Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
18 июля 2024
Экономика становится «оффшорной»

Экономика становится «оффшорной»

За 1992-2012 гг. из России выведено за рубеж свыше 800 миллиардов долларов
Артем Леонов
24.01.2013
Экономика становится «оффшорной»

В начале января министерство финансов Украины почти вдвое увеличило перечень оффшорных стран и территорий, куда уходят национальные финансовые ресурсы. Украинская сторона предлагает согласовать такой же перечень с Россией и другими странами СНГ-участницами зоны свободной торговли Содружества, чтобы коллективно противодействовать «отмыванию» денег. И в этом есть резон: начиная с 2000-х годов, из стран СНГ в «оффшоры» ежегодно уходят до 60-70 миллиардов долларов. А, по данным международной аналитической компании «Ernst&Young» от 15 января 2013 г., отток капитала из России в 2012 году составил рекордные 80 млрд рублей.

Но подчеркну особо: сегодня оффшоризация экономики - это общемировая проблема, а не только России, Украины или стран СНГ. Дело в том, что еще с середины 1970-х - начала 1980-х годов в оффшорных странах и территориях коммерческие организации были полностью освобождены от налогообложения, а в подавляющем большинстве из них — и от предоставления финансовой отчетности, раскрытия источников накопления капиталов и т.п. Символическими, по сути, налогами здесь облагаются лишь перепродажи (т.е. реэкспорт) товаров и услуг. А поскольку финансовая политика США и ситуация в еврозоне стимулируют кризисные тенденции в мировой финансово-экономической системе, то государства и бизнес вынуждены страховать доходы любыми путями, тем более - сверхдоходы. В оффшорах, прежде всего. Этот процесс инициируют и всё более частые военно-политические конфликты в разных регионах мира.

Именно эти факторы обусловили увеличение «прихода» денег в оффшорные страны и территории только за 2006-2012 гг. почти на треть. Как следствие – число оффшорных зон активно расширяется. К ним, по данным украинского минфина, в 2012 году добавились еще 13: Французская Полинезия в Тихом океане, принадлежащая Франции часть Коморских островов в Индийском океане, Канарские острова (Испания), острова Мадейра (Португалия), Мальдивы, ряд тихоокеанских островов Австралии и Новой Зеландии, некоторые территории в бассейне Персидского Залива, ряд штатов и островов США.

По оценкам Всемирного Банка и Международной организации кредиторов (WOC), Россия уже не первый год в числе лидеров по объемам средств, выводящихся в зарубежные оффшоры.

Едва ли не треть ежегодных доходов российского крупного бизнеса уходит в оффшорные страны и территории, где эти средства быстро приумножаются благодаря высоко прибыльным схемам. В результате российская производственная экономика ежегодно недосчитывается капиталовложений, самое меньшее, в 10 млрд долларов. Кроме того, по разным оценкам, минимум треть от общего числа крупных российских компаний и банков зарегистрированы в оффшорных странах и территориях.

Эта проблема была остро поставлена в послании президента РФ Владимира Путина Федеральному собранию (декабрь 2012 г.). В документе отмечена необходимость «деоффшоризации» российской экономики. Оказывается, 9 из 10 бизнес-сделок, в том числе с участием государства, не регулируются российским законодательством, что, сказано в послании, и позволяет уводить доходы и другие финансовые ресурсы в оффшоры.

В ходе недавнего Гайдаровского экономического форума в Москве премьер России Дмитрий Медведев отметил, что в 2013 году правительству предстоит разработать большой пакет законов по деоффшоризации экономики. Минфину, минэкономразвития и ФНС, например, предписано законодательно определить понятие «фактический получатель дохода» и разработать порядок налогообложения нераспределенной прибыли компаний.

В свою очередь, российские эксперты предлагают различные варианты обуздания оффшорного «бума».

Так, Александр Булатов, доктор экономических наук, завкафедрой мировой экономики МГИМО, сказал автору статьи, что «ввиду правовых несостыковок и облегченных условий экспорта товаров и капиталов из РФ, в сырьевых компаниях России ежегодно образуются «сверхмаксимальные» доходы. Но их невыгодно вкладывать в перерабатывающие отрасли или социальную инфраструктуру, так как эти секторы не обеспечивают быстрой сверхприбыли. Поэтому те доходы в основном «работают» в зарубежных оффшорах». По мнению А. Булатова, для приостановки данной тенденции можно было бы пойти на временные ограничения и даже на запреты вывоза капиталов в оффшоры. Как это было, например, в Испании в период Франко, Франции в период де Голля, Португалии в период Салазара. А также в КНР, на Тайване, в Алжире, Саудовской Аравии, Ираке в 1960-1970-х.

Екатерина Манская, юрист-консультант департамента международного налогового планирования юридической компании «Клифф», считает, что меры по «деоффшоризации» должны быть напрямую связаны с наличием и пониманием информации о самих оффшорах: «Требуется тщательное изучение специфики «оффшорных» территорий, совсем не однородных. Скажем, если вы хотите открыть отель в Невисе (восточнокарибское «оффшорное» государство. - А.Л.), то совокупное налоговое бремя для вас будет в полтора раза больше, чем если бы вы открывали отель в РФ. Другое дело – размещение и перетоки финансовых средств. Наиболее выгодными территориями-оффшорами в Карибском регионе остаются Белиз и Британские Виргинские острова. Обе территории привлекают, можно сказать, львиную долю денег, уходящих из многих других стран, в том числе из России». При этом оффшорные зоны часто тесно связаны с Европой.

По данным Е. Манской, «почти все карибские страны и территории не имеют развитого банковского сектора. Поэтому большая часть оффшорных счетов этого региона фактически оседает в Европе».

А, по мнению Роберта Абдуллина, президента Международной организации кредиторов (WOC), «оффшоры как инвестиционный институт уже широко распространены. Большие объемы капиталов из многих стран далеко не первый год «уходят» в оффшоры и через оффшоры, что, конечно, ущербно для экономики этих стран. Видимо, требуются надлежащие условия для размещения и работы капиталов, прежде всего, на внутреннем рынке тех же государств».

Что касается мер по деоффшоризации национальных экономик, то, как полагает Р. Абдуллин, это, «в первую очередь, вопрос национальной внутри- и внешнеэкономической политики, в том числе вопрос госрегулирования предпринимательства. Для отслеживания деятельности зарубежных оффшоров есть проекты соответствующих международных правил. Но дееспособных механизмов такого рода в международном масштабе пока не создано». 

Специально для Столетия


Материалы по теме:

Эксклюзив
28.06.2024
Максим Столетов
В подготовке ударов по Крыму могли принимать участие агенты украинских спецслужб
Фоторепортаж
17.06.2024
Подготовила Мария Максимова
1000-летию Суздаля посвящена грандиозная выставка


* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.