Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
2 мая 2024
Трагедия в Греции

Трагедия в Греции

Крупнейшая в истории страны железнодорожная катастрофа становится фактором политики
Владимир Малышев
06.03.2023
Трагедия в Греции

Вот уже несколько дней подряд Грецию сотрясают бурные протесты в связи с железнодорожной катастрофой, которая произошла вечером 1 марта в местечке Темпи, близ города Лариса. На полной скорости пассажирский поезд врезался в грузовой состав, который мчался ему навстречу по тому же пути. В результате страшного удара погибли 57 человек, 48 госпитализированы, многие из них находятся в тяжелом состоянии. Но число жертв может стать еще больше, потому что еще 56 пассажиров «пропали без вести». Как предполагают, они сгорели в результате вспыхнувшего пожара.

Трагедию усугубил тот факт, что большинство погибших – студенты, возвращавшиеся домой после трехдневных каникул. «Это был студенческий поезд, полный ребят в возрасте 20 лет, – сказал Skai TV Костас Баргиотас, старший врач местной больницы. – Это был настоящий шок, вагоны мялись, как бумага».

В связи со случившейся трагедией ряд железнодорожных служащих и начальник вокзала в Ларисе арестованы, ушел в отставку министр транспорта Костас Караманлис, а железнодорожники Греции объявили забастовку, по всей стране железнодорожное движение приостановлено. В Афинах бурные протесты разгорелись у офиса компании Hellenic Train, которая обслуживает всю железнодорожную систему страны. Ее руководство обвиняют в «преступной халатности», которая повлекла множество жертв. Собравшиеся скандировали: «Это преступление не будет забыто, мы станем голосом всех погибших». Акция завершилась стычками протестующих с полицией, которая применила слезоточивый газ, несколько полицейских получили ранения.

Случившееся – крупнейшая железнодорожная катастрофа в истории Греции и самая трагическая в Европе за последние десять лет. Пока все причины столкновения поездов официально не установлены, разбирательства еще продолжаются.

Премьер-министр Греции Кирьякос Мицотакис уже назвал случившееся «трагической человеческой ошибкой». Однако многие в стране, в том числе технические специалисты, с ним не согласны, заявляя, что главная причина трагедии – плачевное состояние железнодорожной сети Греции и вопиющее пренебрежение правилами безопасности.

После катастрофы представители профсоюзов железнодорожников уже заявили о проблемах с обеспечением безопасности движения на железной дороге Афины – Салоники. По их словам, на некоторых участках этой трассы, где поезда движутся со скоростью до 160 км в час, не работают системы световой сигнализации и автоматического управления движением, а движение поездов не отражается на экранах мониторов.

Многие в стране прямо обвиняют сейчас власти в том, что они не модернизировали железнодорожную сеть, не установили автоматическую систему для управления движением, годами пренебрегали требованиями безопасности. Именно поэтому в ходе проходящих сейчас по всей стране бурных акциях протеста, митингующие прямо называют власти «убийцами», вступают в стычки с полицией.

Одной из центральных тем чудовищная катастрофа в Греции стала для мировых СМИ. Агентство Bloomberg опубликовало обзорную статью о состоянии греческих железных дорог, в которой утверждает, что «это – самая опасная железнодорожная сеть во всей Европе, не только по сравнению с самыми богатыми странами континента, но и со странами бывшего Восточного блока».

«Греческое правительство, – пишет New York Times, – должно было установить систему безопасности почти три года назад, чтобы предотвратить лобовое столкновение поездов, которое на этой неделе привело к крупнейшей железнодорожной катастрофе в истории страны…. Железнодорожная система Греции неизменно входит в число самых опасных на континенте, несмотря на то, что за последнее десятилетие она получила от Европейского союза 700 миллионов долларов на модернизацию».

На эту же причину указал Йозеф Доппельбауэр, глава Агентства железных дорог Европейского союза, которое годами предупреждало о существенных недостатках в системе безопасности на железных дорогах Греции.

В отличие от других стран ЕС, в Греции никогда не было национальной автоматизированной системы безопасности. А стрелочная система в районе железнодорожного узла в Ларисе уже много лет не отвечает требованиям, так как отсутствовали детали основного сигнального оборудования, заявил Николаос Цикалакис, президент профсоюза работников греческой национальной железнодорожной организации.

По словам Цикалакиса, различные должностные лица профсоюзов железнодорожников годами писали гневные письма правительству Греции. А совсем недавно, в прошлом месяце, они предупреждали о проблемах безопасности, и даже о возможности трагедии, но ничего так и не было сделано.

Греческая национальная железнодорожная компания Hellenic Train была приватизирована в 2017 году. Однако, как отмечает Bloomberg, железные дороги Греции остаются без систем защиты и предупреждения для поездов, что является обычным в других странах Европы. Эта система управления поездами рассчитывает безопасную максимальную скорость движения и автоматически блокирует действия машиниста в случае ее превышения. Однако в Греции ее внедрение постоянно откладывалось, в результате чего в 2022 году глава комитета, ответственного за реализацию этой реформы, ушел в отставку. В отсутствие таких инструментов система в основном управляется вручную.

На пресс-конференции государственный министр Греции Гиоргос Герапетритис извинился перед семьями жертв авиакатастрофы и пообещал провести тщательное расследование. Он также пообещал модернизировать железнодорожную инфраструктуру, чтобы «восстановить безопасность железнодорожных перевозок и повысить чувство безопасности граждан».

Греческие власти, однако, как отмечают СМИ, пока не раскрывают важных деталей о состоянии железных дорог страны. Но уже известно, что за две недели до крушения европейские официальные лица подали в суд на Грецию из-за ее отказа обнародовать ключевой контракт, в котором излагалось, как будет управляться железная сеть страны по мере ее модернизации.

Катастрофа уже привела к потрясениям в политической жизни страны. Поставлен вопрос о проведении парламентских выборов, которые должны были состояться в апреле и партии уже начали активную к ним подготовку.

«Однако, – как пишет издание Athens News, – трагическая авария, десятки погибших и раненых, национальная трагедия, которую переживает страна, ставит все с ног на голову». По ее мнению, теперь дата голосования может быть перенесена на более поздний срок.

Согласно сообщениям СМИ, советники премьер-министра уже вносят предложения о возможной отсрочке выборов, поскольку 9 апреля, дата закрытия избирательных участков, совпадет с 40-м днем со дня катастрофы в Темпи. Для Греции с её глубокими христианскими традициями это важный день поминовения душ умерших, и выборы могут стать «красной тряпкой» для общества.

Но самое главное для властей состоит в том, что вспыхнувшим в обществе возмущением, спешат воспользоваться оппозиционные партии, которые тут же присоединились к обвинениям в адрес правительства, назначая именно его главным виновником трагедии на железной дороге.


Специально для «Столетия»


Эксклюзив
27.04.2024
Владимир Малышев
Жесткая правда войны от бойца подразделения «Шторм Z», ставшего писателем
Фоторепортаж
27.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Историческом музее открылась выставка, посвященная 200-летию Алексея Уварова


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.