Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
Туристы потянулись в села

Туристы потянулись в села

Как на Ставрополье развивают новую отрасль хозяйства
Сергей Иващенко
17.11.2017
Туристы потянулись в села

Общественная палата РФ не так давно провела в Ставрополе выездной форум «Сообщество». Обсуждались наиболее злободневные вопросы нашей жизни с привлечением активных граждан Северо-Кавказского региона и некоммерческих организаций. Мне как журналисту, специализирующемуся на сельской тематике, была интересна дискуссионная площадка «Живое село». На ней обсуждалась острейшая для нашей страны проблематика – как сохранить российское село?

На Юге России эта проблема не стоит так остро, как, скажем, в Нечерноземье. Здесь нет пустующих пахотных земель, наоборот, идет жесткая, если не жестокая борьба за каждый клочок плодородной почвы. Каждый год, например, Ставрополье бьет рекорды по валовому урожаю. В этом году собрали почти 10 миллионов тонн, а еще лет пять назад радовались шести. Но всеобщего благоденствия нет. Прибыль от высоких урожаев достается далеко не всем.

Крупные сельхозпредприятия из бывших колхозов, сумевших вписаться в рыночную экономику, и так называемые агрохолдинги, созданные на деньги городских толстосумов, имеют сегодня такую мощную технику, что для обработки тысяч гектаров земли теперь достаточно десятка человек. А куда деваться остальным селянам?

В какой-то степени ситуацию спасают фермеры. Но их не так много, чтобы обеспечить работой всех земляков.

Неудивительно, что некогда многолюдные ставропольские села из года в год теряют население, особенно молодежь. Примерно такая же ситуация по всему Югу России.

Что же делать? Как удержать население в селе? Ведь именно села являются хранителями традиционного национального уклада, культуры, но, самое главное, сельские поселения – это скрепы, которые держат нашу огромную территорию. Не станет сел и деревень, сохранится ли Россия?

Об этом и говорили на форуме Общественной палаты. Один из путей – повышать самозанятость населения, вовлекая его в малый бизнес, к тому же не обязательно связанный с аграрным производством. Одним из таких направлений может стать сельский или аграрный туризм.

Кстати, одна дама из аграрного университета очень долго рассказывала участникам дискуссии, что аграрный и сельский туризм – это не одно и то же. Аграрный туризм, мол, связан с производством продукции, а сельский – это больше этническая сторона жизни, быт, культура. Но так ли уж важны эти теоретические нюансы? Я все ждал, когда же она приведет примеры того и другого направления? Не дождался.

К сожалению, дискуссии на форуме носили чрезмерно обобщенный характер. Примеров из реальной жизни – единицы. Например, призывали сельских предпринимателей объединяться в кооперативы, чтобы выживать. Очень правильная мысль, но подкрепить ее конкретными примерами, пригласив на форум представителей успешно действующих кооперативов, не догадались. Говорили, что Ставрополье является одним из лидеров в кооперации, во всяком случае, по выделенным на поддержку кооперативов средствам.

Но я который год пытаюсь рассказать о каком-нибудь успешном кооперативе в нашем регионе, и никто не может дать мне его адрес. Думаю, что их просто нет, большинство существует только на бумаге.

Примерно та же картина и с сельским туризмом. Но здесь я все-таки нашел несколько удачных примеров.

В частности, неплохо поставлено дело в Труновском районе.

Познакомившись недавно с директором Труновского историко-краеведческого музея Анжеликой Стреловой, я узнал, что музейные работники взяли на себя и роль организаторов туризма по родному краю. Это направление сейчас поддерживается и по линии Министерства культуры, но реальное финансирование осуществляет районная администрация. Разработана программа развития сельского туризма на 2013–2018 годы. Например, в прошлом и в этом году на эти цели выделено по 200 тысяч рублей. Деньги небольшие, но и на них музейные работники много сделали для сохранения исторической памяти и популяризации местных достопримечательностей. В частности, установили мемориальные доски на памятниках и зданиях, имеющих историческую ценность. Одно из таких, старинную мельницу, я увидел, прогуливаясь по селу Донскому.

– Эта мельница находится в частных руках, музей и муниципалитет к ней никакого отношения не имеют, но мы решили поставить мемориальную доску, чтобы местные жители и гости нашего села знали, что это за достопримечательность. Может, привлечение внимания к историческому объекту таким образом поможет и его сохранности, – говорит Анжелика Васильевна, – также установили доску в селе Безопасном на доме, где жил наш известный краевед и статистик Иосиф Бентковский. Это здание тоже в частной собственности, и мы обеспокоены его состоянием.

