Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
21 мая 2024
Сила льва, полёт сокола…

Сила льва, полёт сокола…

Сокольское движение – забытая страница панславизма
Михаил Тренихин
19.09.2023
Сила льва, полёт сокола…

История сокольского движения насчитывает уже больше 160 лет. И при этом малоизвестно в России. О символике и атрибутике знают ещё меньше. Создание его относится к 1862 году, когда в столице австро-венгерской Богемии Праге было создано спортивное общество со специально разработанной т.н. сокольской гимнастикой, которое, однако, было в большей степени общественно-политическим, руководствуясь идеями панславизма.


С 23 апреля по 19 июня 1867 года в московском Манеже проходила Русская этнографическая выставка. Первоначальный план выставки предусматривал показ жизни народов всего мира, позже охват был сужен до славянских народностей. Программа выставки была утверждена лично императором Александром II. На ней демонстрировались народные костюмы и предметы быта, показывавшие культуру народов почти всей Российской империи и славян, живших в пределах Австро-Венгрии, Пруссии, Саксонии и Турции, в Сербском княжестве и в Черногории.

Демонстрация выставки совпала по времени со Съездом славянских представителей, который иногда именуется II Славянским съездом. Это обстоятельство было негативно воспринято в австрийской прессе, называвшей выставку «политической демонстрацией», а Москву – «Меккой панславизма».

Панславизм, идейное течение и общественно-политическое движение в России и других славянских странах в XIX веке, основан на идее исторического единства славянских народов, выраженного в родстве языков, древней литературы и наличии общих черт в истории. Возник в начале XIX века в Чехии и Словакии, входивших в состав Австрийской империи, как одно из проявлений Славянского возрождения, с одной стороны, и как ответная реакция западных славян на укрепление позиций пангерманизма – с другой.

На рубеже XIX–XX веков вновь получили развитие идеи укрепления культурных связей между славянскими народами («культурный» панславизм), они стали основой неославизма в начале XX века.

Летом 1875 года в Боснии и Герцеговине началось антитурецкое восстание, которое спровоцировало Апрельское восстание в Болгарии весной 1876 года. В ходе подавления болгарского восстания турецкие войска совершили массовые убийства мирного населения. В июне 1876 года Сербия, а следом за ней и Черногория, объявили войну Турции. В военных действиях, наряду с братьями-славянами, принимали участие русские добровольцы. Главнокомандующим сербской армией стал генерал-майор Михаил Григорьевич Черняев. Поражение Сербии и дипломатическое маневрирование в конечном итоге ввиду популярности идей «политического» панславизма стали одной из причин объявления Россией войны Турции в 1877 году. Славянские комитеты собирали деньги на покупку оружия и снаряжения для славян, восставших против турецкого владычества, отправляли на Балканы полевые лазареты, готовили добровольцев, формировали общественную солидарность с южными славянами.

Огромный национальный подъём сопровождался значительными потерями. Кстати, несмотря на потери – это была последняя победная война для Российской империи. Имел место и невероятный проигрыш российской дипломатии. А вскоре и разочарование в Болгарии, освобождённой от османского рабства. Болгария с радостью стала смотреть на Германию.

Русские добровольцы участвовали в решении «восточного» славянского вопроса и позднее. Балканские войны 1912-1913 годов стали прологом Первой мировой войны. Балканский союз – Черногория, Болгария, Сербия и Греция, – выступили против Турции в 1912 году. В результате, среди прочего, были освобождены территории Южной Сербии, в том числе Косово поле, являющееся знаковым для сербского народа. Вторая Балканская война 1913 года между Болгарией, с одной стороны, и Сербией, Грецией, Румынией, Черногорией и Турци­ей – с другой была вызвана противоречиями между союзниками в отношении итогов Первой Балканской войны. Война славян против других славян была встречена обществом в Российской империи скептически. Однако вскоре начинается Первая мировая. Но и тут очевидна поддержка прежде всего Сербии.

11 января 1915 года в Москве праздновался славянский день. После торжественного молебствия в Сербском подворье и в Успенском соборе по улицам Москвы состоялось торжественное шествие с манифестациями у памятников Царю-Освободителю, Александру III и генералу Скобелеву.

