Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
27 ноября 2022
Вечный русский поиск

Вечный русский поиск

Вокруг каких ценностей возможно истинное народное единство России?
Станислав Минаков
04.11.2022
Вечный русский поиск

С 2005 года 4 ноября отмечается как государственный праздник России, День народного единства. Календарно он совпадает с почитанием православным русским людом иконы Божией Матери Казанской. Совпадение это неслучайное, День народного единства намеренно учрежден в этот знаменательный для русской истории и русского духа праздник Чудотворной Иконы, одной из охранительниц России.

В пояснительной записке о новом празднике указано: «4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».

Помним, что День народного единства — это возрожденный государственный праздник, который был учрежден в 1649 г. указом царя Алексея Михайловича Романова, по которому церковный праздник в честь Казанской иконы Божией Матери приобрел статус государственного.

Многовековая традиция празднования пресеклась с приходом в ХХ в. безбожной власти. А сегодня критичные умы задаются вопросом: не является ли возрожденный праздник штукой надуманной, приживется ли новая, то есть хорошо забытая старая традиция в нашем нынешнем обществе, к сожалению, все еще разрозненном?

В самом деле, в страшные годины Смуты, когда стоял вопрос утраты Русской государственности, вольно было «единяться» князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому с нижегородским земским старостой Кузьмой Миничем Захарьевым Сухоруким, которого мы помним как Кузьму Минина. Кажется, всем памятна и знаменитая надпись на прославленном памятнике скульптора Мартоса на Красной площади золотистыми буквами по красному граниту: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818».

Вот это да! За что же Россия столь благодарна этим двум мужам, памятник коим планировалось сначала установить в Нижнем Новгороде, где они собирали ополчение, да потом, по трезво-взволнованному и благодарному размышлению порешилось, что самое место памятнику — в сердце России, в спасенной ими Москве!

Да за то самое — без их патриотической воли, без самоотрешенной любви к Отечеству, быть может, и Отечества-то нашего не было бы. Всё, включая Москву, сожрали бы лях да литвин, да правили бы тут по сей день Лжедмитрий за Лжедмитрием!

В этом году ко Дню народного единства осуществлена уникальная за два века реставрация этого шедевра Мартоса. Без Минина и Пожарского мы главную площадь страны уже себе не представляем.

Как не сказать и о памятнике в Нижнем Новгороде. В год возобновления празднования Дня народного единства, то есть 4 ноября 2005 г., центром празднования стал Нижний Новгород, где состоялось открытие памятника Минину и Пожарскому — копия мартосовского, московского. В открытии участвовал Патриарх Алексий II, что придало торжеству одухотворенный характер. Исторический посыл по-своему «восторжествовал»: памятник, который должен был стоять в Нижнем, теперь в нем и находится, отозвавшись в Москве эдаким четырехсотлетним эхом, русской космической рифмой. Два одинаковых памятника Минину и Пожарскому — два на двоих героев, «родину спасших, вслух говоря».

Конечно же, это не все памятники благодарной России этим двум мужам. Вспомним хотя бы еще один, тем более что он был открыт лишь недавно, тоже в День народного единения, в Спасо-Евфимиевом монастыре г. Суздаля, это — памятник-часовня Д.М. Пожарскому. Национальный герой России был похоронен в 1642 г. здесь, в родовой усыпальнице. (Напомним, что К. Минин скончался в 1618 г. и с 1672 г. обрел упокоение в Спасо-Преображенском соборе Нижегородского кремля). В 1885 г. над могилой князя Пожарского на народные средства был сооружен памятник-часовня по проекту архитектора А.М. Горностаева. В 1933 г. памятник был разрушен — в монастыре обосновалась тюрьма для политзаключенных. И только в 2009 году мемориал Дмитрия Пожарского был восстановлен. На месте захоронения полководца появились крест и мемориальная плита. Рядом с местом погребения — памятник-часовня. На главном фасаде установлена копия мозаичной иконы Спаса Вседержителя. Это — заслуженная память о нашем национальном герое. Историческая ментальная память, каковая, безусловно, является одним из важнейших пунктов народного единства. Но мы должны помнить и о сегодняшнем дне.

