Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 марта 2024
Легендарное турне

Легендарное турне

Заметки о фильме «Одиннадцать молчаливых мужчин»
Валерий Бурт
24.03.2022
Легендарное турне

О триумфальном турне футболистов московского «Динамо» по Великобритании поздней осенью 1945 года написано немало. Недавно эти события нашли отражение и в фильме «Одиннадцать молчаливых мужчин», снятом режиссером Алексеем Пимановым по сценарию Олега и Владимира Пресняковых. Картина яркая, экспрессивная, остросюжетная. А когда по экрану уже плывут заключительные титры, зрители начинают размышлять. И гадать: а так ли было на самом деле?

Выражение «Одиннадцать молчаливых мужчин» впервые употребил политический обозреватель Юрий Жуков. Впрочем, и само турне «Динамо» носило во многом политический оттенок. Посланцам великой державы, разбившей в пух и прах армаду Гитлера, предстояло доказать, что ее представители сильны духом не только на бранном поле, но и в футбольных баталиях. О победах над британцами – недавними союзниками – русские парни не загадывали, но они подразумевались. О них наверняка говорил, напутствуя динамовцев, маршал Климент Ворошилов, курировавший спорт.

Но этого в фильме нет. Как не видно и молчаливых футболистов. В картине они, наоборот, очень раскованны. Словно это не робкие граждане СССР, впервые выехавшие за границу, а говорливые испанцы, французы или итальянцы. Игроки «Динамо» смеются, балагурят, да и облик у них совсем не «советский».

В реальности динамовцы, появлявшиеся на улицах Лондона, Кардиффа, Глазго в одинаковых синих пальто и шляпах, держались очень скромно. В отличие от поведения на поле.

Они ошеломили хозяев своей напористой игрой, в которой превалировали быстрые, точные передачи. Как писала одна из газет, «своими выверенными до дюйма пасами, сменой позиций и слаженной скоростной игрой русские сделали клоунов из заторможенных англичан».

К слову, сама игра, острые моменты, броски вратарей, дриблинг форвардов и прочие атрибуты футбола показаны в фильме прекрасно. Впечатляет и панорама британских городов. Они сняты настолько достоверно и со вкусом, что создается полная иллюзия документальной съемки. Иллюзий в фильме, надо сказать, вообще немало. Но, к сожалению, есть и те, что подменяют реальность. Но о них позже.

…Едва ли не самое лучшее литературное произведение о 33-дневной эпопее«Динамо» – книга английского историка и журналиста Дэвида Даунинга «Пассовочка». Автор долго и тщательно работал в архивах и извлек на свет массу интересных подробностей. Читали ли эту книгу создатели фильма «Одиннадцать молчаливых мужчин»? По некоторым штрихам кажется, что да. Однако у них предостаточно и своих «версий»…

В отличие от стеснительных подопечных главный тренер «Динамо» Михаил Якушин держался уверенно. Отчасти, наверное, потому, что уже бывал за границей – в 1936 году он в составе сборной Москвы провел товарищескую игру в Париже с местным «Рэсингом» и забил гол французским профессионалам.

В фильме Якушин (Павел Трубинер) выглядит непререкаемым авторитетом. Однако он не диктаторствует, не давит на игроков, позволяет им импровизировать. Вот только восторгаться игрой известного актера не приходится. В нем видится не знаменитый тренер из прошлого времени, а просто симпатичный человек из настоящего.

Петр Крайнов, исполнивший роль радиокомментатора Вадима Синявского, в фильме много говорит и постоянно улыбается. В жизни его герой действительно был прост в общении, но в фильме он – нарочито свойский, даже гламурный. На его лице не видно следов тяжелого ранения, которое Синявский получил в 1942 году во время репортажа из осажденного Севастополя: рядом с ним раздался взрыв, он был тяжело ранен в голову и потерял левый глаз…

Упомянутый Даунинг в одном из интервью говорил, что радиокомментатор«выглядел настоящим селебрити. У журналистов создалось ощущение, что ему было позволено намного больше, хоть он и не злоупотреблял своим статусом».

Даунинг не ошибся – Синявский пользовался расположением Сталина. Но не Иосифа Виссарионовича, а Василия Иосифовича. Сын вождя не только любил футбол и хоккей, но и организовал команды ВВС по многим видам спорта. Сталин-младший привечал талантливых и неординарных людей – Синявский тоже был из этой когорты.

Уместно было бы, наверное, воспроизвести в фильме неповторимый голос Синявского. Когда он вел репортажи о матчах «Динамо» из Великобритании, весь Советский Союз замирал у радиоприемников. Даже домохозяйки бежали на знакомый голос, забыв о кипящих кастрюлях и скворчащих сковородках.

Это – частности. Главное – в другом. Фильм «Одиннадцать молчаливых мужчин» повествует о реальных событиях, и, по идее, авторам следовало бы придерживаться реальных фактов, свидетельств очевидцев. Да, они имели право что-то домыслить, прибавить добавить для остроты зрелища. Однако в картине чересчур уж много фантазий, часто безудержных. Выражаясь футбольным языком, кинематографисты нередко попадали в офсайд…

В картине игроков советской команды окружают чуть ли не сплошь сомнительные личности. Это, в первую очередь, подпольные букмекеры. Банду негодяев возглавляет некто Пеппер, сержант Королевских ВВС (Андрей Чернышов), большой любитель яблок и апельсинов. В его цепких лапах оказывается даже звезда британского футбола, форвард «Челси» – Томми Лоутон (Глеб Гервассиев). Наверняка реальный футболист перевернулся бы в гробу, узнав, что был связан с криминалом.

Со злодеями расправляется не полиция, а… бесстрашная атташе по культуре посольства СССР в Лондоне Виктория Стрелкова (Евгения Лапова), у которой за ангельской внешностью скрываются и в нужный момент открываются навыки суперменши. Она быстро и ловко нейтрализует бандитов.

Кроме Стрелковой, в фильме фигурирует Александра Елисеева (Софья Шуткина), которую создатели картины зачем-то сделали «сотрудницей спорткомитета», хотя на самом деле она была переводчицей. Эта единственная в советской делегации женщина за свое сдержанное поведение получила у британских журналистов прозвище Alexandra the Silent, то есть Александра Молчаливая. Впрочем, в фильме эта красавица не очень-то старается держать язык за зубами.

Всеволод Бобров (Макар Запорожский), взятый в «Динамо» из ЦДКА для усиления команды, оказывается заметен в фильме больше не своим мастерством, а бурным романом с лондонской журналисткой Эбби (Алена Коломина). Она пытается уговорить Боброва остаться в Лондоне…

Молодые зрители просто не представляют, что бы на самом деле могло случиться с игроком на родине, если бы он осмелился на подобное романтическое приключение. Во-первых, это связь с иностранкой, во-вторых, с дочкой русского эмигранта, а значит, «врага народа». Все вместе – это измена Родине. Лет 25 лагерей футболисту были бы обеспечены!

Есть в фильме и другие сомнительные эпизоды. Например, как динамовского вратаря Алексея Хомича (Роман Курцын), за свои неимоверные прыжки и полеты прозванного Тигром, пытаются переманить на Запад. Эта ситуация невозможна была в принципе, потому что советские футболисты были патриотами своей родины. К тому же после Второй мировой войны в Европе не было еще суперклубов с солидным бюджетом. Они появились позже, в середине 50-х годов. И футболистам там, в том числе в Великобритании, платили довольно скромные деньги.

Подивившись этим и другим несуразностям, поймал себя на мысли, что кинематографисты – не только в этой картине, но часто и в других – рассматривают прошлое с позиций сегодняшнего дня. Так, они считают, что в суровую сталинскую эпоху в СССР человек был волен играть в любой команде, влюбляться в кого угодно, свободно выезжать за границу и так далее. И по таким вот фильмам многие молодые зрители «изучают» историю своей страны!

Обилие вымысла в фильме «Одиннадцать молчаливых мужчин» кажется излишним. Ведь в турне «Динамо» и без того было предостаточно любопытных событий.

Интерес к игрокам с буквой «Д» на футболке был неописуемым. Никогда еще к гостям в Великобритании не относились с таким безумным интересом, как к ним. Словно на Британские острова высадилась не команда из таинственной Страны Советов, а загадочные инопланетяне.

С «Динамо» сыграли четыре команды – лондонские «Челси» и «Арсенал», «Кардифф Сити» и «Глазго Рейнджерс» (две победы, две ничьи при соотношении мячей – 19:9). Однако встретиться с москвичами выразили желание аж 34 (!) команды. «Хвосты» за билетами на футбол в Глазго протянулись на несколько километров.

