Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
9 декабря 2024
Крестный путь

Крестный путь

Эстонскую православную церковь вынуждают разорвать связи с Москвой
Виталий Лекомцев
14.08.2024
Крестный путь

В Эстонии продолжается давление на местную православную церковь, находящуюся под юрисдикцией Московского патриархата. Ранее официальный Таллин депортировал в Россию предстоятеля церкви, митрополита Евгения, но на этом ничего не закончилось. Был вынесен однозначный ультиматум: или вы уходите из-под Москвы, или вас не будет.


Однако руководство церкви отказывается капитулировать и не идёт на исполнение требований государства. А это значит, что вскоре угрозы могут смениться конкретными репрессивными действиями.

Началось с того, что 25 апреля представители эстонского Министерства внутренних дел нанесли визит в приход Воскресенского кафедрального собора в Нарве. Собор этот находится в ведении Эстонской православной церкви Московского патриархата (ЭПЦ МП) и является центром одного из крупнейших её приходов. «Мы посещаем приходы, объясняем угрозы, которые несёт в себе нынешняя ситуация, и обсуждаем с ними возможности положить конец подчинению здешней православной церкви Москве», – пояснил вице-канцлер МВД Райво Кюйт. По его словам, полиция подводит приходы ЭПЦ МП «к выводу о неизбежности разрыва с Московским патриархатом» и о желательности их объединения с параллельно существующей в стране Эстонской апостольской православной церковью (ЭАПЦ), действующей под крышей Константинопольского патриархата.

В ЭАПЦ дали понять, что возражать против насильственного «слияния» с ЭПЦ МП они не станут. Ещё бы! Ведь пока что в её рядах состоят всего 7 тысяч прихожан (в основном, этнических эстонцев), а после «объединения» их станет уже свыше 100 тысяч! Опять же, к ЭАПЦ перейдут большое количество храмов, в которых совершают богослужения верующие «русской» церкви. Какой лакомый кусок! Правда, в ЭАПЦ предусмотрительно стараются не показывать своей радости и сохраняют показное бесстрастие. «Наша церковь не является участником инициированного государством процесса и не может, не желает в этот процесс вмешиваться. Если в этом возникнет необходимость, наш патриарх может, конечно, принять какие-то ещё эстонские приходы в своё духовное окормление. Гипотетически этим приходам может быть предложена в рамках апостольской православной церкви некая автономия, которая позволила бы им сохранить все свои литургические и языковые традиции. Но говорить о каких-то конкретных формах такой автономии пока слишком рано», – говорит главный викарий ЭАПЦ Маттиас Палли, тщательно выверяя слова.

6 мая парламент Эстонии принял заявление, потенциально ставящее ЭПЦ МП вне закона. В тексте, который поддержали 75 депутатов («против» проголосовали лишь восемь), указывается, что «патриарх Московский и всея Руси Кирилл публично поддержал агрессию террористического режима Российской Федерации против Украины». 

По мнению эстонского парламента, РПЦ и его глава «используют идеологию "русского мира" как инструмент пропаганды для уничтожения последних остатков демократии в России, милитаризации российского общества и оправдания агрессии с целью расширения РФ на все территории, где Россия исторически доминировала, включая Украину». 

В парламенте считают, что в публичных заявлениях Кирилла «содержится угроза безопасности и стабильности Эстонской Республики, а также прямая угроза общественному и конституционному порядку в Эстонии». Документ содержит требование к эстонским православным общинам – разорвать все связи с РПЦ.

8 мая министр внутренних дел Лаури Ляэнеметс опубликовал обращение к ЭПЦ МП, весьма похожее на ультиматум: она, мол, может продолжить деятельность, но обязана «и юридически, и по существу разорвать связи с Московским Патриархатом». Одновременно стало известно о том, что мэрия Таллина (ею сейчас руководит Евгений Осиновский – однопартиец Ляэнеметса) решила прекратить сдачу в аренду ЭПЦ МП офисных помещений на улице Пикк, 64/1-4. Там располагалась митрополичья канцелярия – и церковь обязали очистить эти помещения, которые она занимала с 2005 года. Церкви дали понять, что в случае неподчинения она может быстро лишиться и остальных занимаемых ею зданий – храмов и приходских домов. Здесь враг прицельно бьёт в одно из уязвимых мест ЭПЦ МП, поскольку этими зданиями она не владеет, а всего лишь арендует, хоть и за символическую плату. Отдавать здания «московской церкви» во владение государство в своё время наотрез отказалось.

Депутат Европарламента Яна Тоом (она состоит в рядах оппозиционной Центристской партии – единственной из крупных эстонских политических организаций, кто требует оставить ЭПЦ МП в покое) помогла церкви заключить договор с высокопрофессиональными юристами Стивеном-Христо Эвестусом и Артуром Князевым. Теперь Эвестус и Князев отстаивают интересы ЭПЦ МП перед лицом государства. Министр Ляэнеметс прозрачно намекает, что Тоом является агентом Москвы: «Член Европарламента, один из лидеров Центристской партии таким образом защищает Кремль. Она нанимает адвокатов, тратит средства в ситуации, когда у её партии денег вообще нет… Значит должно быть что-то очень важное, что нужно защитить… Или должны быть какие-то очень прочные связи, почему это делается». Ляэнеметс дал понять, что никакие адвокаты не помогут церкви уклониться от требований государства.

По его мнению, отсутствие «прямой военной пропаганды» в церквях ЭПЦ МП не означает, что в её посланиях нет пропаганды «Русского мира». Министр обличает: «Образно говоря, кремлёвский режим имеет информационный канал в Эстонию через здешнюю церковь – через прихожан они всё время говорят о "Русском мире", смягчая вину России перед людьми». 

Эстонские власти осознанно настраивают своё население против «вражеской» церкви – мол, там не только могут «тайком оправдывать беспричинную агрессию России против Украины», но даже и не уважают суверенитета Эстонии. 

«В каждой церкви ЭПЦ МП сегодня молятся за патриарха Кирилла и желают ему добра и успехов. А это значит, что люди молятся и желают успехов, чтобы дела России в Украине шли хорошо, чтобы люди умирали. И они молятся также во имя того, чтобы мечта патриарха о том, что Эстонская Республика не должна существовать, должна когда-либо сбыться», – стращает министр внутренних дел. Против такой беспардонной клеветы резко возразил глава Центристской партии Михаил Кылварт, которого недавно убрали с поста мэра Таллина. «Неужели министр намерен записать во враги государства всех граждан и все организации, которые осмелились начать правовые споры с государством? Правовое государство означает право любого гражданина на правовую защиту. Ляэнеметс пытается отменить это права, мешая собственные политические амбиции с интересами государства», – подчёркивает Кылварт. Его, конечно, не слушают…

В особенности чиновников в Таллине волнует дальнейшая судьба Александро-Невского собора в Таллине и Пюхтицкого Успенского ставропигиального женского монастыря (в этом монастыре, находящемся в деревне Куремяэ на востоке страны, проживают более ста монахинь и послушниц), подчиняющихся Московскому патриархату напрямую. После вынужденного отъезда митрополита Евгения наиболее авторитетным представителем «московского» православия в Эстонии является пользующаяся всеобщим уважением матушка Филарета – настоятельница Пюхтицкого монастыря (открытая в 1891 году, эта обитель ещё ни разу не прерывала свою деятельность). Лаури Ляэнеметс лично приезжал туда и всячески уговаривал Филарету отступиться от Русской православной церкви. Однако матушка Филарета в открытом письме Совету церквей Эстонии отметила, что монастырь не вправе по своей воле отказываться от канонической связи с Москвой, чего требует глава МВД. По её уверениям, это невозможно, поскольку ставропигиальный статус монастыря прописан в Уставе обители. 

По словам игуменьи, Пюхтицкий монастырь и его насельниц пытаются втянуть в чуждые самой сути монашеского бытия политические противоречия.

«Представители государственной власти Эстонии, конечно, могут этого не знать и не понимать, но вы, наши собратья во Христе, знаете, что означает для обители её каноническая связь с Матерью Церковью», – подчёркивает настоятельница монастыря.

Игуменья Филарета добавила, что ставропигию монастырь получил в 1990 году стараниями и усилиями приснопамятного Патриарха Алексия II. «Для насельниц монастыря память о нём священна, ибо именно он, будучи в хрущевское богоборческое время архиереем Таллинским, спас обитель от закрытия», – отмечает Филарета. «Мы глубоко убеждены, что вмешательство государства в сложившийся за более чем век уклад монастырской жизни лишено какого-либо созидательного смысла. В монастыре молились и трудились в Царской России, в Советском Союзе, в Эстонской Республике – и мы искренне надеемся, что нас и впредь не лишат возможности возносить наши молитвы к Богу, дабы мирная жизнь была дарована всей Земле, всем странам и всем народам. Уверены, что каждый верующий понимает – всякая политика и, тем более, политическое давление, глубоко чужды монашеству. Монастырь – вне политики. Таково наше кредо. И мы смеем надеяться, что ваши молитвы помогут донести эту истину до властей Эстонской Республики, к которым мы относимся с большим уважением», – заключает Филарета.

