Белоруссия не сдается
Через два месяца, по общепринятой традиции, в Белоруссии будут подводить итоги года уходящего и загадывать желания на год будущий. Впрочем, уже сегодня нет недостатка в прогнозах социально-экономического развития страны. Эксперты утверждают: Белоруссию ждут либо жесткие структурные реформы и перестройка экономики, либо дефолт. Системный кризис, две девальвации национальной валюты, гиперинфляция - все это висит тяжким грузом на шее государства. Руководство которого, впрочем, не теряет надежды обрести экономическую стабильность.
Во всяком случае, президент Александр Лукашенко и председатель Совета министров Михаил Мясникович в последнее время уверенно заявляют о наступлении «медленной стабилизации». Есть ли у них для этого основания? Думаю, да. Реформы, пусть пока половинчатые, но ведутся.
Начнем с самого болезненного - социального сектора. Как известно, признаком благополучия страны считается положение пенсионеров. В Белоруссии - правда, на фоне инфляции - за год пенсии повышались трижды, например, с 1 ноября этого года они вырастают сразу на 22 процента. Сейчас средняя пенсия в республике составляет 114,5 доллара. Немного, но при белорусских ценах - все-таки...
Может быть, не так активно, как это могло быть, развертывается процесс приватизации.
Близка к завершению продажа 50-процентного пакета акций ОАО «Белтрансгаз», приватизация ОАО «Гродно азот», завершается конкурс по продаже государственного пакета акций оператора мобильной сотовой связи МТС, в покупке которого заинтересованы крупные иностранные инвесторы.
Приватизационный список государственных предприятий можно было бы долго перечислять. Наконец, с 20 октября в Белоруссии произошла давно ожидавшаяся унификация курса белорусского рубля.
Вот такая картина. Изучив ее, ведущие финансовые структуры выдали свои прогнозы, из которых самым оптимистичный - сценарий Европейского банка реконструкции и развития. По его данным, в 2011-м ВВП в республике вырастет на 4,5 процента, а в 2012-м - на полтора. Годовая инфляция в этом году будет держаться на уровне 50-ти процентов. А вот Минэкономразвития России и Международный валютный фонд единодушны в том, что в 2012-м ВВП в Белоруссии не только не вырастет, но и сократится по сравнению с 2011-м на 1-4 процента. Как и следовало ожидать, оптимистичный прогноз опубликовало Минэкономики Белоруссии: в 2012-м небольшой – до 0,5 процента – прирост ВВП все-таки произойдет, но, главное, инфляция сократится до 19 процентов.
Теперь – о кредитах, которые подпитывают белорусскую экономику. Сбербанк России выдает Белоруссии миллиард долларов под залог 51 процента акций НПЗ «Нафтан», вовремя поступит очередной транш от Антикризисного фонда ЕврАзЭС, а вот с финансовой подпиткой от МВФ пока неясно. В принципе, «ход мыслей» руководства страны вроде бы соответствует рекомендациям западных банкиров, но Минску необходимо выполнить ряд дополнительных условий. Например, создать реальные возможности для полноценного развития частного сектора. Сейчас МВФ ждет от А. Лукашенко, что до декабря утвердят ключевые документы, которые определят состояние экономики республики в 2012-м, будут составлены макроэкономический прогноз денежно-кредитной политики и бюджет. Получится «соответствие» - и деньги придут. Возможно, придут…
С 1 января будущего года начинает функционировать Единое экономическое пространство. Его значение для стран-участниц Таможенного союза довольно точно определил А. Лукашенко: «Это очень продвинутое объединение. Мы здесь не конкуренты, мы здесь не пересекаемся, мы – дополняемые экономики. А возможности – колоссальные».
С приближением нового года властные структуры стран-участниц Таможенного союза активизировали свою деятельность, стараясь, чтобы ЕЭП заработало как можно результативнее.
Разумеется, сразу большого эффекта ожидать не приходится. По мнению генерального секретаря ЕврАзЭС Таира Мансурова, ЕЭП полноценно заработает через пять лет, но важно сделать все, чтобы уже сейчас государственным предприятиям, крупному, среднему и малому бизнесу было бы удобно и выгодно работать в условиях открытого рынка, организованного по цивилизованным законам.