День народного единства, день единения... Кого с кем? Вокруг чего? На каких принципах? Да, объединить разные слои общества может большая и общая национальная беда, как это было в годы Смуты начала XVII в. Возможно, нынешняя война и даст существенный толчок к осмыслению единения.

И речь следует вести не о консолидации России лишь внутри ее нынешних географических границ, а о том, чтобы сгрудился весь Русский мiр. Россия — страна великих смыслов. А потому сиюминутно восторжествовавшая либеральная мысль, что взятая сама по себе как абсолют отдельная персона самодостаточна для русской истории, зависла как бы в «русском вакууме». А почему? Потому что замечательная сама по себе идея «комфортного житья» русского человека ну никак не вдохновляет, поскольку не охватывает сущностных глубин бытия, поскольку русскому обязательно нужно нечто неизмеримо большее.

Они чем-то близки, эти два образа: русский странник с картины передвижника Г. Г. Мясоедова «Дорога во ржи», уходящий с котомкой сквозь хлеба словно в небесную даль, и космическая станция МКС, парящая в безвоздушном пространстве над голубеньким Земным шариком. Величественное зрелище устремления к неизвестным пределам, для русского человека в первую очередь духовным.

Вечный русский поиск. Похоже, русский человек и задуман как странник. Странник земной и странник небесный. Без Неба и движения к нему — внутреннего или внешнего — русский человек немыслим.

Раскол 1917-го года не преодолен до сих пор, и, в значительной мере, не раскаян нашим народом. И это тоже — одна из горьких точек возможного приложения наших общих усилий в деле единения. Нам всем есть куда двигаться в этом направлении. Но чтобы двигаться к консолидации и прорыву, необходим позитивный неотменимый вектор.

Есть ли такой? Думается, есть. Единить народ может общая вера и ясное понимание целеполагания существования своего народа. На этот счет глубоко высказывался Александр Пушкин, который, как мы знаем, вообще ответил внятно (следует лишь пристально вчитаться в его наследие) чуть ли не на все вопросы русского бытия.

Чем дальше, тем ясней видна пушкинская правота. В частности, в вопросе роли Православия в формировании русской идентичности и даже русской державности.

На это обратил внимание еще митрополит Анастасий (Грибановский; 1873-1965; первоиерарх Русской православной церкви за границей в 1936-1964 гг.) в своем трактате «Пушкин в его отношении к религии и православной Церкви», написанном к 100-летней годовщине гибели поэта, то есть к 1937-му году: «Чем выше ценил Пушкин Православие, тем более хотел, чтобы мы приобщили к нему и другие народы, вошедшие в состав нашего государства: в нашей религии он видел лучшее средство для того, чтобы умягчить их нравы и привить к ним русскую культуру, после чего они стали бы органическою частью Русской державы. По пути в Эрзерум, при виде диких кавказских горцев, он высказывает ряд глубоких мыслей о христианской миссии. Пушкин справедливо говорит, что в этой области мы еще не выполнили своего долга, и наша Церковь уступает в миссионерском рвении католической… “Разве истина дана нам для того, чтобы скрывать ее под спудом? Мы окружены народами, пресмыкающимися во мраке детских заблуждений, и никто из нас еще не думал препоясаться и идти с миром и крестом к бедным братьям, лишенным доныне света истиннаго. Так ли исполняем мы долг христианина?..”».

И спустя без малого два века со времени кавказской поездки Пушкина, мы можем сами судить о мере правоты поэта.

Существенно на сегодняшний день: христиане и мусульмане России — плечо к плечу — сражаются на территории бывшей УССР против западного сатанизма.

Нам представляется, следует прислушаться и к суждению философа С. Франка о том же Пушкине: «<Нравственное сознание>… повелительно внушало ему, как и всему Русскому народу, что общественная и государственная жизнь должны строиться на Божией правде».

Существенно, не правда ли? Не на капитале, не на нанотехнологиях, не на «гуманистических ценностях», прости Господи, а на Божией правде!