Вечером в «Метрополе» была устроена славянская трапеза на 850 участников, с произнесением речей, и концерт «Лепта артистов славянам» с участием Л.В. Собинова.

Из Петрограда с целью принять участие в торжестве прибыли видные общественные деятели и сербский посланник Спалайкович. Деятельное участие приняли также и иностранные славянские колонии Москвы; городская дума, ассигновавшая на помощь Сербии 100 тыс. и Черногории – 25 тыс. рублей и решившая отправить в Сербию санитарный отряд; земство и другие общественные организации. По городу был организован всенародный сбор пожертвований, продавались жетоны и открытки».

На фотографиях очень интересен лозунг «Крест на Святую Софию» – идея воссоздания Константинопольской империи под протекторатом Российской империи, захват проливов и, соответственно, восстановление Софии Константинопольской из мечети в храм. Также на транспарантах портреты короля Сербии Петра Карагеоргиевича, его сына – регента-престолонаследника Александра Карагеоргиевича и короля Черногории Николы Петрович-Негоша.

Чрезвычайно интересна виньетка (не почтовая марка) благотворительного сбора «Москва объединила Русь. Русь объединит славянство» со Всеславянского дня 19 февраля 1915 года. В центре – имперский орёл Российской империи. И рукопожатие! Дружба! А вот флаги в основном славянских земель Австро-Венгрии. То есть – «Отторгнем их территории и сделаем население своими гражданами». Естественно, при поддержке самих граждан. Правда, мы знаем, что случилось, например, с русинами, которые были настроены на сближение с Россией. Безошибочно можно идентифицировать флаги: красно-жёлтый – кондоминиум Боснии и Герцеговины, жёлто-красно-синий – маркграфство Истрия, бело-сине-красный – Краинское герцогство.

Столь длинное предисловие важно для понимания контекста возникновения и существования сокольского движения.

Основатели движения Мирослав Тырш (1832–1884) и Индржих Фюгнер (1822–1865) родились в немецкоязычных семьях, но в противовес австрийскому и немецкому впитали идеи чешского романтического национализма.

Объединение «Сокол» под руководством Мирослава Тырша приобрело массовый характер, «сочетая в себе пестование физической культуры с патриотизмом и эстетикой неоклассицизма». Целью и идеалом движения, мощно заявившего о себе I Общесокольским слетом (1882), стало формирование человека, совершенного во всех отношениях, как это сформулировал М. Тырш в книге «Основы физической культуры».

Такая позиция во многом обуславливалась тем, что М. Тырш был крупным историком искусства и художественным критиком. Он внёс значительный вклад в чешское искусствознание, а спортивному движению с самого начала придал широкое гуманитарное звучание».

Из различных видов спорта приоритет отдавался маршировке, тяжёлой атлетике, фехтованию и гимнастике. В разные годы среди дисциплин появлялись бег, прыжки в длину и высоту, метание диска, метание копья и борьба, прыжки с шестом, плавание, лодочные гонки, бокс, верховая езда, стрельба. Деятельность «Сокола» была настолько разнообразна, что члены общества даже получали противопожарную подготовку. После тренировок члены «Сокола» собирались на образовательные лекции и дискуссии. То есть это изначально был не только спорт, но и идеология.

«Сокол» также работал над созданием чешской (а не немецкой) спортивной терминологии. Сокольская гимнастика базируется на упражнениях с предметами, упражнениях на снарядах, включая массовые упражнения и пирамиды. Гимнастика обращала особое внимание на эстетику, красоту и свободу движений, на завершенность гимнастических комбинаций. Во многом это было противопоставление немецкой жёсткой муштре.

Уже в первые годы «Сокол» расширился за пределы Праги, в Моравию и другие части Чехии. Далее – в Хорватию, Словению, Польшу, Болгарию и к русинам. В первую очередь речь шла о национально-освободительных идеях славянских народов в составе лоскутной империи, у болгар – от Османской империи.