Счастливцы, отходившие от касс с вожделенной бумажкой в руке, падали с ног от усталости – они простояли в очереди 16 (!) часов, т.е. два рабочих дня!

Чтобы увидеть игру советских футболистов, болельщики сносили ворота стадиона – так было в Лондоне; форсировали железную дорогу, где проходил кабель высокого напряжения, чтобы забраться на стадион «Стэмфорд Бридж» с тыльной стороны. Люди врывались в дома, откуда было видно поле, влезали на заборы и даже вскарабкались на застекленную крышу арены. Покрытие, не выдержав тяжести сотен тел, рухнуло. К счастью, обошлось без жертв.

Британские журналисты давали динамовцам «своеобразные» характеристики. По их словам, футболисты из СССР были абсолютно бесстрастные существа. Они могли только тренироваться и играть. Вечером футболисты якобы закрывали двери, пили водку, закусывали черной икрой и пели песни под балалайку. Одна из газет писала, что в гостиницах, где останавливались динамовцы, выделялась особая комната с «телефоном прямой связи» для мгновенной передачи результата игры «куда надо».

Динамовцы поразили хозяев огромными запасами еды, которую привезли с собой. «Красная и черная икра в щедрых количествах выставляется на каждый прием пищи. И даже на завтрак», – с завистью писала газета «Ивнинг Стэндарт». Это было голодное послевоенное время, и британцы питались по карточкам…

Но главной была игра, в которой «Динамо» оказалось неподражаемо. Может быть, москвичи играли так здорово, потому что даже вдалеке от Москвы чувствовали на себе взгляд Сталина? А когда портрет вождя оказывался рядом, футболисты вообще были неудержимы. На трибуне стадиона «Ниниан Парк» в Кардиффе хозяева выставили портрет Сталина, украшенный цветами. И «поплатились» за это – динамовцы забили в ворота соперников десять мячей!

…В фильме «Одиннадцать молчаливых мужчин речь» рассказано о трех матчах динамовского турне. Четвертая игра почему-то вообще испарилась – о ней ни слова, ни намека. На заключительных кадрах самолет взлетает с пустынного аэродрома в Великобритании и берет курс на Москву. Оставляя искушенного зрителя наедине со своими мыслями. Он невольно начинает вспоминать ранее слышанное, сравнивать, делать выводы.

Нужно ли было так сильно напрягать свою фантазию сценаристам и режиссеру? Вопрос спорный. Но бесспорно лишь то, что фильм,в целом, получился ярким – пусть и не стал рассказом об историческом событии, а лишь его версией.

Определенная часть зрительской аудитории, не знавшая, какова документальная правда, с аппетитом съела это «острое» блюдо. Другие – сомневающиеся и любопытствующие – обратились к первоисточникам и узнали немало интересного о том легендарном турне. Именно они оказались в выигрыше – им запомнится и увиденное, и прочитанное.

…В фильме форвард «Динамо» Бесков (Дмитрий Белоцерковский) постоянно думает о Валерии (Ольга Лерман), с которой познакомился накануне турне. В подарок девушке футболист везет роскошные красные туфли. Честно говоря, я опасался, что и это окажется выдумкой. Но, к счастью, ошибся. Так было и в жизни.

Реальный Бесков привез реальной Валерии модные туфли и пластинки с песнями Александра Вертинского и Петра Лещенко.«В тот день, когда "Динамо" вернулось из Англии, я поехала к Косте на Рогожскую заставу, его мама пирогов напекла, – рассказывала спустя много лет Валерия Бескова. – Сидели до ночи. Потом смотрю на часы – пора домой. Конец 1945 года – тогда свирепствовала банда "Черная кошка", и вся Москва дрожала от ужаса. Но с Костей я ничего не боялась. Далеко за полночь выскакиваем с ним из дома – на улице ни души, трамвай давно не ходит. Стужа, а я в капроновых чулочках, пальтишко коротенькое. Чтобы не замерзнуть, бежали до Колхозной площади и озирались – нет ли "Кошки"»?

А Бесков в тот момент, может быть, вспоминал, как резво уходил от чужих защитников и своими мощными ударами повергал в молчаливую печаль заполненные до отказа британские стадионы…


Специально для «Столетия»


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..