Молитва у океана
Именно в год 100-летия революции, когда Русская православная церковь подверглась небывалым гонениям, стоит вспомнить о духовных основах российской культуры и государственности.
…Морской ветер продувает весь Русский остров. Солоноватый влажный и прохладный воздух. Темное небо и темный океан. Вдали, через пролив Босфор, сияет на сопках яркими огнями Владивосток.
- Вы могли бы сейчас забрать посылку? Вам пришла, – окликает нас в фойе университетской гостиницы дежурная.
Увесистый пакет из Москвы, от Татьяны Ивановны Шевченко. Уже с радостью догадываемся, что это.
«Свет Валаама» - большие буквы на мягкой светло-зеленой обложке сборника материалов «Пятых Валаамских чтений» - конференции, проходившей майскими днями на далеком северном острове.
Листаем страницы с фотографиями, изображениями – знакомые лица докладчиков, организаторов чтений, вспоминается атмосфера конференции, благодатных валаамских богослужений…
И как тепло встречал тогда гостей конференции лучезарный отец Мефодий! Игумен Мефодий (Петров) возглавляет созданный при монастыре просветительский Центр «Свет Валаама». Центр появился с благословения владыки Панкратия, настоятеля Валаамского монастыря. Более двадцати лет назад владыка Панкратий вместе с отцом Мефодием прибыли на Валаам из Свято-Троицкой Сергиевой Лавры по благословению известного старца архимандрита Кирилла (Павлова).
А вот слова владыки Панкратия на открытии чтений: «Несмотря на то, что велика роль государства, значительна роль средств массовой информации, общественных институтов, но все-таки роль Церкви во многом определяющая. Потому что именно в лоне Церкви рождается личность христианина». И далее:
«А христианство всегда подразумевает личностный рост, личностное развитие, и когда христиан будет достаточно много – это может определить, как будут развиваться наше общество и наша страна».
«…Я чувствовал присутствие Божие в жизни русского народа» - это слова игумена Мефодия (Петрова). Отец Мефодий из Македонии, но Божие присутствие в жизни нашего народа он чувствует, может быть, лучше, чем многие русские. Батюшка хорошо знает, что основа русской культуры – православие.
«Православие – основа русской культуры: пути духовно-нравственного возрождения современного общества» - так назывались Пятые Валаамские чтения, об этом пишется в открытом сейчас нами на берегу Тихого океана зеленом сборнике «Свет Валаама».
Свет Валаама… Северный Афон на Ладожском озере, где монашеская жизнь началась много веков назад. Суровые условия природы холодного каменного Валаама и обильно разлившаяся благодать Божия. Тысячи иноков и множество скитов, куда веками бежали боголюбивые души от мятежа мирского, где шла работа по созиданию Святой Руси.
Свет Валаама сияет миру. Из глубины веков этот свет проливается на ищущих спасения. Пролился он и на Тихом океане среди чистых сердцем и открывшихся Богу алеутов через проповедь скромного старца-святого Германа Аляскинского, валаамского монаха…
На другом берегу Тихого океана, в Русской Америке, и покоится преподобный Герман. Святой из героической эпохи. Той эпохи, когда русские северным путем уверенно шли к тихоокеанским берегам. Ставили крепости и города на Аляске, в Северной Америке. В Охотске, что на материке напротив Камчатского полуострова, зародился наш Тихоокеанский флот. Славное героическое время освоения новых земель русским народом. Народом, который прошел до Америки с Крестом и Евангелием. И ведь немалую роль в этом сыграл священный остров Валаам, где веками молились монахи за Святую Русь и за весь православный люд. С Валаама уходили монахи, чтобы основывать монастыри и храмы в далекой сибирской и тихоокеанской тайге. Со времен игумена Назария (1782 – 1801 годы) валаамские насельники отправлялись на миссионерские труды к далеким Алеутским островам.
