Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
23 апреля 2024
Ливийский сценарий для Сирии?

Ливийский сценарий для Сирии?

Комментирует политолог Алексей Балиев
15.09.2011
Ливийский сценарий для Сирии?

После разгрома Ливийской Джамахирии на Западе усиливаются настроения в пользу аналогичной операции в Сирии.

Комментирует политолог Алексей Балиев:

- Анализ событий в Сирии, судя по комментариям экспертов и публикациям в СМИ, концентрируется в основном вокруг «нелегитимных», якобы, действий нынешнего сирийского руководства и, соответственно, в рамках растущего давления на официальный Дамаск как со стороны Запада и Турции, так и по линии СБ ООН.

Однако за кадром остаются очень многие причины, побуждающие Запад и Турцию усилить их вмешательство во внутрисирийские дела. Что, в свою очередь, выгодно Израилю, давно вынашивающему планы прекращения военно-политической опеки Ливана со стороны Сирии, которая является традиционным гарантом целостности ливанского государства.

Часть территории Сирии (Голанские высоты) с 1967 года оккупирована Израилем. Естественно, что провоцирование внутрисирийского конфликта отводит на второй план вопрос возвращения этой территории Дамаску. К тому же, еще в феврале 2011 года Сирия предложила СБ ООН вернуться к обсуждению данного вопроса. Но буквально через полторы недели внутриполитическая ситуация в Сирии резко ухудшилась. Характерно, в этой связи, и то, что западные державы с января 2011-го не предлагают возобновить переговоры между Израилем и Сирией.

Есть еще причины, по которым Западу выгодна смена власти в Сирии. Во-первых, Сирия заинтересована в зоне свободной торговли с нашим Таможенным союзом - РФ, Беларусь, Казахстан, о чем не единожды заявлялось ее официальными лицами. А наличие сирийско-ливанской зоны свободной торговли, как отмечают эксперты, автоматически включит Ливан в аналогичную зону ТС. Однако такую заинтересованность проявляет нынешнее сирийское руководство, и не факт что иные лидеры Сирии будут придерживаться того же мнения. То есть, усиление внешнеэкономических позиций России в этом регионе едва ли устраивает «сценаристов» смены руководства сирийского государства и вытеснения его позиций из Ливана.

Второе. Наличие военно-морской базы России в сирийском средиземноморском порту Латакия, в случае дальнейшего обострения ситуации и усиления влияния оппонентов Башира Асада, представит Россию в качестве союзника «тоталитарного сирийского режима». А противодействие Москвы максимально жестким решениям НАТО и СБ ООН по Сирии наверняка усилит антироссийские настроения и намерения антиасадовской оппозиции, в том числе в отношении базы. Тем более усложнится ситуация вокруг нее в том случае, если НАТО сможет заставить СБ ООН принять решение по Сирии, схожее с «ливийским». Скажем, если НАТО введет блокаду Латакии, это будет означать, по сути, провоцирование российского военного контингента в Латакии на конфликт с войсками НАТО. Поэтому растущее давление на «Асадовскую» Сирию нацелено и на удаление упомянутой базы.

Третье. По мнению многих экспертов, ввиду внутрисирийской ситуации нынешнее руководство Сирии едва ли сможет помешать, например, израильскому вторжению в Ливан или новому межконфессиональному-межэтническому конфликту в Ливане. А превращение этой страны в антисирийский плацдарм важно, в первую очередь, с точки зрения геополитики: достаточно посмотреть на карту этих стран.

Кстати, тому были прецеденты. В 1958-м войска США высадились в Ливане, тогда же намечалась американо-турецко-израильская агрессия против Сирии. В том числе через Ливан. Но резко негативная реакция СССР на эти события и свержение в том же году пробританской монархии в Ираке предотвратили агрессию и вынудили США вывести свои войска из Ливана.

В 1982-м сперва войска Израиля, затем - США и Франции вторглись в Ливан. Главная цель той операции была – вытеснить Сирию из Ливана и попытаться обезопасить Израиль от повстанческих действий палестинских арабов. СССР в тот период занял выжидательную позицию, что позволило войскам Израиля устроить кровавую бойню в Ливане, особенно в тамошних лагерях палестинских беженцев. Но большинство ливанских политических партий и этно-конфессиональных группировок выступило за сохранение союзнических ливано-сирийских отношений. Так как именно Сирия, повторим, была и остается гарантом административно-территориальной целостности Ливана.

