Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 августа 2022
Белоруссия: свои порты — в России

Белоруссия: свои порты — в России

Обретают реальные контуры межправительственные договоренности между странами
Артем Леонов
17.06.2022
Белоруссия: свои порты — в России

Переориентация с портов стран Балтии на порты РФ белорусского внешнеторгового грузопотока, создание белорусских портовых терминалов на российском Северо-Западе устраняет почти полувековую зависимость Белоруссии от транзита через страны Балтии.

Руководство Ленинградской области и президент Белоруссии А. Лукашенко договорились в Минске о формировании в 2022-2023 гг. сети терминалов для белорусских экспортных товаров. Как отметил губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко по завершении переговоров, стороны согласились в «целесообразности комбинированного варианта». То есть, это предоставление земельных участков для строительства собственных портовых сооружений в сжатые сроки, и параллельное использование существующих терминалов. Кроме того, ряд терминалов Ленинградской области в бассейне Финского залива готовы «уже сегодня заключить соглашения — вплоть до передачи части своей территории в управление белорусской стороне».

Примечательно в этой связи мнение главы «Белнефтехима» Андрея Рыбакова: «Мы уже переориентировали наши поставки на порты России. Это сделано ввиду санкционных риторики и действий, исходящих из стран Балтии, чтобы не зависеть от таких обстоятельств». По оценке А.Рыбакова, передислокация белорусских нефтяных и нефтехимиических грузов на порты РФ «выгодна обеим сторонам».

Окончательные решения по конкретным белорусским терминалам в данном регионе будут приняты не позже 3-го квартала с.г. Речь идет о портовых терминалах Приморска на севером берегу Финского залива, Усть-Луги — на южном, а также о терминале Бронка в порту Санкт-Петербурга. Будут развиваться портово-перевалочные мощности, в том числе для белорусских грузов, и на западе той же области: между границей с Эстонией и портовым комплексом Усть-Луга.

Отметим, что еще весной 2021-го были проведены тестовые железнодорожные перевозки белорусских калийных удобрений, бензина, дизельного топлива, топливных масел в порты Усть-Луга и Санкт-Петербурга для последующего экспорта. Эти перевозки более значительные по протяженности в сравнении с портами Литвы и Латвии примерно на треть.

Однако ввиду низких транзитных тарифов и портовых расценок в РФ для Белоруссии — перевозки через российский Северо-Запад более выгодны для белорусской стороны. Наша же выгода в том, что, благодаря грузам из Белоруссии повышается загрузка всех российских портовых комплексов в бассейне Финского залива.

В начале апреля этого года западнее Усть-Луги — в Вистино (южное побережье Финского залива) введена в действие на полную мощность — 10 млн тонн в год — первая очередь комплекса «Ультрамар» для перевалки/отправки химудобрений. Отсюда уже осуществляются поставки и белорусских калийных удобрений. К середине 2020-х мощность этого комплекса превысит 20 млн тонн ежегодно.

Кроме того, российский «Еврохим» планирует не позже 2023 года ввести в эксплуатацию в Усть-Луге терминал на 6 млн тонн/год. По имеющимся оценкам, до трети этих мощностей будут задействованы для экспортной продукции белорусского химпрома, включая удобрения.

Что касается транзита белорусских нефтепродуктов на экспорт через РФ, за 2021-23 годы в целом запланировало отправить на внешний рынок почти 10 млн тонн этой продукции — через порты Ленинградской области.

Причем нарастающими темпами: в 2021-м было отправлено около 3 млн тонн нефтепродуктов, на 2022-23 гг. эти поставки составят, соответственно, 3,2 и 3,1 млн тонн.

Заметим в этой связи, что в стоимости товарного экспорта Белоруссии общая доля химудобрений и нефтепродуктов достигает 12%. Это наиболее доходная часть белорусского экспорта, ибо она ежегодно формирует не менее трети общих экспортных доходов Белоруссии. Поэтому очевидно, что низкие транзитные расценки в РФ для этих грузов бессрочно выгодны для Минска.

А в более широком контексте обоюдное взаимодействие в этой сфере укрепляет российско-белорусскую интеграцию. Уже потому, что переориентация внешнеторговых потоков Белоруссии на российские терминалы — это наглядное свидетельство координации транспортной и внешнеэкономической политики Москвы и Минска.

Нелишне напомнить, что, во-первых, транзит внешнеторговых грузов РФ через страны Балтии за последние 15 лет почти на 90% ушел из этих стран. В пользу опять же российских терминалов в Ленинградской, Архангельской и Мурманской областях. Тем самым, прибалты лишились не меньше 15% ежегодных госбюджетных доходов, российская же сторона экономит за счет сокращения транзита через прибалтов до 150 млн долл. в год.

А во-вторых, введенные ЕС санкции против Белоруссии в 2020-22 гг. включают прекращение её грузового транзита и через прибалтийские страны. Отметим, что до этого доля прибалтийского транзита достигала, как минимум, 40% во внешнеторговых перевозках Белоруссии. В том числе, по белорусским нефтепродуктам и химудобрениям эта планка превышала 65%. Потому в Вильнюсе и Риге рассчитывали, что Минск будет, в буквальном смысле, «упрашивать» прибалтов продолжать белорусский грузовой транзит.

Но не случилось: оперативная передислокация грузов Белоруссии на российские порты уже лишает казну Литвы и Латвии свыше 10% доходных поступлений.

Словом, координация транспортной и внешнеэкономической политики России и Белоруссии — достойный, притом весьма своевременный ответ на попытки заблокировать и белорусскую внешнюю торговлю, и российско-белорусскую интеграцию.


Специально для «Столетия»


Материалы по теме:

Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.


Эксклюзив
16.08.2022
Валерий Панов
Злодеяния украинского национализма как метод борьбы за «незалежность».
Фоторепортаж
17.08.2022
Подготовила Мария Максимова
В России проходит VIII Международный военно-технический форум.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов.

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.