Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
24 апреля 2024
Сделка под угрозой?

Сделка под угрозой?

Огромнейшие закупки Польшей оружия у Южной Кореи на грани срыва
Виталий Лекомцев
09.01.2024
Сделка под угрозой?

В прошедшем году южнокорейские компании, работающие в сфере военной промышленности, заключили с Польшей контракты на продажу оружия на сумму около 15 млрд долларов. Речь идет о закупке танков К2, самоходных гаубиц К9, самолётов FA-50GF и пусковых ракетных установок Chunmoo. Предполагалось, что огромные деньги, которые придётся отдать за всё это добро, Варшава выплатит благодаря кредиту, взятому у самой же Южной Кореи. Но тут в Польше сменилась власть – и гигантская по масштабам оружейная сделка оказалась под угрозой.


Спрос на гаубицы и другое оружие, произведённое в Южной Корее, резко возрос на фоне истощения запасов Запада из-за поставок Украине. Этот факт делает Сеул самым быстрорастущим экспортёром оружия в мире. На данный момент южнокорейской военной техникой обладают армии свыше десяти государств: от Норвегии до Египта и Австралии. Одним из главных преимуществ южнокорейской продукции перед конкурентами стала цена – к примеру, стоимость истребителя KAI T-50 (другое название FA-50) при массовых закупках, предположительно, составляет около 30 млн долларов. Что значительно дешевле, чем американский F-35 (не менее 77 млн долларов в базовой комплектации).

Также многие западные государства считают южнокорейское военное оборудование надёжным и технологически продвинутым – утверждается, что его хорошей репутации способствует, в том числе и непосредственная близость Северной Кореи, обладающей сильной армией. Ведь официально война 50-х гг на Корейском полуострове так и не закончилась.

На протяжении десятилетий Южная Корея закупала оружие и военную технику у США, но в 80-х сама стала наращивать свои производственные мощности. Так, крупное южнокорейское оружейное предприятие Hanwha начало свою деятельность в 1952 году – первоначально оно производило взрывчатые вещества, но впоследствии переключилась на изготовление военной техники, в том числе самоходных гаубиц и подводных лодок, способных стрелять баллистическими ракетами. 

The Wall Street Journal отмечает, что, невзирая на отказ Южной Кореи поставлять летальное оружие напрямую Украине, страна выразила готовность пополнить запасы США и их союзников. При этом Южная Корея показала, что может осуществлять поставки в более короткие сроки, чем многие западные компании. 

Представитель южнокорейской компании Hanwha Aerospace Чхве Дон Бин сказал, что они планируют продавать ещё больше гаубиц и, следовательно, увеличат свои производственные мощности. «Это стало возможным только потому, что мы поддерживаем производственные линии, и обеспечили безопасность цепочек поставок», – сказал Чхве Дон Бин. По его словам, после распада СССР западные страны сократили свои военные расходы, поскольку считали, что крупные сухопутные сражения остались в прошлом. Они направляли свои деньги в основном на покупку истребителей и кораблей.

В Польше вопрос приобретения оружия у Южной Кореи стал обсуждаться после того, как Варшава испытала разочарование по теме «круговых поставок» киевскому режиму. Согласно этой договоренности, Польша ранее передала Украине свои танки Т-72, бронетранспортеры БМП-1, а также реактивные системы залпового огня и самоходные гаубицы «Дана» чехословацкого производства, находившиеся в резерве польских ВС. Взамен Варшава должна была получить новое вооружение из Германии. Однако в поставках немецкого оружия возникли ощутимые заминки, что, кстати, поспособствовало резкому ухудшению польско-германских отношений, произошедшему в прошлом году.

Польская консервативная партия «Право и Справедливость», правившая в стране с 2015 года, объявила, что государство нуждается в резком усилении своих вооруженных сил – в связи с «русской угрозой». И летом 2022-го Сеул и Варшава заключили пока ещё необязывающее «рамочное соглашение» на импорт в Польшу 672 самоходных гаубиц К9 и 288 систем залпового огня Chunmoo, 1000 танков K2 (Black Panther) и 48 истребителей FA-50. Позже со всеми компаниями-участниками было подписано обязывающее «соглашение об исполнении». Однако исполнительные контракты были оформлены только на поставку 212 гаубиц из 672, 218 из 288 пусковых установок Chunmoo и 180 из 1000 танков.

В августе же 2023 года тогдашний польский министр обороны Мариуш Блащак проинформировал, что его страна закупит у Южной Кореи тысячу «Черных пантер». По его словам, на первом этапе до 2025 года Сеул поставит Варшаве 180 танков. Следующим шагом станет приобретение 820 танков K2PL, модифицированных с учетом требований польской стороны. Предполагалось, что K2PL должны поступить в польскую армию в 2026 году. По словам Блащака, которого процитировало польское агентство новостей PAP, Варшава намерена построить самый сильные сухопутные вооружённые силы в Европе – и K2PL вместе с американскими Abrams составят костяк польских бронетанковых войск на ближайшие годы и десятилетия.

Но из каких средств поляки намеревались оплатить все это оружие? Из денег, взятых в долг у самих же корейцев! В июле сообщалось, что Польша запросила у Южной Кореи кредит в размере 15,6 млрд долларов – по условиям уже второго оборонного контракта.

До того южнокорейские СМИ извещали, что правительство Польши хочет взять на закупку военной техники кредит в размере 12 трлн южнокорейских вон (38,448 млрд злотых) – соответствующее соглашение якобы было достигнуто в ходе поездки Мариуша Блащака в Южную Корею, имевшей место в июне 2023-го. Всего же, получается, Варшава вознамерилась позаимствовать у Сеула 24 трлн вон (76,896 млрд злотых). Это вызвало недовольство польских оппозиционеров, поскольку означало огромную прибавку к внешнему долгу на неизвестных условиях без парламентского контроля. Впрочем, анонимный южнокорейский чиновник тогда сообщил, что предложение ещё «не доработано».

По данным СМИ восьмимесячной давности, глава управления программой оборонных закупок (DAPA) Южной Кореи Ом Донг-хван якобы сообщил минувшим летом в парламенте, что Сеул предоставил Польше кредит через местный Eximbank. На тот момент эксперты предполагали, что Сеул, вероятно, деньги полякам даст. «Во-первых, финансировать польские закупки больше некому. А во-вторых, именно благодаря запросам из Варшавы экспорт вооружений из Южной Кореи увеличился на 140% в прошлом году, из-за чего Сеул стал одним из крупнейших экспортёров оружия в мире», – писала в июле полоновед Кристина Исмагилова, автор телеграм-канала «Варшавская русалка».

При этом, впрочем, она сообщала о наличии серьёзного вопроса, который поставила тогдашняя парламентская оппозиция: а кто, собственно, будет обеспечивать выплаты со стороны Польши? «Все обязательства Минобороны за прошлый (2022-й – авт.) год, которые финансировались бюджетом, составили около 60 млрд злотых. В Фонде поддержки вооружённых сил республики депозит составляет примерно 10 млрд злотых. Теоретически Национальный банк Польши мог бы помочь правительству. Но тот уже накупил долговых облигаций, которые надо погашать в 2023-2024 гг», – сообщала Исмагилова.

А далее случились обстоятельства, к которым правившая в Польше партия «Право и Справедливость» оказалась явно не готова. Как известно, по итогам парламентских выборов октября прошлого года власть в государстве выхватил из рук «ПиС» либеральный по духу альянс (объединение Гражданской коалиции, Польской коалиции, «Левых» и «Польши 2050»). И вскоре после этого появились сведения о том, что Сеул крайне обеспокоен сменой правительства в Варшаве и информацией о нехватке средств у Польши. Южнокорейцы испугались, что эти факторы могут поставить под угрозу заключенные оружейные сделки. Беспокойство оказалось обоснованным – в начале декабря 2023 года была обнародована информация о том, что новое правительство Польши может расторгнуть часть договоров и контрактов по поставке вооружений, подписанных старым составом Кабмина. 

В частности, под угрозой оказался ряд сделок именно с Южной Кореей. Соответствующее заявление сделал сам спикер парламента Шимон Головня, так что намерения новых властей были расценены, как совершенно серьёзные. 

Кандидат в министры обороны Польши Владислав Косиняк-Камыш также сообщил, что соглашения по закупке оружия, подписанные прошлым правительством в 2023 году, будут подвергнуты «анализу и оценке». По его словам, важнее направить инвестиции в польскую оружейную промышленность, чем обогащать иностранных поставщиков. Но таким подходом возмутился ещё действовавший на тот момент глава польского оборонного ведомства Мариуш Блащак. Он предупредил, что анонсированный новой властью «пересмотр» контрактов равносилен объявлению об их расторжении.

Блащак также сообщил о том, что первые южнокорейские танки К2 и гаубицы К9 уже доставлены в Польшу в течение нескольких месяцев после подписания контрактов. В дальнейшем же предполагалось, что Польша на собственной территории приступит к производству военной техники по южнокорейской франшизе – что даст полякам множество новых рабочих мест. В беседе с журналистами Мариуш Блащак постарался нагнать паники. «Напомню, что тогдашняя оппозиция отрицала легитимность заключения кредитов, говорила, что отменит внебюджетное финансирование вооружений. Это была бы ужасная ошибка. Поэтому за кредитами нужно обращаться в любом случае», – внушал уходящий с должности министр. По его словам, теперь есть риск того, что пробившиеся во власть «левые популисты» скажут, что заменят технику из Кореи на продукцию польской оружейной промышленности, и Польша в итоге останется ни с чем. Как тогда противостоять «агрессивной Москве»?!

Однако вопли Блащака остались неуслышанными. 

На своей пресс-конференции 27 декабря новый премьер-министр Дональд Туск подтвердил, что военные контракты, заключенные Польшей с Южной Кореей, подвергнутся ревизии.

«Деньги там немалые. И польские диванные эксперты довольно правильно прочитали это заявление премьера, сделав вывод, что в структуре оружейных контрактов Польши за счет урезания доли Сеула увеличатся закупки немецкого и французского оружия», – отмечает политолог-полонист Станислав Стремидловский. А днем позже просочились сведения о том, что Сеул спешно вступил в переговоры с кабинетом Дональда Туска, опасаясь, что Варшава аннулирует контракты на закупку военной техники. Причем премьер подтвердил, что с этими договорами действительно «возникла проблема».

Туск подчеркнул, что его правительство хочет «поддерживать рекордные военные расходы» и в то же время оно, дескать, заботится об эффективном расходовании денег. А денег на дорогостоящие корейские «игрушки» взять негде – и это, по словам нового премьер-министра, вина прошлого правительства. Дескать, на самом деле кредита на эти договоры вообще никто не давал – и рассказы о том, что в Сеуле согласились подкинуть полякам деньжат истине не отвечают. «Я не знаю, кто тут допустил ошибку. То ли министр Мариуш Блащак неправильно рассчитал, то ли корейцы ушли… Но предполагалось, что значительная часть корейских закупок должна была финансироваться за счёт кредита, который будто бы окажется предоставлен Кореей. В финале же выяснилось, что произошло какое-то недопонимание. Я не хочу сейчас никого винить, но оказалось, что корейского кредита нет», – разводит руками Дональд Туск. 

По словам Туска, корейское оружие обладает тем большим преимуществом, что было бы доступно вскоре после оплаты – не пришлось бы долго ждать того, пока его произведут. Однако, платить, оказывается, нечем…

Но, принимая во внимание «масштабы расходов и вопросы безопасности», премьер пообещал постараться провести «справедливый и незамедлительный пересмотр существующих контрактов». Посольство Южной Кореи в Варшаве отказалось от комментариев по поводу данных заявлений. Так или иначе, из высказываний теперь уже экс-министра Блащака можно сделать вывод, что окончательная судьба оружейной сделки зависела от дополнительного кредитного финансирования, над которым велись переговоры. Но эти переговоры не были завершены до смены правительства – и теперь, возможно, так и не завершатся.

Польский портал Defense24 пишет, что возможная сумма польско-корейского оружейного контракта может существенно превысить озвученную и дойти до 20 млрд долларов. Редакция портала не исключает, что риторика Дональда Туска «может быть попыткой улучшить переговорную позицию и, например, заставить корейскую сторону обеспечить лучшие условия как для финансирования, так и для передачи технологий». Однако не исключён и тот вариант, при котором столь разрекламированная сделка попросту прикажет долго жить…

 

Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Олег
10.01.2024 13:15
Если вы не знали, то золотовалютные резервы Польши 175 млрд. $. ВВП около 700 млрд. $ - это примерно 40% от ВВП России. Причем без нефти и газа. Так что могут себе позволить новое оружие.
АлександрС.
09.01.2024 14:05
Похоже на какую-то аферу. Горит-то всё одинаково. Что немецкое, что английское, что чешское, что американское. И также гореть будет и корейское. Но вопрос здесь в другом: а какой смысл корейцам в нынешней быстроизменяющейся геополитической ситуации кредитовать кого-то на такие в общем-то немаленькие деньги? Где гарантии, что эти деньги когда-нибудь вернутся? С большим успехом можно было бы инвестировать деньги и внутри самой страны. И аналогичные вопросы к полякам. А зачем им деньги тратить, когда можно (да простят меня за непарламентарное выражение) просто не залупаться? Экономия-то очевидная. Нет, оно конечно понятно, что страдания по демократии и американской свободе дороги польскому сердцу, но здравого смысла основанного на банальном инстинкте самосохранения ещё никто не отменял. Хотя как говорится и это не факт. Примеры есть.

Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.