Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
25 сентября 2022
И новый Октябрь впереди?

И новый Октябрь впереди?

Размышления историка в год столетия Русской революции
Ольга Решетникова
13.01.2017
И новый Октябрь впереди?

Дожили – на дворе 2017 год... События конца 80-х - начала 90-х годов, ознаменовавшиеся распадом СССР, так и не увенчались осмыслением сути революционных событий 1917-го, советского периода в нашей истории, обращением к опыту тысячелетней России. Страна отказалась от социалистического пути развития, от марксистско-ленинской идеологии и… взяла паузу на 25 лет. Да, был открыт доступ к огромному массиву ранее засекреченных документов, было признано, что вся наша история фальсифицирована и мифологизирована, вроде бы не стало табу тем для исследователей, но и только.

Оказалось, что любая попытка отойти от советских штампов в оценке Февральской и Октябрьской революций 1917 г. и советского опыта порождает яростную идейную борьбу, красноречиво свидетельствующую о серьезных разногласиях в нашем обществе по вопросу прошлого, а значит - и будущего нашей страны. Оберегая хрупкое общественно-политическое равновесие, российские власти сосредоточили свои усилия на сохранении этого равновесия любой ценой, всячески подчеркивая значимость акцентирования внимания исключительно на тех вопросах, которые объединяют наше общество. Самые острые проблемы, требующие серьезной разработки, растворялись в мелкотемье, зачастую обходились или вовсе замалчивались. Представители политического руководства страны время от времени позволяли себе отрывочные и разрозненные оценки событий нашей истории, но они повисали в воздухе, так как были непоследовательны и неконкретны. Все это привело к тому, что всякая плодотворная общественная дискуссия оказалась отданной на откуп активным блогерам и вылилась в яростное противостояние представителей коммунистической и антикоммунистической точек зрения, причем последняя исходила преимущественно из либерального лагеря, от идейных потомков февралистов, противников имперской России.

Таким образом, в самом сложном положении оказались те, кто критически оценивает советский опыт нашей истории и одновременно призывает к объективному рассмотрению исторического опыта тысячелетней России, ее самобытного уклада, по которому жили многочисленные поколения предков абсолютно каждого из нас.

Их    не желают слушать и слышать ни те, ни другие. Сторонники коммунистов совершенно неоправданно навешивают на них ярлык либералов-гайдаровцев, возлагая вину за развал СССР и все лихие девяностые. В полемическом задоре с аргументацией особо не заморачиваются, предпочитают советские штампы, восходящие к краткому курсу истории ВКП (б), вместо аргументов -   оскорбления и ярлыки в духе агитпропа и даже угрозы или сакраментальное - «зато мы делали ракеты». Либералы-февралисты яростно критикуют коммунистов, они смотрят на прошлое и будущее России исключительно через западную призму, при этом старательно замалчивают либо попросту отбрасывают всякое обращение к опыту исторической России. Они, как правило, воинствующие атеисты, любят порассуждать   о пагубности Православия, попугать черносотенцами и мракобесами, посетовать на генетическую приверженность русских к варварству, дикости и невежеству, ну а солнце у них восходит на Западе, все, что оттуда, по их мнению, достойно похвалы и подражания.

Нетрудно заметить, что любой мало-мальски важный вопрос, поднятый в нашем общественном пространстве представителями СМИ, экспертами или учеными, неизбежно переходит в плоскость выяснения понимания автором   сути революции 1917 г. Что это было - неизбежный слом неспособного к дальнейшему существованию русского Православного мира или духовная болезнь, приведшая к столетнему кризису, к насильственному отказу от Православного пути развития, провозглашенного равноапостольными Ольгой и Владимиром? Время от времени раздаются голоса – пора закончить гражданскую войну, надо примириться. До вооруженной борьбы, Бог даст, дело не дойдет, но примирение двух диаметрально противоположных мировоззрений вряд ли возможно. Дело осложняется еще тем, что одна часть журналистского корпуса у нас - воспитанники советской системы, которая требовала «не сметь свое суждение иметь» и допускала колебания только вместе с линией единственной правящей партии. Другая часть сформирована на волне антикоммунистической борьбы и либеральной пропаганды. Они не слышат друг друга – что восхваляют одни, неизбежно охаивают другие, плюс меняют на минус, минус на плюс, но к истине не становятся ближе.