Музейщики разработали три маршрута: «Исторические, культурные и природные достопримечательности Труновского района», «Село Безопасное – россыпь талантов и героев» и литературный маршрут, посвященный местному поэту Андрею Бахтинову – «В моем степном и песенном краю». Все маршруты предусматривают поездки на транспорте с экскурсоводом по очень умеренным ценам.

О, Родина! Отцов моих земля!
Я повторял и повторяю снова
Щемящее, как песня журавля,
Святое удивительное слово…

Эти стихи написал уроженец села Труновского, поэт Андрей Бахтинов. Он прожил всего 47 лет. Написал более 300 стихотворений, которые были напечатаны в местных газетах и альманахах. Только после его смерти были изданы два сборника.

– Это очень хороший поэт, мы называем его нашим Есениным. Он оставил много прекрасных стихов о родном селе Труновском, о соседнем Ключевском, которое очень любил, в котором особая уникальная природа, отличающаяся от наших степных ландшафтов, – говорит Анжелика Васильевна, – вот мы и рассказываем туристам об этом человеке, его творчестве.

В библиотеке села Труновского хранятся рукописи стихов Андрея Бахтинова, его личные вещи. Все это могут посмотреть участники маршрута. Потом мы едем в Ключевку, куда часто пешком ходил Андрей к своей любимой девушке. Любуемся прекрасной природой, родниками – под его стихи.

Кстати, его дед был в отряде нашего земляка Константина Трунова, красного командира, в честь которого назван район. Его имя есть на памятнике погибшим членам этого отряда. Вот и повод поговорить и об истории нашего района.

Даже я, не будучи жителем Труновского района, знаю много интересных местных людей, о которых можно рассказывать туристам. Здесь, например, любопытная казачья община, придерживающаяся старообрядческих традиций. Казаки могут и джигитовку показать, и покатать на верблюдах, показать, как плести нагайки, ковать шашки, кинжалы.

Лидер общины Александр Калинин рассказывал мне, как они покупают верблюдов в Калмыкии. Заплатят фермеру деньги за животину, а потом едут в степь, чтобы отловить полудикого верблюда. Очень опасное занятие. Сначала надо заарканить огромное животное, потом завалить его на землю и связать ноги. Во время одного такого рейда Калинин чуть всех зубов не лишился, получив удар в лицо копытом.

Верблюдов потом продают в зоопарки, цирки и богатым «москалям», так называет казак москвичей.

А какие клинки он кует? Настоящие булатные. Весь процесс могут посмотреть желающие. Кто побогаче, может и купить себе кинжал или шашку.

Калинин, кстати, официально нигде не работает. Живет именно этим ремеслом. Ему вполне хватает на безбедную жизнь.

Александр учится заочно на руководителя этнокультурного коллектива.

Казаки давно собираются вместе, чтобы попеть старинные казачьи песни. Причем предпочтение отдают тем, которым перевалило за двести лет. Такие не испорчены цивилизацией.

Четыре раза в год члены Донского казачьего общества проводят «военные» сборы, на которые приезжают более сотни человек из разных уголков страны. Всех желающих обучают джигитовке, владению холодным оружием.

Еще Александр мечтает создать на семи гектарах земли, которую он арендует у сельсовета для выпаса скота и занятий верховой ездой, казачий этнопоселок, где будут представлены быт и культура казачьего народа. Для этого ему и нужно образование культработника.

В селе Ключевском есть ансамбль, исполняющий народные мелодии на старинных инструментах. В Донском живет интересный художник Владимир Казаков, есть мастерицы, коллекционеры. Обо всех этих людях мне приходилось когда-то писать. Уверен, местные музейщики знают гораздо больше талантов, которые будут интересны туристам.

Например, маршрут в село Безопасное – это интересное и познавательное путешествие. Он пролегает через хутор Невдахин, названый в честь Героя Советского Союза Александра Невдахина. который погиб при форсировании реки Одер. Экскурсоводы, естественно, расскажут об этом человеке. А дальше хутор Эммануэлевский – интереснейшее место. Помню, что еще не так давно он назывался Имануиловский. А Анжелика Васильевна добавляет к этому, что еще раньше он был назван Чередниченко – в честь председателя местного колхоза. Вот и повод поговорить об истории этого места.

Я даже помню бывшего главу села Безопасного Жиданова, который инициировал переименование хутора в Эммануэлевский, таким образом, вернув ему исконное название. Он тогда и рассказал мне, кто такой был Георгий Арсеньевич Эммануэль. Серб по рождению, пожалованный кайзером Австро-Венгерской империи в венгерское дворянство за боевые действия против Наполеона, он перешел на службу в Россию. Стал героем Отечественной войны 1812 года, был несколько раз ранен.