Первые гимнастические общества в Российской империи появились среди чехов на Волыни (1870), в Санкт-Петербурге (1879; основатели – офицеры, участники Русско-турецкой войны 1877–1878 годов), Москве (Русское Гимнастическое Общество, 1883), Тифлисе (1898) и Киеве (1900). Общественный деятель и педагог Ярослав Сватош пригласил в Грузию тренеров по гимнастике из пражского спортивного общества «Сокол», организовавших в Тифлисе спортивную секцию под тем же названием (в Грузинской демократической республике – «Шевардени», сокол по-грузински). Во главе его стоял Антонин Лукеш. Гимнастическое общество объединилось 9 декабря 1898 года и в сентябре 1907 года первым во всей Российской империи получило право называть своё общество «сокольским». Впоследствии русские соколы-эмигранты за границей считали свой «Русский Сокол» происходящим от тифлисского. Тифлис был русским (понятие русскости, безусловно, было не этническим, а культурным).

В 1907 году после указа премьер-министра Российской империи П.А. Столыпина РГО становится Русским Гимнастическим Обществом «Сокол». Столыпин с сыном вступают в него. Движение поддерживали Л.Н. Толстой, А. П. Чехов, В.А. Гиляровский.

Количество сокольских организаций в Российской империи начало стремительно расти. И в итоге в 1910 году был создан Союз Русского Сокольства (председатель правления – А.С. Гижицкий), утверждён его Устав. В апреле следующего, 1911 года в Москве прошёл первый съезд делегатов Союза Русского Сокольства. Съезд провозгласил приверженность сокольской идее славянского братства. Было также провозглашено, что «сокольство в России должно служить одним из элементов спаяния племён Российской империи во имя блага и мощи России». Правда, среди руководителей русского сокольства была и иная точка зрения: националисты отстаивали тезис «сокольство – только для русских». Российскими соколами были приняты основные принципы сокольства – «принципы демократизма и любви к ближнему, сознание гражданского и общественного долга и альтруизм».

К 1912 году, по данным Министерства народного просвещения империи, в 855 средних учебных заведениях преподавалась сокольская гимнастика, в 296 – шведская, в 415 – немецкая, военная гимнастика и физическое образование по системе П.Ф. Лесгафта. Причём с 1911–1912 учебного года Министерство рекомендовало в учебных заведениях своего ведомства проводить сокольскую гимнастику.

В 1912 году Союз Русского Сокольства вступил в Союз славянского сокольства (насчитывал к этому времени свыше 200 тысяч человек – чешские, сербские, хорватские, словенские, польские, болгарские «соколы»). Тогда же 617 представителей русских сокольских обществ участвовали в работе VI Всесокольского слёта в Праге (он же 1-й Всеславянский сокольский слёт).

К 1914 году СРС объединял 36 обществ (ещё 22 сокольских общества не входили в союз). С началом Первой мировой войны правление СРС призвало откликнуться на «благородный порыв» в «защиту угнетённого славянства от векового германского ига», число обществ возросло до 66 в 1915 году (максимальное их количество). Большинство «соколов» ушло на фронт, некоторые работали в сербских госпиталях, сокольские общества занимались сбором средств для балканских славян.

После революции 1917 года СРС распался. Программа и деятельность «соколов» не устраивала новую советскую власть, так как те отмежевывались от заданий введённого декретом ВЦИК Всевобуча (всеобщего обязательного военного обучения) и придерживались принципов славянофильства.

В 1923 году Русское сокольство запретили, и многие оставшиеся в России его руководители были арестованы. Сокольские слёты в СССР в 1924 году превратились в Спартакиады.

Русское сокольское движение продолжило существование среди русской эмиграции, в частности, в Югославии, Болгарии и Франции, а также Китае, Латинской Америке и США.

Большим собранием предметов, посвящённых Русскому Соколу за границей, обладает Музей русского зарубежья, созданный на базе Дома русского зарубежья имени А. Солженицына. С образцами униформы (как мужской, так и женской), документами и фотографиями можно познакомиться непосредственно в экспозиции музея.

Самыми масштабными мероприятиями Сокола стали Всесокольские слёты, являющиеся кульминацией деятельности Соколов, особенно в форме массовых упражнений для публики. Это большие светские международные мероприятия, позволяющие познакомиться с миром Сокола. Участники «слетались» из разных регионов Австро-Венгрии и других стран. Условно можно сравнить слёты с Олимпийскими играми (напомним, первые Олимпийские игры современности состоялись по инициативе Пьера де Кубертена только в 1896 году) и Всемирными фестивалями молодёжи и студентов (которые, к слову, позаимствовали схему проведения мероприятий как раз у Сокола). Сокольские слёты, кроме собственно парада и общения делегаций разный областей и стран, были спортивными соревнованиями по различным дисциплинам. Стать победителем было крайне почётно.

