Сорванные гастроли

В странах Балтии развернута целая кампания запретов на концерты иностранных музыкантов, по какой-либо причине заподозренных местными спецслужбами в симпатиях к России. И примеров тому за последнее время не счесть.
«Отмена» музыкантов из третьих стран, заподозренных в «поддержке путинского режима», дело в Литве, Латвии и Эстонии нынче достаточно обыденное. Так, концерт итальянского певца Энцо Гинатти, более известного, как Пупо, отменили в Литве за то, что незадолго перед тем он выступал в России. Директор концертного зала города Шяуляй, где должен был выступить певец, объясняя публике причины отмены, назвал Пупо «пророссийским певцом». Хотя, конечно, даже с экономической точки зрения Пупо выгодней сохранить за собой российскую аудиторию, а не относительно немногих своих поклонников из Прибалтики. Однако дурной пример заразителен, и прибалты со всем своим бешеным антироссийским активизмом начали подавать его другим странам ЕС. По тем же причинам, что и в Литве, был отменен концерт Пупо в Бельгии. В Литовской Республике отменили два клубных концерта американского рок-музыканта Марко Мендосы – в вину ему поставили то, что он в последнее время довольно активно выступает в России.
Но наиболее активно запреты такого рода практикуются в Латвии. Так, латвийский министр иностранных дел Байба Браже внесла в «чёрный список» певца Иона Ионицу – уроженца Молдавии с румынским гражданством. Этот певец выступает с трибьют-программой, посвящённой незабвенной советской поп-группе «Ласковый май»: Ионица похож на Юру Шатунова и внешне и голосом, он умело подражает его сценическому поведению. В марте нынешнего года Ионица собирался дать концерты в Риге и Даугавпилсе, но власти наложили запрет на эти мероприятия – причём, внятных объяснений сначала не представили. Впрочем, нетрудно догадаться, что Ионицу запретили в Латвии ради того, чтобы ублажить радикальных латышских националистов. В своё время «нацики» обратили внимание на то, что незадолго до смерти Юрий Шатунов выражал желание чуть ли не пойти добровольцем на СВО. Это оказалось достаточным для того, чтобы провозгласить усопшего певца врагом латышского народа, а его песни – «мягкой силой кремлёвского империализма». В прошлом году, в сентябре, в Риге на борту одного из прогулочных пароходов, курсирующих по реке Даугава, состоялся вечер памяти Шатунова. Фанаты музыканта провели мероприятие, приуроченное к его дню рождения, и исполняли на нем песни «Ласкового мая». Но, когда про это узнали националисты, они ужасно вознегодовали и потребовали призвать к ответу тех, кто разрешил устроить «вечер памяти русского нациста с его песнями».
С другой стороны, отменой концерта Иона Ионицы возмутились в Латвии не только простые граждане, но и некоторые политики. «Факты таковы: Ионица планировал трибьют-концерты в Риге и Даугавпилсе – петь хиты Шатунова, любимые миллионами, включая наших сограждан. Вместо этого получил пожизненный запрет на въезд. Официальная причина? "Угроза национальной безопасности". То есть страна, которая гордится своими "европейскими ценностями", боится… "Белых роз"? Министр, что дальше? Запрет на караоке с песнями 80-х? Или штрафы за ностальгию по юности? Нет ума – считай, калека. Я, кстати, была на концерте самого Шатунова. Что теперь, воспоминания будете вычищать?», – вопрошает депутат горсобрания Риги от оппозиционной партии «Суверенная власть» Инна Дьери.
Схожим мнением поделились и другие жители Латвии.
«Любое скопление русскоязычных с ностальгией по добрым временам, по благополучной молодости, да под песни на русском языке представляют опасность. Почему? Да потому что контраст времен сразу виден», – отмечает Наталья Иволга
«Видать у Байбы Браже психологическая травма юности, связанная с песнями Юры Шатунова – может несчастная любовь. Вот и пытается свой гнев выплеснуть на Иона…», – саркастически пишет Артурс Зурздиньш. «Госпоже Браже место в палате номер шесть. Есть же диагноз какой-то в психиатрии, когда пациент во всех видит врагов», – полагает Елена Ильина.
