Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
18 июня 2021
Чьи сериалы мы смотрим?

Чьи сериалы мы смотрим?

Медиапространство России и фактор «мягкой силы» Украины
Владимир Дубровин
04.06.2021
Чьи сериалы мы смотрим?

В нашей стране действительно есть, на что посмотреть и чем впечатлиться. Граждане России наблюдают нашу действительность ежедневно и, несмотря на массу нареканий, отношение россиян к уровню жизни в стране гораздо лучше, чем в начале 2000-х. Куда сложнее обстоят дела с образом России, который транслируется через традиционные СМИ сопредельных государств, в частности, Украины. В данном случае, я говорю об эфирном телевидении, и, более конкретно, о вещании развлекательном.

С приходом в нашу жизнь сериалов в их современном понимании образовались два основных источника их производства для России – российские студии, с производством в России и Белоруссии, и студии украинские, с производством на территории Украины. Я буду, в основном, говорить о последних. С начала – середины 2000-х, на подъёме сериального бума на российском телевидении, на Украине возникли и стали активно развиваться такие студии как Star Media, Киевтелефильм, Film.ua, Студия «Квартал 95» и др. Бизнес-схемы этих студий строились на производстве сериального контента для рынков России и Украины на средства российских и, отчасти, украинских телеканалов, а также на продаже прав на показ оригинальной украинской продукции в России.

Такие сериалы, как «Нюхач», «Сваты», «Дом с лилиями», «Красная королева», «Сын отца народов», «Соседи», «Лесник», «Учитель в законе» и

пр., созданы непосредственно украинскими компаниями или при их участии и сняты на территории Украины.

При этом до 2014 года обмен контентом между Россией и Украиной происходил активно и сбалансированно. Продажа прав на сериалы шла в обе стороны, продукт украинских студий выходил в эфир на телеканалах «Первом», «России-1», НТВ, СТС, «Домашнем» и пр., а продукт студий российских пользовался популярностью на каналах ТРК «Украина», «Интер», «1+1», СТБ.

После Евромайдана и событий 2014 года ситуация резко изменилась, причём в одностороннем порядке. Новая киевская власть не только многократно усилила давление на русских Украины и их дискриминацию, но и стала в одностороннем порядке осуществлять этнокультурную экспансию, направленную вовне, за пределы границ Украины.

Так, с 2015 года на Украину запрещено продавать российскую телевизионную продукцию производства до января 2014 года, включая телесериалы, даже не несущую никакой политической нагрузки. Закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно защиты информационного телерадиопространства Украины» фактически запретил демонстрацию на Украине всей кино- и телепродукции, произведенной в России после января 2014 года. Кроме того, на Украине нельзя показывать и снятые ранее фильмы и сериалы, если они популяризируют госорганы «страны-агрессора» или если в них снимались лица, представляющие «угрозу национальной безопасности».

Напротив, в Россию по-прежнему, невзирая на радикальные односторонние ограничения Украиной импорта российского телеконтента, массово поставляются телесериалы и телепрограммы украинского производства. Более того: Украина прочно удерживает лидерские позиции в сегменте телевизионных сериалов.

По данным исследовательской компании KVG Research, по результатам 2017 года на первом месте по поставкам сериалов и телефильмов на ТВ России находится компания с украинскими корнями Star Media, на втором – украинская же компания Film.ua.

При этом, по мнению участников рынка в России, подоплёка этого в первую очередь экономическая: российским телеканалам выгоднее закупать недорогой продукт с Украины, а идеологическая составляющая развлекательного контента их волнует в гораздо меньшей степени. Для идей и смыслов традиционно отведено политическое вещание. Но это в корне неверно: та самая мягкая сила, о которой принято говорить в последние годы, ярче всего проявляется и действует через эмоции, вызванные художественными произведениями.