1901 год ознаменован первым посещением русскими педагогами IV Всесокольского слёта в Праге. В 1907 году уже 117 русских гимнастов принимают участие в V Всесокольском слёте. К началу Первой мировой войны Сокол организовал шесть Всесокольских слётов в Праге (1882, 1891, 1895, 1901, 1907, 1912). К шестому слёту показатели посещаемости выросли в разы. В 1912 году слёт длился пять недель, в параде участвовало 17 212 соколов из многих стран; во время основного мужского упражнения 11 340 соколов одновременно тренировались на территории. Во время основного женского упражнения одновременно выступили 5 612 соколок, а на трибунах собралось 120 000 зрителей. Гигантское международное мероприятие! В VI слёте участвовали русских 396 братьев и 221 сестра от Русского Сокола. Было и множество региональных слётов, которые зачастую предшествовали Всесокольским. 

У Сокола появилась своя униформа, скомбинированная из народных одежд разных народов — русские штаны, польская куртка, черногорская шапка и красная гарибальдийская рубашка. Первоначальные идеи Йозефа Манеса скорректировали художники Франтишек Женишек (František Ženíšek; 1849-1916) и Франтишек Кожишек (František Kožíšek, 1856-1930).

Есть отличия и у русских соколов – ещё в годы Первой мировой войны они носили не только ремни, но и кушаки с пряжкой. У эмигрантов это стало почти поголовным явлением.

Образ сокола – это символ благородства, храбрости, силы, ума, красоты и любви к свободе. Сокол был избран эмблемой ещё и как противоположность австро-германским имперским орлам – тяжеловатым, с топорщащимися перьями; нередко он изображался вниз головой, т.е. пикирующим.

Такая эмблема сразу давала возможность понять различия в политике чешских патриотов-националистов и Австро-Венгрии. Впрочем, со временем стилистика менялось.

Ассоциация провозгласила равенство, свободу, братство, а Индржих Фюгнер предложил обращаться членам общества друг к другу на «ты» и как к «брату» (брат Мирослав! брат Индржих!). Первоначальное приветствие «Да здравствует Бог!» (чеш. Zdař Bůh!) было заменено демократичным «Привет!» (чеш. Nazdar) в июне 1862 года. С тех пор члены всех сокольских организаций разных стран, независимо от возраста, включая детей, называют друг друга «брат» или «сестра» и обращаются на «ты».

Во время войны деятельность чешских сокольских организаций была практически прекращена. Многие их участники стали борцами-антифашистами и погибли.

После войны в Чехословакии законом от 14 июля 1949 года «О государственной поддержке физической культуры и спорта» было объявлено о национализации наследия сокольского движения.

Сокольские организации русской эмиграции частично остались во Франции, частично перебазировались в Соединённые Штаты. Фраза «мы не в изгнании, мы в послании» осталась вполне актуальной и для послевоенного времени. Оттуда поступили в московский Дом русского зарубежья многие артефакты Союза русского сокольства за границей. И сегодня их можно видеть в постоянной экспозиции.

Отметим, что, несмотря на то, что «Сокол» воспринимается как молодёжная организация, вступить в его ряды могли и мужчины, и женщины любого возраста. И сегодня в Чехии в восстановленном ČOS участвуют далеко не только дети и подростки весьма неспортивного вида.

24 апреля 1991 года было получено регистрационное свидетельство первой Сокольской организации в России, созданной после 1917 года. Эта дата считается днем возрождения Сокольства в России. В 2015 году на землях храма Рождества Христова в Митино (Москва) было начато строительство Сокольни – традиционного места сбора, общения, пестования сокольских традиций и передачи устоев русского Сокольства будущим поколениям. Сокольский дом был построен в 2019 году совместными усилиями Союза Русских Соколов и Рождественского казачьего куреня. Он представляет собой строение в карпатском стиле. Там проводят занятия православные военно-патриотические клубы, проходят выступления народных музыкальных коллективов. Сегодня видеть такое здание на фоне многоэтажных жилых домов Митино очень необычно.

