Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
6 декабря 2024
Какова она сегодня, наша школа?

Какова она сегодня, наша школа?

К Году педагога и наставника
Ирина Ушакова
28.04.2023
Какова она сегодня, наша школа?

Говорить о школе хочется как о втором доме для детей и юношества, хочется надеяться, что раз уж ты пришёл к учителю, он со всем талантом и желанием будет отдавать тебе свои знания, будет волноваться о твоей дальнейшей судьбе, потому что ты отчасти – его продолжение, это почти как с родителями.

Начну разговор с московской школы, которую сын недавно закончил. О том, что не было в школе урока музыки, потому что годами не могли найти учителя (в Москве!); о том, что дети на выходе из 9 класса не знали назубок таблицу умножения (а потому что нынешняя программа по математике, в отличие от советского учебника А. Киселёва, этого не предполагает); о том, что выпускники не читали даже программное: «Герой нашего времени», «Мёртвые души», «Евгений Онегин», ни разу не были от школы в Третьяковской галерее…

Стану это говорить на педагогических конференциях и учителя из зала обязательно возмутятся: не может этого быть, у нас не так!

Правильно. Те, для кого педагогика – рутина, не ходят на профессиональные встречи. А собираемся мы обсудить наболевшее только с теми, кому есть что сказать, и у кого душа болит о школьном деле.

Школа до сего дня – в руках или подвижников, или ее предателей. А разве не предательство, когда учитель литературы говорит нам на родительском собрании: «Я вообще учу ваших детей, потому что мне осталось два года до пенсии!»?..

Меня не покидает мысль, что это юное и не совсем юное поколение, которое не получило должного образования, каких-то материальных благ в жизни, именно эти ребята сегодня защищают Родину с оружием в руках, воюют за русский язык и православную веру. Уже ради них должно что-то меняться в нашем государстве системно, планово и всеохватно – в образовании, в медицине, в армии, наконец... Всё в одной связке.

В нынешнем году прошло уже много встреч, посвящённых Году учителя. Вот недавно в Тверской областной универсальной научной библиотеке им. А. М. Горького состоялись межрегиональные педагогические чтения «Сергей Александрович Рачинский и его роль в истории российского образования». А начиналась подготовка к Году учителя минувшей осенью с небольшой выставки с одноимённым названием. Её мы, Общество по сохранению наследия Рачинских, собрали из фотографий этой семьи, много сделавшей для образования в конце XIX века, книг, посвящённых знаменитой Татевской школе и даже вышитых полотенец – копий тех смоленских и тверских, с которыми школа Рачинского участвовала во Всемирной выставке в Париже.

Из тверской «Горьковки» фотовыставка была перевезена в Ржевскую епархию и уже в марте совершилось торжественное её открытие в Центральной библиотеки им. А.Н. Островского в городе Ржеве. Эти встречи не были формальными. Мы беседовали с учителями и священниками епархии, с руководством управления образования Ржевского и Оленинского районов.

Много мне доводилось писать о школах в разных изданиях, делать различные опросы на школьную тему. Поэтому вижу, как учителя выморочены, в каком они недоумении от бесконечных реформирований школы, как унижены тем, что не имеют возможности просто учить, а не натаскивать выпускников на сдачу ЕГЭ и писать отчёты.

И главное, что всем понятно то, о чём все эти годы говорит профессор В.Ю. Троицкий: «нельзя называть разрушение реформами», «необходимо вернуть разрушенное».

На нынешней конференция в Твери, помимо приветственных слов и докладов и.о. директора Татевской школы Щербаковой Людмилы Витальевны (село Татево Оленинского района Тверской области), а также потомка рода Рачинских Александра Дмитриевича Коншина (Москва), запомнились два ярких выступления неравнодушных педагогов. Кандидат педагогических наук Наталья Арсеньевна Салык (Тверь), учитель с полувековым стажем, удивительно точно отметила актуальность воспитательного потенциала системы Рачинского для современного образования. А учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 50, кандидат педагогических наук, доцент Зубарева Наталья Николаевна (Тверь) рассказала о воспитательном значении краеведческих экскурсий в педагогической системе С.А. Рачинского, о том, сколь значимы были для тогдашних школьников – будущих художников и учителей эти пешие походы в Нилову пустынь, и пообещала, что завтра начнёт свой школьный урок истории с рассказа детям о татевском учителе.    

Как всегда, занимательным было выступление фольклориста, руководителя коллектива Муниципального учреждения культуры ДК «Железнодорожник» Кузьминой Ольги Михайловны (Ржев, Тверская область), которая застала ещё в своих фольклорных экспедициях старушек, помнивших Рачинских. Ей полвека назад удалось записать те песни, которые слушал татевский учитель, сам записавший и сохранивший для потомков 23 народные песни. С.А. Рачинский считал: «Художественная даровитость русского народа есть фактор народной жизни, заслуживающий полного внимания к нему». Удивительно, как он в конце XIX века почувствовал необходимость сохранить живую народную традицию, потому что она является иммунитетом нации. Думаю, мы вполне можем говорить о том, что С.А. Рачинский является славянофилом, осуществившим на практике чаяния наших выдающихся основоположников славянофильства.

Разумеется, говорилось на конференции и о деятельности С.А. Рачинского на ниве духовно-нравственного просвещения детей и взрослых в конце XIX века. Этой теме был посвящён доклад кандидата педагогических наук, кандидата богословия, доцента кафедры теологии ТвГУ, председателя Епархиального отдела религиозного образования и катехизации, иерея Симоры Виталия Анатольевича (Тверь).

