Регулировать цены — себе дороже?

«Правительство РФ не рассматривает вопрос о подписании соглашений о регулировании цен на другие продукты питания, помимо сахара и подсолнечного масла», — заявил на днях глава Минпромторга РФ Денис Мантуров. — «Такое решение не принято, и даже не обсуждалось».
Ничего удивительного. Во-первых, растительное масло и сахар — не в первой шеренге продуктов первой необходимости, и не столь весомо «охвачены» крупными корпорациями, как производство-сбыт других продуктов. Так что регулирование цены на сахар и растительное масло пока не вызывает сильного бизнес-сопротивления.
Во-вторых, практически все отрасли пищепрома и сельхозпроизводства — в собственности весьма крупных российских корпораций (по крайней мере, российских по месту регистрации). Так что не приходится говорить об их «подчинённости» решениям правительства о регулировании их же ценовой политики.
К тому же, ряд правительственных чиновников опосредовано — через «третьих» юр- или физлиц — участвуют в капитале продовольственных и других корпораций.* Так что рост цен и тарифов, по сути, в интересах тех же чиновников.
Ну, и в-третьих, — о каком РЕАЛЬНОМ госрегулировании цен можно всерьёз говорить, когда практически все производственные отрасли и банковский сектор — в частных руках? Поэтому именно корпорации определяют ценовую политику в стране, а правительственные «озабоченности» ростом цен — не более чем озабоченности.
Между тем быстро дорожают абсолютно все продукты питания и другие товары массового спроса. По информации профильных центральных и региональных СМИ, за истекшее полугодие (октябрь 2020 - март 2021 гг.), средневзвешенные розничные цены на продукты во всех субъектах Федерации выросли на 17-20%. И этот процесс продолжается.
Надлежащим же образом регулировать цены возможно только при кардинально иной финансово-экономической системе, когда государственные инстанции могут РЕАЛЬНО влиять на ценовую политику производителей и торговой сферы. Но такой системы пока что не предвидится. Г-н Мантуров не скрывает, что регулирования цен не будет, и это даже не обсуждается...
Впрочем, всё новые витки цен связаны и с тем, что цены и тарифы в стране издавна привязаны к курсу доллара США. И чем больше требуется рублей для покупки доллара — тем, разумеется, выше рублевые расценки на всё и вся.
Российский же бизнес, запасаясь инвалютой, должен окупать расходы на пополнение своих инвалютных заначек. А окупаются эти расходы, ввиду рублевого удорожания доллара и всех других инвалют — путем повышения рублевых цен и тарифов. Независимо от уровня спроса на товары и услуги.
Бизнес же, наращивая свои рублевые резервы за счет роста цен, конвертирует эти резервы в доллары (и другие инвалюты). Застраховываясь тем самым от падения своих рублевых доходов.
Очевидно, что такая политика способствует постоянному рублевому удорожанию товаров и услуг. И всё большей востребованности инвалют на российском финансовом рынке. Что, в совокупности, усиливает и без того высокую зависимость не только цен, но и всей российской экономики от курса доллара и других инвалют.
В аналогичной ситуации оказывается и само государство, ввиду привязки рубля к курсу доллара. Хотя бы потому, что, по данным Минфина и ЦБ РФ, российский госбюджет с начала 90-х формируется, в основном, на базе мировых цен на нефть, а котируются они почти исключительно в долларах США.
Почему на нефть? Потому что «нефтедоллары», точнее нефтегазовые доходы (мировые цены на нефть и газ взаимосвязаны, а РФ — среди крупнейших и газоэкспортеров), по тем же данным, издавна превышают 50% в наполнении российского госбюджета.**
Следовательно, и государство едва ли заинтересовано в снижении рублевых цен на товары и услуги. Потому дорожают не только сахар с растительным маслом.
Впрочем, такая ситуация, в том числе ценовая, характерна для любой страны, где национальные деньги привязаны к инвалютам. И к инвалютным ценам на сырье.
*подробнее см., например, «Ведомости», М., 24.12.2020; «Росбизнесконсалитинг», 24.12.2020; «Би-Би-Си», 13.04.2018.
