Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 апреля 2024

В горящую избу...

Роль женщин в истории России
Наталья Пушкарева, доктор исторических наук
23.03.2007

Еще несколько десятилетий тому назад исследователи прошлого редко задумывались над этим вопросом – женщины в судьбе России.... Хотя никто не оспаривал того факта, что в истории России - богатой именами выдающихся правителей, полководцев, дипломатов, просветителей, деятелей культуры - немало женских имен. Настало время восстановить историческую справедливость…

Источники, которыми пользовались ученые, диктовали скептическое отношение к "женской теме" - в них почти не отразилась повседневная жизнь и быт безмолвных героинь прошлого. Но кто составлял большинство хроник и летописей, кто был автором статей древних законов и сводов норм церковного права, дипломатических актов и научных трактатов? Мужчины. Именно они "не пускали" женщин на убористые столбцы хроник, практически "забывали" о них...

Вещая Ольга

""Пристальное чтение древнейшей русской летописи позволяет убедиться: даже начало русской государственности (X-XII века) тесно связано со значительными деяниями женщин. Например, среди основателей Киева, древнерусской столицы, летопись называет не только князя Кия и его братьев, но и "сестру их Лыбедь". Имя же великой княгини Ольги (на фото) упоминается всякий раз, когда речь заходит о выдающихся государственных деятелях прошлого. Эта княгиня, правившая Русью в 945–964 годах, удостоилась за свою мудрость в деле собирания земли русской, а также приобщения руссов к христианству прозвания вещей. Именно она – женщина! - провела первую в истории России успешную финансово-административную реформу. В отличие от всех предшествующих правителей Руси, собиравших подати с подвластных народов, "отнимая и грабя", Ольга приказала установить фиксированный размер дани, распорядилась о порядке ее сборов и периодичности.

Право на владение собственной землей давало древнерусским женщинам самостоятельность и в личном плане, и в обществе. Имея в руках немалые денежные средства, женщины привилегированного сословия участвовали в политических интригах, ведя самостоятельную линию во всех административных делах. Имущество женщины и ее положение в обществе определяли ее будущее. Так, например, княгиня Анна Романовна, жена Владимира - "крестителя Руси" (980–1015), самостоятельно не княжила, но имя ее осталось в истории: это первая женщина, принимавшая участие в составлении правового кодекса.

Знатные киевлянки, за которыми их отцы давали в качестве приданого несметные богатства, были желанной партией для любого европейца. Анна Ярославна, дочь Ярослава Мудрого, выданная за короля Франции Генриха в 1048 году, хорошо знавшая латынь, уверенно ставила свою подпись на официальных документах королевства Франции. Подобными Анне были и другие ее современницы с Руси, прославившиеся в Европе не столько как жены монархов, но и как дальновидные и честолюбивые политические деятельницы.

#comm#Главная предпосылка этого феномена - высокая по тому времени образованность русских женщин.#/comm#

Центрами образования на Руси долгое время были монастыри, где девочек обучали грамоте, "врачебной хитрости", а также "пению, швению и иным ремеслам". Особое внимание придавалось изучению иностранных языков. У некоторых княгинь были собственные библиотеки, а иные были сведущи не только в учительной книжности, но литературе (в особенности поэзии), математике, знали труды античных философов. Азбуку и письмо в XII - XIII веках постигали даже некоторые простые крестьянки и ремесленницы, которые вели переписку со своими заказчиками.

Среди "книжных" женщин Древней Руси есть такие видные фигуры, как русская княжна Добродея-Зоя, автор первого в истории врачевания медицинского трактата, написанного женщиной, а позже Марья-летописица, дочь князя черниговского Марья Михайловна. Рассказывая об истории своего княжества в 20 - 40-х годах XIII века, она по-женски эмоционально описала ужасы монгольского завоевания.

Во время ордынского ига XIII-XV веков русские женщины часто становились жертвами нападений, грабежа, полона. Но лишь только пробились первые ростки национального возрождения - вновь на исторической арене появились активные деятельницы – княгиня Евдокия, основательница нескольких московских церквей, супруга великого князя московского Дмитрия Донского. Эпоха московской Руси и национального возрождения (XIV - XV вв.) отмечена деятельностью таких замечательных женщин, как знаменитая "республиканка" - жена новгородского посадника Борецкого Марфа, вступившая в политический поединок с самим великим князем московским, а также дочь первого русского царя - Ивана III, Елена Ивановна, чьи дипломатические таланты помогли отодвинуть военный конфликт между Польшей и Россией. Летописи говорят о том, что женщины Московии XV – начала XVI веков мало чем отличались от своих западноевропейских "сестер", среди которых были и создательницы собственных гильдий, и владелицы рудных разработок.

