Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 апреля 2024
«Нас бросают то в огонь, то в воду…»

«Нас бросают то в огонь, то в воду…»

Северные сказы и сказки художника Сергея Сюхина
Нина Катаева
25.08.2017
«Нас бросают то в огонь, то в воду…»

С 14 августа по 5 сентября в Музее современного искусства на Петровке, в рамках VIII Славянского форума изобразительных искусств «Золотой Витязь», открыта персональная выставка архангельского художника Сергея Сюхина «Врата памяти». В двух залах представлены его живописные и скульптурные работы, а также удостоенная многих наград книжная графика.

Живописные работы художника посвящены родной северной стороне. Родился Сергей Сюхин в селе Пучуга Верхнетоемского района, в 400 км от Архангельска. И – так сложилось – где родился, там и сгодился. В юности уезжал учиться художеству в подмосковное Абрамцево и во Львов, долгие годы жил на два дома – в Архангельске у художника большая мастерская, и город теперь невозможно представить без хоровода его скульптур на пешеходной улице Чумбаровке, в 90-е уезжал на пять лет работать в Осло. Много времени и сейчас приходится проводить в областном центре, но большую часть года они с женой живут в Пучуге, в своей усадьбе. А по соседству стоит столетний дом предков, обветшавший, но такой дорогой его сердцу, и это многочисленные двери дедова дома, с ручками, пращурами кованными, подарили художнику образ «врат памяти».

Через призму этих «врат» вы и будете смотреть на все его картины, в основном, с зимними северными пейзажами. Вот замерший лунный пейзаж, где над заснеженными домами вертикальными столбами в морозном воздухе уходит в небо дым, вот вечерняя прогулка с женой, а вот – воспоминанием о детстве – катание с ней же на коньках по замерзшей речке. На забавном холсте – под лубок, художник подносит гостинец – большой кусок сыра проголодавшейся вороне. А на большом полотне «Я вернулся» живописец изобразил человека на лыжах, который замер перед открывшимся ему лунным простором: это тот самый повзрослевший мальчик, которого увидим во втором зале.

Мягкий юмор, которым пронизаны многие работы, граничит с серьезной нотой: с огромной любовью и теплотой автор показывает волшебный северный мир, совершенно «особый мир людей и природы, который там сохраняется, как бриллиант», по замечанию скульптора Салавата Щербакова. «В этой северной Руси, в монастырях и старцах живет особая душа, – сказал он. – Потому и невозможно вытравить из нас понимание того, кто мы есть». Неслучайно сам Сергей Сюхин называет северян наследниками таинственной Гипербореи.

«Врата памяти – та самая сакральная нить, которая оставляет глубокий след в душах дедов и внуков, связывая их, – убежден художник. – Движение истории непрерывно, и через эти врата уходят цивилизации, системы, наши предки, уходим мы сами. Важно помнить об этом».

Вы увидите портреты близких людей живописца, его отца и брата, следы на снегу от ушедшего на войну деда, которого внук никогда не видел, силуэт уходящей бабушки... А потом и сами врата увидите – расписаны они местным умельцем – прямо по дереву, и роспись эта зовется Пучужской.

С открытием выставки Сергея Сюхина поздравили представители московского Поморского землячества, Фонда Олега Дерипаски «Вольное дело», экс-замгубернатор Архангельской области Тамара Румянцева, которая напомнила, что скульптурные работы Сюхина широко известны по всему Русскому Северу – памятник Северным конвоям, монумент «Создателям ядерного щита России» в поселке Белушья Губа на Новой Земле, архангельские памятники. Выставку посетили президент Российской Академии художеств Зураб Церетели и глава фракции «Справедливая Россия» Госдумы Сергей Миронов, который отметил «трагизм Руси уходящей» на картинах художника, а также его «неиссякаемый оптимизм». «Я горд и счастлив, что фестиваль «Золотой Витязь» жив, и хочу пожелать его президенту Николаю Бурляеву всегда стоять на страже нашей культуры и нашего образа жизни», – сказал он.