**включая экспорт продукта не высокотехнологичной, а первичной нефтепереработки — мазута: РФ среди мировых лидеров по экспорту мазута
Материалы по теме:
Рубль упал рекордно (благодаря той же политике), цены и тарифы идут вверх на постоянной основе - что ещё больше роняет рубль. А пропаганд. бравады - это для внутреннего потребления. По А.С.Пушкину: "...Обмануть меня не трудно - я сам обманываться рад".
Я-то по наивности думал, что речь пойдет о проблемах роста цен на масло и сахар, очень много читал аналитических статей в интернете по этому поводу. Серьезных.
Но заботливые читатели растолковали мне: на самом деле, речь идет о нефти, нефтедолларах, плохой нашей статистике, плохой таможне, закрытии Елисеевского магазина и прочая. Масло? Какое масло… Не было только слов о некоей певице Маниже, которая едет на «Евровидение» и увязке ее песни с ростом цен на масло и сахар. Это большое упущение со стороны разгневанных моим призывом «держать мысль» читателей. Но, полагаю, временное, действительно, давайте о Маниже – и сахаре. Маниже – и таможне… Пора, пора!
Почему бы и нет? Сегодня такие очевидные попытки «съехать» с темы – потому как возразить в дискуссии нечего… - называются модным словом «оффтопик». То есть, не по теме. Не по делу.
Дорогие читатели, разгневанные моими скромными мыслями, читайте Михаила Афанасьевича, он умел «держать тему», помните: «Аннушка уже разлила масло».
2. В 2014 г. снижение курса рубля (на 70%) , по-видимому, было связано с Крымом. Потребовались большие денежные вливания, которые не прекращаются и поныне. Были и потери из-за санкций. Цены тогда отрабатывались дольше, в течение 4-5 лет. Сейчас, наученные опытом, все отрабатывается значительно быстрее. Кстати. присоединение Донбасса также приведет к неминуемому снижению курса - это надо понимать, восстанавливая Русский мир.
3. Еще момент: в гору пошел экспорт зерна и подсолнечного масла. Если цены на продовольственный экспорт растут - то неминуемо должны расти цены внутри. Торгуют-то частники, а не государство.
Встает вопрос - что в этом случае делать.?
4. Один из вариантов - отвязка от доллара. Процесс, как известно, не быстрый. Но он вроде как начался. Другой вариант - импортозамещение (это тоже отвязка от доллара). Вроде бы тоже процесс идет. Но он тоже требует денег. Еще вариант - развитие высокотехнологичных производств (которые ведут к удешевлению продукции) - он тоже требует денег. И главнейший момент - не давать утекать деньгам за рубеж. Если все это будет реализовано, по идее, мы должны стать весьма обеспеченным населением. Только вот пока доходы снижаются.
Понятно, что это давно отлаженный "спецзаказ": но рамки фальсификаций иногда удивительны даже для высших властей. Те же, кто пытаются это, столь ревностно, но примитивно оспаривать, то есть защищать - лучшее тому подтверждение.
Правильно говорится исстари: Не зеркало неча пенять, коли... - окончание известно...
Поэтому и - нынешняя судьба Елисеевского. Правильно - лучше выкинуть продукты, чем их продавать: ведь "бизнес" в РФ привык к сверхприбылям...
Извиняюсь за эмоции...
Впрочем, если вы настаиваете на "нефиксируемости", будьте добры, приведите цифры. Со ссылками. Без сотрясаний воздуха насчет "плохой" официальной статистики.
У вас есть другая? Давайте, буду ждать.
Я тоже совсем не восторге от роста цен на сахар и другие продукты. Но давайте уж говорить всерьез. Аргументы у вас есть? Приводите. Нет? Тогда не надо "многословия".
А вот "Елисей" закрывают - это удар. Впрочем, как тут кто-то заметил, в заметке, суть которой мы обсуждаем, смешано все. Сахар, доллары, нефть, политика Минфина и так далее. Нет только происков ЦРУ.
"Елисей" действительно не имеет отношения к тому (цитирую заметку) "что цены и тарифы в стране издавна привязаны к курсу доллара США".
Или исторический наш магазин закрывают "по указанию МВФ"?
Предлагаю придерживаться темы дискуссии: "Рост цен. Что делать?".