В результате, войска Израиля и стран Запада были-таки выведены из Ливана.

Четвертое. Ввиду давних территориальных и политических разногласий с Ираком, существующих с начала 1960-х годов, Сирия периодически блокирует транзит иракской нефти по ирако-сирийским трубопроводам к своим (Тартус, Банияс) и ливанским средиземноморским портам (Сайда, Триполи). Заметим, что эти артерии работают с конца 1940-х годов. И до 65-70% объема экспорта иракской нефти идет с тех пор именно через Сирию и Ливан.

Иракская же нефть – одна из самых дешевых на мировом рынке. Очевидно, что рост объемов ее подачи понизит мировые нефтяные цены, что выгодно Западу. Но рост экспорта иракского черного золота через сирийские и ливанские порты, опять же, вряд ли возможен при нынешнем сирийском руководстве.

Пятое. При Хафизе Асаде Сирия возобновила и ныне сохраняет свои требования к Турции, впервые заявленные в конце 1940-х и в середине 50-х гг. по возращению приграничного портового региона Джейхан. Он был передан Турции весной 1939-го французским властями, ибо до 1946 г. Сирия и Ливан были объединенным французским протекторатом (Левант).

Но дело здесь не только в самой территории. С конца 80-х через Джейхан экспортируется часть иракской нефти, а с 2006 г. – часть казахстанской и азербайджанской (по нефтепроводам, подведенным к этому порту из Ирака и Азербайджана). Что ежегодно пополняет турецкую казну минимум на 300 млн. долл. Разве откажется Анкара от этого региона?..

«Антиасадовская» же оппозиция считает эти требования Дамаска «провокационными» и «агрессивными», апеллируя к укреплению сирийско-турецких отношений.

Раздражает Анкару и то, что сирийские курды поддерживают «Асадовскую» Сирию, территория Сирии периодически используется курдскими партизанами для операций в Турции. Вдобавок, Сирия отказывается признать самопровозглашенную «Турецкую республику Северного Кипра».

Шестое. При Б. Асаде Сирия активно развивает связи с Ираном, в частности, недавно разработан проект евроазиатского газопровода Иран-Ирак-Сирия-Республика Кипр-Греция-Балканы. Причем Иран успешно посредничает в урегулировании сирийско-иракских «обострений». Турция предлагает заменить собой Сирию в этом проекте, но другие его участники пока против такой замены.

Данный проект невыгоден и Западу. Поскольку газоэкспортные возможности Ирана и Ирака с лихвой перекроют объемы экспорта газа из Средней Азии и Азербайджана по трубопроводу «Набукко» (Туркмения-Каспий-Азербайджан-Грузия-Турция-Балканы), лоббируемому США, Евросоюзом и Турцией.

Вот основные причины, побуждающие Запад и его союзников усиливать давление на нынешнюю Сирию. Что же касается возможных вариантов-предлогов участия НАТО в свержении правительства Башира Асада или оккупации части Сирии, аналитики прогнозируют такие сценарии:

Первый. Спровоцированный израильско-ливанский или израильско-сирийский военный конфликт, далее – прямая конфронтация натовских «миротворцев» с сирийскими войсками, в том числе в Ливане. Западу и Турции более выгоден ливанский вариант, ибо в этом случае крупные воинские части Сирии наверняка будут заблокированы в Ливане и потому не смогут участвовать в операциях в самой Сирии.

Второй. Спровоцированный сирийско-турецкий конфликт вблизи Джейхана или на курдской «почве».

Третий. Спровоцированные террористические акции в Сирии против граждан стран Запада или Турции.

Четвертый. Целенаправленные диверсии на сирийском участке нефтепроводов из Ирака к портам Сирии и Ливана.

Ближайшие недели, а может, и дни наверняка прояснят ситуацию.

Специально для Столетия


Материалы по теме:

Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.