилась на родине отца в Сан-Ремо, в котором в то время жило много англичан и была большая русская колония, состоявшая в основном из представителей аристократии, бежавших от революции.

Возможно, воспоминание об этих русских людях, таких далеких от окружавшего их мира и чуждых действительности, способствовало рождению эксцентричных героев Кальвино, которые тоже «не от мира сего».

Окончив лицей, юный Итало поступил на аграрный факультет Туринского университета, хотя его все больше и больше привлекала литературная деятельность. Он хорошо рисовал и начал публиковать свои юмористические рисунки, шаржи и карикатуры в различных изданиях, а затем писать небольшие рецензии на новые фильмы и даже пробовать себя в драматургии.

Однако его литературная карьера приостановилась из-за войны: в январе 1944 года Кальвино вместе с младшим братом Флорианом вступил в один из партизанских отрядов подразделения «Гарибальди», понимая, что он должен действенно способствовать освобождению своей страны от нацистской оккупации. Его подпольная кличка была Сантьяго в честь деревушки рядом с Гаваной, где он родился. Об этом периоде он рассказывал в одном письме к другу: «Я прошел через неописуемые опасности и испытания, узнал, что такое тюрьма, и бежал из нее; много раз я был на грани смерти, но я доволен всем, что сделал, и доволен тем опытом, который получил…».

После войны Кальвино окончательно выбрал литературное поприще, хотя полученные знания в точных науках помогут ему в дальнейшем создать по-настоящему оригинальные произведения. В 1947 году вышел его первый роман «Тропой паучьих гнезд», рассказывающий о войне и партизанском опыте, а два года спустя сборник рассказов «Последним прилетает ворон».

Хотя эти произведения написаны в стиле неореализма, но некоторые критики сразу же уловили в них черты будущего, парадоксального и фантастического Кальвино. Особенно они заметны в романе, где повествование о войне ведется от лица десятилетнего ребенка.

В 1951 году писатель посещает СССР, делая путевые заметки, которые затем публиковались на страницах газеты «Унита». В том же году он пишет роман «Уполовиненный виконт», который открыл новый период в его творчестве и принес ему широкий успех.

Этот роман стал первым в фантастической трилогии «Наши предки», которая, пожалуй, остается самым ценным капиталом в творческом наследии писателя. Герой романа виконт Медардо получил серьезное ранение на войне с турками, поэтому в замок возвращается только одна его половина (злая), а вторая половина (добрая) появляется чуть позже. Однако в конце романа, после многочисленных и самых невероятных перипетий, удается соединить две половины в одно целое и виконт снова становится самим собой, то есть мудрым и рассудительным человеком.

Если в этом романе писатель размышляет о добре и зле, давая понять, что никто не обладает абсолютной правдой и необходимо быть терпимым к мнению другого, и в конечном итоге все, как в сказке, заканчивается хорошо, то два последующих романа трилогии носят пессимистический характер.

Italo Calvino disegno per Il barone rampante.jpg

Герой романа «Барон на дереве» (1957) Козимо Пьоваско ди Рондо еще мальчиком, поссорившись с родителями из-за вареных улиток, которых подавали к обеду каждый день, забирается на дерево и дает клятву больше никогда не спускаться на землю. Среди ветвей он проводит свою жизнь, полную приключений, а под конец, уже старый и порядком уставший от такой жизни, не желая нарушать клятву, хватается за канат пролетающего мимо монгольфьера и исчезает в морской дали...

В третьем романе «Несуществующий рыцарь» (1959) писатель пошел еще дальше – его герой... просто не существует, но умеет силой воли и верой в свое дело одушевить пустые рыцарские доспехи и добиться побед. Однако при охвативших его сомнениях тут же исчезает и оставляет доспехи пустыми.

Читая эту невероятную, феерическую прозу, невольно вспоминаются «Петербургские повести» Гоголя. Разница, лишь в том, что в своих произведениях классик русской литературы говорит об ответственности писателя перед обществом, потому что он «вышел из дома в светлых праздничных одеждах», тогда как Кальвино приходит к выводу, что писатель в XX веке оказывается лишним, непонятым и может жить только вне действительности.

Он много размышлял над местом интеллектуала в потребительском обществе и пришел к неутешительному выводу, что тот бессилен что-либо изменить в существующем порядке вещей.

Многие исследователи творчества Кальвино видели в его героях зашифрованный портрет самого автора, которого один критик даже назвал «писателем на дереве». Кальвино, как и его герои, старался укрыться в воображаемом мире. В романе «Незримые города» (1972) Марко Поло рассказывает Кублай-хану о городах его империи, которые посетил путешественник… но которые существуют лишь в его воображении. А роман «Если однажды зимней ночью путник...» (1979) написан по образцу «Тысячи и одной ночи», где каждая из новелл, начинающаяся словами, вынесенными в заглавие романа, заканчивается на самом интересном месте… но без продолжения.

Создается ощущение, что писатель хотел этим сказать, что все великие романы уже написаны, все интересные истории рассказаны, и современному автору не остается ничего иного, кроме как играть со словами, выдумывая новые головоломки, чтобы развлечь пресытившегося читателя.

Герой его последнего романа «Паломар» (1983) – это «альтер-эго» самого автора, которому больше не удается контактировать не только с окружающей действительностью, но и со своими домашними. По сути, это все тот же «несуществующий рыцарь», каким и был Кальвино, только вместо арматуры он скрывался за листом бумаги. Когда же его вера в собственную миссию начала ослабевать, он тоже исчез... Оставив нам свои произведения.


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.


Эксклюзив
02.05.2024
Людмила Чумаченко
Записки одесситки
Фоторепортаж
02.05.2024
Подготовила Мария Максимова
В Парке Победы на Поклонной горе проходит демонстрация трофейной западной техники


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.