Удручает неумение дискутировать, отсутствие желания и умения вникнуть в утверждение оппонента, попытаться проанализировать его точку зрения, сопоставить факты. За редким исключением и на телепрограммах, и в печати, и в интернете сплошь тетерева на току.

Но диалог нужен, необходимо широкое обсуждение насущных проблем, решение которых многие хотят услышать в виде готовых директив из Кремля. Идейный разброд и шатания, царящие в нашем обществе, которое не имеет даже единого понимания о добре и зле, не позволяют нашему руководству сформулировать общую идею о том, какую же Россию мы собираемся строить, какое духовное наследие для этой новой России будет определяющим и руководящим. Пока что наш президент констатировал, что единство нашего общества крепит исключительно патриотизм. Но как быть с теми, для кого «сладостно Отчизну ненавидеть», кто радуется гибели соотечественников и нашим бедам? Нельзя исключать, что найдутся последователи и у большевиков, желавших, помните, поражения своей стране ради мифической победы мировой революции. Тем не менее, разговор необходимо начать. Должны объединиться, прежде всего, те, кто любит Россию и ненавидит, когда о ней говорят «рашка» или «эта страна», те, кто живет честным трудом, не собирается покидать ее и мечтает передать своим детям и внукам в целости и сохранности.

Те, кто чувствует со своей родной землей «самую жгучую, самую смертную связь», должны спокойно, шаг за шагом приступить к очищению нашего прошлого от фальсификаций и наслоений, опираясь на факты, логику и здравый смысл.


Решетникова Ольга Николаевна – кандидат исторических наук

Специально для «Столетия»


Статья опубликована в рамках социально значимого проекта «Россия и Революция. 1917 – 2017» с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 08.12.2016 № 96/68-3 и на основании конкурса, проведённого Общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров».




Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 187 найденных.
Юрий Афанасьев-Широков
22.02.2017 21:01
Сегодня на Троекуровском кладбище в Москве похоронен академик И.Р.Шафаревич.

http://www.vz.ru/columns/2017/2/21/858839.html
Егор Холмогоров: Три жизни Игоря Шафаревича.

Концептуальная статья, расшифровывающая вклад выдающегося русского мыслителя в осознание феноменов русской цивилизации, русского почвенничества, традиционализма, критики западной демократии. Философия третьего пути для России.  
Сергей - Орту
20.02.2017 15:58
Информационная истерия о якобы хороших пришельцах, привнёсших равенство, братство и т.д., обвинение в антисемитизме (устаревшее для малых и старых). Отрицайте все и вы сойдёте за умников.
Корневая система привязанности нарушена за сто лет. Нет рационального объяснения. А маркетинговый ход не в почёте. Ибо он сделан вами в угоду идеологии, в которой выросли.  
Петр Петрович
13.02.2017 14:17
Очень поучительное чтиво и одновременно прививка от камлании российских либералов и их подголосков. Хотите верьте, хотите нет, но дело обстояло так:

"Что же дала для развития сельского хозяйства именно реформа Столыпина? Объективные данные таковы. Реформа способствовала распашке целины в Сибири и Казахстане (кое-где создавая острые национальные проблемы и вызывая массовый угон скота в Китай). Но для этого не требовалось разрушать общину в центре России. Главное, что не произошло заметного шага в улучшении техники и организации земледелия. Площади посевов выросли за годы реформы на 10,5 млн. дес. (на 14%). Производство в 1911-1915 гг. по сравнению с 1901-1905 гг. выросло: пшеницы на 12%, ржи на 7,4, овса на 6,6 и ячменя на 33,7%.

Главный признак интенсивного хозяйства — рост животноводства («перегон зерна и кормов в мясо»). А вот вывод статистики: «По всем без исключения видам скота наблюдается (в 1905-1914 гг.) сокращение в расчете на 100 жителей населения. С наступлением кризиса трехполья не хватает кормовых средств на содержание скота». То есть, реформа переориентировала часть земли на товарный хлеб (на экспорт), но при этом нарушился баланс земледелия и животноводства.

В целом прирост продукции в сельскохозяйственном производстве в результате реформы Столыпина упал. В 1901-1905 гг. он составлял 2,4% в год, а в 1909-1913 гг. снизился в среднем до 1,4%. Прирост продовольствия стал ниже прироста населения.

Безусловно, в те годы село России укрепилось. Но этому способствовала не продажа земли, а тот факт, что в результате революции 1905 г. были отменены выкупные платежи за землю, тяжелейшее бремя для крестьян (в 1903 г. эти платежи составили 89 млн. руб. — почти половину того, что сельское хозяйство России получало за экспорт хлеба). Кроме того, в 1909 и 1910 гг. существенные средства селу дал богатый урожай. Выросли закупки техники, начали появляться удобрения.

В целом вызвав тяжелые социальные потрясения, реформа Столыпина не дала заметного общественного и экономического эффекта. Кооперация крестьян обещала дать значительно больше, чем классовое расслоение и капиталистическое ведение хозяйства.

Тяжелым, но предельно показательным экзаменом для двух типов хозяйства — трудового крестьянского и частного — стала мировая война. К концу 1916 г. в армию было мобилизовано 14 млн. человек. Село в разных местах потеряло от трети до половины рабочей силы. Как же ответило на эти трудности хозяйство — крестьянское и буржуазное? По всей России к 1915 г. посевная площадь крестьян под хлеба выросла на 20%, а в частновладельческих хозяйствах уменьшилась на 50%. В 1916 г. у частников вообще осталась лишь четверть тех посевов, что были до войны. В трудных условиях крестьянское хозяйство оказалось несравненно более жизнеспособным.

Более того, 23 сентября 1916 г. царское правительство ввело продразверстку (пусть об этом вспомнят наши демократы) и установило твердые цены, хотя кое для кого с послаблениями. И вот вывод раздела «Сельское хозяйство» справочного труда «Народное хозяйство в 1916 г.»: «Во всей продовольственной вакханалии за военный период всего больше вытерпел крестьянин. Он сдавал по твердым ценам. Кулак еще умел обходить твердые цены. Землевладельцы же неуклонно выдерживали до хороших вольных цен. Вольные же цены в 3 раза превышали твердые в 1916 г. осенью».

Таким образом, общинный крестьянин, трудом стариков и женщин увеличив посевы хлеба для России, еще и сдавал хлеб втрое дешевле, чем буржуазия. А его тогдашние и нынешние черниченки уже сто лет поносят последними словами, требуя отдать землю кулакам, а сегодня и помещикам.

И еще — мелочь, но какая красноречивая. В 1915 г. правительство, чтобы смягчить нехватку рабочей силы, стало распределять по хозяйствам военнопленных (всего 266 тысяч) за небольшую плату. Их охотно брали кулаки и помещики. А крестьяне отказывались, как они говорили, «пользоваться дешевым подневольным трудом военнопленных». В центре России в среднем на 1000 работников у крестьян работало 3 военнопленных, а у частных владельцев — 270!

История повторяется сызнова, и, если Чубайса не остановить, добром опять не кончится. И лучше бы нашей интеллигенции не выдумывать себе сусального образа Столыпина, а помочь умерить пыл реформаторов, начитавшихся западных книжек..."

отрывок из книги
Кара-Мурза Сергея Георгиевича "Столыпин — отец русской революции"
http://www.e-reading.club/chapter.php/25438/12/Kara-Murza_-_Stolypin_-_otec_russkoii_revolyucii.html

ВЕРА для ОРТ
12.02.2017 22:52
В 1930 году сельские активисты выгнали семью «кулака» Малова из собственного дома, национализировали его имущество. Затем в доме расположилось правление колхоза, с 1990 года здание использовалось под пекарню, сейчас дом находится в собственности муниципального образования и стоит заброшенным.

Хаутиев рассказал, что «Усадьба крестьянина И.Ф. Малова», расположенный в селе Нижняя Якушка, относится к памятникам истории и культуры. Усадьба находится в центре села, состоит из двух кирпичных одноэтажных зданий, соединенных аркой из красного кирпича с металлическими воротами и калиткой.