С первого же января вступает в силу Соглашение о государственных (муниципальных) закупках в ЕЭП, которое предусматривает равные условия доступа к процедурам государственных закупок для субъектов хозяйствования Белоруссии, России и Казахстана, единый порядок их осуществления и отсутствие каких-либо барьеров и ограничений. Комментируя допуск белорусских и казахстанских поставщиков к нашим госзакупкам, Владимир Путин заметил, что Россия полностью к ним готова. Идти они будут в электронном виде, казахстанские и белорусские партнеры могут предложить свои товары, которые станут приобретаться российским государством. Готова к таким взаимоотношениям и белорусская сторона. Казахстан пока держит паузу, обещая закончить подготовительную работу по госзакупкам до 1 июля 2012-го. Значение шага, сделанного Россией, трудно переоценить: это открывает огромный рынок, в 2010-м объем госзакупок у нас составил 120 миллиардов долларов. В Белоруссии он равнялся 7, а в Казахстане - 9 миллиардам долларов.
Каждый документ, принимаемый странами-участницами Таможенного союза, имеет практическое значение. Особенно это касается единых отраслевых технических регламентов, неслучайно они вызывают наибольшее количество споров. Сейчас девятнадцать таких документов вывешены на сайте Таможенного союза и находятся в стадии публичного обсуждения. Здесь далеко не все идет гладко, в частности, это относится к позициям России и Белоруссии.
Сегодня в центре дискуссии – проект единого технического регламента Таможенного союза «О безопасности алкогольной продукции». Белорусские эксперты, в отличие от российских, не считают пиво алкогольным напитком, предлагают исключить его из перечня таковых и принять отдельный единый технический регламент «Пивоваренная продукция». «Пивная проблема» в формате интеграции может показаться пустяшной – но только на первый взгляд. Дело в том, что сегодня около 80 процентов пивного рынка Белоруссии занимает продукция, упакованная в пластиковые бутылки. Приравняют пиво к алкоголю – и белорусским производителям придется перепрофилировать свои производственные площадки для изготовления стеклянных бутылок. Это потребует вложения огромных инвестиций, примерно 450 миллионов долларов.
У российских экспертов - свой резон. В нашей стране пиво было признано алкогольным напитком после внесения поправок в закон «О государственном регулировании алкогольного рынка», которые повлекли за собой ряд существенных ограничений. Исключение пенного напитка из алкогольного списка эти запреты бы перечеркнуло. И, уверен депутат Государственной Думы Виктор Звагельский, подобный шаг способствовал бы росту пивного алкоголизма среди молодежи.
Есть над чем подумать и о чем поспорить. Время для этого имеется: обсуждение проекта технического регламента «О безопасности алкогольной продукции» продлится до 21 декабря. И в любом случае документ будет принят только общим решением всех трех стран-участниц ТС. Это – лишь пример, наверно, самый доступный для понимания. К концу года должны быть «приведены к единому знаменателю» и другие аналогичные документы.
Единое экономическое пространство откроет путь цивилизованному рынку и будет существовать по его правилам. И капиталы будут перетекать из одной страны в другую, и рабочая сила. Будет расти и конкуренция. Ее особенно боятся наши чиновники.
Представляете, что будет, рассуждают они, если в Россию, например, хлынет дешевый белорусский текстиль? Народ начнет покупать, прежде всего, именно его, ведь он, как правило, качественнее российского или китайского.
Текстильные фабрики в России будут терпеть убытки и останавливаться! Нужно не вздыхать по этому поводу, а, пока есть время, модернизировать производство, переходить на передовые технологии, перенимать белорусский опыт. Тогда и конкуренция не будет страшна.
И еще об одном. Единое экономическое пространство заработает эффективно, если станут крепнуть межрегиональные связи. Белорусские власти, да и российские, это понимают все лучше. Скажем, товарооборот между Витебской и Смоленской областями может вырасти со 151 миллионов долларов в 2011-м до 1 миллиарда уже в самое ближайшее время. Вот такие перспективы.
Значит, все-таки можно говорить о «медленной стабилизации» в Белоруссии.
?>