Водосвятие в Шопино

Село Шопино расположено северней Белгорода, — если ехать из города, чуть на восток от автомагистрали, которая прежде звалась «Москва–Симферополь» (хорошо бы дождаться возвращения названия!). Здешний Покровский храм, эффектно подсвеченный прожекторами, показывается за час до полуночи в окне заснеженного авто словно град небесный, парящий в темном небе и не затмеваемый даже метелью...
Сразу запеваются в памяти стихи Гумилёва «Храм Твой, Господи, в небесах, но земля — тоже Твой приют…». Церковь видится тем выше, чем глубже мы спускались в долинку к Шопино. Спутник, пригласивший меня в эту поездку, рассказывает, что стоит храм Покрова Пресвятой Богородицы на меловой горе, в военных картах обозначенной как «высота 225,9 метра», чуть на отшибе от села, которое уходит в низину, поближе к деревьям, к кринице. Главную улицу, прежде по-сельски традиционно безымянную, здесь теперь называют Криничной.
Машину мы оставляем в центре села, у поворота к кринице. В сероватой мгле виден заснеженный холм, мы срезаем путь и поднимаемся к храму через боковую калитку в красивой литой ограде, по запорошенной лестнице. У входа в храм висит желтоватая металлическая табличка: «В 1943 г. на этих высотах проходила главная полоса обороны 6-й Гвардейской Армии генерала Чистякова И.М. Здесь мужественно и стойко сражались бойцы 1243-го полка подполковника Фролова В.М. 375-й стрелковой дивизии полковника Говоруненко Н.Д.» Это та самая дивизия, что потом получит за боевые достижения героическое наименование «Харьковско-Бухарестской».
Храм внешне вполне значителен по размерам, а изнутри — лаконичен и уютен. Здесь уже идёт служба, молятся три-четыре десятка человек, причем, на удивление, преимущественно молодые мужчины. Меня, кстати, тоже сюда привезли тридцатилетние…
От вида стоящей в центре, над праздничной иконой, ёлочной арки, украшенной восьмиконечной серебристой звездой и светящейся преимущественно синими, но и зелеными и красными огоньками гирлянды, на душе становится по-детски радостно. В правом углу, у иконостаса — подсвечен маленький вертеп, а окна в храме — не очень большие, витиевато зарешеченные снаружи, мерцают множественными синими огоньками. За большим Распятием и красивой Богородичной иконой «Нечаянная радость» стоит очень симпатичная, какая-то компактная, но и не совсем уж маленькая, с любовью и особенным вкусом украшенная ёлочка.
Над ёлкой, на выступе воздуховода, видны следы от пуль и осколков, сохранённые во время восстановления храма-воина — для памяти.
А память — такова: 6 июля 1943 г., на второй день Курской битвы, которая началась именно здесь, к нашим рубежам у Шопино прорвались четыре десятка немецких танков. На колокольне находился наблюдательный пункт командира батареи 932-го артполка старшего лейтенанта М.Ф. Тульчинского, который вызвал на себя огонь артдивизионов под командованием капитанов Н.М. Новогородцева и В.Я. Мальшакова. Тульчинский погиб, но танки были уничтожены, враг на тот момент остановлен.
Кстати, тут, на 650-м километре трассы Москва–Симферополь, в 1973-м был установлен памятный знак — композиция «Клятва» (скульптор Д.Ф. Горин, архитектор-художник А.И. Гребенюк). 375-я стрелковая дивизия занимала оборонительные позиции по обе стороны шоссе. Следы противотанкового рва на склонах видны и сегодня. А тогда фашистам не удалось с ходу прорвать передний край нашей обороны, чтобы рвануться на Обоянь…
В том июле, во время артналетов и воздушных бомбардировок, церковь сильно пострадала.
Впоследствии было две безуспешных попытки снести разрушенный храм. Его и подорвать пытались, и меловую добычу вести с целью подкопа фундамента. Остановили рытье в метрах двух от алтарной стены, и она не упала (!). Это было в 1950-х, а потом и в 1980-м, храм хотели снести из-за Московской Олимпиады, поскольку вид полуразрушенной церкви «портил панораму», она просматривалась с большой автомагистрали, по которой потом пронесли олимпийский огонь...
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Шопино был восстановлен в новейшее время и освящён архиепископом Белгородским и Старооскольским Иоанном 5 августа 1999 г., в день празднования освобождения Белгорода — города Первого салюта, как и Орёл.
Теперь храм-воин справедливо считают «памятным христианским центром Белгородского военно-исторического Мемориального комплекса “Огненная дуга — Белгородское направление”, символизирующим скорбь русского народа по 30,5 тысячам бойцов, покоящимся в 208-ми братских могилах от Зоринских Дворов до Новой Таволжанки».
