Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
13 февраля 2025
Протоиерей Евгений Старцев: «Любовь проявляется по-разному, иногда и в разумной строгости...»

Протоиерей Евгений Старцев: «Любовь проявляется по-разному, иногда и в разумной строгости...»

Беседа с настоятелем иркутского Харлампиевского храма о взаимоотношениях Церкви и школы
30.01.2025
Протоиерей Евгений Старцев: «Любовь проявляется по-разному, иногда и в разумной строгости...»

– Отец Евгений, знаю, что далеко не все педагоги с открытыми объятиями встречают священников в стенах учебного заведения по каким-либо – объективным или же субъективным – причинам. Сталкиваетесь ли вы в вашей практике с таким отчуждением? 

– С открытым отчуждением, тем более, с ненавистью – нет. А вот с предубеждениями довольно часто. Думаю, они возникли во многом из-за недостатка образования. Но мы не должны смотреть свысока на таких людей – мол, мы такие просвещенные, а вы ничего не знаете. Наоборот, я считаю, что нужно поберечь людей и не втягивать их в бесплодные дискуссии. Христианство не доказывается, а показывается – вот это мы, православные, должны твердо усвоить. Это важное обстоятельство должно быть нашим правилом: можно сколько угодно елейным голосом цитировать Слово Божие, но если я сам, цитирующий его, живу и веду себя не по Евангелию, то что толку в этих моих нравоучениях?

Мы постоянно проводим для школьников и студентов Харлампиевские чтения, в этом году уже в седьмой раз. Делается это даже не на уровне епархии, а силами только прихода – внимание к ним самое пристальное и год от года растущее, что молодежи, что педагогов. Провели в одной школе – к нам подходят и просят провести что-то подобное в других учебных заведениях. И сейчас у нас уже не хватает священников, чтобы провести встречи во всех заинтересованных в общении с Церковью учебных заведениях – я не хвалюсь статистикой, а лишь показываю, что благожелательное внимание, добрый интерес к диалогу с Церковью есть как у педагогов, так и у школьников и студентов. Пробуждение такого благожелательного интереса, готовность к диалогу – открытому, часто острому, нелицеприятному, но честному – вот наша реальность, а не угрюмый антагонизм с взаимными обвинениями и претензиями. Фильмы, их обсуждение, дискуссии, выставки – всё это у нас есть, и школа, поверьте, очень заинтересована в сохранении наших отношений.

Кроме того, мы часто помогаем школе – сколько жалоб от педагогов и психологов, что они просто не справляются с трудностями учеников! Вообще, это, конечно, позор: педагоги сегодня – самые замученные, униженные люди, которые везут на себе будущее нации, из последних сил тянущие в тяжелейших условиях этот воз – не только испорченных интернетом и нашим кинематографом детей, но и их родителей с их постоянными претензиями и нареканиями. Обидно за наших учителей. Стыдно за государство и общество, так позорно относящихся к подлинной русской элите. У меня самого 12 внуков, семь из них сейчас учатся в школе, их учат, о них заботятся самоотверженные прекрасные люди – о каком, скажите, антагонизме может идти речь? Наоборот – только почтение, сострадание, желание помочь.

По опыту знаю, что приходы бывают разные: есть крепкие, дружные, открытые, радостные. А есть, увы, и замкнутые, недружелюбные, разобщенные. В чем «секрет» крепкого прихода? 

– Мне кажется, очень многое зависит от осознания людьми для чего «всё это», от целеполагания. Зачем я вообще хожу в храм, и как это отражается на моем отношении к окружающим. Проще говоря, я только слушаю Евангелие или же применяю услышанное в жизни. Это очень важное обстоятельство – является ли для нас Литургия, начатая Христом на Тайной Вечере, центром нашей жизни. Не богатая храмовая утварь или облачения, не мастерски расписанные стены, не внешнее благолепие, а именно – осознанное участие в служащейся Христом Литургии. Если она является сердцем, смыслом жизни общины, то она вокруг себя соберет всё – Христу будут посвящены наша деятельность вне стен храма, наши всевозможные социальные проекты, образовательные мероприятия, экологические походы по Байкалу, паломничества и так далее. Если нет такого центра жизни общины, то будут какие-то разрозненные отчёты-подсчёты-рассчёты и прочие счёты, но вряд ли мы увидим за ними Христа. И очень печально, если радость общения с Богом, ради которой Он и воплотился («Я пришел, чтобы вы имели жизнь, и имели с избытком» (Ин.10:10)) подменяется мертвящими отчётами о возрастании духовности или ещё чем-то – лишь бы не Литургией. Приведу слова преподобного Гавриила (Ургебадзе): «Если бы видели, какая благодать сходит на Литургии, то были бы готовы собирать пыль с пола храма и умывать ею своё лицо». Вот что нам нужно – стремиться к пониманию посылаемой нам Богом Отцом благодати.

