Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
7 мая 2024
Религиозные артефакты коммунистической эпохи

Религиозные артефакты коммунистической эпохи

В Государственном музее истории религии в Санкт-Петербурге —выставка икон советского времени
Подготовила Мария Максимова
27.02.2023
 Религиозные артефакты коммунистической эпохи

Первый в России выставочный проект, посвященный советским иконам – уникальным религиозным артефактам эпохи гонений. Экспозиция включает более 70 икон, собранных Центром визуальных исследований Средневековья и Нового времени РГГУ в ходе экспедиций. Дополняют выставку предметы из собрания Государственного музея истории религии.

Советские иконы – не только уникальный социальный и материальный феномен, но и пример наивного религиозного искусства. С распадом СССР оно ушло, исчезло как живое явление. Иконы такого типа — очень разнообразны по техникам исполнения. Они изготавливались в кустарных условиях в эпоху дефицита товаров и гонений на Церковь.

Чаще всего это изображения, вставленные в деревянные киоты, закрытые стеклом и декорированные окладами из доступных в разное время материалов. В качестве моленного образа, который вставляли в киот, в советских иконах изначально использовались небольшие писаные дореволюционные иконы или литографические иконки. Иногда в киоте оказывались фрагменты иконостаса (к примеру, медальоны от Царских врат), спасенные из уничтожаемых большевиками храмов. Позднее в качестве основы начали использовать фотографические иконки нескольких типов, иногда наклеенные на картон, вырезки из печатных изданий.

Начавшееся в 1922 г. изъятие церковных ценностей и последовавшая за этим широкомасштабная антирелигиозная пропаганда прервали многовековое развитие религиозного искусства и ремесел. Но традиции не исчезли полностью – сельские мастера-кустари начали создавать иконы тайно.

Биография каждой советской иконы уникальна. И множеством нитей она связана с политическими, социальными, религиозными особенностями сельской жизни эпохи СССР. В создании таких икон принимали участие многие люди. Фотографы тайно тиражировали религиозные изображения – от старинных икон до картин на религиозные сюжеты В.М. Васнецова и М.В. Нестерова. Нелегальные распространители перевозили фотографические иконки. Сельские художники-оформители писали образы святых на картоне. «Несуны» выносили с заводов фольгу и другие материалы. Инструменты и материалы, которые использовали мастера, бывали совершенно неожиданными. На оформление окладов шла фольга от конфет, чая и сигарет. Тонкий, сложный в использовании материал клеили на бумагу. Запуск в молочное производство крышек из металлического материала, которыми закрывали бутылки, невольно повлиял на становление советской иконы. Также она оказалась связана и… с атомной бомбой: образ Николая Мирликийского украшен фольгой с Арзамаса-16.

Впрочем, в ход у мастеров шло всё, что находилось под рукой: медицинский пластырь, обои, газеты, пионерский галстук. Орнаменты могли теснить и донышком от рюмки, и оружейным патроном.

На выставке «Советские иконы: религиозные артефакты коммунистической эпохи» можно видеть не только иконы разных мастеров, материалы, которые они использовали, но также инструменты, которыми работали образовники.

В разных регионах в советское время возникло много локальных традиций, отличающихся ремесленными способами и художественными стилями. Мастера часто копировали известные им традиционные приемы. Например, елецкие оформители переносили на иконы свои знаменитые кружева.

Директор ГМИРа Любовь Мусиенко отметила, что советские иконы — не только уникальный социальный и материальный феномен, но и предмет наивного религиозного искусства, оставшегося в прошлом.

Подобные ремесленные иконы перестали изготавливать в середине-конце 1990-х гг., в связи с массовым открытием храмов, возрождением иконописной традиции и массовой продажей печатных образов. Социальные каналы и сети, по которым распространялись материалы, необходимые для создания рукодельных икон, исчезли с распадом СССР. Мастера, владевшие техникой изготовления киотов и украшения образов, уходят из жизни. Владельцы «советских икон» нередко не видят в них значимости и уничтожают образы. Вместе с ними исчезает и богатый культурный пласт наивного искусства и религиозной культуры советской поры.

В экспозиции представлены иконы, собранные в ходе экспедиций, прежде всего в Нижегородской области. В советские годы этот регион сохранял богатство религиозных традиций благодаря большому количеству монастырей и святынь, связанных с почитанием Серафима Саровского.

«Участникам экспедиции удалось спасти целый пласт религиозной культуры советской поры. Экспозиция дарит ощущения тепла, света, вспоминается детство, дом, где в красном углу висели такие иконы, сделанные руками самоучек. Не имея специальных материалов и инструментов, они творили чудеса. Это страница истории иконы — какой она была в те времена. Сегодня они хранятся как семейные реликвии, оставшиеся от бабушек с дедушками, и это трогательно», — рассказала Л. Мусиенко.

Экспозиция сопровождается лекцией-кинопоказом по материалам этнографических экспедиций, документальными фильмами о мастерах и мастерицах Нижегородской области, циклом авторских экскурсий, лекциями «Рождение советской иконы» и «Современная судьба советских икон».


Выставка продлится до 21 марта 2023 года.


По материалам СМИ


Эксклюзив
06.05.2024
Николай Петров
Никто не вправе диктовать России, как нам жить в собственной стране
Фоторепортаж
02.05.2024
Подготовила Мария Максимова
В Парке Победы на Поклонной горе проходит демонстрация трофейной западной техники


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.