Небольшой, но яркий пример – прошедший с 5 апреля 2021 года на канале СТС 2-й сезон комедийного сериала «Папик», первые серии которого, по информации с сайта СТС, в прошлом году посмотрели 68 миллионов российских телезрителей. 1-й сезон 16 серий (2019), 2-й сезон 16 серий (2021), возрастная маркировка 18+, производство Студия «Квартал 95».

Блогер Анатолий Шарий 15 апреля 2021 выпустил ролик о двойных стандартах украинских политиков – как компания президента может

торговать со «страной-агрессором». Нас же волнуют не двойные стандарты, а реакция на премьеру «Папика-2» со стороны украинского истеблишмента.

Так, Никита Потураев, глава комитета Верховного совета Украины по вопросам гуманитарной и информационной политики, депутат от президентской партии «Слуга народа», напрямую заявляет, что продажа «Папика-2» на СТС есть «свидетельство нашей ментальной победы … в информационной войне с русскими».

Депутат Верховного совета Украины от партии «Слуга народа» Николай Тищенко заявляет, что не видит в продаже сериала ничего плохого, что «два народа должны дружить», хотя «люди, которые сегодня руководят Россией – враги украинского народа», «если россиянин может смотреть украинскую продукцию, это очень хорошо, … на Украине производится качественный контент, … на Украине жить гораздо лучше, чем в России, … что у нас мирное и доброе государство (выделено мной. — В.Д.)… Мы можем продавать всем, кто хочет покупать наш продукт», в т.ч. ГТРК «России-1».

Обратим внимание: в заявлении украинского политика речь идет не только об экономической составной. Депутат президентской фракции открыто заявляет об идеологической составляющей украинских телесериалов, несущих «правду» об Украине как процветающем и «мирном и добром государстве».

Сайт vesti.ua сообщает 15 апреля 2021, что сериал «Папик-2» вошел в топ-5 лучших программ на российском ТВ по данным агентства Mediascope с долей 13%. То есть его смотрел каждый седьмой житель России (возраст 18-55).

Если кто-то не знает, студия «Квартал 95» была основана в 2003 году нынешним президентом Украины Владимиром Зеленским и братьями Сергеем и Борисом Шефир. В декабре 2003 года компания совместно с телеканалами «Студия 1+1» (Украина) и «СТС» (Россия) приступили к производству цикла из 5-ти концертов, приуроченных к самым значительным праздникам 2004 года. Как мы видим, плодотворное сотрудничество СТС и «Квартала 95» продолжается до сих пор.

Ещё одна цитата с официального сайта «Квартала 95»: «Напомним, что "Лига смеха" и "Папик" – не единственные украинские проекты, которые были проданы для показа на российском телевидении. Например, на сайте российского телеканала "Че!" целиком выложен первый сезон "Дизель-шоу", состоящий из 15 выпусков. Также сообщалось, что российский телеканал СТС запускает свой вариант популярного украинского шоу "Лига Смеха" по франшизе студии "Квартал 95"».

Интересная деталь – всем известно о существовании «чёрных списков» лиц, представляющих «угрозу национальной безопасности» Украины, куда входит, в том числе множество актёров.

При этом, если даже бегло проанализировать актёрский состав сериалов, которые Украина выпускает для внутреннего потребления, станет очевидно, что для успеха продукта на украинском рынке в нём в главных ролях обязательно должны сниматься несколько актёров из России.

Некоторую пикантность ситуации придаёт тот факт, что подавляющее большинство российских актёров – мужчин «призывного возраста» – внесено

в «чёрный список», поэтому в мужском составе таких сериалов ротируются примерно 15 человек артистов–мужчин, которым въезд на Украину не заказан. Из-за этого даже сложился определённый узкий рынок из российских актёров–мужчин, которые пользуются умеренной известностью в России, но мегапопулярны на Украине, что отражается, кстати, и на гонорарах – там им зачастую платят гораздо больше, чем в России.

Упомянутых актёров вполне можно причислить к той самой «мягкой силе» Русского мира, если их участие в проекте становится залогом успеха у украинского зрителя.