Позже генерал Эммануэль был назначен командующим Кавказской линией и начальником Кавказской области. За храбрость, проявленную в Кавказской войне, и умение договариваться с горцами император Николай I даровал ему две тысячи десятин земли, часть из которых – это земли в окрестностях села Безопасного.

А хутор Эммануэлевский – имение Георгия Арсеньевича. Разве неинтересно?

– Мне, например, узнать об этом и, тем более, посмотреть своими глазами – интересно. А насколько такие экскурсии привлекают других? – спрашиваю у Анжелики Васильевны, – не зря же говорится, что нет пророка в своем Отечестве. То, что далеко, а если еще и за границей, кажется более привлекательным, интересным, а тут какие-то села, хутора…

– Пожалуй, не соглашусь с вами. С каждым годом такие экскурсии все популярней. Каждый год мы человек 300 возим, это считай, более тысячи с тех пор, как начали эту программу. Это и школьники, и студенты, и коллективы предприятий, учреждений, просто семьи, которые решили интересно провести выходные дни. Надеемся, что у сельского туризма есть будущее.

Почему бы не пригласить такого человека на форум?

В первый день дискуссии заметил я среди публики фермера Александра Пономарева. Я знаю его много лет. Он долго выращивал зерновые, как и большинство ставропольских фермеров. А уже лет 5–7 вместе с сыном Романом взялись за бахчевые. Их арбузы и дыни славятся отменным вкусом, но главное натуральностью. Фермеры не используют для их обработки химию, только натуральные растительные препараты.

Несколько лет назад на своей торговой точке, расположенной вдоль оживленной трассы, Пономаревы построили сказочный городок из соломы. Здесь есть и египетские пирамиды, и дикие, и домашние животные, паровозик, машины. А этим летом фермеры построили соломенный стадион, назвав его «Зенит-ареной», и написали на табличке, что в отличие от Питерского стадиона, который строили много лет, соломенная арена возведена за две недели, и при этом не было украдено ни рубля. На этом стадионе провели «чемпионат мира» по соломенному футболу, придумав свои правила для новой игры. Набралось с десяток команд со всего края, победителей наградили, как и положено, кубками.

Поначалу соломенный город служил приманкой для покупателей арбузов. Приедут, погуляют по городку, пофотографируются, а заодно и арбузов купят. С этого лета Пономаревы стали брать небольшую плату за посещение городка. И оказалось, что доход от чисто туристического объекта сопоставим с выручкой от арбузного бизнеса…

Но слова Пономареву на форуме почему-то не дали. А ведь у него реальный опыт сельского… или аграрного туризма. Какая разница, как назвать?

Большой потенциал на Ставрополье у так называемого винного туризма. Вино на территории края стали делать еще в XVIII веке, со времен заселения этой территории русскими.

Одним из пионеров виноделия был помещик Алексей Ребров, делавший такое игристое вино, которое признали даже во Франции, на родине шампанского. А по легенде, императрица Екатерина Вторая, попробовав ребровское вино, воскликнула: «Так это же бургундское!».

Сегодня в крае есть последователи знаменитого помещика. Это так называемые виноделы-гаражники, некоторые из них, такие как Виталий Батрак из села Прикумского Минераловодского района, делают замечательное вино. В Прикумском, бывшей немецкой колонии, сохранились старинные подвалы для хранения вина. Батрак выкупил их и собирается сделать там дегустационный зал.

Строит дегустационный зал в селе Московском Изобильненского района и фермер Сергей Добан. Отставной полковник, по национальности молдаванин, он с детства знаком с производством вина, и тоже достиг больших высот в этом ремесле. Но ни Батрак, ни Добан, ни десятки таких же, как они, виноделов-любителей, не могут быть уверенными, что их увлечение превратится в легальный и доходный бизнес. Государство разрешило в фермерских хозяйствах и личных подворьях производить вино. Но закон недоработан, не прописана процедура реализации винодельческой продукции. Поэтому все сельские виноделы, которые могли бы вокруг своего увлечения развить успешный бизнес, связанный как раз с туризмом, находятся во взвешенном состоянии.

Вот тема для серьезной дискуссии на мероприятиях, подобных форуму «Сообщество». Надо вырабатывать реальные предложения для властей, как поддержать малый бизнес в селе, в том числе и сельский туризм. Очевидно, что требуется государственная поддержка этой сферы деятельности, наподобие грантов, которые предоставляются фермерским хозяйствам. Нужна методическая помощь сельским жителям, думающим о своем деле на поприще сельского туризма. Опыт Ставрополья говорит о том, что перспективы у этого дела есть. Но оно находится в зачаточном состоянии, в отличие от Европы, где сельский туризм давно стал доходной отраслью.


Фото автора

Специально для «Столетия»


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..