Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
24 апреля 2024
Фотосессия с Трампом

Фотосессия с Трампом

О встрече Порошенко с президентом США и ее контексте
Лев Золотко
23.06.2017
Фотосессия с  Трампом

Два события украинской политики следует рассматривать в связке: внесение в Верховную Раду хитроумного законопроекта о «реинтеграции Донбасса» и порыв Петра Порошенко за океан к Трампу.

«Голубь мира» Порошенко, человек, который в предвыборный период обещал остановить украинскую войну, но ведет ее уже три года, рванулся к новому американскому президенту убеждать, что он пушист, бел, эпически договороспособен и может контролировать ситуацию в стране. На состоявшейся таки встрече с Трампом Порошенко сказал, что Украина представляет собой «историю успеха».

Но ситуация с визитом — щекотлива: общественность помнит, что год назад Аваков называл Трампа «бесстыдным и опасным» маргиналом, а лидер правящей партии «Народный фронт» Яценюк — «угрозой свободному миру». Политологи напоминают, что Порошенко и его камарилья на последних президентских выборах в США ставку делали исключительно на мадам Клинтон, клянясь ей в верности, обещая абсолютную послушность; украинский президент по этому поводу даже раза два слетал к Обаме.

Законопроект о «реинтеграции Донбасса» пока не принят, и он не может быть принят до возвращения Порошенко из вояжа (а он из Америки полетел в Брюссель, и не исключается также рывок к Макрону в Париж). Поступила информация, что украинские нардепы «дошлифовывают определенные дискуссионные моменты законопроекта «Про особенности государственной политики по восстановлению государственного суверенитета Украины на временно оккупированной территории Донецкой и Луганской областей Украины» — перед передачей его в СНБО для окончательного согласования. Так заявляла вице-спикер парламента Ирина Геращенко, подчеркивая «философию законопроекта»: «Украина остается преданной политико-дипломатическом путям урегулирования ситауции в Донбассе, инспирированной РФ, при этом мы боремся за деоккупацию и возвращение территорий».

В свою очередь, изначальный инициатор донбасской бойни А. Турчинов (это он отдал приказ о начале войсковой операции в 2014 г. и добился пролития первой крови; он же, кстати, отдавал приказы открывать огонь на поражение по российским войскам в Крыму) озвучил план «прекращения АТО», то есть изменения ее формата с расширением полномочий ВСУ. Суть его предложений в том, что новый формат военных действий предусматривает «эффективную технологию защиты страны, а для этого законодательно нужно предоставить президенту право применять ВСУ и другие военные формирования против гибридной агрессии со стороны РФ». Территории донецких републик при этом объявляются оккупированными Россией.

Итак, в остатке: законопроект о «реинтеграции Донбасса» дает возможность Порошенко и Генштабу использовать ВСУ без оглядки на Центр АТО.

Порошенко, «щедрая душа», обещает «мирную реинтеграцию» Донбасса и даже некоторые «послабления» для населения республик: упрощение пересечения линии соприкосновения, увеличение веса разрешенных к перевозу грузов с 50 до 180 кг на легковую машину, получение жителями ЛДНР украинских пенсий.

Оба варианта «реинтеграции» предусматривают введение военного положения. В частности, планируют ввести его в Мариуполе, Краматорске, Славянске, Авдеевке, Марьинке и прифронтовых поселках. Разница лишь в том, кто будет руководить процессом: Турчинов или Порошенко.

Глава СНБО предлагает передать власть в зоне конфликта Оперативному штабу и отодвинуть в сторону СБУ, Порошенко же до последнего времени готов был передать право стрелять по Донбассу военным на местах.

Эксперты обращают внимание: режим военного положения подразумевает поражение в правах населения подконтрольных Киеву территорий Донбасса. Жителей городов лишат остатков гражданских свобод и права избирать местные и центральные органы власти, то есть не будет учитываться мнение более миллиона избирателей. Похоже, весь этот законопроект придуман, чтобы города Донбасса не могли повлиять на итоги выборов.