Почти во всех крупных чешских и сербских городах для местных отделений «Сокола» были построены специальные здания – «сокольни». Но для Москвы и России в целом этот Сокольский дом уникален. К сожалению, необходимо отметить, что энтузиазм, характерный для военно-патриотического движения, развиваемого энтузиастами сокольского движения в 1990-х – 2000-х годах, угасает. Сегодня успешно работают кадетские классы в школах и в этом отношении государство ведёт работу. Но с точки зрения преемственности по отношению к отечественным традициям (как советским, так и дореволюционным) возникают вопросы. Сегодня фактически только община при Рождественском храме Митина продолжает работу в рамках сокольства, да и то совместно с Рождественским казачьим куренем, Алексеевской дружиной и клубом «Доброволец», а не как самостоятельная сокольская ячейка.

Нельзя назвать это движение массовым. Но опыт самых массовых в мире организаций, какими были пионерия и комсомол, показал, что поголовное членство в них всей молодёжи и подростков как обязаловка, не смогло обеспечить расколовшейся стране высокий уровень культуры и социальной защиты.

Именно этот опыт тех неудач заставляет присмотреться к сокольскому движению как одной из успешных попыток приобщать молодёжь к разумному, доброму и вечному.

Поиски успешных опытов патриотического воспитания порой заставляют вспомнить о том, что зарождалось ещё во второй половине XIX века.

Вероятно, в попытках разработки чего-то нового неплохо посмотреть на успешные отечественные опыты прошлого. И не всегда плохо, если работают над этим не только чиновники, но и педагоги, и даже искусствоведы. Недаром, создателей сокольства вдохновила идея античной калокагатии («прекраснодоброго») – гармоничного сочетания физических и духовных качеств человека, достигаемая через физические упражнения и образование. 


Тренихин Михаил Михайлович – научный сотрудник ГМЗ «Царицыно», заместитель главного редактора журнала «Коллекция», кандидат искусствоведения

Полный логотип к гранту.png






Статья публикуется в рамках проекта «"Сим победиши!" Российское общество и армия в моменты испытаний», реализуемого при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.


Подписи к фотографиям:

1. Виньетки (не почтовые марки) добровольных благотворительных сборов к Всеславянскому дню 19 февраля 1915 года (сбор «Москва объединила Русь. Русь объединит славянство»). Российская империя. Коллекция Михаила Тренихина.

2. Почтовые карточки панслависткого содержания. 1. Всеславянский съезд в Софии (1910 г.), Королевство Болгария. 2. Россия-Сербия. Художник Н.С. Матвеев. Двуглавый русский орёл укрывает крыльями сербскую и черногорскую девушек. «О, Сербия! Ты доблести полна, Ты на Балканах луч во мгле тумана…» (стихотворение В.А. Гиляровского). 1915 г. Товарищество скоропечатни А.А. Левинсона. 3. «Знаменосец Чешской дружины [Ярослав Гейдук, чеш. JaroslavHeyduk / Hejduk, 1863–1918]. В пользу Фонда Чешской дружины. Издательство Чехословака» (чеш. PraporečnikČeskéDružiny. VeprospěchFonduČeskéDružiny. VydavatelstvíČechoslováka). Российская империя. 1914г. Коллекция Михаила Тренихина.

3. Почтовые карточки с портретами короля Сербии Петра I Карагеоргиевича, регента-престолонаследника Королевства Сербии Александра I Карагеоргиевича и короля Черногории Николы Негоша. ~1914–1915 гг. Коллекция Михаила Тренихина.

4. Почтовая карточка «Правители стран Антанты»: Российской империи, Британской империи, Бельгии, Франции, Сербии, Черногории, Японской империи. Российская империя. 1915 г. Коллекция Михаила Тренихина.

5. «У памятника Царю-Освободителю»; «Перед «Белым генералом»». Фото А.И. Савельева. Славянский день в Москве // Иллюстрированный художественно-литературный журнал «Искры». 1915. №3. С. 20–21.

6. Знак «Чешский день. Таганрог». Временное правительство России, чехословацкие добровольцы. 1917 г. Коллекция Михаила Тренихина. Газета Чешско-Словацкой демократической партии в Таганроге «Третья армия» от 8 сентября 1917 г. Изображение: oldtaganrog.ru

7. Гравюра Ф.А. Брокгауза «Этнографическая выставка в Москве въ 1867 году» и настольная медаль «Русская этнографическая выставка 1867 года». Фото: forum.faleristika.info

8. Бехтерев В.М. Юбилейные дни в Праге и воспитательное значение сокольства / В.М. Бехтерев. – Петроград : Гимнастическое общество Сокол III, 1915. – 14 с. : ил. Коллекция Михаила Тренихина. Фотографии: 1. Торжественное шествие русских соколов (Союз русского сокольства) по улицам Праги на VI Всесокольском слёте (1912 г.). Впереди шагают А.С. Гижицкий, Н.А. Султан-Крым-Гирей, Франтишек Эрбен. 2. Упражнения русских девушек-соколок со снежками. 3. Вольные упражнения соколов.

9. Балканская россика – награды периода антитурецких восстаний 1876 года и Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. Российская империя, княжество Сербия, княжество Черногория, княжество Болгария, Объединённое княжество Валахии и Молдавии (с 1881 – Королевство Румыния). Коллекция Михаила Тренихина.

10. Визит-фото с портретом неизвестного студента со значком общества «Сокол». На обороте подпись коричневыми чернилами: «Дорогому Другу Галю!.. Шура. 1 декабря 1914 года». Художественная фотография И.М. Гольдфейн. Вольск и Хвалынск. Российская империя. Знак общества «Сокол» с латинской аббревиатурой. Австро-Венгрия (?). Коллекция Михаила Тренихина.

11. Открытки Союза Русского Сокольства за границей (чеш. Svazruskéhosokolstva v zahraničí) к IX Тыршевому Всесокольскому Слёту в Праге, 1932 г. (чеш. IX. Všesokolskýslet v Praze 1932 г.). Художники А. Баранов и Йозеф Вениг. Nákladem S. R. S. v zahraničí Praha III., Tyršůvdům. JanZiegloserPraha – Vinohrady. Коллекция Михаила Тренихина.

12. Морозов, А. Сокольская гимнастика. 50 избранных вольных упражнений. Для учебных заведений, войсковых частей, гимнастических обществ и для домашней гимнастики. С рисунками. СПб.: Книгоиздательство «Сотрудник», (1912 г.). 77 с. Фрачный знак Русского сокола. 1910-е. Российская империя. Членский знак (жетон) Союза русского сокольства за границей. Западная Европа, 1930-е гг. Неизвестная мастерская. Коллекция Михаила Тренихина.

13. Форма общества «Русский Сокол в Лос-Анджелесе». США, Лос-Анжелес. 1950-1960-е гг. Мужская: мундирный пиджак, рубашка, брюки, кушак с пряжкой-монограммой, пилотка. Женская: мундирный пиджак, рубашка, юбка, кушак с пряжкой-монограммой. Принадлежала Ксении Забелиной, о чём свидетельствует надпись на пластыре, приклеенном к изнанке у воротника. Собрание Дома русского зарубежья имени А. Солженицына. Лента-нашивка цветов русского флага с надписью «Союз Русского Сокольства за границей), т.н. домовенка (чеш. domovenka) с указанием страны и сокольской ячейки, в которой состоит человек. Фото автора. Соколы, скауты, витязи. Костюмы и атрибутика в постоянной экспозиции музея Дома русского зарубежья им. А. Солженицына. Фото автора.

14. Открытка Президиум первого русского гимнастического общества «Сокол» в Тифлисе, 1910 год. Фотограф – Козлов. Верхний ряд – стоят (слева направо): Н.Г. Котин, З.А. Гельвих (заведующий хозяйством), Г.С. Игнатьев (помощник гимназиарха), Ю.Ф. Грумлик (бывш. председатель), И.Б. Вахек (помощник гимназиарха), Д.А. Азатьян. Средний ряд – сидят: А.А. Эльзенгер (казначей), Л.X. Лоренцен (секретарь), А.И. Лукеш (гимназиарх), Н.Н. Перекрестов (председатель), Н.Н. Ростомбеков (товар. председателя), К.Н. Ростомбеков. Нижний ряд: А.И. Федорченко (член ревизионной комиссии), Ш.Э. Каррет (член совета). Коллекция Михаила Тренихина.

