Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 марта 2024
Что мы сулим Пекину?

Что мы сулим Пекину?

Комментирует политолог Андрей Лебедев
02.03.2015
Что мы сулим Пекину?

Москва готова рассмотреть предложения китайских инвесторов о контроле над стратегическими нефтяными месторождениями.

Комментирует политолог Андрей Лебедев:

- Это заявление заместителя председателя правительства Аркадия Дворковича (на фото) прозвучало в ходе Красноярского экономического форума. Российская сторона готова рассмотреть вопрос о предоставлении китайским инвесторам половину участия в важнейших месторождениях нефти и газа в Восточной части нашей страны. А если Пекин попросит больше, то Москва и этот вопрос изучит. Тем более что А. Дворкович не уточнил, какие именно стратегические месторождения Россия готова уступить китайским партнерам.

Конечно, подобный поворот событий говорит о сохраняющемся интересе Поднебесной к развитию торгово-экономических связей с нашей страной и стремлении преодолеть начавшееся сокращение объемов двусторонней торговли – приблизительно на 0,8 процентов в прошлом году. Коль так, нам следует ожидать не только активизации товарообмена, но и новых вливаний китайских капиталов в нашу экономику, которая, после введения Западом санкций, остро в них нуждается.

У наших стратегических партнеров действительно сохраняется большой интерес к сотрудничеству с нами в нефтяной сфере, но слова А. Дворковича все же прозвучали явно не к месту. Красноярский экономический форум - это, прежде всего, некая «окололиберальная тусовка», к организации которой приложил немало усилий ныне лишенный всех государевых постов Алексей Кудрин. Одна из заявленных целей форума – налаживание экономического сотрудничества в АТР, но, если присмотреться к публике, там присутствовавшей, то можно заметить по большей части не слишком известных западных псевдоэкономистов. Немногочисленные же представители КНР, прибывшие в главный город на Енисее, не представляют собой бизнес-элиту и политических тяжеловесов Китая. Тот же Ричард Сю, эксперт в области торговли и коммуникаций, слишком тесно завязан на Запад.

К тому же, это мероприятие - не площадка для обсуждения проблем топливно-энергетического комплекса, которыми А. Дворкович, согласно распределению обязанностей в правительстве, занимается. Но одно дело - быть назначенным, а другое - иметь реальные рычаги влияния на ситуацию с учетом того, что подавляющая часть нефтегазовых активов находится в ведении «Газпрома» и «Роснефти», которые, в свою очередь, подконтрольны «капитанам» бизнеса и политики. Говорить, что они готовы брать под козырек по указанию А. Дворковича, не приходится.

Так что непонятно, зачем было раньше времени оповещать весь мир о планах взаимодействия с союзником. Да еще с таким, который неизменно привык отстаивать свои национальные интересы до последнего, независимо от политической близости с партнером по переговорам. Взять хотя бы «сделку века» о поставках Китаю газа из Сибири в течение 30 лет за 400 миллиардов долларов: мучительное перетягивание каната длилось больше десяти лет, и потребовало, в конечном итоге, участия глав государств в затянувшихся переговорах.

Другим результатом, вероятно, может стать создание препятствий на пути сотрудничества в нефтегазовой сфере с Китаем. Дезавуировать слова А. Дворковича о предоставлении привилегий будет довольно затруднительно, а наши партнеры обязательно сошлются на них, постаравшись обеспечить максимально приемлемые для себя условия работы в России. Они могут означать фактический переход наиболее прибыльных месторождений под контроль представителей КНР. За счет этого, например, можно включить в контракт положение о том, что для освоения такого-то месторождения необходима рабочая сила из Китая, причем - вместе с семьями. Так что это - еще и путь к созданию новых китайских анклавов на нашей территории.

Существуют также и трудности чисто юридического порядка: необходимо будет «провести» подобные контракты через Государственную Думу и Совет Федерации. А это может вызвать массу обвинений в забвении национальных интересов...

Главное же - в другом. В большинстве случаев, заключая зарубежные контракты в сфере добычи углеводородов, Пекин вынужден играть, как говорится, не на своем поле: своих нефти и газа в КНР около 40 процентов от потребностей. Все остальное – импорт. Положение не спасает и наличие немалых оценочных запасов сланцевых нефти и газа: в Китае нет необходимых объемов воды. Да и в случае начала их разработки Пекин рискует «напрячь» отношения с представителями малых народностей, обитающих как раз в этих регионах. Так что приходится идти навстречу пожеланиям партнеров. Один из ярких примеров – строительство нефте- и газопровода через Бирму в южные провинции КНР. Он должен пролегать через районы, где проживает народность ва, непризнанному государству которой КНР оказывала на протяжении долгих лет военную помощь. Теперь от этого пришлось отказаться, пойдя навстречу пожеланиям бирманского руководства - ради стабильных поставок углеводородов.

Выходит, что далеко не тяжеловес не только в глобальном, но и в региональном аспекте, Бирма смогла дожать Китай, отношения с которым в последние годы переживали не лучшие времена.

В последние годы мы, благодаря строительству нефтепроводов в Китай, постепенно вытесняем Саудовскую Аравию с места главного поставщика углеводородов в КНР, доля саудитов на китайском нефтяном рынке в прошлом году снизилась с 19 до 16 процентов. Перенос центра тяжести в вопросах поставки углеводородов на Россию выглядит вполне логично: китайцев не устраивает, что большинство аравийской, да и другой нефти, добытой на Ближнем Востоке, а также в Африке, перевозится супертанкерами через Малаккский пролив, который в любой момент может быть перекрыт США и их союзниками. Попытки же Китая наладить сотрудничество в нефтяной сфере в иных регионах могут стать причиной серьезных трений с другими государствами. Именно так обстоят дела с намерениями Пекина внедриться в нефтяную отрасль Мексики, «заднего двора» США.

В решении своих «нефтяных вопросов» наши стратегические партнеры очень сильно зависят от России. Но, как следует из высказываний А. Дворковича, китайцы пока еще не обращались с подобной просьбой. Или мы хотим их «задобрить»?

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..