Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 мая 2024
Кто убил Пазолини?

Кто убил Пазолини?

В Италии подан запрос о возобновлении расследования убийства выдающегося кинорежиссера
Владимир Малышев
17.08.2023
Кто убил Пазолини?

О причинах трагической гибели всемирно известного кинорежиссера в Италии продолжают спорить до сих пор, и есть вполне обоснованная версия, что на самом деле это было политическое убийство.

 

Пазолини был зверски убит 2 ноября 1975 года в курортном местечке Остия под Римом. Его тело нашли утром в луже крови. У него было сломано десять рёбер, раздавлено сердце, разбита челюсть, сломана левая рука и наполовину вырваны уши. По его трупу несколько раз проехала машина.

По обвинению в его убийстве был практически сразу же арестован и вскоре осужден 17-летний Джузеппе Пелози. Но 7 мая 2005 года, когда он был досрочно освобожден «за хорошее поведение», то отказался от своего признания в убийстве, и расследование было возобновлено. Однако до сих пор это преступление продолжает оставаться одним из самых загадочных в Италии XX века.

Сомнения в отношении официальной версии, согласно которой Пазолини был убит Пелози, которому режиссер, известный своей нетрадиционной ориентацией, якобы предложил вступить в гомосексуальную связь, появились сразу. Было ясно, что хрупкий подросток никак не мог так расправится с атлетически сложенным Пазолини. А кроме того, на месте убийства обнаружены улики, которые свидетельствовали, что Пелози был с ним в тот вечер не один. По данным журнала Oggi, помимо Пелози, в убийстве Пазолини принимали участие ещё два подростка, братья-неофашисты Франко и Джузеппе Борселино. Личность четвёртого злоумышленника так и не установлена.

Уже выйдя из тюрьмы Пелози рассказал, что видел трёх парней с южным акцентом, сидящих в автомобиле около машины Пазолини, которые потом и убили его с криками «Поганый коммунист». Друзья Пазолини не раз признавались, что в процессе подготовки антифашистского фильма «Сало, или 120 дней Содома» режиссер получал многочисленные угрозы от неофашистов. По другой версии, Пазолини убили, когда он стал собирать материалы для фильма «Нефть» о загадочной гибели главы нефтегазового концерна Италии ENI Энрико Маттеи.

Пазолини родился в католической семье, однако сам называл себя атеистом, вступил в коммунистическую партию и нередко остро критиковал Римско-католическую церковь. В 1939 году он окончил школу и стал студентом Литературного колледжа старейшего в Европе Болонского университета.

Прославился в Италии Пазолини задолго до того, как начал снимать фильмы. Он получил признание как талантливый поэт. Стихи стал писать в 17 лет, а первые его публикации появились в 19-летнем возрасте. Как признавался сам Пазолини, именно поэзия была его первой любовью. В 1956 году опубликован его первый роман «Шпана» (Ragazzi di vita) о люмпен-пролетарской молодёжи Рима. В 1957 году сборник стихов «Пепел Грамши» (об основателе Итальянской компартии) удостоился престижной литературной премии Виареджо. Его стихи и сегодня входят в школьную программу в Италии.

Пазолини считают новатором в поэзии на фриульском диалекте, давшим ей новое направление. В Италии множество диалектов, а фриульский распространен в северной области Фриули-Венеция-Джулия. В поэтическом творчестве он пользовался говором селения Казарса-делла-Делиция, откуда была родом его мать и, где в детстве он часто проводил лето, там же и был похоронен. В 1945 году Пазолини даже основал «Малую академию фриульского языка». 

В нашей стране Пазолини известен прежде всего, как выдающийся кинорежиссер, один из столпов итальянского неореализма, автор фильмов «Мама Рома», «Аккатоне», «Евангелие от Матфея», «Декамерон» и других. Кроме того Пазолини принимал участие в создании сценариев таких знаменитых картин Федерико Феллини, как «Ночи Кабирии» и «Сладкая жизнь».

За свои фильмы режиссер получил множество призов, а его лента «Птицы большие и малые» была удостоена «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля.

пазол.jpgПазолини был членом Итальянской компартии и его фильмы стали приобретать для проката в СССР. Но «Аккатоне» и «Мама Рома» с легендарной Анной Маньяни в главной роли провалились в прокате, а «Евангелие от Матфея» вызвало в атеистическом СССР, где существовала строгая цензура, обвинения в «мракобесии» и больше его фильмы для советского проката не приобретались.

В Риме только что вышла книга Франческо Гуаданьи «Страсть Пазолини (Passione Pasolini)», посвященная его жизни и смерти. Выходу новой книги о Пазолини итальянский портал L’Antidiplomatico посвятил статью, опубликованную под заголовком: «Почему Пазолини до сих пор так боятся власти?» Ее автор объясняет, что главная задача этой книги состоит в том, чтобы снять «клеймо позора, которое тяготеет над смертью Поэта, которого будто бы убил 16-летний мальчик, чтобы защитить себя от его преследований». 

На самом же деле причина расправы над знаменитым поэтом и кинематографистом, как уверен автор статьи, иная. «Причина проста, — пишет издание, — Пазолини все еще страшен. Его мысль актуальна, его статьи, его фильмы остаются ключом к интерпретации нашего времени, несмотря на то, что со дня его смерти прошло уже почти 50 лет».

«Пазолини остается нечистой совестью той Силы, которая убила его таким образом. Это также нечистая совесть тех, кто должен был быть его культурным наследником, политиков, которые полностью исключили его, забытые за то, что они были соучастниками тех изменений, которые привели Италию к ее нынешнему состоянию», — считает автор статьи.

Дело не в том, что он был активным членом коммунистической партии. Из ИКП его исключили за «нетрадиционное поведение», что тогда в католической Италии осуждалось во всех слоях общества. Евгений Евтушенко, лично знакомый с Пазолини, так отзывался о нём и его творчестве: «Автор гениального цикла стихов "Пепел Грамши" Пазолини бросил писать стихи, потому что круг читателей в Италии был, в его понимании, оскорбительно мал для самой поэзии. Он выбрал, как впоследствии другой талантливый поэт — Бернардо Бертолуччи, кино, показавшееся ему средством завоевания миллионов душ. Но жестокий мир кино, неотделимого от рынка, начал разрушать его. Его первые суровые, неприкрашенно жёсткие фильмы — "Аккатоне" или «"Евангелие от Матфея" — получили признание только узкого круга зрителей. Тогда, может быть, от душераздирающего "Вы хотите другого? Нате вам!" он бросился в эротические аттракционы "Кентерберийских рассказов", "Цветка тысячи и одной ночи". Его последний фильм "Сало, или 120 дней Содома", показывающий садистские эксперименты фашистов над подростками в провинциальном городке, был особенно саморазрушителен, ибо при всей антифашистской направленности там есть мазохистское смакование жестокостей».

В оценке Евтушенко, конечно, присутствуют типичные для тогдашнего СССР штампы, которые использовались для характеристики творчества западных деятелей искусств, которых обвиняли в «смаковании жестокостей» и попытках «подстроится под требования рынка».

Но все дело в том, что в Италии Пазолини оказался неугоден для всех. Для коммунистов, которые тогда правили бал в культуре (членами ИКП в те времена были чуть ли не все выдающиеся деятели искусств Италии: и художник Ренато Гуттузо, и скульптор Джакомо Манцу, и киноактер Джан Мария Волонте и многие другие), для неофашистов – своим фильмом о преступлениях чернорубашечников в созданной в конце войны, когда Италия уже капитулировала, республики Сало, которую создал на севере страны похищенный Отто Скорцени Бенито Муссолини, а для правящей Христианско-демократической партии, как бунтарь, беспощадный критик власти и уродств капиталистического общества. 

