Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
7 мая 2024
Меценат, художник, издатель

Меценат, художник, издатель

В Доме русского зарубежья открылась выставка, посвященная Николаю Рябушинскому
Подготовила Мария Максимова
25.04.2023
Меценат, художник, издатель

Будущий меценат, художник, издатель Николай Павлович был пятым ребенком в семье купца Рябушинского. По желанию отца, он окончил академию, где обучали коммерции, но таланта к предпринимательству не показал.

Позже отец доверил младшему сыну управлять ткацкой фабрикой, но и тут идея оказалась нежизнеспособной, вскоре Николай привел производство к убыткам. Его больше интересовало творчество. Он писал картины, сочинял стихи и писал прозу, публиковал критические статьи. Вскоре Николашка, как звали его снисходительно старшие братья, решил издавать литературно-художественный журнал. Журнал был содержательным, объемным, красивым. Только вот прибыли с его продажи не было – одни убытки. На работу издательства купец потратил 100 тыс. рублей. А выручка от распространения журнала составила около 12 тыс. рублей. То есть почти в 10 раз меньше. Но, несмотря на коммерческий провал, невероятное желание созидать вкупе с финансовыми возможностями позволили ему создать уникальное явление культуры – журнал «Золотое руно». И организовать в 1908-1910 годах три выставки московских символистов «Голубая роза», в которых он участвовал и сам как художник.

Рябушинский не ждал прибыли от своих художественных «предприятий», но был верен своему стремлению пропагандировать русское современное искусство. Организованные им выставки «Голубой розы» и «Золотого руна», по сути, открыли искусство импрессионистов и фовистов для российского художественного сообщества.

Именно Рябушинский обратил внимание на это направление в среде русских коллекционеров. Фактически впервые в мировой истории он создал моду на новое искусство и коммерциализировал его.

На Первом салоне «Золотого руна» было представлено около 200 произведений русских и французских живописцев, включая Эдгара Дега, Поля Сезанна, Поля Гогена, Винсента Ван Гога, Одилона Редона, Поля Синьяка.

В этих выставках Николай Рябушинский участвовал и сам как художник: сюжеты его картин очень близки поэзии символистов.

С головой увлекается Рябушинский коллекционированием – собирает старых мастеров и современников с тем же буйством, что и закатывает пиры. Для этого он выстроил в Петровском парке особняк, который получил название «Черный лебедь». Здесь он привечает друзей и деятелей искусства, которые любили посещать эксцентричные и роскошные его вечеринки. Сад был полон тропических растений, по лужайкам гуляли живые павлины и леопард, а сам дом был полон роскошными диковинами, привезенными с разных концов света. «Поражать, изумлять, быть предметом правдивых и неправдивых россказней было истинной его манией» (В. Ходасевич).

На выставке «От Розы к Лучу. Николай Рябушинский: "Голубая роза" и "Золотое руно» в Доме русского зарубежья можно видеть работы Михаила Врубеля, Виктора Борисова-Мусатова, Павла Кузнецова, Николая Крымова, Сергея Судейкина, Николая Сапунова, Артура Фонвизина и других. А также познакомиться с работами самого Николая Рябушинского.

В рамках проекта представлены работы, созданные в 1890-1920-х гг., в том числе во время выхода в свет журнала «Золотое руно» и проведения одноименных выставок (1906–1909), особое внимание уделяется художникам-экспонентам выставки «Голубая роза».

Закономерно, что проект обращает внимание и на литераторов, в разное время сотрудничавших с журналом. Это, в первую очередь, Андрей Белый – поэт и теоретик символизма, который подсказал название журнала в своем рассказе «Аргонавты», Константин Бальмонт, Вячеслав Иванов, Александр Блок, Федор Сологуб.

Куратор и автор идеи выставки, искусствовед Любовь Агафонова предлагает вспомнить и утвердить значение Николая Рябушинского и круга художников его журнала. «Золотое руно» – журнал литературно-художественный и именно в своей художественной части ему предстояло сказать действительно новое слово в мировой художественной культуре, обозначить целое направление в искусстве и, более того: поднять на новый, в том числе и коммерческий, уровень творчество французских импрессионистов.

«Если бы не экстравагантность натуры Николая Рябушинского, – история могла бы сложиться иначе. Рябушинский – фантастическая фигура. Богатый купец, буржуа, он вкладывает все свои силы, волю и финансовые возможности в создание новой культуры. Эта выставка – только первая ступень к возвращению большого русского мецената, который должен занять достойное место рядом с Морозовым и Третьяковым», – отмечает Любовь Агафонова.

На выставке представлены редкие архивные документы, рукописи, письма, фотографии из фондов Дома русского зарубежья и РГАЛИ, а также экземпляры журналов «Золотое руно». Проект сопровождает специально созданный документальный фильм о художниках круга Рябушинского; подготовлено специальное издание, включающее многочисленные иллюстрации, а также эссе искусствоведа, автора идеи и куратора выставки Любови Агафоновой.

Проект подготовлен Домом русского зарубежья и галереей «Веллум» в содружестве с Российским национальным музеем музыки, Российским государственным архивом литературы и искусства, Саратовским государственным художественным музеем им. А. Н. Радищева, Армянским музеем «Тапан» при Российской и Ново-Нахичеванской епархии ААЦ, при поддержке Фонда наследия русского зарубежья (ФНЗР) и ряда крупных частных коллекционеров.

Выставка будет работать до 10 сентября.

По материалам СМИ


Эксклюзив
06.05.2024
Николай Петров
Никто не вправе диктовать России, как нам жить в собственной стране
Фоторепортаж
02.05.2024
Подготовила Мария Максимова
В Парке Победы на Поклонной горе проходит демонстрация трофейной западной техники


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.