Свет Валаама пролился в конце XIX века и в Русском Приморье или, как тогда называли, в Южно-Уссурийском крае. В 1896 году на берегу таежной реки Уссури был основан Свято-Троицкий Николаевский мужской монастырь. Основали его афонский монах Алексий и два инока Валаамского монастыря – Сергий и Герман.
Суровая река с быстрым течением среди скалистых сопок. Впадает в Амур, шумя стремительными перекатами по большим валунам. На высоком берегу этой реки по сей день стоит златоглавая обитель. Таежный дальневосточный монастырь – прямая связь с северным островом, с алтарями Валаамского Спасо-Преображенского мужского монастыря.
Обилие солнца, в лучах которого вызревает приморский виноград, насыщенные Богородичные цвета небес в час заката, близость океана, мягкие склоны сопок, укрытые разноцветным лесным покровом – все это увидели валаамские монахи, прибывшие в 1895 году в Горные ключи к месту своих новых подвигов.
В Свято-Троицком монастыре в Шмаковке (на фото) сочетались две монашеские традиции. Одна – афонская, представленная первым строителем обители иеромонахом Алексием (Осколковым), который был пострижеником Свято-Пантелеймонова монастыря на Афоне. Он прибыл на пароходе из Одессы во Владивосток. Имел большой духовный и жизненный опыт, дружил с начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандритом Антонином (Капустиным). Занимался иконописью.
На устроение монастыря отцу Алексию пришлось собирать материальную помощь по всей России. Он обратился к премьер-министру Витте, который способствовал выделению средств через Синод. Отцу Алексию было 60 лет, когда он начал строить обитель.
Одним из устроителей монастыря, помогавшим в совершении крупных построек, был известный иркутский предприниматель Иннокентий Сибиряков, который в конце жизни принял постриг на Святой горе Афон.
Другая традиция Свято-Троицкого Николаевского монастыря в Шмаковке – валаамская. Ее заложили прибывшие с Валаама иеромонах Сергий (Озеров) и иеродиакон Герман (Богданов). Отец Сергий, с 1902 года ставший игуменом, проходил послушание на Валааме в скиту Всех Святых под руководством опытных старцев, - иеросхимонахов Алексия и Антипы, отличавшихся духовным даром рассуждения.
Утвердилась на Дальнем Востоке именно валаамская традиция монашества.
По сию пору монастыри Приморья живут по аскетическим традициям дореволюционной эпохи. Мужской монастырь в Шмаковке уже с начала XX века стал духовным центром для всего края. До революции здесь была создана типография для печатания просветительской литературы. В глухой уссурийской тайге в монастырских стенах издавалась духовная литература.
…В старинном здании управления Владивостокской епархии мы побывали на приеме у правящего архиерея – митрополита Приморского и Владивостокского Вениамина (Пушкаря). Передав владыке сборник с Валаамских чтений, стали расспрашивать митрополита и о Свято-Троицком Николаевском мужском монастыре в Шмаковке, священноархимандритом которого он является. Владыка Вениамин поведал нам, что печатание святоотеческой литературы в монастыре так было обильно, что не только насыщался Южно-Уссурийский край, но часть книг высылалась на Валаам.
«Экономически монастырь был очень сильно развит. Все от гвоздя до иголки делали сами. Шили, оленеводством занимались… Пахотных земель было много. Могли первых переселенцев в край в случае голода год кормить. Так много было запасов. Развивали культуру земледелия по последнему слову техники. И обучали земледелию крестьян. При монастыре была открыта школа для крестьянских детей».
