Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 апреля 2024
Кровь генерала Келлера

Кровь генерала Келлера

Рецензия на книгу «Белые воины» (Граф Келлер)
Александр Репников
09.04.2007

Пятая книга серии "Белые воины" (Граф Келлер). М., 2007) посвящена человеку, чье имя мало известно в современной России. Федор Артурович Келлер (1857-1918) - участник русско-турецкой и Первой мировой войн - был одним из немногих высших офицеров, сохранивших верность присяге, данной государю и не проявивших слабости и малодушия в февральско-мартовские дни 1917 года.

В первую очередь обращает внимание необычный объем книги - 1142 страницы! Большую ее часть составляет работа историка С.В. Фомина "Золотой Клинок Империи…" из четырех частей. Первая - традиционно посвящена родословной главного героя повествования. Воинские традиции рода, особое понимание Чести и Долга – все это, несомненно, повлияло на Федора Артуровича, появившегося на свет 12 октября 1857 года в Курске. Уже ребенком "будущий офицер привык чтить Царя и любить Родину". Келлер учился в приготовительном пансионе старейшего Николаевского кавалерийского училища. Обстоятельства его досрочного выпуска были связаны с началом русско-турецкой войны (описанию ее причин, как явных, так и скрытых, хода и результатов отводится значительное место).

Вторая часть книги – о воинской службе графа. Прапорщиком, чью грудь украшали два солдатских Георгия, он возвращается с войны в Россию. Келлера, которому в ту пору было едва за двадцать, переводят в гусарский полк, он становится корнетом. В феврале 1881 года его производят в поручики. О том, что Федор Артурович пользовался авторитетом среди сослуживцев и уважением со стороны начальства говорят его назначения полковым адъютантом, членом полкового суда и членом суда общества офицеров.

14 лет прослужил он в полку. Затем произведен в подполковники, переводится в 24-й драгунский Лубенский полк и отбывает в Кишинев. В мае 1901 года его производят в полковники с назначением командиром Крымского дивизиона, в феврале 1904-го полковник Келлер назначается командиром 15-го драгунского Александрийского полка, шефом которого через пять месяцев стала императрица Александра Федоровна.

Служивший в этом полку Г.К. Маннергейм писал: "По традиции полк может погибнуть, но не сдаться. Войсковая часть расквартирована в Калише, на границе с Пруссией. Привилегией является то, что в случае войны он первым вступает в соприкосновение с врагом".

Третья часть работы посвящена событиям Первой мировой (Великой) войны, ставшей для Келлера "своего рода экзаменом: чему за отпущенное мирное время он сумел научить вверенную ему дивизию, каков он сам командир".

В конце 1916 года кавалерийские корпуса, измотанные в боях, отвели на пополнение и отдых в Бессарабию Одним из последних Румынию оставили части кавалерийского корпуса Келлера. Начинался семнадцатый год...

Узнавший о событиях в Петрограде Келлер отправляет Николаю II телеграмму: "…с тяжелым чувством ужаса и отчаяния выслушали члены конного корпуса Манифест Вашего Величества об отречении от Всероссийского престола и с негодованием и презрением отнеслись все чины корпуса к тем изменникам из войск, забывшим свой долг перед Царем, забывшим присягу, данную Богу, и присоединившимся к бунтовщикам… Не покидайте нас, Ваше Величество, не отнимайте у нас законного наследника престола русского". Не дождавшись ответа (текст телеграммы до Николая II доведен не был), граф пытался противостоять революционным волнениям на местах; отказался приводить свой корпус к присяге Временному правительству и в итоге был отчислен от командования и зачислен в резерв чинов при штабе Киевского военного округа.

После отставки граф выезжает в Харьков. Хотя Келлер и не скрывал своих монархических взглядов, судьба до времени хранила его. Между тем на Украине летом 1918 года при участии Германии формируется Южная армия. "Средства на содержание Южной армии поступали из казначейства германских оккупационных войск на Украине и от донского атамана, также выделяемые для ее нужд немцами". Но те, кто еще недавно воевал с русскими на фронтах Великой войны, вовсе не хотели создавать "на свою голову" из Южной армии мощную силу. Попытки использовать авторитет и имя Келлера и поставить его во главе этой армии окончились нечем (в феврале-марте 1919-го большая часть сил Особой Южной армии вошла в состав частей Вооруженных сил Юга России). Не видя той силы, которая открыто провозгласила бы монархическую идею, Келлер скептически отнесся к вождям Добровольческой армии, вчерашним "февралистам", полагая, что нужно ждать, "когда настанет время провозгласить Царя, тогда мы все выступим".