А поскольку носителем совести целого народа может быть только живая человеческая личность, то верховная, именно что объединительная, власть должна быть воплощена в Государе, то есть русский государственный строй, по сути своей, есть строй монархический. Пушкин — отвращался от демократии, которой приписывал «отвратительный цинизм, жестокие предрассудки, нестерпимое неравенство и эгоизм, подавляющий всё благородное, всё бескорыстное, всё возвышающее душе человеческую». Он видел в ней «большинство, нагло притесняющее общество».

Искать Русскому мiру следует в своем исконном направлении. И это направление не есть поворот лица назад, а как раз самый, что ни на есть взгляд в реальное будущее. Будущее русского единения.


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 48 найденных.
Александръ
21.11.2022 20:46
"Наши", "Ваши" – не понимая смысла, вы запутались в определениях.
---
Нагорная проповедь замечательна тем, что содержит всю сущность евангельского учения.
Господь говорит, что все Его последователи, исполняющие Его наставления (Заповеди), будут солью земли. Соль предохраняет пищу от порчи и делает ее здоровой, приятной на вкус — так и христиане должны предохранять мир от нравственной порчи и способствовать его оздоровлению. Соль сообщает свою соленость всем веществам, с которыми близко соприкасается, так и христиане должны сообщать дух Христов всем остальным людям, еще не ставшим христианами. Соль не изменяет сущности и внешнего вида веществ, в которых растворяется, а только дает им свой вкус. Так и христианство не производит какой-либо внешней ломки в человеке и человеческом обществе, но лишь облагораживает душу человека и через это преображает всю человеческую жизнь, придавая ей особый христианский характер. «Аще же соль обуяет, чим осолится» — на востоке действительно есть вид соли, которая под действием дождя, солнца и воздуха, теряет свой соленый вкус. Такую соль уже ничем не исправишь. Так и те люди, которые, однажды вкусив благодатного общения со Св. Духом, впали в непростительный грех противления Ему, уже неспособны без чрезвычайной помощи Божией, обновиться духовно.
Александръ
21.11.2022 17:20
"Господь учил, что хранит он не наших и не ваших, а всех, кто душой с Ним."
---
Я неоднократно спрашивал людей, что они подразумевают говоря, что "Бог у них в душе" или другой вариант "Кто душой с ним", но так и мог получить ответа. Я думаю, что всё это так называемая 'отмазка' и ничего более. Ответ должен звучать таким образом, чётко и ясно — "Да я верую в Бога" и далее конкретно — "во Святую Троицу", " я Христианин" . Или я являюсь и исповедаю другую веру. И всё, никаких "Я верую в душе". Лично я имею больше уважения к атеисту, чем к человеку который верующим не является, но хочет казаться таковым.
кто-то
21.11.2022 12:02
Господь учил, что хранит он не наших и не ваших, а всех, кто душой с Ним. Но именно "наши" берутся указывать Ему, кто Он обязан хранить.

И результат такой, что "мама не горюй", судя по тому,, что перепись 2021 по национальному составу населения России даже не решились опубликовать. По заслугам... НАШИМ
Питерский - Александръ
15.11.2022 17:53
Да хранит всех наших Господь наш Вседержитель!
Александръ
15.11.2022 1:33
Питерский, храни вас Господь!
Питерский
14.11.2022 21:36
Александръ, доброго Вам здравия!
Спасибо за источник, обязательно ознакомлюсь.
Александръ-Питерскому
13.11.2022 23:40
Питерский, приветствую Вас!
Вы пишите —
"... нет ничего в мире более целесообразного, чем Красота. Но где же ключ к этому "единству и борьбе противоположностей"? Без которого это не работает? Только в Вере. А Вера и Творец есть вещи неразделимые ..."
Да, только в мире созданном Богом Творцом может присутствовать красота. Святые отцы (философы), именовали Бога - великим художником и математиком. Соединение математической четкости и художественного щедевра, это тот мир, в котором мы живем. Следует заметить, земля дважды теряла свой первоначальний облик, грехопадение Адама и Евы и всемирный потоп. И если мы в настоящее время видим и восхищаемся красотой Земли, то насколько же был удивителен Её первоначальный образ.
---
Предлагаю Вашему вниманию книгу о сотворении мира, без всяких закидонов о элементах эволюции, что к сожалению допускают даже священники, а особенно современные выпускники духовных семинарий и академий, к счастью не все. Книга убиенного священника Даниила Сысоева "Летопись начала"
https://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/letopis-nachala/
Питерский - Ёжику, на 08.11.2022
12.11.2022 20:34
, коллега, но пойдём дальше в рассуждениях. О противопоставлении Красоты и Целесообразности. Вроде, это антиподы. Но, если принять тезис Ф.М. Достоевского: "Красота мир спасёт", то, получается, нет ничего в мире более целесообразного, чем Красота. Но где же ключ к этому "единству и борьбе противоположностей"? Без которого это не работает? Только в Вере. А Вера и Творец есть вещи неразделимые ...
О появлении человека (HS) и его строении, как результата, якобы, эволюции. HS не "вывелся" из предшественников - питекантропов и неандертальцев. Последние сгинули, почему-то (?) все (!), а HS появился, как будто им на смену, как будто "внедрили более совершенную модель", причем, с мозгом, возможности которого до сих пор в среднем HS пользует лишь частично!Вопрос: почему же HS далее не эволюционировал т.с. "по потребностям"? Не стал, к примеру, земноводным, это при таких то водоёмах с биоресурсами? Почему он (как и все в фауне!) такой симметричный? Хотя бы один глаз на затылке ему бы точно не помешал. Скажут, мол, взамен у него " отрос" мозг. Да, но у лося вот нет такого мозга, а глаза все равно два, и оба симметрично спереди морды. По растениям: "манна небесная" для части человечества с древности, кукуруза (маис) - в древних пещерах находят ее в современном виде, нет прото-кукурузы, как по другим злакам!
Но главное - это космические константы, при которых только и возможна жизнь на Земле. Такой набор не может быть случайностью, вероятность сего стремится к нулю ...
С.М.
10.11.2022 20:04
07.11.2022 11:05"А если вы в силу своих неспособностей ничего не достигли - это лично ваши проблемы. Государство всегда не совершенно. Но оно дает возможности".

Возможности преуспеть дали партии и комсомолу. Ваш посыл в сторону передовых строителей кап. общества комсомольцами куда бы честнее был.
В РФ строить капитализм коммунистами и комсомольцами нонсенс. Но они строили. Их способности преуспеть в жизни закреплено было «Постановлением Совета министров СССР №956 О содействии в хозяйственной деятельности ВЛКСМ». Комсомольцы и их «подшефные» имели право завозить из-за границы все, причем, освобождение имели от тамож. пошлин, вплоть до того, что определяли сами цены и тарифы на услуги и продукцию. При ЦК ВЛКСМ было несколько десятков тысяч разных по направлению кооперативов.
Комсомольцы и коммунисты, строители капитализма, известны.
Валерий Федяков
10.11.2022 9:52
.
.
"Мир(!!) ПОСЛЕ войны НЕ получается!
Продолжение «войны» – П Р Е О Б Р А Ж Е Н И Е !"
.
П Р Е О Б Р А Ж Е Н И Е:
.
ОПРАВДАТЬ –> Утешить –> Примирить –> ОБЪЕДИНИТЬ!..
https://astotysyachniy.livejournal.com/67784.html?thread=51400#t51400
.
.
Я МОГУ ОПРАВДАТЬ ЧЕЛОВЕКА – ПРЕКРАТИТЬ ВОЙНУ!!
.
.
Отображены комментарии с 1 по 10 из 48 найденных.

Эксклюзив
16.11.2022
Валерий Панов
За девять месяцев этого года из страны вывезены за рубеж рекордные 63,1 млрд долларов.
Фоторепортаж
18.11.2022
Подготовила Мария Максимова
К 185-летию создания железнодорожного сообщения в России.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов.

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.