Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 апреля 2024
Острая бензиновая недостаточность?

Острая бензиновая недостаточность?

Минэнерго предупреждает: России грозит дефицит бензина
Алексей Подымов
14.08.2013
Острая бензиновая недостаточность?

 С бензином в стране опять «напряженка». Как же так? Нефти добываем чуть ли не больше всех в мире. Объемы переработки, как нас уверяют, растут. Растет, как говорят, и уровень переработки. А еще и братья-белорусы нам неплохой бензин бесперебойно поставляют - несмотря на все «топливные войны». Вроде бы бензина должно быть все больше, и стоить он должен дешевле. На самом деле топлива на российских АЗС все меньше, и становится оно с каждым днем все дороже.

В Минэнерго не просто бьют тревогу. Чуть ли не каждодневно там собирается оперативный штаб, который рекомендует нефтяным компаниям срочно выводить из летнего простоя перерабатывающие мощности и… сокращать объемы экспорта. Пока и то и другое помогает слабо. А вообще-то в поисках ответов на исконные русские вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?» на свет частенько всплывает такое, что не каждый «навальный» раскопает. И не в ходе всякой предвыборной кампании услышишь.

В минувшую субботу попытался было заправиться топливом марки Аи-95 «Пульсар» на АЗС компании ТНК, на выезде из подмосковного Жуковского. «Пульсара» не было, как не было и простого 95-го. То ли в городе уже к очередному авиашоу МАКС готовятся, из-за чего неожиданно резко выросло количество автомобилистов, то ли просто на заправке в очередной раз спрос проспали. О бензиновом кризисе в тот момент я уже слышал, но ведь это - опять где-то в глубинке, а в Подмосковье цены еще не зашкаливали. Заправиться без проблем и переплаты я еще успел, но уже в понедельник на МКАД увидел и очереди, и не внушающие оптимизма ценники на АЗС. «Ну вот, и до нас докатилось, опять олигархи в монополию играют», - подумалось мне.

Много лет назад мне довелось оказаться прямым свидетелем того, как олигархи, начиная с Березовского и Ходорковского, и кончая нынешним премьером Грузии, который тогда возглавлял «скромную» компанию-нефтетрейдер «Нафта-Москва», делили нефтяной рынок России. И уже тогда многие эксперты понимали: олигархи, конечно же, будут конкурировать между собой, будут даже воевать насмерть, но если надо – вмиг сколотят такую сквозную монополию, по сравнению с которой старый советский государственный монополизм покажется просто детской забавой.

«Сквозная монополия». Это эффектное определение сейчас неслучайно все чаще звучит из уст экспертов и чиновников в адрес крупных нефтяных компаний.

Сегодня, спустя почти двадцать лет, после целой серии повторяющихся с печальной последовательностью, бензиновых кризисов, в очередной раз становится понятно, что реальной конкуренции на топливном рынке в России нет, есть только ее видимость. Много лет ее пытались и до сих пор пытаются камуфлировать, но при первых же трудностях с бензином становится ясно - цены на АЗС диктуют именно крупнейшие нефтяные компании. Начиная с полугосударственной «Роснефти» и кончая полународным ЛУКОЙЛом. Понятно, что от всех обвинений там открещиваются, ссылаются на бешено растущий спрос и снижение уровня поставок в летний период. Нефтяников уже не раз хватали за руку в Федеральной антимонопольной службе, их пытались поставить не место и президент, и председатель правительства. Однако ни одной возможности поживиться за счет покупателя, неважно, оптового или частника, никто, похоже, упускать не собирается.

А если королям монопольных бензоколонок дать волю, то и 92-й и 95-й бензин уже подорожали бы не на 2-3 рубля, а на все 5-7, а то и на десять рублей. Слегка сдерживают рост стоимости, кажется, только владельцы мелких сетевых АЗС. Именно они живут, а зачастую реально только выживают, на долгосрочных контрактах, выкупая необходимые объемы топлива по факту, но с гарантией и на заранее обговоренных условиях. Но число небольших сетей АЗС в России стремительно сокращается, особенно на местах. Только в центре страны и нефтеносных регионах еще есть шанс порой заправиться у тех, кто не задирает цены.

К тому же все больше мелких АЗС уходят под крыло все того же «крупняка», на условиях аутсорсинга или же прямого «удочерения», создавая еще одну видимость конкуренции.

