Германия ржавеет

«Почему в Германии разрушаются мосты и школы?» — таким вопросом задается английская газета Guardian в опубликованной 3 июня статье под ироничным заголовком «Ржавейте на здоровье!», посвященной драматическому разрушению инфраструктуры страны, которая совсем недавно кичилась своим благополучием и была экономическим локомотивом Евросоюза.
Начинает свой репортаж ее корреспондент в Берлине Кэйт Конноли таким пассажем: «Ожидая автобус M49, идущий в зоопарк, 82-летний Вольфганг смотрит вниз, на груду бетона и металлических обломков — остатки берлинского моста, недавно снесённого после обнаружения широких трещин. Под громкий стук гидравлического молота, разбивающего бетон, техник на пенсии рассказывает, что наблюдал за его строительством около 60 лет назад из окна своей квартиры неподалёку. "Теперь нам остаётся только надеяться, что они соберутся с силами и построят новый, хотя я сомневаюсь, что доживу до его завершения"», — говорит он.
В марте неожиданно был закрыт трёхполосный Берлинский кольцевой мост, что привело к хаосу и массовому перераспределению 100 000 транспортных средств, которые ежедневно им пользовались. Месяц спустя стратегически важный мост Вульхайде в Восточном Берлине пополнил растущий список так называемых Brösel Brücken (разрушающихся мостов) и в настоящее время находится в процессе сноса. Это лишь один из нескольких мостов по всей Германии, которые недавно были закрыты или, что ещё более драматично, обрушились. По оценкам экспертов, 4000 (!) мостов на автобанах и 12 000 других дорожных мостов срочно нуждаются в ремонте или замене.
В сентябре прошлого года в восточном городе Дрездене 53-летний мост Карола, перекинутый через Эльбу, обрушился в реку посреди ночи, через 10 минут после того, как по нему проехал трамвай. Городские власти заявили, что это просто чудо, что никто не погиб.
Улицы живописного городка Люденшайд на западе Германии забиты 25 000 большегрузных автомобилей в день, которые направляются туда после того, как в 2021 году был закрыт близлежащий виадук Рахмеде, жизненно важная транспортная артерия, и впоследствии его снесли. Местные жители жалуются на сильный шум и загрязнение окружающей среды, в то время как на предприятиях говорят, что их оборот сократился, а квалифицированные работники массово увольняются. В настоящее время ведётся частичное строительство нового виадука, которое, как ожидается, будет завершено в следующем году.
Согласно отчёту Немецкой торгово-промышленной палаты, представляющей интересы миллионов предприятий, состояние мостов в Германии «символизирует плачевное состояние всей инфраструктуры [страны]».
В комментарии для радиостанции RBB Гельмут Шмейцнер, профессор строительной инженерии в Берлинской школе экономики и права, предупредил: «В целом наша инфраструктура находится в таком состоянии, что мы должны ожидать, что в будущем такие инциденты, как перекрытие мостов и дорог, будут происходить чаще».
Идея о том, что инфраструктура Германии находится в плачевном состоянии, настолько укоренилась, что популярная сатирическая телепрограмма «Сегодня» недавно посвятила целый выпуск «Разваливающейся Германии». «Ржавейте на здоровье» — вот подходящий лозунг для состояния страны, если ситуация не улучшится, пошутили они.
Однако для многих это не повод для шуток. Они предупреждают, что если канцлер Фридрих Мерц не сможет добиться улучшений и быстро, политические последствия могут быть катастрофическими. Оппозиционная партия «Альтернатива для Германии» уже попыталась извлечь выгоду из этой полемики, назвав многочисленные закрытия и коллапс в Дрездене «не единичными случаями, а символами ползучего краха государства».
При этом западные СМИ признают, что одной из главных причин усиливающегося экономического упадка Германии стал отказ от дешевых энергоносителей из России. «Высокие цены на энергоносители и падение экспорта, — пишет американское агентство Bloomberg*, — привели к тому, что каждое немецкое домохозяйство стало беднее на 2500 евро. Этот спад может стать необратимым».
«Германия, — отмечает агентство, — подходит к точке невозврата. Об этом знают руководители бизнеса, это ощущает население, но политикам пока не удается найти ответы на возникающие вопросы. В итоге крупнейшая экономика Европы встала на путь упадка, который грозит стать необратимым. После пяти лет стагнации экономика Германии сейчас на 5% меньше, чем могла бы быть, если бы сохранилась тенденция роста, существовавшая до пандемии».
Более того, по оценкам Bloomberg Economics*, отставание будет трудно наверстать из-за структурных неурядиц — таких, как утрата дешевых российских энергоносителей и проблемы автопроизводителей Volkswagen AG и Mercedes-Benz Group AG, которым все труднее угнаться за китайскими конкурентами.