Во времена "Домостроя"

""В 1520-1570 годах появилась серия законов, направленных на ограничение прав и привилегий боярства в пользу "служилого сословия". Сама идея поместного землевладения, когда земли получались не в наследство, а за "службу верную", исключала получение земли женщинами. В сужении имущественных правомочий женщин кроется причина резких перемен в их социальном и семейном положении. Морально-этическим кодексом взаимоотношений между супругами стал в середине XVI века "Домострой", где было определено "право" мужа на главенствующее место в семье, на власть над женой и детьми. С появлением "Домостроя" и упомянутых указов женщины оказались практически отрезанными от общественной жизни. Затворническое воспитание в теремах на началах "Домостроя" формировало особый тип женской личности. Большинство воспитуемых становились воистину смиренными.

Но были и такие, кто – напротив - проявлял редкую энергию, упорство, фанатизм в отстаивании идей. Неслучайно среди участников религиозных движений XVII века так много женщин. Вспомнить хотя бы члена "Кружка ревнителей благочестия" Анну Ртищеву - "советницу" своего мужа Федора, открывшего церковную школу при Андреевском монастыре. В их числе и другие сторонницы "старой веры" - боярыни Ф.П. Морозовa, Е.П. Урусова, дворянка М.Т. Данилова.

#comm#Известной долей самостоятельности пользовались в XVI веке и жены служилых дворян, на которых падали заботы по хозяйству во время пребывания мужа на "государевой службе". #/comm#

Частные земельные акты того времени говорят о хозяйской сметке жен служилых людей, о знании ими действовавших в то время законов, позволяют вос¬создать увлекательную и во многом неожиданную картину их активной предпринимательской деятельности. Среди восстановленных женских прав в конце XVII века появилось и право на свободное волеизъявление при оформлении завещаний, а также при вступлении в брак.

Правда, заключением брачных сделок в основном занимались родители. Их слово было законом, и церковь стояла на страже нравственности семейной жизни. Постепенное усвоение обществом общечеловеческих норм жизни, милосердия, сострадания вело к повышению духовности женщин, выработке особых черт женского характера. Случайно ли, что жертвенная судьба высокородной дворянки Натальи Долгорукой, поехавшей вслед за мужем в середине XVIII века в ссылку в Сибирь, стала предтечей самоотречения жен декабристов и осталась в памяти потомков?

Век императриц

""XVIII век подарил России целую плеяду выдающихся деятельниц. И если до конца XVII века женщина на троне еще казалась немыслимым явлением, если даже сводная сестра Петра I царевна Софья, вставшая во главе государства благодаря стрелецкому восстанию, управляла государством не полноправно, а от имени братьев, не говоря уже о ее предшественницах (княгине Ольге или матери "грозного царя" Елене Глинской), то в XVIII веке положение переменилось. На трон взошла жена Петра I Екатерина, за ней последовали Анна Иоанновна, Елизавета Петровна (на фото) и. наконец, "царица-матушка" Екатерина II.

Более 70 лет Россией в XVIII столетии управляли женщины!

Немалое влияние на изменение прав женщин оказали реформы начала XVIII века в области просвещения. Сподвижник Петра I Ф. Салтыков выступил с предложением расширить систему светского образования женщин, создав для этого специальные губернские училища. Кроме того, к середине того века в каждом дворянском доме, отличавшемся достатком, можно было встретить гувернеров: их нанимали для обучения дочек, получавших таким образом знание "обхождения" (хороших манер) и иностранных языков.

Не прошло и полувека, как в числе обычных жительниц двух столиц, старой (Москвы) и новой (Петербурга) появилось немало число тех, кто были увлечены не только чтением, но и сочинением мемуаров, воспоминаний, кто вел свои дневники. Сама императрица Екатерина II брались за перо, чтобы оправдать и прославить свою жизнь. А Елизавета Петровна вошла в русскую историю, отменив – ранее, чем это было сделано в Европе – смертную казнь. Екатерина II стала образцом государственной деятельницы - ловкой и удачливой, сумевшей, несмотря на сильнейшие социальные потрясения (восстание под предводительством Е.И. Пугачева), не проиграть ни одной войны и существенно расширить территорию государства.

#comm#В годы правления Екатерины II в России возникло первое образовательное учреждение для женщин – Воспитательное общество благородных девиц при Смольном монастыре (1764 г.), стали выходить первые женские журналы, публиковаться первые женские литературные опыты.#/comm#

Традиционная историография всегда пыталась принизить значение "женских правлений" в России, утверждая, что во всех успехах и достижениях роль собственно правительниц была ничтожно мала, формальна, что все зависело от их окружения, от тех образованных и энергичных государственных деятелей-мужчин, которые якобы и были истинными, а не показными вершителями судеб миллионов россиян.

Сопоставление "женской истории" XVIII века с предшествующими периодами, особенно с домосковским, X-XV века, позволяет преодолеть сложившийся стереотип. Несмотря на непохожесть образов напудренной светской щеголихи постпетровской эпохи и степенной русской княгини в шитом золотом бархатном летнике, – они неотделимы.

Знаменитых россиянок X-XVII веков и тех, кто управлял Россией после смерти Петра, – объединяют многие общие черты. Это и деятельная энергия, и честолюбие, и не только желание, но и умение принимать самостоятельные решения, а также присущие именно женщинам-правительницам политическая гибкость, желание искать и находить компромиссы. Сколько их было среди представительниц высшего света, увлеченных не столько прелестями и соблазнами придворной жизни, сколько изучением основ наук, искусства, истории, философии и права (графини М.Г. Разумовская, А.К. Воронцова, М.А. Нарышкина). Не успел возникнуть в 1756 году первый российский публичный театр, как в числе ярких сценических талантов ярко раскрылись дарования драматической актрисы Т.М. Троепольской, балерин А. Тимофеевой и А. Бериловой, а также несравненной Прасковьи Ковалевой (1768–1803), названной ее поклонниками "жемчужиной русской сцены" (впоследствии – жены графа Н.Шереметева).

Роль женщины в семье любого состояния оставалась значительной: воспитание и образование детей, заботы по хозяйству, право распоряжения домашним бюджетом — все эти обязанности женщин как жен и матерей были закреплены традицией. Законы и церковь защищали их честь и достоинство, сильная родня (семья женщины) могла заставить супруга, если он обижал жену, покаяться или с помощью церковных властей даже настоять на ссылке его в монастырь на полгода или на год.

70-летняя "эпоха женских правлений" сделала свое дело: в общественно-политической и культурной жизни России появился некий "женский фермент", благодаря ему началось быстрое становление женского самосознания, а вместе с ним - и "женского вопроса". Благородным целям усиления "социализации" женщин послужила "первая на русской почве организация для достижения общественных целей", Женское патриотическое общество. Созданное в 1812 году, оно положило начало женскому движению в России.

"Декабристки"

""Первые десятилетия XIX века родили и новый женский образ в жизни и литературе. Воспитанные на романтической прозе, поэзии и гуманистических традициях XVIII века, читавшие Вольтера, Руссо и Гёте, образованные русские женщины обрели дивную силу нравственного чувства. Христианские идеи верности, жертвенности, страдания ради выполнения морального долга, которые внушались им с детства, и были основной семейного воспитания их матерей и бабушек, сформировали феномен женщины сильной духом, стойкой в соблазнах, самоотверженной в желании помочь другим, прежде всего близким, семье, мужу. И не случайно образ пушкинской Татьяны Лариной полвека спустя Федор Достоевский назвал национально-художественным типом.

Младшими сестрами членов Патриотического общества можно назвать "декабристок". Нравственный подвиг Е. Трубецкой, М. Волконской и тех, кто последовал их примеру, хорошо известен. Через этих женщин осуществлялась переписка заключенных, Е. Уварова (сестра М. Лунина) бралась за передачу и распространение в столице написанных в остроге политико-философских произведений. Создавая в Сибири публичные библиотеки, пункты медицинской помощи населению, организовывая лекции и концерты, декабристки сплачивали тех, кто оказался на поселении.

В это время в обоих столицах – Петербурге и Москве - немало образованных женщин стало хозяйками собственных литературно-художественных салонов. "Царица муз и красоты" З.Н. Волконская, "ночная княгиня" Е.И. Голицына, "легкокрылый мотылек" С.Д. Пономарева, представительницы рода Кутузовых и семьи Карамзиных, А. Елагина - все они если не разделяли сами идеи ликвидации или модернизации самодержавной системы, то желали принимать участие в обсуждении подобных вопросов. Их споры, тесно вплетенные в светский флирт, были формой приобщения столичных и провинциальных дворянок к общественной жизни.

#comm#Как шаг в этом направлении рассматривалась и благотворительная деятельность. Роль в ней обеспеченных российских женщин от императриц до провинциальных помещиц трудно переоценить.#/comm#

Благодаря усердию жен российских правителей (Марии Федоровны, Елизаветы Алексеевны, Александры Федоровны, а позже и Марии Александровны) в стране существовало немало женских рукоделен, воспитательных домов и "училищ для дочерей всякого звания", а к 40-м годам возникли и первые коммерческие школы для женщин в Петербурге и Москве.

Роль женщин-благотворительниц вполне может быть сопоставлена по силе влияния на общество с ролью их современниц из числа тех просвещенных аристократок, чье воздействие на ход исторических событий было заметным и однозначным. Например, великая княгиня Елена Павловна - тетка Александра II и жена одного из самых известных "либеральных бюрократов" того времени Д.А. Милютина - активнейше выступала с инициативой отмены крепостного права. Она поддерживала идею освобождения крестьян со значительным земельным наделом, компенсацию за который должно было выплатить помещикам государство.

Известную роль в поиске россиянками сфер применения их внесемейной активности сыграли события Крымской войны (1853-1856), с которой связано появление русской санитарной службы. Женщины в ней с самого начала играли огромную роль. Уже осенью 1853 года на театр военных действий прибыло несколько десятков "дам высокой души" - медицинских сестер Крестовоздвиженской общины (основанной великой княгиней Еленой Павловной). Аристократки Е. Будберг и А. Травина, сестры Е. Бакунина и Е. Хитрово (внучатые племянницы М. Кутузова) заставили признать, что героическое служение русскому солдату в госпиталях может быть весомым аргументом в пользу женского равноправия, о чем неоднократно впоследствии вспоминали многие участницы той акции. Хирург Н. Пирогов не уставал "дивиться их истинно стоическому самоотвержению", подчеркивал большие, нежели у мужчин, организаторские способности женщин, "опытность и распорядительность".

Академик в чепце

""С 1858 года – года создания первой самодеятельной женской организации, нацеленной на помощь женщинам же – в России начался новый этап в истории развития коллективного самосознания россиянок. После 1861 года изменилась степень открытости политического режима, но господствующим идеалом оставалось представление о женщине как о верной подруге мужчины, матери и воспитательнице детей. Вся деятельность женщин вне привычных рамок семьи встречала недоумение, а то и неприятие. Это было время появления первых женщин-литературных критиков, журналисток, женщин-создательниц трудовых артелей и издательств, переводчиц и получивших образование в западных университетах женщин-врачей.

Весьма существенен огромный шаг вперед, сделанный женским коллективным самосознанием в России за полвека - с 1800 года по середину 1850-х: если старшая родственница великой княгини Елены Павловны императрица Мария Федоровна полагала, что предназначение женщины - лишь в том, чтобы "воспитывать в добрых нравах детей и вести хозяйство", то тетка царя-Освободителя открыто поддерживала тех энергичных представительниц российской молодежи, которые боролись за право быть студентками.

На улицах крупных городов середины 50-х годов XIX века появились девушки с книгами и тетрадями в руках. В 1860-е облик курсистки – слушательницы Высших женских курсов, созданных в Москве, Петербурге и ряде других крупных городов – уже редко кого удивлял.

#comm#Образ женщины-профессора, еще в 1830-е годы казавшийся комичным, спустя всего 30 лет стал объектом восхищения (С. Ковалевская (на фото), Ю. Лермонтова, А. Кашеварова-Руднева, В. Харузина, первый русский "академик в чепце" - археолог графиня П.А. Уварова), и идея допущения женщин на университетские кафедры оказалась у всех на устах. #/comm#

Борьба за доступ к университетскому образованию была свидетельством набиравшего силу женского движения. Прошло несколько десятилетий - и младшие современницы первых русских "равноправок" (М. Трубниковой, Н. Стасовой, А. Философовой, М. Вернадской, Н. Корсини, М. Богадновой) получили право обсуждения женских проблем и требований с думской трибуны. Они неоднократно повторяли, что имена тех, кто были первыми, отныне навеки вписаны в летопись борьбы женщин за свои права.

Исторические силуэты порою ярки, а порою бледны из-за недостатка сохранившихся источников, но каждая женская судьба величественна и самобытна. Своими биографиями – и обычными, и выдающимися – они способствовали становлению феномена русской женщины, который славен во всем мире.

Специально для Столетия


Эксклюзив
27.04.2024
Владимир Малышев
Жесткая правда войны от бойца подразделения «Шторм Z», ставшего писателем
Фоторепортаж
27.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Историческом музее открылась выставка, посвященная 200-летию Сергея Уварова


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.