Еще 26 июля, когда кризис только разгорался и разгорался еще лишь в периферийных регионах, где всегда есть традиционные трудности с доставкой, президент Российского топливного союза Евгений Аркуша обратился с письмом к заместителю главы правительства Аркадию Дворковичу, который в кабинете министров курирует ТЭК. Лидер «топливников» прямо предложил запретить экспорт бензина и завозить в Россию не менее 150 тысяч тонн белорусского бензина в месяц. Да, с последним могут возникнуть трудности, тем более что братья-белорусы уже ищут пути поставок бензина в Казахстан, минуя Россию, которая тоже экспортирует туда львиную долю вывозимого из страны топлива. Впрочем, Астана просто бешеными темпами наращивает собственную переработку нефти, и уже начала отказываться от практики долгосрочных контрактов с российскими компаниями. Не потому ли они сегодня так упорно цепляются за экспорт, что спешат «продать, пока не поздно»? И вообще, примитивно запретить экспорт означает фактически заставить нефтяные компании напороться на штрафные санкции по ранее заключенным контрактам. Они ведь за это и компенсаций с правительства могут потребовать. С нефтяного лобби и не такое станется…

Нефтяная статистика прямо говорит о том, что олигархи не просто играют в монополию, они откровенно заигрались с экспортом. Так, за июль производство высокооктановых бензинов в России составило 2,277 миллиона тонн, снизившись всего на 9900 тонн. При этом их отгрузка на внутренний рынок уменьшилась сразу на 131800 тонн - до 2,155 миллиона. Как говорится, почувствуйте разницу. Или розницу. Розница ведь очень чувствительная, достаточно пары дней перебоев с поставками – и будьте любезны, кризис налицо. Ведь согласитесь, когда из двух с лишним миллионов тонн на экспорт уходит только 161 тысяча тонн - это предварительные, но наверняка довольно точные цифры Минэнерго - это не так много, чтобы вызвать такой острый дефицит как сегодня. При этом, по данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, спрос на бензин с 25 по 31 июля превысил предложение: на Аи-92 – на 174 процента, на Аи-95 – на 222 процента.

Однако последнее – пока - заседание оперативного штаба в Минэнерго, по свидетельству его участников, прошло на удивление спокойно: нефтяным компаниям порекомендовали временно отказаться от экспорта топлива. В ответ на это представители крупного нефтяного бизнеса – из ЛУКОЙЛА, «Роснефти», «Татнефти», «Газпромнефти» и ТНК – принялись уверять и правительство и нас с вами, что они и так практически не поставляют бензин на экспорт. В ЛУКОЙЛе, например, открыто заявили в прессе, что их экспорт представляет собой... исключительно разовые мероприятия: «В июне была отправлена небольшая партия Аи-92, но только потому, что резервуарный парк был переполнен». Наконец, представитель «Газпромнефти» заверил, что компания не осуществляет экспорт бензина и не снижает объем производства на собственных НПЗ.

Но все-таки, кажется, что это правительственное спокойствие очень обманчивое, хотя от разносов и крутых мер немедленного результата ждать тоже вряд ли стоит.

Но если речь в ближайшее время все же пойдет о запретительных пошлинах на экспорт, значит, дела и вправду обстоят плохо.

Хотя как по приведенным выше цифрам, так и по данным о запасах топлива на специальных базах, этого никак не скажешь.

Не потому ли в качестве одной из причин «острой бензиновой недостаточности» некоторые представители власти назвали сокращение поставок бензина из Белоруссии? Логика в этом есть, но есть и налет популизма, если даже не экзотики. О том, что белорусы уже готовы прямо поставлять как можно больше топлива Казахстану, как третьему члену Таможенного союза, сказано. Но и отказываться от продажи бензина в Россию в Минске никто и не думает: иначе зачем же тогда Белоруссии нужны такие перерабатывающие мощности. Да к тому же за бензин Россия расплачивается в основном… нефтью и еще газом. Так ведь можно соседям и самим совсем без работы остаться. Вы верите в подобную наивность и бесшабашность «батькиных» подданных? Лично я - нисколько.

А в том, что олигархи, делившие и еще не раз переделившие российский нефтяной и бензиновый рынок, даже не думали лечить его от монополизма, я теперь уже совсем не сомневаюсь. Монополизм – синоним простого и понятного слова «жадность». Сегодня в ФАС заявляют, что некие действия против нефтяных компаний будут обязательно приняты. Но вот какие – пока не ясно. Возможно, как сообщили в этом ведомстве, «предупредительного» свойства. Значит, согласно поговорке, щуку снова бросят в реку…

Алексей Подымов - шеф-редактор информационного агентства «Финансовый контроль – новости» 

Специально для Столетия


Эксклюзив
27.04.2024
Владимир Малышев
Жесткая правда войны от бойца подразделения «Шторм Z», ставшего писателем
Фоторепортаж
27.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Историческом музее открылась выставка, посвященная 200-летию Сергея Уварова


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.