Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
4 мая 2024
Шаг назад, два шага вперед

Шаг назад, два шага вперед

Проблемы с реформированием Вооруженных сил приобрели хронический характер
Артем Ивановский
06.09.2012
Шаг назад, два шага вперед

Владимир Путин на заседании Совета безопасности в Ново-Огареве вынужден был признать, что в последние три года гособоронзаказ постоянно находится на грани срыва. Одной из основных проблем, как подчеркнул Путин, являются непрекращающиеся разногласия между Министерством обороны и предприятиями ОПК. Не добавил оптимизма и курирующий оборонно-промышленный комплекс вице-премьер Дмитрий Рогозин. По его словам, «сейчас оборонка выгребает остатки советского научно-технического задела». Сложную ситуацию мы наблюдаем сегодня и в Вооруженных силах.

Впрочем, существует иная точка зрения. Примерно две недели назад председатель Общественного совета при Министерстве обороны Игорь Коротченко на заседании Народного клуба ОНФ официально заявил, что с момента старта военной реформы в 2008 году ситуация не только не ухудшилась, но и по ряду показателей улучшилась. Прежде всего, он подчеркнул, что министр обороны Анатолий Сердюков подготовил Вооруженные силы России к войнам будущего. «Хотя в адрес министра обороны часто звучит критика, тем не менее, Сердюков решил несколько важных задач. Он трансформировал Вооруженные силы к тем геополитическим и военным угрозам, которые будут актуальны для нашей страны в течение ближайших 25 лет, а также взял под контроль расходование средств, которые выделялись на вооруженные силы и на гособоронзаказ», - такую оценку итогам военной реформы дал Коротченко. Далее он привел конкретный пример работы Сердюкова в качестве эффективного менеджера: «Всего лишь 14 танков Т-90 в год производила Россия. Для примера, при сопоставимых цифрах финансирования, Индия производила несколько сот таких же танков. И в этих условиях понадобился менеджер, который бы смог трансформировать остатки когда-то безусловно блестящей Советской армии». Уместно задать вопрос: насколько эти триумфальные заявления о полной готовности армии к будущей войне соотносятся с суровой действительностью?

При оценке фактического состояния военной реформы бросается в глаза, прямо скажем, странная тенденция: по нескольким направлениям одновременно «реформирование» совершает разворот на 180 градусов, то есть, принимаются решения, восстанавливающие «дореформенное» положение дел.

При этом на свет продолжают появляться новые реформаторские идеи, внедрение которых идет столь же стремительно (методом «блицкрига» - по выражению главного идеолога военной реформы Виталия Шлыкова), как это имело место в 2008 году.

Что, к примеру, произошло с одной из наиболее «раскрученных» реформаторских идей 2008 года - созданием корпуса сержантов-профессионалов, способных заместить «излишнее» количество офицерских должностей? Примерно месяц назад пожелавший сохранить анонимность «источник» в Генеральном штабе сообщил «Интерфаксу» о предстоящем «возвращении в строй» офицеров на должности, которые ныне занимают сержанты. По словам «источника», эксперимент с назначением сержантов на офицерские должности полностью провалился, в результате чего было принято соломоново решение вновь перевести их в категорию офицерских. «Источник» назвал конкретную цифру: общее количество сержантских должностей, на которые опять назначат офицеров, насчитывает порядка пяти тысяч. Известный военный эксперт Константин Сивков дал по этому поводу интервью изданию «Взгляд». По его мнению, описанный выше факт является дополнительным подтверждением того, что на сегодняшний день высшее военное руководство не разработало ещё никакой последовательной стратегии развития Вооруженных сил.

В данном случае нельзя говорить, что речь идет о некой «утке» в прессе, запущенной недоброжелателями министра обороны. Дело в том, что еще 2 июля главнокомандующий Сухопутными войсками генерал-полковник Владимир Чиркин открыто заявил том, что после «оптимизации» органов военного управления ряд задач просто невозможно выполнить по причине отсутствия в главных штабах видов ВС РФ ряда требуемых структурных подразделений. Более того, данной проблеме был посвящен доклад В. Чиркина в Совете Федерации. Так, из этого доклада следует, что многие проблемы подготовки и обеспечения миротворцев и военнослужащих военных баз обусловлены тем, что в ходе реформирования Минобороны были упразднены структуры, которые занимались вопросами координации миротворческой деятельности. Результат: российские военные базы, дислоцированные за пределами РФ, не обеспечены исправной боевой техникой (из 18 самолетов авиабазы, дислоцированной в Армении, в строю только два учебно-боевых и два боевых, остальные неисправны).

Аналогичная ситуация сложилась во флоте. Высокопоставленный представитель главкомата ВМФ в интервью агентству «Интерфакс-АВН» заявил дословно следующее:

«За два-три года оптимизации Главного штаба, когда численность его офицеров сократилась почти в пять раз, безнадежно запущены все дела, утеряна преемственность руководства подразделениями, а новые кадры не способны справиться с обязанностями и потоком бумаг».

Таким образом, главкомату ВМФ для нормальной работы в современных условиях не хватает порядка 500 офицеров.

Тем не менее, реформирование Вооруженных Сил продолжается, а недостатка в новых идеях нет. 16 июля главнокомандующий сухопутными войсками генерал-полковник В. Чиркин объявил о планах Министерства обороны сформировать 26 новых бригад. Главком разъяснил: «В соответствии с планами строительства Вооруженных сил РФ до 2020 года будут развернуты 10 разведывательных бригад (по одной в каждой армии), 14 бригад армейской авиации (10 в армиях и 14 в военных округах), а также 2 зенитные ракетные бригады. Таким образом, к 2020 году в Вооруженных силах РФ будет 125 бригад». Интересная деталь: главком особо подчеркнул, что формирование новых частей будет осуществляться «без увеличения общей численности Вооруженных Сил».

Заявление Чиркина прокомментировал генерал-полковник Леонид Ивашов: «Эти меры будут способствовать восстановлению армии. Но прежде нужно жестоко наказать тех, кто ее разваливал под видом реформ. В любом государстве последствия подобных решений предварительно просчитывают. Моделируют возможное развитие ситуации и только потом отдают приказы. У нас все наоборот: принимают решение, расформировывают, разгоняют, реформируют и только потом начинают думать, как исправить то, что натворили. И, конечно, в ситуацию неопределенности и полной дезориентации попадают военнослужащие, которые не знают, что их начальство выдумает завтра».

Говоря о предстоящем формировании новых разведывательных бригад, Ивашов резко заявил: «Здесь ситуация аналогичная. Мы практически разрушили Главное разведывательное управление, войсковую и оперативную разведку, а теперь пытаемся их восстановить».

Что до перспектив армейской авиации, то ее бывший главком Виталий Павлов дал следующую оценку: «К 2020 году мы планируем создать 14 бригад армейской авиации. Еще раньше сообщали о планах Минобороны приобрести 1000 новых вертолетов к тому же сроку. Откуда возьмем летчиков? Это главная проблема. Для 1000 вертолетов нужно минимум 2200 летчиков. Каждого готовят по 4-5 лет. Возможности единственного оставшегося в стране Сызранского вертолетного училища позволяют выпускать максимум по 200 лейтенантов в год. А нужно - не менее 400. Это означает, что с 2016 по 2020 год мы в лучшем случае получим пилотов только для 500 вертолетов. И это еще при условии, что никто не будет увольняться. Как Министерство обороны планирует укомплектовать эти новые бригады армейской авиации личным составом, для меня загадка».