Владыка Вениамин рассказывал нам о монастыре и о его старой жизни так, что перед нами живо возникал величественный и масштабный образ Свято-Троицкой Николаевской обители, озаряющей светом Православия всю уссурийскую тайгу - от Владивостока до Хабаровска на Амуре, от Турьего Рога на озере Ханка до тихоокеанской бухты Ольги и Императорской гавани, называемой сегодня Советской…
«Очень сильно духовно влиял монастырь на жизнь в крае. Ежегодно устраивались крестные ходы. Со всего Южно-Уссурийского края шли Крестным ходом к монастырю. Из Владивостока Крестный ход был на поезде. Власти специально выделяли вагоны для этого. По пути к Шмаковке в определенных местах поезд останавливался, и к нему с разных сел крестными ходами стекались жители края. Последний участок пути от станции к монастырю множество народа пешком продолжали Крестный ход. Люди тогда были очень религиозные. Есть фото, где в монастырь приезжает множество паломников. Такую роль играл Шмаковский монастырь – наследник Валаама на Дальнем Востоке».
Слушая митрополита Вениамина, мы невольно подумали о тех удивительных связях, которые соединяют сегодня Валаам, Приморье и главную монастырскую обитель Руси – Троице-Сергиеву Лавру.
Ведь наш владыка – тридцать с лишним лет провел в Лавре. И оттуда же вышли сегодняшний настоятель Валаамского монастыря епископ Панкратий и игумен Мефодий (Петров).
Велика роль наших монастырей в духовном, культурном и даже экономическом освоении Россией новых территорий, в созидании Святой Руси среди глухой тайги и скалистых сопок, там, где жили до прихода русских малые народы, сердца которых еще не знали Света Христова.
…Холодная волна, накрывающая коричневые валуны на берегу Ладожского озера, обрывистые скальные берега, высокие сосны и обилие солнечных дней на островах Валаамского архипелага. Сюда стремится сердце каждого русского православного человека, сюда пароходами до революции ехали студенты семинарий, боголюбивые паломники, трудники, страждущие души.
Читаем воспоминания митрополита Вениамина (Федченкова) о путешествии на Валаам, его знаменитые записки «На Северный Афон». Когда митрополит, будучи студентом Санкт-Петербургской Духовной академии, находился в Ильинском скиту на Валааме, один из пожилых иноков прямо в день Цусимской битвы спросил его: «Ну что, как там о войне-то пишут?»
Валаамские братья молились за Россию, за воинов и моряков, сражавшихся в это время на далеком Тихом океане.
А в Приморье недалеко от города Уссурийска, близ села Линевичи, названного в честь русского генерала Линевича Николая Петровича, героя русско-японской войны, главнокомандующего вооруженными силами на Дальнем Востоке, был основан женский монастырь, который окормляли валаамские монахи из Шмаковки. Валаамские отцы, приехав в Южно-Уссурийский край, стали духовными водителями для русских переселенцев и воинов. Тех переселенцев, которые основали село Никольское, ставшее впоследствии, по Указу Николая II, городом Никольск-Уссурийским, названным в честь небесного покровителя Царя – святителя Николая Чудотворца.
В Никольске-Уссурийском, именуемом ныне просто «Уссурийск», в Покровском храме хранится чудотворная икона Богородицы «Объятья Отча». Этот чудесный образ написан отцом Алексием на Афоне в дар Свято-Троицкому монастырю. Тем самым батюшкой Алексием, который был основателем первой дальневосточной монашеской обители в Шмаковке, учрежденной, кстати, также Указом Николая II. Это благословение ушедших иноков иночеству современному. Это благословение всему нашему Южно-Уссурийскому краю.
Пять монашеских обителей сегодня в Приморье. Одна из них на острове Русский – новая, Свято-Серафимовская.
Это не далеко от Дальневосточного университета. Всего полчаса по разбитой военной островной дорог, у поселка Подножие. Монастырская мужская обитель на острове Русский. Молитва ко Христу над Тихим океаном…
Игорь и Владислава Романовы - Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»
Специально для «Столетия»Статья опубликована в рамках социально значимого проекта «Россия и Революция. 1917 – 2017» с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 08.12.2016 № 96/68-3 и на основании конкурса, проведённого Общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров».