Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
24 апреля 2024
«Амьенские кретины»

«Амьенские кретины»

Почему молодежь во Франции поджигает школы
Борис Кагарлицкий
24.08.2012
«Амьенские кретины»

О том, что во французском городе Амьен произошли волнения, я узнал от московского коллеги. В самой Франции эти события прошли по разряду региональных новостей, но даже в находящемся совсем рядом Лилле, где я был в эти дни в командировке, никто особенно не волновался. Но тревожный знак - на городском вокзале «муниципалов» сменила национальная полиция. Разницу сразу было видно, еще до того, как разглядишь нашивки.

Муниципалы — низкорослые ребята, добродушные, совершенно без выправки, форма и вооружение на них висят. Совсем другое дело, когда появляется патруль национальной полиции. Это здоровенные парни с напряженным взглядом, подтянутые и красивые.

Вернувшись домой и просмотрев сообщения российской прессы о событиях в Амьене, я был совершенно ошарашен. Впечатление было такое, будто писали не про Францию, а про какую-то совершенно другую страну. Дело в том, что столкновения молодежи с полицией в бедных окраинных кварталах французских городов давно стали чем-то вроде рутины. На сей раз все началось с гибели мотоциклиста. В самом инциденте полицейские вроде бы никак не участвовали, но во время похорон начали кого-то из присутствующих обыскивать, видимо, заметив в толпе подозрительных или слишком хорошо знакомых им молодых людей. Это вызвало возмущение, завязалась драка. Столкновения продолжались две ночи. Всего в событиях участвовало около ста молодых людей, которым противостояло почти вдвое большее число полицейских.

Да, погибший мотоциклист был арабского происхождения, но толпа на похоронах и во время волнений была совершенно разношерстной. Местное телевидение несколько раз показывало кварталы, где случились беспорядки, брало интервью у их жителей. Ничего, даже отдаленно похожего на «иммигрантское гетто», здесь нет. В северной Франции вообще не так уж много иммигрантов, которые к тому же полностью перемешаны с «коренным населением», это можно наблюдать в любой компании на улице или в ресторане. О том, что беспорядки, произошедшие, говоря нашим языком, в нескольких окраинных микрорайонах Амьена, могли носить этнический или даже религиозный характер, никому во Франции даже не пришло в голову. Даже сами власти признали: в районе, затронутом беспорядками, социальная ситуация катастрофическая, безработица зашкаливает, особенно среди молодежи.

Если общенациональный уровень безработицы достиг очень высокого уровня в 10 процентов, то здесь он составляет уже 12. А среди людей моложе 24 лет — 23,3 процента.

Через несколько дней после стычек молодежи с полицией власти арестовали двоих парней, которые воспользовались шумихой для того, чтобы поджечь школу. Эти парни — Кристоф и Вильфрид — сразу же получили, с легкой руки леворадикального политика Жан-Люка Меланшона, прозвище «амьенских кретинов». По ходу допроса обнаружилось, что они с трудом могут прочитать протокол, а поступок свой объясняли обидой на учителей.

То, что именно Жан-Люк Меланшон громче многих других политиков выразил свое возмущение, весьма показательно. Ведь французское образование остается одним из лучших, а, может быть, и самым лучшим в Европе. И в то самое время, когда левые пытаются защитить образовательные учреждения от коммерциализации и не допустить сокращения соответствующих бюджетов во время кризиса, «амьенские кретины» поджигают школьные здания, мстя за строгость преподавателей. Однако по своему социальному положению поджигатели сами, несомненно, являются жертвами системы. Молодые безработные из бедных кварталов, они, возможно, даже голосовали за того же Меланшона - если, конечно, удосужились дойти до избирательных урн.

Беда в том, что даже самое хорошее образование не может решить проблем общества. Хуже того, контраст между дисциплиной, строгостью и эффективностью школьной системы и нарастающей дезорганизацией социальной жизни становится источником психологического и культурного дискомфорта.

Поколение назад все было ясно. Хорошая школа обеспечивала «социальный лифт» для молодежи из низов общества. Иммигранты и беднейшая часть коренных французов знали: надо учиться хорошо, соблюдать дисциплину, заучивать наизусть стихи Расина или Корнеля, зубрить математику и разбираться в истории республики, чтобы потом получить хорошую работу и выбиться в люди.

Школа была и остается жесткой, авторитарной, трудной. Иначе и быть не должно. Школа, где учиться легко и весело - это плохая школа. Принцип любого хорошего образования давно известен: «Тяжело в ученье — легко в бою».

Но раньше все эти усилия были оправданы. Старание вознаграждалось. Общество принимало и ценило образованных людей, открывая для них рабочие места и карьерные возможности. Все изменилось за последние двадцать лет. Французское образование осталось таким же строгим, основательным и педантичным. Школа по-прежнему требует реальных знаний, которые не заменишь никаким зазубриванием или списыванием из «Википедии». Но общество уже не открывает перед ее выпускниками прежних возможностей. С началом экономического кризиса ситуация еще больше усугубилась. Безработица среди молодежи, как уже говорилось, стремительно растет, а открывающиеся вакансии имеют мало общего с «социальным лифтом», устроиться же на хорошую работу могут лишь выпускники элитных университетов. Но чтобы там учиться, надо изначально иметь достаточно хорошую подготовку.

Роль «социальных лифтов» традиционно выполняли менее знаменитые, но все равно вполне приличные университеты, выпускникам которых сейчас куда сложнее найти работу. В то же время во Франции еще сравнительно недавно университетское образование было далеко не единственной дорогой к успеху. Даже обычная средняя школа готовила очень хорошие кадры, востребованные многими отраслями экономики. Однако спад производства и кризис резко снижают спрос на рабочую силу.

Зато, выйдя прогуляться по центру города, можно увидеть множество богатых бездельников, проматывающих родительские деньги в ресторанах и разъезжающих по улицам в дорогих авто.

Все это плохо вяжется с республиканскими ценностями, по-прежнему насаждаемыми французской школой, в стране где до сих пор на муниципальных зданиях в каждом втором городе написано «Слава труду!».

Если еще недавно учитель, строго требующий от детей соблюдения дисциплины и неукоснительно проверяющий их знания, являлся реальным авторитетом и для школьников, и для их родителей, то сегодня он воспринимается многими как садист. От него надо спасаться и прятаться, защищая себя от психологического насилия и одновременно — от знаний. Чем лучше и четче работает школьная система, тем острее противоречие, порождающее, в конечном счете, «амьенских кретинов».

Французское правительство обещает авральными темпами восстановить пострадавшую школу, гарантируя, что к началу учебного года она будет в полном порядке. Огромная сумма ущерба, обнародованная в прессе, наводит на мысль, что администрация воспользовалась поджогом как поводом, чтобы разом решить все материальные проблемы учебного заведения – несомненно, восстановленное здание будет лучше прежнего, и укомплектуют его по последнему слову техники.

Школа будет работать теперь еще лучше, а ее учителя, получив моральную поддержку общества, удвоят свои усилия, приобщая детей к знаниям. Только проблема безработицы и социального неравенства так и останется нерешенной. Справиться с ней учителя не в силах.

А это значит, что у «амьенских кретинов» очень скоро могут появиться подражатели. И не только во Франции.

Борис Кагарлицкий - директор Института глобализации и социальных движений. 

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.