Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 марта 2024
Прогрессирующий маразм

Прогрессирующий маразм

Далеко ли от этого отстоит Россия? Да совсем рядом
Елена Пустовойтова
10.06.2021
Прогрессирующий маразм

Прогрессирующий маразм, который представляет собой сегодня массовая культура в подавляющем большинстве государств, составляющих список демократических и свободных, уже требуется растолковывать входящему в жизнь молодому поколению. Немудрено: изменения в понимании добра и зла столь значительны, что сегодняшние бабушки-дедушки заявили бы вам, что вы сошли с ума, расскажи вы им лет пятьдесят назад о том, какими будут их нынешние внуки...

И всё-таки, какие они, эти внуки сейчас? Прошу не обижаться на обобщения, поскольку мы ведём речь о западном обществе в целом, так как именно в целом оно отражает подлинное «культурное лицо» наших современников, живущих по ту сторону простого, человеческого,национального достоинства. По свободную сторону.

В США, как известно, половым извращенцем быть не только не постыдно, но престижно и выгодно. Современный канадский философ Чарльз Тейлор (Charles Taylor) в своей книге «Секулярный век» («A SecularAge») поведал о мимикрии этого греха весьма коротко.Сначала Запад перестал считать христианство нравственной основой цивилизации, в XX веке отказ от христианских идеалов в сфере сексуальности стал ассоциироваться со здоровьем: в шестидесятых годах подчеркнутая сексуальность сделалась в глазах американцев здоровым явлением, которого должно быть как можно больше. И теперь «подлинная свобода требует не сексуального воздержания, а демонстрации сексуальности. Именно так видит свободу современный американец», – пишет философ. Поэтому никого не возмущает, что житель штата Миссури Брэндон Булвер (Brandon Boulware) требует от законодателей штата не принимать закон, запрещающий его сыну танцевать в своей группе, играть в волейбольной и теннисной командах. Почему? Потому что команды – женские, а его сын трансгендер. Такие законы, ограждающие здоровых людей от извращенцев, пока ещё существуют в Арканзасе, Дакоте и Теннесси, пишет The Nation.

Но в Конгресс уже поступил законопроект «О равенстве», в котором положения о сексуальной ориентации и гендерной идентичности уравниваются с положением о расовой принадлежности и будут подлежать соответствующей защите.

И если закон будет принят, Брэндон Булверпобедит в стране, где за три поколения – их принято называть поколениями X, Y и Z–количество людей, относящих себя к трансгендерам, увеличилось на 800%.

«Революция цифры» сделала интернет и связанные с ним источники информации частью культуротворческого процесса во всём мире. То, что при этом традиционные культурные ценности корчатся от ужаса и угасают, трудно кому-либо лично поставить в вину. К примеру, американская развлекательная компанияNetflix (58 миллионов подписчиков), поставщик фильмов и сериалов на основе потокового мультимедиа, и французский Gaumont выпустили воктябре прошлого года исторический телесериал «Варвары» о борьбе германских племен с римской экспансией. Понятно, что ничего общего с реальной историей Древнего Рима или Германии начала новой эры он не имеет, что его познавательная ценность равна нулю, а сценарий фильма всего лишь«поставленные на поток» фантазии о прошлом Европы. Однако эти фантазии точно и полно отражают современные представления авторов о нравственности, чести и красоте, впечатанные в современную матрицу поведения эмансипированного европейца. Как пишет об этом сериале The Economist, «сексуальные, импульсивные, протогерманские племена вступают в борьбу с угнетающей сверхдержавой... Он (сериал) несёт все отличительные черты лощёной американской драмы –беспричинное насилие и обязательную наготу». Я добавила бы ещё физическую и нравственную грязь, вроде той канавы, полной нечистот, по которой плывёт один из героев. Ну и что, скажете вы – фильм не школьное пособие по истории, а развлечение. И я о том же! Развлекаться, глядя на то, как кто-то плавает в нечистотах, вам не отвратительно? Или это ваш долг?Или работа? Необходимость? Нет, это ваше развлечение. То есть сознательно сделанный выбор информации, необходимой для души.

По выходу фильма в сеть он стал самым смотрибельным шоу не только в Германии, но и Франции, Италии и еще в 14 странах Европы. Единый рынок – теперь это и единая культура?

Явление, когда европейцы сидят и смотрят одно и то же примерно в одно и то же время, большая редкость. Так бывает только во время конкурса песни Евровидение или футбольных матчей чемпионской Евролиги, считает TheEconomist.Отнюдь не уникальный пример «Варваров» свидетельствует о том, что новые технологические возможности, расширяющие доступ на рынок, вроде платформы потоковых мультимедиа Netflix–отбирают у национальной кинематографии последние надежды сохранить своё национальное лицо. Без всякого вторжения, нарушения границ или разрыва договоров они уничтожают национальную культуру. И сегодня уже надо доказывать, что этот процесс рыночной монетизации человеческих чувств делает нас интеллектуально беднее, примитивнее, «толерантнее» к мерзости. Далеко ли от этого отстоит Россия? Да совсем рядом.

Небезызвестный механизм «окон Овертона» теперь работает в планетарном масштабе, и никого уже не ужасает, что варварство становится сначала терпимым, затем привычным и, наконец, необходимым для того, чтобы чувствовать себя «с веком наравне». Назовите мне хоть один технологический прорыв, который помогал бы вернуть личности духовную свежесть, оригинальность мысли или творчества.

Тенденция переписать (переснять, перепоставить, переозвучить) классику – это пронзительное «Спасите!» всякой национальной культуры, приговорённой к варварскому разрушению толерантным ко греху сегодняшним поколением.

«Интеграция культур начинается», –пишет TheEconomist. Она уравнивает в наших глазах грех и безгреховность, секс-работниками делает проституток и уже поставила на одну доску расизм с ксенофобией и распутство (xenophobia). Тот, у кого это вызовет улыбку, уже шагнул в «новую жизнь», раскрашенную семицветными флагами свободы. Тот, кто сохранит путы совести, способен будет передавать нравственные основы молодым.


Специально для «Столетия»


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..