* * *
… В праздничную ночь служат все три здешних иеромонаха, в бело-серебристых одеяниях и черных клобуках. После недавнего разделения Белгородской митрополии на три епархии храм считается архиерейским подворьем Губкинской и Грайворонской епархии, которую окормляет архиепископ Софроний.
Главенствует на сегодняшней службе настоятель храма отец Ефрем (Павел Марковский) — симпатичный, с аккуратной рыжей бородкой, а исповедующихся чуть позже примет, поближе к алтарю, отец Мефодий, с огромной седой бородищей; он прибыл с Луганщины, воюющей с киевской хунтой.
Помогают отцам два мальчишки, облачённые в празднично-церковные красно-золотистые одежды. Поет маленький женский хор.
…Благодаря краеведу Юрию Шмелеву, который поработал с архивами Белгорода, Курска, Москвы и Санкт-Петербурга, знаем, что только личный фонд Шереметевых сохранил дела о Покровской церкви. В контору графа, как сообщает Ю. Шмелев, в начале 1802 г. «обратились жители Шопино с прошением построить на месте деревянной каменную церковь, так как село находилось в вотчине графа. Прошение не осталось без внимания, однако только к октябрю 1807 г. архитектором Петром Масловым был разработан проект со сметной стоимостью работ и материалов на сумму 6971 р. 50 к., который был утверждён епископом Феоктистом. Но и тогда строительство не началось: распоряжением Священного Синода все деньги у церкви с. Шопино были изъяты и отправлены в Курский приказ общественного призрения. Возведение церкви началось только в 1815 г. — в честь разгрома войск Наполеона. К 1817 г. церковь “в стиле позднего классицизма” была выстроена». Известно также, что граф занял общине 4000 р. под строительство храма. Остальное собрали здешние жители и белгородцы.
То есть этот храм Божий связывает для нас и вечности две Великих Отечественных войны и святую народную память о них. А место здесь — действительно благодатное.
В 1822 г. за 1000 р. в храме был установлен новый иконостас. Тоже интересная деталь: в 1881 г. для перестилки полов было отпущено 10 дубовых деревьев из заказной Шопинской рощи.
Увы, дореволюционных фото Покровской церкви пока не обнаружено. А вот фото 1943 г., сделанное немцем, должно быть, перед Курской битвой, найдено было.
* * *
Великое водосвятие начинается примерно в половине второго. Отец Ефрем вдруг раз-другой-третий плюхает святой водой с кропила на одного из мальчишек и в сердцах восклицает: «Арсений! Ты что же это освящённую воду снова принес святить!». Быстро идет набирать в чашу стоящую в синих пластиковых бочках воду, сокрушаясь: «Вот какое в праздник искушение!».
Народ набирает святую воду в пластиковые емкости. Толкотни, на которую нередко жалуются в городах, здесь нет.
Ближе к двум часам ночи входит в храм архиепископ Софроний, прибывший в сопровождении нескольких отцев, приветливо поздравляет всех с праздником.
Надеваем верхнюю одежду. Вперед подают Распятие и четыре хоругви. С песнопениями выдвигаемся Крестным ходом в ночной снегопад.
Дорога от ворот храма до главной трассы расчищена бульдозером, который работу так и не прекращает.
Фонари ближе к центру села стоят как будто чаще и сияют, вроде, ярче. Оставленные у обочин автомобили уже изрядно занесены снегом, а дальше, по дороге к кринице, кто-то меж дерев включает мощные фары замершего внедорожника, и мы идём навстречу свету и снегу. В Крещенскую ночь народ местами выходит из дворов встретить Крестный ход, идущая от криницы молодежь устремляется с нами, запечатлевает процессию на мобильники и планшеты, а то и на фотоаппараты с мощными объективами, пыхают вспышки, озаряя сугробы и заснеженные деревья.
Мы подходим к источнику.
* * *
Шопинский «святой источник Криница» известен не только в ближней округе. Источник, как гласят описания, «представляет собой группу родников, бьющих у подножия склона мелового холма, где и образовалось небольшое озерцо, воды которого питают малую реку Липовый Донец. У источника построены часовня и купальня, желающие могут окунаться круглогодично, особенно многолюдно здесь на Крещение. Температура воды родников постоянна и колеблется от 6° до 8°С, поэтому искупаться в такой воде решаются далеко не все. Вода в озерце чиста и прозрачна, дно видно на довольно большой глубине, днём оно подсвечивает, как говорят, необыкновенной голубизной, но сейчас этого не видать, разве что в виде отдельных сполохов в лучах праздничных прожекторов.
В архивном «Списке населенных мест …» записано: «Cлободка Шопино при р. Липовом Донце располагалось по левую сторону Курско-Харьковского шоссе и входила в состав волости 1-го стана Белгородского уезда Курской губернии». Владельцем слободки Шопино был в 1861 г. граф Д.Н. Шереметев.
Краеведы рассказывают: крестьяне графа часто купались в водах источника и отмечали благотворное влияние на здоровье, а потом и сам Шереметев с семьей последовал примеру своих крепостных. Что и прославило криницу на всю губернию — как целительную.
Справочники гласят: «Во времена советской власти воды источника использовали для мелиорации и скота, но в начале нового тысячелетия благотворителями здесь был построен комплекс сооружений, часовня в 2005 г., произведено углубление до 3 метров и очистка канала в 2000 г. Воды источника и часовня были освящены».
Кстати, в этом прекрасном месте уже несколько раз проводился фестиваль исторической реконструкции «Белый город», в котором до киевского государственного переворота 2014-го года участвовали десятки клубов реконструкции России и Украины (до 200 человек), демонстрировавших особенности быта, амуниции, одежды и элементов культуры русичей, воинов Золотой Орды, европейцев давних эпох.
* * *
В красивой деревянной часовенке у криницы владыка Софроний совершает Крещенский молебен, освящает воду в незамерзающих родниках, собранных в широкий ручей, живописно обрамлённый высокими деревами.
Владыка и священство уходят, купания происходят без них.
Сходни к купели покрыты ковриком. Раздевалки расположены в крепком двухэтажном деревянном доме. Народ разделяется, заполняет комнаты, откуда начинает тянуться, в очередь, к воде. Кто-то, трижды погружаясь, крякает безсловесно, кто-то криком кричит, кто-то имеет мужество сделать несколько ныряний и гребков вдоль по ручью, кто-то крестится и повторяет при омовении положенные слова, а кто и запевает праздничный тропарь, входя в водицу по ступеням. Две девушки выбегают из воды сияя, их парни и не думают разоблачаться, стоят в надвинутых на уши шапках, втянув головы в воротники, и своему третьему дружку, подрагивающему, в одних плавках, так и не решившемуся окунуться, кричат с «пристани»: «Олежа, ну, ты слаба-а-к ваще!». Всем весело.
И ведь хорошо бы, чтоб до каждой православной души дошли слова одного из современных архиереев нашей Церкви: «Мы должны приходить к Богу с покаянием, а не только с большой бутылкой, чтобы набрать в неё святой воды.
Вода нам не поможет, если мы не будем каяться в своих грехах. В духовной жизни существует такой закон: чтобы жить с Богом, нужно отказаться от греха. Об этом проповедовал святой пророк Иоанн Предтеча. Об этом — сегодняшний праздник.<
Мы всегда ошибочно думаем, что самое главное — это вода. А самое главное — то, о чём рассказал Иоанн Креститель, о чём мы сегодня слышали в Евангелии».
А ручейки — бьют и бьют за раздевалкой, ближе к спуску с высокого берега. Меж ними закреплена иконка, и народ набирает в баклаги целебную воду.
Иду с вышедшими из купели своими молодыми спутниками — Павлом, Романом и Николаем — назад, в центр села, к автомобилю, где мы пьём из большого термоса черный чай, заваренный с имбирем и лимоном. У всех праздничное настроение, особо рады сыновья Николая — восьмилетний Костя и пятилетний Мишка, которые рвались с папой в эту ночную праздничную поездку, а их мама, ждущая третьего ребёночка, осталась в этот раз дома.
В городе, куда мы въезжаем в четыре часа утра, на главной магистрали, улице Б. Хмельницкого, напротив аэропорта видим необычную, впечатляющую картину: шесть огромных снегоочистителей, выстроившись друг за другом ступеньками, сгребают снежную кашу с трассы практически целиком. Кому следует быть на трудовом и охранительном посту в эту ночь, те на местах. Кому праздник или сон, а кому — рабочая смена. Моим спутникам, а точней, возницам, утром тоже нужно на работу.
От здания духовной семинарии, которую окончил о. Ефрем, от заснеженного памятника нашему земляку, святителю Макарию Булгакову, коему в этом году будем отмечать двухсотлетие (а Покровскому храму в Шопино такой же юбилей — в году следующем!), мне ещё минут десять идти до своего дома.
По большим сугробам, по тропинкам на заметённых тротуарах. Сквозь светящийся заснеженный Белый город.
Фото автора, Илги Гондаревой, Владимира Лиханского