Следует отдельно рассмотреть еще одну загадку: почему, если будут сформированы 26 новых воинских частей, общая численность армии не увеличится? Ответ на этот вопрос найти не так трудно, как может показаться на первый взгляд. Напомним, что еще два месяца назад в прессе «всплыла» служебная записка статс-секретаря Министерства обороны Николая Панкова на имя Анатолия Сердюкова, в которой приводились шокирующие цифры: реальная численность Вооруженных сил России не менее чем на 30% ниже, чем официально объявленная штатная численность в 1 млн. человек. Как следует из этого документа, «по состоянию на апрель в Вооружённых Силах имелось 160100 офицеров, 189700 контрактников и 317200 призывников, то есть всего 667000 человек». Любопытно, что в качестве рекомендации по решению проблемы столь чудовищного некомплекта личного состава министру предлагается отменить еще одно печально знаменитое «реформаторское новшество» - так называемый «приказ №400». Заметим, что пресс-служба Минобороны подтвердила существование данного документа. Но при этом позолотила пилюлю, внеся следующее уточнение: 667 000 человек — это не все военнослужащие, которые служили в ВС на момент составления Панковым служебной записки. В их число не включены военные медики, курсанты и преподаватели военных училищ, офицеры, находящиеся за штатом, и некоторые другие категории военных, поэтому, если добавить и их, то численность всех военнослужащих достигнет 800 000 человек. Скажем прямо: слабое утешение…

Поскольку проблему некомплекта, учитывая ее жуткое состояние, далее игнорировать совершенно невозможно, в процесс решения приходится включаться всему правительству России в целом. Так, на 13 сентября запланировано заседание кабинета министров, на котором рассмотрят вопрос «О внесении в законодательство РФ изменений, направленных на реализацию мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву». К разработке новой кампании по повышению привлекательности службы в Вооруженных силах руку приложат не только Минобороны, но и МВД, Минфин, Минэкономразвития и даже Министерство образования и науки. В ряду предлагаемых правительственных мер предоставление гражданам, прошедшим армию, дополнительных льгот при поступлении в вузы, а также возможности подготовиться за бюджетный счет к сдаче вступительных экзаменов. Кроме того, введут гранты для выпускников высших учебных заведений, прошедших военную службу по призыву, на обучение в российских и зарубежных бизнес-школах. И, наконец, отдельные льготы предоставят гражданам, прошедшим военную службу по призыву, при поступлении на государственную гражданскую службу, а также при включении их в резерв управленческих кадров. Что ж, время покажет, насколько все это сработает на практике.

Тем временем, 5 августа стало известно о новом этапе военной реформы: реформировании системы базирования войск. Под этим многозначительным и солидным термином скрывается довольно простое решение – речь идет о сокращении количества военных городков.

По предварительным данным, более чем 7500 имеющихся в настоящее время у Минобороны военных городков будут сокращены до 192. Реформа, без преувеличения, грандиозная. Судите сами: в Западном военном округе из 3300 военных городков останется 80, в Центральном и Восточном из 1300 и 1800 городков соответственно останется по 40, в Южном военном округе из 1100 останется 38. Приблизительный подсчет расходов составляет цифру 160 млрд. рублей, так как лишь в Западном военном округе необходимо будет дополнительно приобрести около 11 тыс. служебных квартир для семей офицеров.

В завершение хотелось бы отметить самый уникальный момент в процессе реформирования нашей многострадальной армии. Как ни удивительно, но в бурном море реформ последних лет осталась тихая гавань, где все сохранилось и продолжает сохраняться, как прежде. Воздушно-десантные войска, несмотря на высказывавшиеся различными чиновниками Минобороны вполне определенные реформаторские намерения, сохранили традиционную дивизионную структуру (две воздушно-десантные и две десантно-штурмовые дивизии). Более того, дивизии ВДВ были даже усилены. Данная ситуация напрямую связана с назначением в 2009 году на должность главкома ВДВ Владимира Шаманова, который, как известно, пользуется абсолютным доверием Верховного Главнокомандующего.

Будем надеяться, что хотя бы к 2020 году Сухопутные войска, авиация и флот преодолеют негативные последствия непродуманного реформирования и смогут восстановить свою боеспособность.

Специально для Столетия


Эксклюзив
02.05.2024
Людмила Чумаченко
Записки одесситки
Фоторепортаж
02.05.2024
Подготовила Мария Максимова
В Парке Победы на Поклонной горе проходит демонстрация трофейной западной техники


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.