Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
Эпос Андрея Ромасюкова

Эпос Андрея Ромасюкова

В Петербурге прошла церемония вручения ежегодной Врангелевской премии
Владимир Малышев
07.04.2021
Эпос Андрея Ромасюкова

Решением Попечительского совета Русского просветительского общества им. Императора Александра III ее лауреатом за 2021 год стал петербургский художник Андрей Ромасюков. Член Попечительского совета, известный петербургский кинорежиссер-документалист и писатель Виктор Правдюк вручил победителю бронзовый бюст генерала П.Н. Врангеля, памятный диплом и серебряный перстень с символикой.

Врангелевская премия присуждается за значимые литературные произведения, исторические исследования и живописные работы, способствующие восстановлению исторической памяти русского народа и духовному возрождению России. Петр Врангель, которого в советские времена называли «черным бароном», на самом деле был выдающимся русским военачальником, участником Русско-японской и Первой мировой войн, одним из главных руководителей Белого движения в годы Гражданской войны, выдающимся государственным деятелем.

Так что не зря престижную премию потомки сегодня назвали в его честь.

…Новый лауреат премии имени Врангеля Андрей Ромасюков родился в 1976 году в городе Рыбинск Ярославской области. Учился в Ярославском художественном училище, потом отправился в город на Неве, где окончил Российскую Академии художеств Санкт-Петербурга (мастерская профессора А.К. Крылова и профессора В.В. Пименова). Провел множество успешных выставок в России и за рубежом. Сегодня его работы находятся в частных собраниях России, Великобритании, Австрии, США.

Главная тема в творчестве художника – русские герои Первой мировой войны, воины Русской императорской армии и Белого движения. В одном из интервью он объяснил свой интерес к этой драматической странице истории России.

«Всё началось в 1997 году, когда я искал тему для дипломной работы в Ярославском Художественном училище, – рассказал А. Ромасюков в одном из интервью. – Тогда я впервые прочитал Булгаковский "Бег", и меня зацепило. Дипломная работа из нескольких графических листов со смешанной авторской техникой была посвящена этому произведению.

Ну а дальше больше, чем больше узнавал, тем больше писал и рисовал об этом. Тут работа сопряжена с историческим научным подходом, как говорится – "На кривой кобыле не подъедешь" и, чтобы владеть темой, надо много чего изучить. Я читал взахлёб всё, что попадалось –от мемуаров участников событий до научных монографий… В романе Пикуля "Моонзунд" офицер говорит, что он не белый и не красный, а прежде всего русский. Белые и красные это в рамках гражданской войны, это было 100 лет назад, но угли тлеют ещё во многих сердцах. Моя работа в том и заключается, чтобы нащупывать ступени к примирению. А для этого требуется просвещение. Ведь в культурной памяти о белых слишком мало. Если я раскрываю образы этих людей, то многие зрители открывают для себя что-то новое, по-другому, не заштампованно смотрят на историю своей страны», – рассказал художник.

Этот цикл в творчестве художника по праву можно назвать подлинной эпической поэмой в живописи, посвященный исторической трагедии России, благодаря которой переживаешь этап за этапом крестный путь России, и которая делает зримыми лики её героев.

«Своим проектом, – говорит Андрей Ромасюков, – я хочу найти ступень для культурного примирения нашего народа, потому что исторические ссоры, в которых у многих теряется душевный покой – ведутся до сих пор. Без рассказа о старой России, Русской императорской армии, мы так и будем жить мифами, потому я вношу свою малую лепту в осмысление нашей великой истории».

Художник с такой страстью стал исследовать эту тему, что сам принял участие в недавней памятной акции группы энтузиастов, посвящённой 100-летию драматического Ледяного похода Белой армии.

«Мы задумали, – рассказывает он, – наш поход как мемориальный, дабы пройти хотя бы часть пути Добровольческой армии в 1918г. Оставили Ростов 22 февраля, шли по станицам, служили панихиды, поминая павших белых воинов. Отрадно было видеть молодых кадет, которые ежегодно поминают белых добровольцев, приходя воинским строем 22 февраля к особняку Парамонова в Ростове – первому штабу Добровольческой армии. Нас радушно принимали в станичных храмах, местные жители встречали хлебом-солью прямо в дороге. Да и с погодой получилось как тогда, 100 лет назад, наши шинели и башлыки покрывались ледяной коркой.
Что касается примирения, то я считаю, что мириться должны не красные и белые, а русские! Можно считать себя кем угодно, но русским должно стать и стать не по крови. В сердце православного христианина не останется места ненависти. Я думаю, что всё мы сможем преодолеть. В Византии 100 лет правили иконоборцы, но потом всё вернулось на круги своя. Да и вся история– промысел Божий».

Как считают художественные критики, Андрей Ромасюков занимает особое место среди современных русских художников, благодаря не похожему ни на кого, сразу узнаваемому стилю своих работ, в которых он умело и тонко сочетает реализм и символизм.

«Образный мир, создаваемый Андреем Ромасюковым, загадочен и, на первый взгляд, непостижим, – пишет, например, искусствовед Галина Владимирова. – Наследник строгой академической традиции русской художественной школы, автор, тем не менее, находится в постоянном поиске новых формальных средств, в его творчестве соединяются присущие русской культуре философичность, нравственная напряженность; сложившийся стилистический подчерк художника узнаваем и крайне индивидуален. Совмещение разных, но параллельных и взаимосвязанных сюжетных линий, фактур, древних символов, знаков и каллиграфии образует единое визуальное послание и превращает само произведение в некий эстетический артефакт, застрявший между двумя мирами: реальным и идеальным (таинственным и иллюзорным)».

Но его творчество удивительно многогранно, тема его картин это не только Гражданская война и ее герои. Приехав в северную столицу из Ярославской области, Андрей Ромасюков сумел удивительно глубоко понять и передать атмосферу этого города, став в итоге подлинным петербургским художником.

В его петербургских работах нашли отражение мотивы и имперской истории (портрет императора Павла I), и гоголевского сюрреализма («Прогулка по Невскому»), и символизма начала ХХ века («Башня» В. Иванова. Таврическая, 15»). На его картинах и сам Петербург – таинственный и загадочный, как персонажи романов Достоевского.

«Город от первого камня и до последней замочной скважины – это, прежде всего дом, к которому нужен ключ, – считает художник. – Дом – это загадка или вопрос, а ключ – ответ на него. В таком незатейливом предмете как ключ всегда был заключён философский символ: к примеру, если дверь – олицетворение женского начала, то ключ от неё – мужского. Однако идея проекта состоит не в исследовании урбанистического развития человечества, но является неким путешествием по лабиринту улиц и коридоров образного мира, где город является и декорацией, и целью повествования одновременно. Фантасмагорические события и исторические персонажи присутствуют на улицах Петербурга, портреты Русских Императоров складываются из вещей, оставленных на столе, а дома на площадях и улицах Российской северной столицы превращаются в шахматные фигуры», – рассказывает Андрей Ромасюков.

Он не просто художник, но еще и историк, член Военно-исторического общества Санкт-Петербурга. Все, кто видел его картины, поражаются, насколько точно все на его полотнах соответствует действительности – и вооружение, и форма и войсковые знаки отличия и сами изображенные на них события, портреты их участников.

Таким образом, талантливый художник наших дней стал подлинным, вдумчивым и глубоким летописцем прошлого, тем, кто на своих живописных полотнах правдиво и мощно воссоздал волнующие страницы одного из самых драматических периодов истории России.


Специально для «Столетия»


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..