А в марте латвийский МИД внёс в список невъездных казахского певца Жандаурена Аблаева, известного под сценическим именем Jazzdauren. В прошлом году он прославился на постсоветском пространстве благодаря своей песне «Дарите женщинам цветы». 9 марта Jazzdauren должен был выступить в даугавпилсском ДК с концертом, посвященным Международному женскому дню. По этому поводу в местной прессе писали, что в своем творчестве Jazzdauren отдаёт дань уважения российским исполнителям 80-90-х: группам «Кино», «Мираж», «Ласковый май». Уже вовсю шла онлайн-продажа билетов, когда Байба Браже написала в соцсети, что Аблаеву на неопределённый срок запрещён въезд в Латвию. Видимо, против Аблаева сыграло то, что он концертирует в РФ и выступает на российском телевидении.
Молодого казахского певца, точно так же, как и незадолго до него Иона Ионицу внесли с «чёрный список» на основании части 2-й статьи 61-й латвийского «Закона об иммиграции». Там указывается, что иностранца могут сделать персоной нон-грата в случае, если «компетентные государственные органы» имеют основания полагать, что он представляет «угрозу государственной безопасности или общественному порядку». Жители Даугавпилса обратились за разъяснениями в местный дворец культуры, где должны были состояться оба отменённых концерта. Но руководство ДК тоже не знало точных причин этих отмен, и вынуждено было довольствоваться лишь разными предположениями.
Директор ДК Астрида Лещинская сообщила, что отныне, дабы не попадать больше впросак, дворец культуры Даугавпилса перед тем, как приглашать выступать каких-либо артистов, станет просить на то дозволения… у Службы госбезопасности. «Демократия – она такая! Надо спросить разрешения, а то, не дай Бог, не тот певец, не тот на дуде игрец. Другое дело с разрешением!», – ядовито отметил по этому поводу оппозиционный латвийский блогер Дэги Караев.
Представители МИД объяснили запрет на концерты в контексте «информационной безопасности». Там заявляют, что «с момента вторжения России в Украину усилилась гибридная война», включающая в себя, дескать, «информационные и культурные инструменты влияния».
В министерстве зловеще поведали: «Один из способов воздействия – это "мягкая сила", которая включает в себя культуру, искусство и масс-медиа. К российской пропаганде могут быть причастны не только российские, но и зарубежные артисты».
МИД также подчеркнул, что организаторы концертов должны самостоятельно оценивать «потенциальные риски», связанные с приглашением иностранных артистов. «Мы с 2022 года призываем организаторов мероприятий тщательно анализировать, насколько уместно сотрудничество с артистами, чьи взгляды или деятельность могут способствовать российской пропаганде. Решение о приглашении исполнителя и связанные с этим риски – это ответственность организаторов», – предупреждают чиновники. Также МИД напомнил, что прежде чем приглашать зарубежных артистов, следует изучить их высказывания, «возможные связи с российскими пропагандистскими структурами», «поездки на оккупированные территории Украины» и «участие в мероприятиях, поддерживающих российскую политику».
Стало известно о ещё одной отмене. В Литве, Латвии и Эстонии должен был состояться концерт трибьют-группы Devotion Mode – имитаторов знаменитых британцев Depeche Mode. Причём представляемое ими трибьют-шоу Free Love Symphony Show with Orchestra – абсолютно легальное, разрешение на него получено от участников оригинальной группы. Литовская компания ArtPartner уже зарезервировала концертные залы в Риге, Вильнюсе и Таллине. Но тут вдруг выяснилось, что мало того, что музыканты Devotion Mode являются россиянами, так они ещё недавно выступали в РФ, причем не где-нибудь, а в концертном зале Кремлевского дворца. Это и стало причиной запрета выступлений Devotion Mode в Прибалтике – причем незадачливым организаторам несостоявшихся концертов пришлось оправдываться в прессе, утверждая, что они «поддерживают Украину и её борьбу за свободу».
К слову сказать, некоторые националисты заподозрили: а вдруг и сами Depeche Mode являются скрытыми «путинистами» – раз уж они по доброй воле разрешили русским музыкантам выступать со своими песнями? «Теперь остается открытым вопрос: можно ли слушать настоящих Depeche Mode, если они вот так вот, с легкой руки, продают право на свою франшизу кремлевским двойникам? И можно ли дружить с людьми, которые слушают группу, которая продает франшизу?
«Ой. В тяжелые времена живем», – иронизирует латвийский оппозиционный журналист Алексей Стетюха.
