Запад намеренно тормозит импортозамещение в России?

Министр энергетики РФ Александр Новак заявил, что долю импорта в нефтегазовом оборудовании в ближайшие 5 – 7 лет можно снизить с 60% до 43%.
Комментирует экономист Леонид Шипилов:
– Для начала немного истории. СССР ещё в конце 1970-х стал одним из крупнейших импортеров западного оборудования – нефтегазового, трубопрокатного, энергетического, газо-, лесохимического и т.п. Эта ситуация «перешла» в постсоветскую Россию. Причем зависимость РФ от ввоза многих видов означенного оборудования к середине 2014 г. достигла почти 90%, а по отдельным показателям и 100%. Такая зависимость от иностранных поставок способствует и политическому прессингу, оказываемому на Россию извне.
Понятно, что в считаные годы эту ситуацию нам не изменить. Да и западным производителям-поставщикам едва ли удастся найти другой, столь же крупный рынок сбыта продукции. Их потери от антироссийских санкций уже превысили 100 млрд долл. Поэтому ими используются любые возможности для ввоза в РФ различного оборудования. Поставщиками оборудования являются даже «миниатюрные» острова – автономные или независимые от тех же стран Запада, откуда к нам поступает импорт. А также - ряд стран СНГ и Абхазия. Это обстоятельство ощутимо препятствует импортозамещению в нефтегазодобыче и в других отраслях промышленности.
О том, что эти поставки продолжаются под видом реэкспорта или с помощью соответствующего оформления товаров, якобы изготовленных на не участвующих в санкциях территориях, косвенно свидетельствуют данные Центра международной торговли РФ. Поставки, скажем, нефтегазового оборудования из США, Канады, стран Евросоюза, Австралии, Норвегии и Японии за 2014 г. - первое полугодие 2015 г. сократились фактически на 11%, в том числе непосредственно из ЕС – всего на 9%. Немногим более, чем на 11%, сократился такой импорт из Канады, Австралии и Норвегии, располагающих высокотехнологичным оборудованием для нефте- и газодобычи в сложных геолого-географических условиях (на шельфе, в приарктических районах и т.п.).
Дело в том, что в документах, регламентирующих антироссийские санкции, во-первых, не уточнено, распространяются ли они на заграничные территории США, Великобритании, Франции, Голландии, Дании, Норвегии, Испании, Австралии. Во-вторых, почти все эти территории не входят в состав таможенных зон, как этих стран, так и региона ЕС. Немаловажно и то обстоятельство, что многие из названных заграничных территорий по-прежнему имеют режим максимального благоприятствования в торговле с РФ и ЕАЭС. Это, например, голландская Аруба (Карибский бассейн), британские острова - Бермудские, Виргинские, Каймановы, Ангилья, Монтсеррат, Святой Елены, Тёркс и Кайкос (в Атлантике и Карибском бассейне). А также - ассоциированные с США тихоокеанские Федеративные Штаты Микронезии и Республика Маршалловы Острова.
Согласно торговой статистике за последние 15 месяцев, в стоимостной структуре экспорта в РФ, например, из британских Карибских островов Ангилья и Виргинских, преобладают плавучие конструкции и суда (свыше 1,3 млн долл за 2014 г.); разнообразное энергетическое оборудование (свыше 310 тыс. долл.); В импорте из Французской Гвианы и ряда других заграничных районов стран ЕС значатся такие товары, как оборудование для атомной энергетики, контрольно-измерительная аппаратура; продукты органической и неорганической химии (реагенты, сорбенты и т.д.). А также электрические оборудование и машины, транспортное оборудование (и запчасти к нему). Схожая структура экспорта в РФ из Карибских островов Голландии, британских Бермудских островов (Атлантика) и с принадлежащей США части Виргинских островов.
С тихоокеанских островов Восточное Самоа (США) в РФ, оказывается, тоже поставлялись в 2014 г. разные виды энергооборудования, а также алюминий и черные металлы. В стоимости экспорта в Россию из автономного от США карибского острова Пуэрто-Рико доля различного оборудования, пластмасс, других продуктов химпрома, контрольно-измерительной аппаратуры и электрических машин превысила 70% (около 8 млн долл.).
В экспорте в Россию из автономных Гренландии и Фарер (входят в состав Королевства Дании) и из британского Гибралтара значатся машины, электротехническое, транспортное и другое оборудование. А, например, в поставках в РФ с Французских Южных территорий (острова в Индийском океане вблизи Антарктиды) доля энергооборудования превысила 80%. В числе поставщиков энергооборудования в РФ - даже Кокосовые острова (автономия Австралии). В импорте из Абхазии значатся такие позиции, как «реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства» (66 тыс. дол.), «изделия из черных металлов» (почти 86 тыс. долл.).