Возвращаясь к ситуации с продажей прав на сериалы на территории России и Украины, – примеров, подобных уже прозвучавшим, масса.

Отсюда возникает вопрос баланса: либо Российское государство принуждает Украину разрешить закупки нашей телепродукции – что предпочтительно, так как это расширит охват русской и не признающей себя русской русскоязычной аудитории на Украине и будет работать в качестве проводника Русского мира.

Либо Российское государство ограничивает продажи прав на украинскую продукцию на территории Российской Федерации. При этом мы говорим о фактической стороне дела – независимо от способа закупок – через оффшоры, аффилированные компании на территории России и т.п.

В последние годы в медиапространстве постоянно звучат термины «импортозамещение» и «иноагенты». Кто выступает, вольно или невольно, в роли чьего-то агента и какой импорт мы точно в состоянии заместить, да и попросту должны это сделать – ответы из эти вопросы лежат на поверхности.

Выступление на конференции «Национальные меньшинства и русские Украины – объекты насильственной украинизации» (Ростов-на-Дону, 2021)

Дубровин Владимир Леонидович — кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Сектора исследований социокультурной динамики Института социологии РАН, генеральный продюсер Продюсерского центра «КЕДР» (г. Москва).


Специально для «Столетия»


Материалы по теме:

Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

жмур
09.06.2021 17:34
Ранее фильм снимали и монтировали в течении от года до нескольких лет.Сейчас сюжет пишется на коленке и самое страшное,просто копируем штатовские одноразовые..... Герой- одиночка,конечно бывший спец-,в одиночку мочит направо и налево."Золушка" из провинции приезжает в столицу и устраивается ложкомойкой в ресторан и конечно попадает на скамью подсудимых,там ей помогают и она возвратившись превращается в леди с огромным состоянием...Отдельная тема- жизнь наших нуворишей! Акции,бумаги,кто кого заказал,кто с кем спит,кто кого подставил и т.д.Очень интересно!И в каких хоромах живут.Простому люду конечно очень интересно.Фильмов выпускается много,хотя все как правило можно смотреть только в инете.Чтоб прокатать на ТВ,нужно заплатить...Поэтому и крутят три года подряд:Смерш,снайперы,опрация Тайфун и прочие....Чтоб выучили наизусть!
Ведущий диванный эксперт
07.06.2021 9:58
Российские, украинские - можно в одну кучу и в помойное ведро. Наш кинематограф исчез вместе с цветной революцией 1991 года. Пятый, либеральный съезд кинематографистов до сих пор в фаворе.
"Смерч"
05.06.2021 10:09
Сейчас по РТР идет хохлацкое сопливо-криминальное мыло "По разным берегам", про богатых прохиндеев. Своего такого мыла хватает, так еще забугорное впихивают. Телекинематограф явно деградировал, пора его лечить радикально!
виктор
04.06.2021 22:50
а как патриотизм этих актеришков смотрите сериалы и вы увидите колобрационистов
готовы за сало в шоколаде изменить России образцы двуличия на марше
Е.
04.06.2021 16:57
Отличается и ТВ-канал "Домашний" украинскими фильмами про роскошную жизнь в богатых особняках. И не только украинскими. Под Рождество начали повторять турецкий сериал. Случайно ли?
Елена
04.06.2021 15:14
Наконец-то об этом написали!!! Давно пора пресечь эту ползучую экспансию пошлости!
С.М.
04.06.2021 14:34
Актуальнейшая проблема! Наблюдаю воочию с изумлением.

Эксклюзив
17.06.2021
Юрий Алексеев
Все больше россиян готовы покинуть мегаполисы.
Фоторепортаж
15.06.2021
Подготовила Мария Максимова
Грандиозное событие в Новой Третьяковке – выставка «История России глазами художников. К 800-летию Александра Невского».


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: «Фонд борьбы с коррупцией» А. Навального, Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.