В «Оппоблоке» убеждены, что речь идет не о мирной реинтеграции Донбасса, а об имитации, все затеяно как дымовая «миротворческая» завеса для Запада, в канун полета Порошенко в США, тогда как обстрелы населенных пунктов ЛДНР со стороны ВСУ не прекращались и не прекращаются.

Депутат от «Народного фронта», член комитета Рады по нацбезопасности и обороне Дмытро Тымчук утверждает, что закон о реинтеграции Донбасса предполагает вместо АТО переход к «войсковой операции» под руководством Порошенко — не СБУ, как сейчас, в режиме АТО, а «оперативным штабом под руководством Верховного главнокомандующего», и «Президенту дается право как решать вопросы использования сил и средств ВСУ в операции, так и привлекать другие силовые структуры, но под общим руководством военных; при этом все военно-гражданские или военные администрации также замкнутся на оперативном штабе, и это будет не отказ от Минских соглашений, а позволит “вдохнуть в них жизнь”».

Политолог Р. Ищенко подчеркивает, что закон о «реинтеграции Донбасса», внесенный Администрацией Порошенко в Раду, заменяет «АТО» военным положением, формально контроль над операцией переходит от СБУ в руки военных. Без личного приказа господина начальника Генштаба — главнокомандующего Вооруженными силами Украины Муженко ни один солдат не сможет покинуть казарму, ни одна часть переместиться хотя бы на километр. Аналитик подчеркивает, «чтобы не путались»: Порошенко — Верховный главнокомандующий, но раз формально войны нет, то и командовать ему особенно нечем. А вот представитель СБУ, занимающий должность командующего спецоперацией, в любом случае зависит от Муженко, в ведении которого находятся все регулярные формирования, воюющие в Донбассе, кроме подчиненной Авакову Национальной гвардии.

«С первых же столкновений, начавшихся весной 2014 года, киевский режим далеко вышел как за рамки спецоперации, так и за рамки правового режима военного положения. Ни то, ни другое не предусматривало возможность нанесения ракетных, авиационных и артиллерийских ударов по жилым кварталам городов. Ни то, ни другое не предусматривало блокады существенной части двух областей (включая областные центры). При этом даже предусмотренные законодательством ограничения в правах в случае введения военного положения (запрет на проведение выборов) не действовали, зато были введены непредусмотренные — в виде произвольных обысков, задержаний и убийств», — заключает Р. Ищенко. Ключевым моментом, по мнению аналитика, является вынужденность принятия законопроекта и невозможность отложить его внесение в Раду до возвращения Порошенко из вояжа.

Об очень интересном и, похоже, истинном аспекте задуманной «реинтеграции Донбасса» пишет обозреватель ресурса «Украина.ру» Петр Сафонов. Закон о «реинтеграции Донбасса» поможет Порошенко блокировать выборы столько, сколько ему будет нужно.

В Конституции Украины (ст. 157), указывает наблюдатель, ясно записано, что она «не может быть изменена в условиях военного или чрезвычайного положения». Значит, это положение закрывает вопрос Конституционной реформы, о которой говорится в Минских соглашениях. Аналитик полагает: если военное положение будет объявлено даже в части Донбасса, то выборы нельзя будет проводить по всей Украине, и именно ради этого затевается новая законодательная инициатива. Ведь относительно президента Конституция не делает таких оговорок, как для Рады. В ней прямо не прописано, что президентсвие полномочия могут продлиться из-за военного положения, но не сказано и о возможности проводить выборы в таких условиях. Эта неясность снимается на уровне закона «О правовом режиме военного положения», который в ст. 19 гласит: «1. В условиях военного положения запрещаются: изменение Конституции Украины; изменение Конституции Автономной Республики Крым; проведение выборов Президента Украины, а также выборов в Верховную Раду Украины, Верховную Раду Автономной Республики Крым и органы местного самоуправления; проведение всеукраинских и местных референдумов; проведение забастовок, массовых собраний и акций. 2. Верховная Рада Украины не позднее чем в девяностодневный срок со дня прекращения или отмены военного положения, если очередные или внеочередные выборы в соответствующие органы должны быть проведены в период, на который было введено военное положение, принимает решение о назначении выборов депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, местных выборов».