Руководству ЭПЦ МП дали несколько недель на размышления – а 30 июля Райво Кюйт вызвал к себе епископа Тарту Даниила, замещающего изгнанного митрополита Евгения. Кюйт вновь зачитал требование о «каноническом и юридическом отделении ЭПЦ от Московского патриархата – поскольку, по словам чиновника, «государство обязано защищать население Эстонии от влияния враждебного режима». По окончании этой встречи эстонская официозная пресса поспешила опубликовать победные реляции – якобы во время беседы с Кюйтом Даниил сообщил, что готов обсуждать процесс отделения ЭПЦ от Московского патриархата. 

Однако двумя днями позже епископ Даниил сам дал интервью СМИ – и оказалось, что официозная пресса многое переврала. Во всяком случае, ни о какой немедленной капитуляции церкви, о принятии ею условий государственного ультиматума речи не идет. 

В первую очередь, Даниил Тартуский сообщил, что и руководство церкви, и прихожане настроены резко против слияния с ЭАПЦ. Также он дал понять, что церковь не собирается отказываться от своего предстоятеля. «Митрополит Евгений, избранный нашим Церковным Собором предстоятелем в 2018 году, остаётся на своём месте. Церковный народ избрал себе предстоятеля, который по-прежнему с нами на связи», – сказал Даниил.

Впрочем, пытаясь выгадать пространство для манёвра, епископ сообщил, что «в теории» они не против автокефалии. Однако, епископ Даниил по-прежнему настаивает, что «на практике этот процесс (обретения автокефалии – авт.) очень продолжительный, который, как показывает история, может затянуться на годы, десятилетия, и даже на более длительный срок». Впрочем, на некоторую уступку ЭПЦ пойти готова прямо сейчас – и удовлетворить требование государства по смене названия церкви, убрав из неё упоминание Московского патриархата. Ирония судьбы заключается в том, что именно государство в 2002 году настояло, чтобы ЭПЦ МП называлась именно так – в противном случае церкви тогда грозили отказом от регистрации. «Это было требование государства, чтобы прибавить к нашему названию – "Московского патриархата". Если касается вопросов названия, в этом плане, думаю, ни у кого не возникает вопроса, можно ли назвать нашу церковь ЭПЦ – да, безусловно, мы согласны», – сказал епископ Даниил. 

Министерство внутренних дел потребовало, чтобы к концу августа ЭПЦ МП представило график внесения поправок в свой устав и о дате встречи с представителями ЭАПЦ. Исходя из этого, МВД не позднее конца сентября сформулирует свою позицию – будет ли государство на тот момент довольно послушанием церкви или снова пустит в ход угрозы. 

Отдельно будет оговорен план действий в отношении Пюхтицкого монастыря и Александро-Невского собора. Ну а поскольку, видимо, церковь продолжит упорствовать, власти должны заранее продумать какой-то план «наказания». При этом, судя по всему, государство пока не готово действовать «по беспределу». Оно побаивается возмущения десятков тысяч верующих. Поэтому пока что, судя по имеющимся сведениям, государство переключилось на «точечную» работу с отдельными приходами.

Сотрудники МВД и Полиции безопасности (КаПо) встречаются с руководством приходов и внушают им, что пора, мол, уходить от ЭПЦ в ЭАПЦ, а в противном случае, дескать, спокойной жизни не дадут. Мол, если они согласятся перекочевать в ЭАПЦ, формально в жизни простого верующего ничего не изменится – он будет ходить в тот же храм, исповедовать вроде бы ту же самую веру… Представители приходов отмечают показное пренебрежение, демонстрируемое незваными гостями, разносящими государственный ультиматум. «К нам приходили два человека из МВД. Меня возмутило их поведение. Зашёл один в церковь, демонстративно шапку не снял, сел нога на ногу, ногой трясёт…», – отмечает священник одного из таллинских православных храмов. Этот священнослужитель подчёркивает, что государство демонстрирует неуважение и «наглость вмешивать церковь в политику».