«Конкурентоспособность немецкой промышленности ухудшилась. Растущие зарубежные рынки не дают таких импульсов роста, как раньше», — заявил глава Бундесбанка Йоахим Нагель, выступая недавно в Люксембурге.
«Германия не рухнет в одночасье. Вот что делает этот сценарий таким ужасающим. Это очень медленное, очень затяжное снижение. Оно затрагивает не компании, не города, а всю страну, которая при этом тянет Европу вслед за собой». — отмечает Эми Уэбб, основатель и генеральный директор Future Today Institute — организации, консультирующей немецкие компании по вопросам стратегии.
На практике это выглядит следующим образом: Германия теряет все больше своего энергоемкого производства и экспорта, поскольку компании, оказавшиеся в нестабильной ситуации, ограничивают внутренние инвестиции. По мере того, как уровень жизни падает, избиратели ищут виноватых, а социальная напряженность способствует утечке «мозгов» и отпугивает иностранных специалистов, в которых страна отчаянно нуждается.
Как же такое могло произойти с процветавшей прежде Германией? Причина, объясняют аналитики, — годы неверных решений и ряд просчетов, которые разрушили экономическую модель ФРГ. И это в тот момент, когда остальная Европа, как никогда, нуждается в ее промышленной мощи, чтобы идти в ногу с тем же Китаем, справляться с последствиями украинского кризиса и противостоять изоляционистским действиям США.
Германия сегодня переживает самый серьезный кризис со времени воссоединения. Если 35 лет назад падение Берлинской стены сплотило немцев вокруг масштабного плана интеграции бывшего коммунистического востока, то сейчас страна сильно разобщена в политическом плане.
«Проблемы Германии не исчезнут сами по себе. Корректировка экономической политики, повышение производительности и устранение причин высоких цен на энергоносители требуют первоочередного внимания со стороны правительства», — уверен Джейми Раш, глава европейского отдела Bloomberg Economics*.
Согласно подсчетам Совета экономических экспертов страны, по мере того, как список проблем становится все длиннее, потенциал экономического роста Германии — темпы, которыми ее экономика может развиваться, не вызывая при этом инфляцию, — сократился до 0,4%,. Если к этому добавить неизбежные циклические колебания, то риск погружения в рецессию становится вполне реальным.
«Мы должны, наконец, создать привлекательные условия для компаний», — заявила Вероника Гримм, член группы независимых экономических консультантов при правительстве и профессор Технического университета Нюрнберга. Она призвала правительство принять широкомасштабную программу по восстановлению конкурентоспособности. Чтобы восстановить конкурентоспособность, Германии, в конечном счете, придется тратить больше.
По данным Bloomberg Economics, чтобы догнать другие страны с развитой экономикой, стране придется увеличить ежегодные инвестиции в инфраструктуру и другие общественные секторы примерно на треть — до 160 миллиардов евро. Это увеличение эквивалентно более чем 1% ВВП.
«Стремительная деиндустриализация Германии требует глубокого переосмысления того, что на самом деле означает “немецкая экономика”, — считает старший специалист по макростратегии Rabobank Стефан Купман. — Пока что нет явных признаков того, что это происходит».
Проблемы Германии нельзя игнорировать. Экономисты Bantleon (швейцарская компания по управлению активами) прогнозируют, что хваленая автомобильная промышленность страны потеряет долю рынка и ускорит перенос производства за рубеж. В результате в течение следующих десяти лет отрасль потеряет до 40% производства добавленной стоимости в Германии. Борьба превратилась в открытое противостояние: Volkswagen столкнулся с забастовками из-за планов по закрытию нескольких заводов в Германии; Schaeffler AG, Robert Bosch GmbH и Continental AG — с сокращением производства. В целом немецкие компании из списка Fortune 500 Europe в этом году объявили о более чем 60 000 увольнений.
ThyssenKrupp AG, крупнейший в Германии производитель стали и один из концернов, стоявших у истоков индустриализации, является одной из тех компаний, которые сокращают расходы внутри страны. В этом десятилетии концерн планирует сократить штат сотрудников своего сталелитейного подразделения примерно на 40% и закрыть две доменные печи.
«Стабильность экономической системы Германии, какой мы ее знаем на протяжении десятилетий, рушится, — заявил генеральный директор ThyssenKrupp Мигель Лопес. — Нет никаких сомнений в том, что нужно действовать немедленно».
Однако, как это сделать, если нынешнее правительство Фридриха Мерца взяло курс на милитаризацию страны, бессмысленно тратит миллиарды на помощь Украине? А сам Мерц недавно заявил, что Германии надо готовиться к войне и объявил о необходимости строительства шести военных заводов. Может, танки, самолеты и ракеты в Германии и начнут клепать в огромном количестве, но ведь это значит, что мосты будут продолжать рушиться, а инфраструктура страны продолжать ржаветь.