Но больше меня волновало, как будет выступать молодёжь. Доклады о педагогической деятельности С.А. Рачинского подготовили студентки 1 курса Института педагогического образования и социальных технологий ТвГУ. Так, о педагогическом наследии С.А. Рачинского при изучении учебных предметов художественно-эстетического направления, в частности, изобразительного искусства говорила Валерия Зубарева, о личности С. А. Рачинского и нравственной атмосфере Татевской школы – Дарья Колесник, о школе Рачинского глазами великого русского художника Н.П. Богданова-Бельского – Дарья Дёмина.

И это отрадно и близко будущим учителям, которые завтра придут в класс, возможно, такой же сельской школы.

И Рачинский не должен быть просто воспоминанием, его нужно сделать нашим собеседником. Поэтому от молодых учителей и хочется большего – чтобы они занялись исследованием того же Рачинского – знатока духовной музыки, ценителя классической литературы, наконец, духовного мыслителя.

Рачинский и К.П. Победоносцев были настоящими реформаторами школы, это благодаря им открылись десятки церковно-приходских школ по всей Российской империи.

Как раз о дружбе и переписке С.А. Рачинского и обер-прокурора Священного Синода прозвучал на конференции доклад магистранта исторического факультета МГУ Фёдора Отто. А аспирант философского отделения МГУ и начинающий педагог Пётр Пантуев выступил с сообщением о философских воззрениях С.А. Рачинского и о том, каким образом современным учителям можно смело воспринимать опыт татевского учителя.

Уже по завершении конференции молодой исследователь подошёл ко мне и сказал: «Я только теперь начинаю понимать, что тема школы гораздо серьёзнее, чем я думал».

В советское время пренебрежительно говорили: «Ну что там цэпэша! Какие уж там знания?». А вот возьми, да и случись такая встреча на открытии выставки во Ржеве. Подошла к нам пожилая женщина и сказала: «А ведь мой отец ещё до войны собрал радиоприёмник, потому что он учился в школе Рачинского, а там преподавали экспериментальную физику». А ещё в той школе было три часа словесности в день, устный счёт, то, что мы видим на известной картине Н.П. Богданова-Бельского «Устный счёт. В народной школе С.А. Рачинского»: дети решают пример из двузначных чисел в квадрате, делённых на трёхзначное число.

Но главным в той, дореволюционной, школе было всё же духовное образование. А разве это не важно – в нашем современном, таком атомизированном, таком ожесточённом мире?

Но самое главное, что сегодня опыт Рачинского применим в современном образовании.

Самый, наверное, показательный пример: Ивановская на Лехте, обычная общеобразовательная школа в Борисоглебском районе Ярославской области, где уже четверть века углубленно преподаются предметы, которые дают основательную почву для здоровой духовной жизни, полноценную картину мира, целостное эстетическое развитие. А духовная культура органично входит в атмосферу и дыхание школьной жизни. Как оказалось, школу не надо спасать, ею нужно жить. И Владимир Сергеевич Мартышин не ждал ни от кого помощи, создал свою школьную программу, которая оживила школу, привлекла к ней множество семей.

Можно ещё назвать с десяток школ, которые восприняли опыт К.Д. Ушинского и С.А. Рачинского – Русская школа в Твери, Школа народного искусства императрицы Александры Фёдоровны в Санкт-Петербурге, православная классическая гимназия Свято-Алексиевской пустыни в Переславском районе Ярославской области…

О них я всегда стараюсь рассказать на педагогических конференциях. И радостно, что уже в государственных культурных инстанциях начинают обращать внимание на исторический опыт русской школы. В начале марта нынешнего года в петербургском Государственном музее политической истории России открылась совместно подготовленная нами выставка, названная по слову татевского учителя: «Не ремесло, но призвание... Учителям России посвящается». Выставка приурочена к Году педагога и наставника, а в рамках этого к 200-летию основоположника научной педагогики в России Константина Дмитриевича Ушинского и 190-летию профессора Московского университета, выдающегося педагога-практика Сергея Александровича Рачинского. Выставка продлится до осени.

Теперь же мы приступили к подготовке Татевских педагогических чтений, которые состоятся 12 мая на родине Сергея Александровича Рачинского в селе Татево Оленинского района Тверской области, в канун 190-летия выдающегося педагога.

Профессор ИМЛИ, доктор филологических наук Всеволод Юрьевич Троицкий писал в начале 1990-х в своей книге «Пути русской школы»: «Есть два пути развития современной отечественной школы. Первый – через воспитание национального и государственного самосознания гражданина России. Второй – путь утверждения эгоистической личности, духа торгашества и ещё более того – формирование колониального сознания».

По второму пути наша страна, увы, прошла не одно десятилетие. Как будем возвращаться обратно?!..

Сегодня стало очевидным, что перекроенная по западным образцам система российского образования зашла в тупик, и без обращения к опыту великих наших педагогов прошлого нам даже не стоит заглядывать в будущее, его просто не будет.


Ирина Ушакова Член Союза писателей России и Союза журналистов России, Член Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры. Организатор Общества по сохранению наследия Рачинских (2013). Лауреат премии «Имперская культура» имени Эдуарда Володина (2013).

Фото автора

Специально для «Столетия»


Эксклюзив
29.11.2024
Максим Столетов
Удар новейшей российской ракетой меняет формат спецоперации
К Дню Победы (1941-1945)
27.11.2024
Мария Максимова
Не забудем, не простим…
Фоторепортаж
06.12.2024
Подготовила Мария Максимова
К 10-летнему юбилею воссоединения полуострова с Россией

fiip_youtube.jpg





* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.