В центре второго зала – три скульптуры в миниатюре: северный художник в распахнутом тулупе, шапке-ушанке и валенках, с палитрой руке, творит у мольберта, несмотря на мороз; колоритен северный сказочник Степан Писахов, приземистый, как гриб-боровичок, в шляпе, с авоськой, полной свежей рыбы – похоже доволен, что иллюстраций его сказок больше всего на стенах; а персонаж, которого встречаю впервые на выставке – «Бывший первый парень на деревне» - призадумался над растянутой гармонью, грустно ему, что и его удаль и молодость утекли через врата.

Ну а книжная иллюстрация – стихия Сергея Сюхина, на этом Лукоморье он, как рыба в воде. Зачином к выставочным экспонатам – картина «Моя деревня», где мальчик, взобравшись на высоченную сосну, обозревает родную округу. Это Сергей-подросток, это ему однажды открылась с высоты птичьего полета диво-дивное, средь которого раскинулась его деревушка. Именно тогда в нем проснулся художник, а пережитой восторг навсегда стал жизненным камертоном. На выставке экспонируются иллюстрации к сборнику «Палей и Люлех» («Детская литература»,1989), где под одной обложкой собраны сказы Павла Бажова, Степана Писахова, Бориса Шергина, Михаила Кочнева, Евгения Пермяка. Главный художник издательства Борис Диодоров тогда уже просто отчаялся найти иллюстратора для этих сказов, когда явился к нему художник с Севера.

Образы, которые москвичам нужно было искать в библиотеках и краеведческих музеях, у Сергея жили в душе. «Я просто доставал их оттуда и рисовал», – сказал он.

Тогда впервые и вышли из-под кисти художника персонажи контрастных по натуре северных сказочников – Бориса Шергина – Сергей называет его «кудесником – тонким, нежным, изящным, серебряным», и – Степана Писахова – «мазурика, хохотуна и богохульника». Появилась Хозяйка Медной горы с обликом его жены Веры, нетипичной северянки – брюнетки с греческими чертами лица. Возникли и Палей с Люлехом из сказов Михаила Кочнева, по слогам имен которых стали называть знаменитый ивановский промысел – Палех.

За этот сборник Сергей Сюхин получил диплом Всесоюзного конкурса искусства книги в Москве. И Диодоров предложил художнику проиллюстрировать еще одну книгу – тульского сказителя Ивана Панькина «Легенды о мастере Тычке». Сергей блестяще справился и с этой работой, ему был интересен сюжет: писатель изобрел нового персонажа, мастер Тычка был никем иным, как младшим братом Левши, изумившего английский двор тем, что подковал блоху. Младший братец тоже не промах, самому Петру Первому отвесил люлей, когда приключилась у них перепалка. Иван Панькин был в восторге от иллюстраций, книга получила массу наград, и он смело преподнес ее самому Сергею Михалкову.

«Сказки» Степана Писахова с иллюстрациями Сергея Сюхина изданы не так давно, и художник говорит, что с трудом выбрал 20 сказок, которые были без богохульства. «И то батюшку, который принял на грудь, нарисовал так: когда гуси подняли его высоко в небо, ему стало радостно оттого, что он «приблизился» к Богу. А так у него в каждой сказке, во второй половине, жена начинает мужа бить, городовой и батюшка – непременно воры, пьяницы, дураки, но народу, увы, это нравится. Посмотрите на наше ТВ – «ржачка» полностью завладела публикой. Полностью переделал я и главного персонажа «Сказок» – северного сказителя Сеню Малину. Обычно его изображали дедушкой-старпером, а я нарисовал его крепким рыжим бородачом.

Усилил те вещи, которые мне у Писахова нравятся: удаль русского мужика, который, будучи на грани фола, все равно выйдет победителем, оседлает любую преграду.

Вы же видите – он и дров без топора нарубит, и волков перехитрит, и на бревне летает, и спит вполглаза, и с медведем в обнимку в телеге проедет, и в яблоньку превратится».

А в главном сюжете Сеня седлает огромного налима, вынырнувшего из проруби, и взлетает над рекой. По этому сюжету Сергей сделал скульптуру «Архангельского мужика на налиме», которая установлена на улице Чумбаровке в Архангельске. Скульптуру обожают жители города и туристы, местные любят с «мужиком» разговаривать, причем, кто чьи черты в нем усматривает. Один подходит – «Здорово, Серега!» – это про Сюхина. Другой может совсем по-другому к нему обратиться. Всего памятников на Чумбаровке семь. И составляют они, как говорит художник, «духовную дугу, благодаря которой, вся улица начала звенеть шелестом русского северного духа. Создалась аура, которая очень важна для восприятия скульптуры в городе». Есть там скульптуры Шергина и Писахова, Козьмы Пруткова, посвящение жителям военного Архангельска. А началось все с «Берегини», единственного в мире памятника женам.