«Документы на дом будут вручены Ильиной в течение месяца», — отметил Хаутиев. По его словам, в России существует практика возвращения национализированного имущества церкви, а также представителям дворянства. Это прописано в Указе президента от 14 марта 1996 года номер 378 «О мерах по реабилитации священнослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий». Вопросы возвращения имущества другим категориям граждан никак не урегулированы, доказать право на собственность можно через суд с помощью архивных документов и свидетелей.

По словам Ильиной, она вернула дом деда, чтобы сохранить его от разрушения.
ort-
03.02.2017 10:04
ВЕРА для ОРТ
02.02.2017 23:29\\НАРОДУ НУЖНО ПОЛЬЗОВАНИЕ, А НЕ ОБЛАДАНИЕ ВСЕМ ЭТИМ ХЛАМОМ.\\
Что вы всё за народ решаете, что ему нужно! ,//////
------------------------

Ну- хорошо, хорошо. Согласен.

Напишем так;"Психически нормальному человеку нужно пользоваться благами цивилизации, а не приватизировать их ради удовлетворения страсти к приватизации."   Надеюсь - народ не будет против.
А что касается вас....  да-тут всё возможно ....
Сирожа
03.02.2017 0:16
Вера:
/В арендованной избушке жить или в собственной, где ты устраиваешь по своему вкусу, а не приспосабливаешься к чужому,к которому, кстати, редко кто бережливо относится/
То-то я смотрю, вы большую часть жизни прожили в арендованной избушке очень плохо. То ли дело сейчас! Как не заплатил ЖКХ - пинком под зад! Из СОБСТВЕННОЙ избушки вылетишь за здрасте.
ВЕРА для ОРТ
02.02.2017 23:29
\\НАРОДУ НУЖНО ПОЛЬЗОВАНИЕ, А НЕ ОБЛАДАНИЕ ВСЕМ ЭТИМ ХЛАМОМ.\\
Что вы всё за народ решаете, что ему нужно! Вы почаще сам народ спрашивайте: Чего изволите? В арендованной избушке жить или в собственной, где ты устраиваешь по своему вкусу, а не приспосабливаешься к чужому,к которому, кстати, редко кто бережливо относится и тогда действительно всё быстро становится хламом.
ort- Да уж ! Ненормальное стало нормальным..... финиш.
31.01.2017 15:49
Марксы, Гегели и др. - пфу
30.01.2017 17:56
Забыто начисто о важнейшей составляющей сущности человека - чувство собственности.
---------------------------------------

ЗАБЫТО НАЧИСТО О ВАЖНЕЙШЕЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА- о нормальной психике.

Самый яркий пример последних десятилетий – дачные участки.  Только вдумайтесь: в начале XXI века цивилизованные люди убивают годы на организацию псевдодеревенского быта, выкармливают своими кровными рублями чиновных и строительных спекулянтов и паразитов, чтобы построить свой источник воды, отвести свой электрощиток, организовать свою газовую конфорку!

А обладание автомобилями, которые загромоздили все большие города России?
НАРОДУ НУЖНО ПОЛЬЗОВАНИЕ, А НЕ ОБЛАДАНИЕ ВСЕМ ЭТИМ ХЛАМОМ. Коллективная, кооперативная собственность, аренда, прокат.... ВОТ ЧТО ЕСТЬ "ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ".

Сирожа
31.01.2017 13:43
Марксы, Гегели и др. - пфу:
/Забыто начисто о важнейшей составляющей сущности человека - чувство собственности./
В этой фразе прекрасно всё)))
ort
31.01.2017 12:22
Марксы, Гегели и др. - пфу
30.01.2017 17:56
Забыто начисто о важнейшей составляющей сущности человека - чувство собственности.  Куда важнее «моя власть».  ////
-------------------

Хе-хе. Всех несогласных представлять маньяками- приёмчик старый. Но на дураков ещё действует. Без них было бы скучно жить .....
"МОЯ ВЛАСТЬ"- как раз и нужна для охраны "МОЕЙ СОБСТВЕННОСТИ".
Отображены комментарии с 1 по 10 из 187 найденных.

Эксклюзив
23.09.2022
Валерий Панов
В Донбассе начался процесс воссоединения Русского мира.
Фоторепортаж
23.09.2022
Подготовила Мария Максимова
Женской городской моде посвящен новый проект Государственного Исторического музея.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов.

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.