Но особенно опасен он стал, когда взялся за написание книги «Нефть», а затем задумался и о создании на эту тему фильма, посвященного таинственной гибели в авиакатастрофе основателя итальянского государственного нефтегазового концерна ENI Энрико Маттеи.

Уже после его смерти стало известно, что в его самолет была заложена бомба, в чем заподозрили американское ЦРУ. Маттеи посмел бросить вызов могущественным американским нефтяным концернам после того, как Италия стала покупать нефть прямо у арабских стран, минуя знаменитых «Семь сестер», а также начал сотрудничество в этой области с СССР.

Так в Италии американцы расправились не только с Маттеи. В 1978 году был похищен и убит террористами из «Красных бригад» лидер Христианско-демократической партии Альдо Моро. Он тоже посмел бросить вызов США, начала переговоры о включении в состав правящей коалиции популярных тогда в Италии коммунистов.

У книги Гуаданьи о Пазолини есть подзаголовок «Путешествие вместе с Давидом Гриеко». Давид Гриеко — известный в Италии кинорежиссер, автор снятого в 2016 году фильма о Пазолини «Козни. Последний сюжет Пазолини». Он был хорошо знаком с режиссером, снимался в его фильмах, был его учеником.

Отцом Давида был Бруно Гриеко, бывший глава отдела культуры Итальянской компартии. В 70-е годы Бруно Гриеко работал редактором вместе с группой итальянских переводчиков в отделении ТАСС в Риме, заведующим которым был в то время автор этой статьи. Еще тогда Бруно Гриеко, который был хорошо знаком со многими деятелями культуры в Италии, выражал уверенность, что Пазолини был убит по политическим причинам.

Поэт и режиссер был неугоден власти, а быть может, и ЦРУ, которое опасалось новых разоблачений, когда Пазолини взялся за опасную тему смерти Маттеи. Расправа над ним, скорее всего, была поручена мафии (не случайно, что Пелози вспоминал о людях, говоривших с южным акцентом). А руками мафии обделывали многие свои грязные дела в Италии американские спецслужбы.

Известно, что в 2002 году по обвинению в связях с мафией был приговорен к 24 годам тюрьмы бывший много лет премьер-министром Италии христианский демократ Джулио Андреотти, в бытность которого главой правительства на Апеннинах разместили ядерное оружие США. Его признали причастным к убийству римского журналиста Мино Пекорелли, пытавшемуся расследовать дело Моро. Однако через год Андреотти был освобожден и благополучно умер в своей постели. 

В 2014 году итальянский режиссер Абель Феррара снял фильм «Пазолини». Он говорил: «Я знаю, кто убил Пазолини», — но и его фильм так и не раскрыл никаких тайн. А в 2017 году умер Джузеппе Пелози, так и оставшийся, согласно официальной версии властей, предполагаемым убийцей режиссера...

Но, вероятно, расследование дела об убийстве Пазолини будет скоро снова открыто. Адвокат Стефано Макчони, который считает режиссера «одним из величайших интеллектуалов, когда-либо существовавших в Италии», сообщил недавно СМИ, что запрос о возобновлении расследования убийства Пазолини был подан им в прокуратуру Рима. Документ составлен Макчони от имени Давида Гриеко и сценариста Джованни Джованнетти.


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Марфа
17.08.2023 15:12
Пазолини остается нечистой совестью той Силы, которая убила его таким образом. Это также нечистая совесть тех, кто должен был быть его культурным наследником, политиков, которые полностью исключили его, забытые за то, что они были соучастниками тех изменений, которые привели Италию к ее нынешнему состоянию»,
Добавить нечего.
Пазолини вне времени...
Спасибо Вам, Владимир Малышев, за статью и внимание!

Эксклюзив
27.05.2024
Максим Столетов
От Норвегии до Польши протянется антироссийская «стена дронов»
Фоторепортаж
24.05.2024
Подготовила Мария Максимова
В Зарядье проходит выставка, посвященная работе людей, глазами которых мы видим войну


* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.