Вот и сказочке конец…

На днях российские СМИ опубликовали результаты достаточно примечательного онлайн-опроса, проведенного книжным сервисом «Литрес». Согласно результатам, обнародованным агентством ТАСС, 92% респондентов заявили, что у героев сказок, написанных до 1900 года, есть психологические проблемы, а 30% назвали эти детские произведения «токсичными». По их мнению, сказки формируют неправильные установки, убеждения и модели поведения.
«Неудивительно, что современным родителям многие сказки нашего детства кажутся неоднозначными и даже токсичными. Дело не в том, что эти истории плохи, а в изменившемся культурно-социальном контексте и положении женщин в обществе, подходе к воспитанию и восприятии мира в целом», — цитирует ТАСС редактора художественной литературы «Литреса» Анну Данилину.
Более трех четвертей респондентов, осуждающих сказки, утверждают, что они создают ложное восприятие норм женского поведения. Кроме того, критики усмотрели в детских произведениях попытки воспитания потенциальных «жертв» и навязывания «патриархальных ценностей».
Правда, при этом 53% респондентов констатировали положительное влияние сказок на развитие личности, а 35% — регулярно читают их детям.
«Токсичной из токсичных» оказалась «Золушка», претензии к которой возникли у 70% (правда, не совсем понятно, — от всех опрошенных или только среди тех, кому сказки в принципе не нравятся). Также досталось «Русалочке», «Морозко», «Дюймовочке», «Красавице и Чудовищу».
«Героини сказок ведут себя пассивно, часто терпят роль жертвы, не пытаются понять свои истинные желания и ничего не стараются изменить. Так, Золушка живет в доме отца на правах служанки, Русалочка отказывается от собственной природы ради эфемерной любви к тому, кого даже не знает, Марфуша безропотно принимает издевательства мачехи и инфантилизм отца, Дюймовочка плывет по течению сначала буквально, потом фигурально, Красавица мечтает изменить Чудовище и соглашается быть его пленницей», — приводит ТАСС слова Данилиной.
Часть критиков читают детям сказки, но обсуждают с ними «спорные моменты». Очень любопытно, правда, как это выглядит на практике: «А теперь дети, давайте разберем, почему нельзя быть такой, как Золушка»?
Опрос, конечно, нельзя считать по-настоящему репрезентативным. Среднероссийские показатели могут существенно отличаться от приведенных в отчете. Но при этом комментарии организаторов дают не меньше пищи для размышлений, чем ответы респондентов.
«Персонажи ожидают чуда, которое все изменит, как на картинках "успешного успеха" из соцсетей, но это не работает», — пишет «Литрес».
По скромному мнению автора этих строк, перечисленные в опросе «токсичные» сказки – совсем не про «успех» в современном понимании этого слова. Они про доброту, трудолюбие, честность, любовь, самопожертвование.
Сказка «Золушка» существует в различных пересказах. Но в большинстве из них девушка была вознаграждена за свою доброту. Морозко оценил трудолюбие и вежливость Марфуши. Дюймовочка оказалась один на один с огромным миром, и, несмотря ни на что, совершала добрые дела. А Бель пожертвовала собой ради отца, а потом обнаружила красоту там, где ее никто не мог найти. Но, видимо, все это не устраивает «исследователей» вместе с частью респондентов? Честь, доброта, любовь к родителям — это так «несовременно», правда?
Грустно, конечно, но в реальном мире люди и сейчас не застрахованы от положения героев сказок, названных устаревшими. Куда идти 18-летней девушке, которая окажется в положении современной «Золушки»? Теоретизировать о «защите прав» и «противотоксичном» протесте — замечательно. Но что на практике делать «Золушке» без жилья, без образования, без профессии? Готовы ли исследователи предложить ей «нетоксичный» реально работающий способ решения такой проблемы?
Но Золушка Золушкой. А что с «Красавицей и Чудовищем»? Получается, ненавистники сказки осуждают решение Бель спасти своего отца? Современная «продвинутая» девушка, чтобы не терять «свободу», должна отправить родителя обратно с билетом в один конец, хотя он пострадал, желая ей угодить? Но и это — еще не все. Бель полюбила заколдованного принца не за внешность, а за его душу. Это тоже видимо «несовременно» и «токсично»?
Перечисленные в опросе произведения публиковались в Российской империи и СССР огромными тиражами. Выросшие на них люди сражались на фронтах Великой Отечественной, делились последними крошками хлеба в блокадном Ленинграде, покоряли космос. Они верили в добро и высокие цели.
Что же тогда «не токсично» и правильно? Мелочный эгоизм? Далеко ли на нем уедет наше общество? Не токсично ли будет, если вместе с каретами, коромыслами и древними печами «продвинутая публика» уговорит нас оставить в прошлом «несовременное» и «токсичное» добро?..
Почему то вспоминается про вершки и корешки
Взять к примеру Газпром
Когда была прибыль компания частная
Когда убытки государственная
"Самый известный железнодорожный вагон современного искусства стоит в Эрмитаже – это «Красный вагон» Ильи и Эмилии Кабаковых.
Инсталляция относится к знаковым произведениям искусства ХХ века и метафорически представляет советскую эпоху во всех её противоречиях.
Деревянная лестница, возвышающаяся над вагоном, символизирует утопические надежды двадцатых годов на светлое будущее. Сам вагон без колёс, украшенный соцреалистическими полотнами, олицетворяет «советский сталинский рай» 1930 – 1950-х годов. Завершает картину груда строительного мусора, хаотично разбросанного у выхода из вагона – это изображение упадка и разрушения «коммунистического проекта» 1960–1980-х годов."
Маленькое уточнение: мы воспитывались на чудесной сказке "Аленький цветочек", а не "Красавице и чудовище".