В итоге Келлер принимает предложение возглавить формируемую Северную армию. В воззвании он (в отличие от большинства белых генералов) прямо призывал: "За Веру, Царя и Отечество мы присягали сложить свои головы - настало время исполнить свой долг". Перед отъездом в Псков Келлер поехал в Киев, где задержался, занятый подготовительной работой. Тем временем Германия, потерпевшая поражение, осуществляет вывод войск с Украины, и Келлер, приняв предложение гетмана Скоропадского, оказывается во главе вооруженных сил на территории Украины (при этом он фактически пытается объединить подконтрольные ему антибольшевистские силы). Последовавший вскоре конфликт русского государственника и монархиста Келлера и сторонников "Украинской державы" привел к отставке. "На посту главнокомандующего Ф.А. Келлер находился всего десять дней".

После того, как в Киев вошли войска Украинской народной республики, Келлер с группой соратников пытался оказать сопротивление и после стычки с петлюровцами отвел свой отряд в Михайловский монастырь. Характерно, что офицер германской армии предлагал графу скрыться, "однако, когда майор попросил его снять шашку и Георгия с шеи, чтобы эти предметы не бросались в глаза", Федор Артурович "с гневом сбросил с себя шинель и сказал: "Если вы меня хотите одеть совершенно немцем, то я никуда не пойду". Появившиеся вскоре в монастыре петлюровцы арестовали графа.

Германское командование пыталось спасти Келлера, но его участь была предрешена. 8 декабря 1918 года он был убит петлюровцами в Киеве на Софийской площади вместе с двумя оставшимися с ним до конца офицерами. Это произошло в четыре часа утра, когда графа и его спутников переводили в тюрьму. Подробности трагедии, которая произошла у подножия памятника Богдану Хмельницкому, описаны по свидетельствам различных мемуаристов и историков.

"Оттепель, - свидетельствовал очевидец, - сохраняла долго следы крови на месте убийства Келлера, что породило легенду, что кровь Келлера не высохнет и ляжет на голову Украины".

Завершая обзор работы С.В. Фомина, и переходя ко второй части, хотелось бы отметить, что общим местом в последние годы становятся сетования на опечатки. Не настроенный специально на их ловлю, все же отмечу, что книга известного консерватора В.Л. Величко носит название "Русское дело и междуплеменные вопросы", а не "международные вопросы". Фомин неоднократно использует текст дневника П.Н. Милюкова (Дневник П.Н. Милюкова. 1918 – 1921. М.: РОССПЭН, 2004). В первой сноске на это издание указано "Дневник П.Н. Милюкова 1918-1924. М. 2005". Здесь мы видим сразу две ошибки - в названии дневника (1924 год, вместо 1921) и в датировке выхода книги (2004 год вместо 2005).

Вторую часть книги составляет очерк "Генерал Ф.А. Келлер в годы Великой войны и русской смуты", написанный профессиональными историками Р.Г. Гагкуевым и С.С. Балмасовым. На наш взгляд, большое значение представляют документы Российского государственного военного архива, введенные в научный оборот авторами очерка. Тексты приказов Келлера и его работа "Несколько кавалерийских вопросов", которые приводятся в очерке, дают нам представление о генерале не только как об убежденном патриоте, но и как о талантливом военном.

Можно сколь угодно долго спорить о "разумности" или "неразумности" суровых дисциплинарных мер в условиях военного времени. Война диктует свои законы. Падение дисциплины и начавшееся разложение армии требовали ответной жесткости. В сентябре 1916-го в приказе по корпусу Келлер писал: "Те клятвопреступники и подлецы, что сдаются в плен, мало того, что берут на свою душу грех, но еще и подводят ближайшие сражающиеся к ним части и предают своих товарищей, рассказывая в плену о расположении наших частей, чем облегчают действия противника и подводят под смерть и увечье своих братьев. Приказываю к неуклонному исполнению, чтобы все части, находящиеся поблизости, если заметят, что какая-нибудь часть сдается врагу, открывали бы по ней ружейный, пулеметный и артиллерийский огонь впредь до уничтожения до последнего тех подлецов, что хотели сдаться. Таких жалеть нечего!"

Вместе с тем большое внимание уделялось воспитанию и обучению вновь прибывших офицеров, а также нижних чинов. Авторы очерка верно отмечают, что в отношении Келлера к подчиненным прослеживаются лучшие традиции, берущие начало от Суворова и Скобелева: "Для того, чтобы человек отнесся к делу с интересом и сознательно, необходимо его личное участие в исполнении задачи и возможность проявить свою хоть маленькую инициативу".

Завершая обзор нового издания, обращу внимание, что книга, как и другие издания серии "Белые воины" увидела свет благодаря содействию и поддержке одного из немногих энтузиастов - А.Н. Алекаева, чья подвижническая деятельность заслуживает самой высокой оценки.

Специально для Столетия


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.