Конституционный суд, убежден П. Сафонов, решит, что выборы и президента, и Рады в условиях военного положения в части Донбасса будут неконституционными. Следовательно, и президент, и Рада продлят свои полномочия на неопределенный срок.

* * *

Мы говорим о контексте, «подложке» визита Порошенко к Трампу, где гостю хотелось сходу выклянчить «ярлык на дальнейшее княжение» на Украине.

Жизнь несколько изменилась: сегодня Америка требует от Киева нормализации обстановки на Юго-Востоке Украины.

Нынешняя ситуация на Украине Трампу стала не интересной, Украина ему не нужна. Некоторые специалисты считают, что для США сейчас важней повлиять на урегулирование конфликта на Украине, чем допустить дальнейшую конфронтацию и, естественно, дополнительные вложения средств.

Порошенко же — сейчас пытается выгодно продать конфликт в Донбассе и Америке, и России. Но реальных денег он не получит ни там, ни там, потому что предмет продажи стал в короткой перспективе не интересен, а компромиссы маловероятны.

«Порошенко откровенно поднадоел всем западноевропейским партнерам, — считает политолог А. Зимовский. — Его и прогнать нельзя, коль он напялил на себя костюм этакого антироссийского пугала, которое стоит в огороде и отпугивает мифических ворон, но и к приличному столу позвать нельзя – дурно попахивает. Побывав преклоненно у стоп многих европейских политиков, он свято верит, что одно лишь похлопывание по щеке рукой Дональда Трампа даст ему какие-то особые полномочия. Ради этого он готов на любые подлоги и инсинуации. Вот и сейчас перед полетом в США Порошенко, мягко говоря, поторопил своих законодателей с изменение статуса Донбасса. Ну это ведь на дурачков рассчитано! Отменяем зону АТО, не говорим больше об антитеррористической операции, но вводим военное положение на всей территории юго-востока страны, которое подразумевает более жесткое воздействие, в том числе на мирное население. Обман чистой воды. При этом неподконтрольные Киеву территории вряд ли обрадуются изменению такого статуса». У России в отношении Украины позиция жесткая, для РФ важны такие аспекты: невхождение Украины в НАТО, отказ от героизации бандеровцев и прочих нацистских живоглотов, а также, разумеется, прекращение геноцида граждан Украины.

* * *

Как поется в песне, «встреча была коротка», Трамп уделил Петру Алексеевичу две с половиной минуты. Надо признать, что пронырливой и непотопляемой Юлии Тимошенко удалось в свое время чуть меньше: она «перестренула» американского лидера на выходе из туалета.

«Прием» у Трампа длился две с половиной минуты — в сущности, это была только картинка, а не «переговоры», как не было на этой встрече и флага Украины; при этом — важно! — Порошенко публично общался с Трампом не на своем государственном языке, как требовал бы официальный протокол, а по-английски.

«Полный позор для страны. Никакой встречи тет-а-тет», — написал в Фейсбуке депутат ВР С. Власенко. Никаких совместных заявлений. Ничего, что Порошенко мог бы хоть как-то выдать за свой успех. Никаких переговоров — только фотосессия.

Утечки из Белого дома указывают, что Трампа буквально заставили согласиться на фотосессию с Порошенко. На брифинг же по «итогам встречи» Трамп выйти нужным не счел (к тому же, проходил он уже за забором Белого дома).

Публицист М. Равреба, вынужденно перебравшийся из Киева в Минск, называет лоббистскую фирму BGR-group, которая организовала встречу на высшем уровне — за шестьсот тысяч долларов. Лоббисты согласовали встречу Порошенко сначала «с представителями американского бизнеса» (о таком контакте в результате неизвестно ничего), затем на встречу уговорили двоих министров, в том числе министра энергетики, коему Порошенко пообещал сотрудничество в ядерной отрасли на основе «высоких украинских технологий», а также потребовал американских санкций против всех газовых компаний, которые пытаются работать над обходящими Украину маршрутами поставки газа в Европу. Заявил о своем интересе к американскому сжиженному газу Луизианы и углю из Пенсильвании. («Спасибо, что США пока не разрабатывают месторождения на Марсе, а то бы…» — иронизирует публицист Е. Привен.)