 Что же касается разницы в характере общин, то упомянутых вами недружелюбных, замкнутых приходов я встречаю крайне редко. Есть, может быть, разница в характерах общин, и здесь мы смело можем обратиться к примеру разных семей: одна семья отличается радостным и хлебосольным гостеприимством, в другой мы видим склонность к молчаливому чтению, третья удивляет нас заботой о соседях, так что я не был бы столь категоричен в суждениях. А, в общем и целом, я бы предложил, учитывая неизбежную разницу в характерах наших приходов, помнить правило блаженного Августина: «В главном – единство, во второстепенном – свобода и во всем – любовь».

Любовь проявляется по-разному, иногда и в разумной строгости. Нам иногда приходится ее применять. Например, мы не можем причащать человека, который пришел в храм к самому концу Литургии – ну, о каком Причастии может идти речь, если ты явился сюда как турист, скажите? Или – практика помощи нищим. В нашем приходе делается так: если человек просит милостыню, если он не калека, то он обязан делать это стоя, потому что просит-то он у людей и у Христа – с какой такой стати ты должен сидеть барином перед входом в церковь? Потом, если ты крепкий дядя, то вот тебе лопата, метла и прочие инструменты – помоги, будь добр, чем можешь. В этом случае тебе и заплатят и обязательно накормят: честный труд всегда в почете. Что касается приходящих пьяными, то мы без предупреждений выставляем таких граждан навсегда: осквернять Божий храм мы не позволим. Могут обижаться, могут считать наш приход недружелюбным или еще каким, но, простите, так себя в нашей семье не ведут.

Строго…

– Допускаю. Но разумная – подчеркиваю, именно разумная – строгость, а не угрюмая суровость, по моему убеждению, необходима. Дисциплину никто не отменял, а «устав для солдата, как говорил великий старшина Федот Васков, - ето же..!» Согласитесь, в этом, казалось бы, таком строгом старшине Васкове вы видите любовь – вот точно так же в каком-то смысле и на Литургии. Если вы участвуете в ней с благодарностью и любовью к Богу и ближнему, вы всегда сможете почувствовать великую любовь Господа к нам. Чувство это не измеряется эмоциями, его нужно «просто» узнать, его ни с чем не спутаешь. Вот этой радости я всем нам желаю.

 

Беседу вел Петр Давыдов

Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

АлександрС.
02.02.2025 9:07
"Се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их" (Ев. Мф. 1, 20-21). ......
Иными словами есть Свои, а есть не свои. Так, что с Вашими наблюдениями, целиком и полностью согласен. "Не свои" не примут Господа Иисуса. Они другому поклоняются и принимают ценности этого другого. Это и есть сатанисты. И на самом деле, огромная проблема Христианства в том, что безбожники осознанно или неосознанно, но могут мимикрировать под христиан, а вот христиане мимикрировать под сатанистов не могут. Нам этого просто нельзя делать. ...... при этом, на мой взгляд нужно понимать, что точно также как есть лествица у христиан по которой они восходят, такая же лестница есть и у безбожников. И все эти степени посвящения в масонских ложах, это и есть их лестница. ...... Но что самое важное выбор куда идти делает сам человек.
Экзегет
31.01.2025 18:37
Согласен с вами Александр.
Пока человек жив, пока смерть не пресекла его линию жизни, человек может измениться к лучшему. При помощи благодати Божией, человеку возможно очиститься от последствий греховной жизни. При одном, очень важном условии, необходимо наличие согласия человека на изменение образа жизни. ("Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей."
Псалом 50, стих 12)
____________
По моему мнению - наблюдениям, только богохульникам крайне трудно, почти невозможно перейти на сторону Света и добра. Они сами, без принуждения перешли в область Тьмы.
А как известно "падший мир", своих просто так не отпускает.
На одном из сайтов я вступил в полемику с подобными людьми. Их комментарии выделялись открытой ненавистью к Православной Русской
Церкви, к патриарху, к священникам, к иконам, к мощам святых угодников Божиих, проще говоря ко всему святому.
В конце концов мне вся эта безсмыслица надоела и я задал один конкретный вопрос — "Вы против Христа?". Ответ последовал незамедлительно — "Да".
Этот ответ выражает не просто безбожие, это уже сатанизм.
P.S. Надо поблагодарить наших модераторов сайта за недопущение кощунственных сообщений. На других сайтах этой дряни полно. Я обращался
к владельцам этих сайтов - "где ваша цензура?", ответ один и тот же - "мы не можем никого запрещать. Такова политика сайта".
АлександрС.
31.01.2025 0:24
"Навсегда", это перебор. Человек же живой, он меняется.

Эксклюзив
11.02.2025
Иван Полетаев
В США обнародовали скандальную правду
К Дню Победы (1941-1945)
12.02.2025
Илья Намовир
Исполнилось 85 лет с начала Советско-финской или «Зимней» войны
Фоторепортаж
12.02.2025
Подготовила Мария Максимова
В Музее Победы открылась выставка, посвящённая героям Великой Отечественной войны и СВО




* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.