Практически весь ассортимент вышеупомянутой продукции в этих территориях/странах не производится. Поставляется эта продукция, по большей части, из самих стран-метрополий, но уже с маркировкой территорий. Поставки идут в РФ и через страны, не участвующие в санкциях, например, через Турцию, «карликовые» страны Европы. Так, из Монако, Сан-Марино и Южной Осетии (РЮО) в РФ поступили «реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства, их части» (на общую сумму почти 1,2 млн долл.). А в экспорте из Лихтенштейна в Россию та же товарная позиция составила... 1,8 млн долл.; «электрические машины и оборудование» и смежная продукция – почти на 500 тыс. долл. При этом Южная Осетия – еще и крупный поставщик в РФ черных металлов (почти 840 тыс. долл.). Напомню, что Абхазия и РЮО имеют режим свободной торговли с Россией.
Словом, российский рынок высокотехнологичной продукции остаётся для западного бизнеса в числе приоритетных. Естественно, заграничные поставки не могут не сдерживать развития технологического оборудования в РФ. Складывается впечатление, что Запад делает это вполне осознанно и целенаправленно. Россия на данном этапе в выигрыше. Однако любому здравомыслящему человеку понятно, что ситуацию надо менять, и чем быстрее – тем для страны лучше.
Итак: мы закупили «реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства» (66 тыс. дол.).
Вы знаете, сколько стоит один ядерный реактор? Посмотрите. Удивитесь, как Россия могла накупить аж на 66 тысяч долларов и реакторов, и "котлов", и неких "механических устройств". Три или четыре печки-буржуйки, что ли? И механическое устройство в виде самоката - на сдачу...
Потом мы приобрели «изделия из черных металлов» (почти 86 тыс. долл.). Вы представляете, сколько это? Наверно, пару каких-то железок купили...
Но вот что главное: "плавучие конструкции и суда (свыше 1,3 млн долл за 2014 г.);
Ой! Сколько же стоит одна "плавучая конструкция", если это не плоскодонка или индейская пирога? Да вдобавок еще прикупили и "суда" на эту великую по меркам внешнеторговых сделок сумму... Наверно, пару пластмассовых шлюпок.
Несерьезный и беспредметный разговор, если подсчитать и вдуматься. Намеренно не привожу стоимости котлов/реакторов, щадя заблуждения автора...
"Глубже", по-моему, надо читать. Тем борее, что не может "господство" импорта позволять "развивать" аналогичное своё производство.
Первый - о чем речь? Идет ли речь про оборудование для нефтегазодобычи, о чем говорил Новак, как отправная точка материала, или "обо всем"? Не секрет, что и сегодня мы вынуждены вывести из-под контрсанкций к примеру молодь неких пород рыб. Иначе все уходит в "ту степь", ведь не говорит же Новак про большегрузные автомобили. Материал отталкивается от "нефтегазового" заявления Новака, вот здесь бы неплохо поточнее придерживаться темы разговора.
Второй - про трубы. Вы пишете про 80-е годы. Но только вот действительно в СЕМИДЕСЯТЫЕ ГОДЫ "наш ответ Аденауэру" (писали эти слова на трубах! были фото в газетах!) заключался в том, что СССР в кратчайшие сроки сумел наладить производство труб большого диаметра. Этот хрестоматийный пример нам вдалбливали на третьем или четвертом курсе моего института, были даже какие-то подробности.
Третий, и самый главный - про то, что Запад тормозит наш процесс импортозамещения, что утверждает автор-экономист.
Думал-думал, не дошло до меня. Руководство страны справедливо называет западные санкции по запрету экспорта в Россию противоречащими международному праву, потому что они не одобрены Совбезом ООН. По существу, речь идет о неких "карательных мерах" против России. Понятно, что так и есть.
Далее понятно, даже со слов Новака, что без импорта нефтегазового оборудования (оставим в стороне автомобили-киви-французские сыры, материал не об этом) мы ПОКА не проживем. Соответственно, закупаем через существующие лазейки. Разумеется, пытаясь стимулировать свое производство, то есть импортозамещение.
Процессы параллельные, импорт нам пока необходим, не гвоздем же бурить на нефть станем.
Следовательно, давая возможность России закупать ПОКА не производимое у нас оборудование нам дают возможность развивать нефтегазовый сектор.
Поэтому с чего вдруг автор решил, что продажа нам крайне необходимого СЕГОДНЯ оборудования, которого СЕГОДНЯ в России не производится, есть попытка Запада затормозить импортозамещение?
Как говорят у нас на Руси, концы с концами не сходятся, логика полностью отсутствует. И покупаем, и одновременно пытаемся развивать, когда разовьем, так конечно же от импорта сразу откажемся.
В целом же данные, которые приводит автор, очень необходимы для читателей. Проблема со странным выводом, который делает автор. Наверно, правильнее было бы поставить вопрос "Есть ли в мире предприниматели, которые игнорируют введенные против России санкции". Оказывается есть, и это хорошо для России, пока она не решила вопросы с импортозамещением.