Для пропагандистской работы привлекли теолога из ЭАПЦ Таури Тельпта, внушающего, что «разорвать связи в одностороннем порядке таким образом, чтобы это было совершенно каноническим действием, возможно – в том случае, если материнская церковь ушла в лжеучение или в какую-то ересь». По мнению Тельпта, обслуживающего линию эстонских властей, Русская православная церковь, поддержав СВО, уклонилась в «ересь» – а поэтому выйти односторонним образом из-под её юрисдикции было бы вполне «законно». Однако расшатать таким образом удалось лишь один-единственный приход – тот, который сложился вокруг храма Иоанна Предтечи, что в таллинском районе Нымме. Большинство его членов выражают готовность переметнуться к ЭАПЦ – но далеко не все. «Собрание состоялось, многие высказались против выхода, но тех, что хотел выйти, оказалось действительно немного больше. Многие голосовали за самостоятельность только чтобы как-то обеспечить спокойствие церкви, а не потому, что хотели уйти от Московского патриархата», – рассказывает один из ныммских прихожан. Остальные приходы пока держатся… 

Ведь для русских жителей Эстонии посещение храмов ЭПЦ МП – это не только исповедание христианской веры, но и способ борьбы за свою национальную идентичность, противодействие навязываемой государством ассимиляции. 

ЭАПЦ же вполне соответствует этнократическому духу эстонского государства – у них даже на официальном сайте русский язык отсутствует. Русские верующие в большинстве своём не приемлют «православие от ЦРУ», насаждаемое Константинопольским патриархатом и его структурами. И именно поэтому их будут «дожимать».


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Экзегет
21.08.2024 15:16
Эстонская православная церковь Московского патриархата (ЭПЦ МП) убрала из названия упоминание Русской православной церкви (РПЦ) и исключила из Устава ссылку на МП.
«Собор (высший орган управления – ред.) принял новую редакцию Устава церкви, в которой закрепляется самостоятельность в делах церковно-административных, церковно-хозяйственных, церковно-просветительских и церковно-гражданских. Также было изменено название церкви на "Эстонская православная церковь", дарованное томосом Святейшего Патриарха Алексия II», — говорится в заявлении, опубликованном пресс-службой ЭПЦ.
20 августа 2024 года.
- - -
Отмежевание Эстонской православной церкви от РПЦ произошло одновременно с принятием на Украине закона о запрете религиозных организаций, связанных с Россией.
Экзегет
18.08.2024 15:12
«СТРОГО ДЕРЖИТЕСЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ – В НЕЙ СПАСЕНИЕ»
В своем духовном завещании очень почитаемый на Украине старец схиархимандрит Зосима (Сокур) (1944 – 2002), основатель Свято-Успенской Николо-Васильевской обители в Донецкой области, записал:
«Строго держитесь Русской Православной Церкви и Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси. В случае отхода Украины от Москвы, какая бы ни была автокефалия – беззаконная или «законная» – автоматически прерывается связь с митрополитом Киевским. Из существующих монастырей тогда образовать Дом милосердия [имеются в виду основанные им монастыри в Донецкой области], который будет выполнять святые законы милосердия – служение людям до их погребения, и эту заповедь обители должны выполнять вечно. Никакие угрозы и проклятия не признавать, так как они не каноничные и беззаконные.
Твердо стоять за каноны (правила) Русской Православной Церкви. В случае отпадения от единства Русской Православной Церкви – правящего архиерея не существует, монастыри переходят в ставропигиальное управление, под омофор Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Если сие будет невозможно, то монастыри переходят под самостоятельное игуменское управление, по подобию Валаамской обители начала нашего столетия, находясь под видом светлых будущих времен единства Украины и России, которые, глубоко верю, неминуемо наступят, с чем и ухожу в вечность… Отходя в жизнь вечную, последнее слово глаголю вам, братья, сестры и все молящиеся в обители нашей: держитесь Русской Православной Церкви – в ней спасение».
____________
Эти слова предупреждения, сказаны старцем схиархимандритом Зосимой
ещё в 1998 году. Он всё предвидел.
Сказаны они были для Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата). Схиархимандрит Зосима указал как следует действовать Церкви в период гонений. Это касается в том числе и Эстонской Православной Церкви.

Эксклюзив
29.11.2024
Максим Столетов
Удар новейшей российской ракетой меняет формат спецоперации
К Дню Победы (1941-1945)
27.11.2024
Мария Максимова
Не забудем, не простим…
Фоторепортаж
06.12.2024
Подготовила Мария Максимова
К 10-летнему юбилею воссоединения полуострова с Россией

fiip_youtube.jpg





* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.