Р. Ищенко обращает внимание, что судя по украинской прессе, цель порошенковского вояжа достигнута не была, СМИ начали потешаться над улетевшим украинским президентом раньше, чем он добрался до США. Фотосессия с Трампом никого не ввела в заблуждение. Более того, унизительный формат визита был, пожалуй, даже преувеличен украинскими комментаторами. «Скорее всего, именно такая реакция киевских политиков и прессы заставила Порошенко не спешить домой, а попытаться набрать дополнительные очки за счет европейских встреч. В конце концов, евробюрократам ничего не стоит выразить поддержку украинскому руководителю. Тем более что Трампа они тоже не любят. … Пара-тройка европейских встреч, наложенные на фотоссесию в Вашингтоне, действительно могут создать в Киеве впечатление, что Запад не велит менять президента, пусть и не очень его поддерживает. Пока оппоненты разберутся, что к чему — уже и лето пройдет. А это, при том, что каждый прожитый день для Порошенко — подарок, не так уж и мало».

* * *

Следует не упустить из виду еще один факт из «параллельной» украинской действительности: одновременно с Порошенко в США обивал пороги спикер парламента Парубий, который привез из Пентагона весть якобы о неком военном соглашении между США и Украиной: «Оно предусматривает… размещение на территории Украины военных резервов Соединенных Штатов Америки».

Договор этот вроде бы также дает приоритетное право на получение оборонительного летального оружия».

Военные базы иностранных государств на территории Украины запрещены 17-й статьей Конституции. Однако директор Центра евразийских исследований Владимир Корнилов, комментируя это обстоятельство ресурсу «Свободная пресса», восклицает: «Да кто же на Украине в последние годы обращает внимание на Конституцию! Мы же видим, как депутаты Верховной Рады периодически принимают решение о вступлении в НАТО, что подразумевает и возможность появления на Украине НАТОвских баз. Ради такого нынешняя Рада запросто поменяет Конституцию, а если не получится, назовут военные базы США другим словом. Например, “размещением американских военных резервов”. … Никаких дополнительных соглашений между Украиной и США для поставок оружия не нужно. Американцы заложили возможность поставок оружия Украине в свои законы. Украина давно клянчит наступательное оружие. Но если даже Обама не решился на это, сомневаюсь, что на такую авантюру пойдет Трамп. И дело тут даже не в нежелании помогать Украине быть анти-Россией, а в том, что американцы прекрасно знают, куда направится затем это оружие. За Украиной давно уже сложилась репутация нелегального поставщика оружия по всему миру».

Доцент НИУ ВШЭ, член Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня» Павел Родькин в этой же связи поясняет, что в США политический и медийный язык, особенно применительно к военной сфере, — крайне специфичен и технологичен и не отражает реальности; со времен войны во Вьетнаме, когда война называлась «конфликтом», оружие — «устройством», наступление — «действием», напалм — «мягким зарядом» и т. д. и т. п., данный язык используется американцами повсеместно. Поэтому «военные резервы» могут означать на самом деле все, что угодно, от чисто символического присутствия, до развертывания реальных подразделений или Специальных сил. А безоглядная и сверхлояльная ориентация Украины на интересы Запада снимает все существующие нормативные препятствия, которые помешали бы их осуществлению. Сама формулировка «военные резервы» уже во многом позволяет обойти все формальные запреты. В военном отношении такая гипотетическая угроза снята Крымом, где размещено современное, в том числе и ракетное, вооружение прямо «в тылу» у любых войск на территории Украины, — считает эксперт.

С другой стороны, присутствие иностранных войск, специалистов, логистических или инфраструктурных центров окажет раздражающий эффект на российскую сторону, причем не только и не столько в военном, сколько в политическом и общественном измерении.

Дестабилизация на границах с Россией, создание потенциальных точек конфликта, причем без прямого военного или политического вмешательства, — та задача, которая будет и дальше реализовываться Америкой в Евразии.

Для США такая политика даст больший эффект, чем прямые поставки оружия, которые так хочет заполучить Киев.


Специально для «Столетия»


Статья опубликована в рамках проекта с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведённого Национальным благотворительным фондом.



Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.