А в мае в Латвии запретили концерты всемирного известного музыканта Горана Бреговича: уроженца Балкан, проживающего ныне во Франции. «Брегович после 2014 года неоднократно выступал в оккупированном Крыму. Музыкант также публично выражал поддержку стране-агрессору РФ, одновременно распространяя дискредитирующие западные страны послания», – заявили в эфире «Латвийского телевидения». В связи с этим латвийское СГБ и Министерство внутренних дел призвали организаторов публичных мероприятий тщательно оценивать приглашаемых ими гостей.
«Если деятель культуры выступает в РФ или на оккупированных ею территориях в Украине, это считается поддержкой российской агрессии и военных преступлений», – предупредили в латвийском МВД.
17 августа в Юрмале состоялся традиционный концерт Gala Galante, Three Tenors& Friends, устроительница которого Инесса Галанте, известная в Латвии оперная дива, ежегодно собирает на это мероприятие звёзд оперной сцены. В нынешнем году там должен был выступить знаменитый узбекский оперный бас Женисбек Пиязов. Однако накануне концерта по Риге были расклеены листовки на украинском и латышском языках. Из них следовало, что Пиязов регулярно выступает в России а, стало быть, «поддерживает агрессивный режим». На этих листовках рядом с перечеркнутым портретом Пиязова красовалась надпись: «Ні рашистам у Латвії!». Листовки не остались незамеченными: в последний момент фамилия узбекского певца из анонсов мероприятия исчезла. Организаторы объяснили, что причиной стала поддержка певцом «российской агрессии в Украине» и его «выступления в аннексированном Крыму». Далеко не факт, что организаторы в этом своём заявлении проявили искренность. Но если бы они не отменили выступление Пиязова и не высказались «правильно», то могли бы заработать себе серьёзные проблемы. Данная «перемога» была встречена украинской общиной Латвии с диким восторгом. «Знакомые говорили, что в Юрмале тоже развесили! Гордость берёт за наших людей в Европе!» – похвалилась одна из «героинь» в украинской газетке.
Самое примечательное во всем этом, что в ряде вышеперечисленных случаев страны Балтии отгородились от музыкальных исполнителей с гражданством стран западного блока – то есть, по сути, они строят вокруг себя уже двойной «железный занавес», доступ за который открыт лишь самым «идеологически чистым».
При этом дурной пример заразителен – и вот уже нечто подобное наблюдается в Финляндии. Недавнему визиту американской метал-группы Slaughter to Prevail на фестиваль тяжелой музыки Tuska в Суоми сопутствовала атмосфера травли.
На фестиваль Tuska заявились активисты из «группы поддержки Украины» и задали организаторам вопрос в лоб: «Подходит ли Tuska для российской пропаганды и почему фестиваль предоставляет сцену российским патриотам?». Отметим, что единственное основание заподозрить группу Slaughter to Prevail в распространении «российской пропаганды», это тот факт, что большинство участников этого коллектива – этнические русские. Однако они уже довольно давно покинули родину и ныне проживают во Флориде. От политики они сторонятся, политических заявлений не делают. Однако, по мнению финских «друзей Украины», Slaughter to Prevail «разными способами поддерживает действия российских властей». Они припомнили, что в своё время группа выступала в Вашингтоне с российским флагом. На этом основании было заявлено, что, дескать, «налицо абсурдная ситуация – пока Россия строит военные базы у границ Финляндии, в Хельсинки выступает группа, лидер которой Александр Шиколай, он же Alex Terrible, поддерживает российскую агрессию по отношению к другим государствам».
Украинка Анастасия Дюдина, заявившаяся на фестиваль Tuska в окружении группы финнов, заявила: «Часто говорят, что Шиколай против войны, но это основано на его англоязычных интервью и постах в соцсетях, часть которых он уже удалил. В русскоязычных интервью и на своем Telegram-канале он бравирует патриотизмом». Также Александру Шиколаю вменили в вину, что он сотрудничал с российским брендом «Своя Культура», который, по словам Дюдиной, является «весьма патриотичным». Правда, отменить выступления Slaughter to Prevail «друзьям Украины» не удалось, но они, по крайней мере, сделали всё возможное, чтобы испортить коллективу настроение. Некоторые зрители показывали группе средний палец; были видны украинские флаги и баннеры с антироссийскими лозунгами.
Фото: Jesse Kämäräinen/Tuska/Visit Helsinki