Спрашиваю, что Сергей Никандрович больше всего ценит в женщинах, и слышу в ответ: «Женственность, верность, чувственность и тепло, трудолюбие и нежность – все то, что было в наших бабушках. Мужики же все время или на поле брани и или в отхожем промысле, как у нас в Беломорье, на зверя ходили, и если они знают, что такая берегиня ждет их дома, они все перенесут, всех победят и приползут к ней даже полуживые, но с добычей в зубах. Такая и жена моя, берегиня, и облик у нее удивительный – чисто греческий, а то на севере принято думать, что все русские люди курносые и русые. А моя Вера брюнетка и, как Пушкин говорил: женщину надо найти с прямым носом, маленькими ручками и ножками, вот это она и есть. Мы вместе в школе учились… А памятник женам – единственный в мире».

По Писахову у художника готова к изданию еще одна книжка – «Архангельска богатейка». Кто не знает присказки «Спи-отдыхай!», с которой поп нанимает работницу, загружая ее обязанностями, на выполнение которых и сорока восьми часов в сутках не хватит. Сказ представляет собой вариацию пушкинской «Сказки о попе и работнике его Балде», только здесь девушка убегает от попа, а ей вслед раздается: «Да ведь, девка, не даром. Деньги платить буду. Кажной год по рублю! Сама подумай. Сто годов – сто рублёв. Богатейкой станешь!»

В черно-белой графике проиллюстрированы у Сюхина роман «Дом» Федора Абрамова и рассказы Виктора Астафьева. Художник называет писателей «великими мужиками» и рассказывает, что смолоду мечтал «прикоснуться» к их творчеству. «Они проложили свою дорогу в искусстве, а я уж по их дорожке рядом свою тропочку протаптываю, но в том же духе». Настольными в доме Сюхина считаются книги Шмелева, Шергина и Лескова. Также своими духовными учителями художник чтит Валентина Распутина и Владимира Крупина, с которым познакомился в свое время в Мурманске, на Днях славянской письменности. Крупин был в то время главным редактором журнала «Москва», и Сергей Сюхин стал участником писательских посиделок в редакции журнала на Арбате. «Как же много я от них впитывал, для меня эти встречи имели такое же значение, как те часы, которые проводил у себя в деревне, на природе. Она и была главным учителем – природа Русского севера, родная милая сторонушка. А живописи учился у Васнецова и Сурикова. Нередко в их адрес можно услышать стеб, но это величайшие художники. Суриков – гигант, у него в каждом мазке столько энергии и цвета, сколько его хулителям в ста картинах не создать. А Васнецов сотворил свой стиль, очень меня он радует.

Так что задача у меня такая – главное, чтобы нить русского духа не прерывалась, а нас бросают то в огонь, то в воду, чтобы мы все забыли, перестали быть собой.

Вот я, как могу, узелками и связываю эту нить…»


Заслуженный художник России Сергей Сюхин родился 2 апреля 1952 года в селе Пучуга Верхнетоемского района Архангельской области. Окончил Абрамцевского художественное училище им. В.В. Васнецова и Полиграфический институт им. И. Федорова. Работы были представлены на многих персональных выставках, в том числе в Норвегии и Германии. Почетный член Ломоносовского фонда, член Совета по культуре города Архангельска. Лауреат премии им. М.В. Ломоносова, обладатель Большой медали РАХ, призер Славянского форума изобразительных искусств «Золотой Витязь»-2016.



Специально для «Столетия»


Статья опубликована в рамках социально значимого проекта «Россия и Революция. 1917 – 2017» с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 08.12.2016 № 96/68-3 и на основании конкурса, проведённого Общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров».




Эксклюзив
16.04.2024
Андрей Соколов
Как наша страна призналась в расстреле польских офицеров, которого не совершала
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.