15.Открытое письмо «Гимнастическое общество «Сокол III». Воспоминания о 1-м Всеславянском слёте в Праге». На обороте подпись чёрными чернилами: «Брат Султан-Крым-Гирей». Бумага; печать. Российская империя, 1912–1914 гг. Сенатор, действительный тайный советник, товарищ председателя Союза русского сокольства и гимнастического общества «Сокол 1-й» в Санкт-Петербурге Николай Александрович Султан-Крым-Гирей (1836–1920 гг.) приветствует юного участника сокольского движения.

16. Знаки-монограммы (кокарды) сокольского движения с перьями соколов. Австро-Венгрия, королевство Богемия (Чехия). До 1914 г. Знак-монограмма (кокарда) сокольского движения. Чехословакия. 1920-е гг. Знак-монограмма (кокарда) Союза русского сокольства. Российская империя, 1910-е гг. Коллекция Михаила Тренихина.

17. Знаки IV, V и VI Всесокольских слётов в Праге (1901, 1907, 1912). Австро-Венгрия, королевство Богемия (Чехия). Коллекция Михаила Тренихина.

18. Портрет неизвестного гимназиста со значком русского гимнастического общества «Сокол». 1916 г. Фотоателье О.Ф. Енкен, Тамбов. Фотооткрытка с солдатом 214-го пехотного Кремлёвского полка со значком общества «Сокол». 24 февраля 1915 г. Коллекция Михаила Тренихина.

19. Членский знак болгарского союза гимнастических обществ «Юнак». Знак пятого сбора «Болгарского Юнака» в Софии, 26–30 июня 1910 года (с надписью «юнакско-сокольский») и открытка, посвящённая мероприятию. Коллекция Михаила Тренихина.

20. Знак в память 30-летия Союза русского сокольства. Королевство Югославия, 1937 г. Неизвестная мастерская. Надпись «Тифлис-Белград 1907–1937». Знак «Союз Русских Соколов. 1879 г. 1991 г.». Российская Федерация. Коллекция Михаила Тренихина.

21. Медаль к столетию Мирослава Тырша. Чехословакия, 1932 г. Скульптор Ярослав Бруха (чеш. JaroslavBrůha, 1889–1969). Коллекция Михаила Тренихина.

22. Знак и почтовые марки видовданского регионального слёта Сокола Королевства Югославия (SKJ) в Любляне в 1933 году. Сюжет марок аналогичен знаку – королевич Пётр – старейшина Сокольского движения в форме Сокола. Его Величество Король Пётр II (1923–1970) как староста Сокола Королевства Югославия в сокольской форме, со знаком Первого Всесокольского слёта SKJ (Белград, 1930) на металлической картуши. После 1934 года. Коллекция Михаила Тренихина.

23. Форменный ремень участника Сокольского движения. ~1880–1910 гг. Королевство Богемия, Австро-Венгрия (?). Коллекция Михаила Тренихина.

24. Знак Русского гимнастического общества «Сокол» в Москве. 1908–1917 гг. Частная мастерская. Собрание Государственного исторического музея. Инв. ГИМ 93352 КР ОН 764574.

25. Фотооткрытка с упражнениями соколов на Страговском стадионе (чеш. Velkýstrahovskýstadion) в Праге. VIII Всесокольский слет, 1926 г. Фотограф Dítě. Vinohrady. Palackéhotř. Чехословакия. Коллекция Михаила Тренихина.

26. Краевой сокольский слет в г. Скопье (со знаменем полковник Роман Константинович Дрейлинг (1880–1945). 1928 г., Скопье, Королевство Югославия. Собрание Дома русского зарубежья имени А. Солженицына. Знак данного слёта. Интересно, что на знаке изображён Королевич Марко (ок. 1355–1395), сербский правитель. Он и его легендарный конь Шарац стали частью сербского эпоса, в котором он предстаёт как богатырь, защитник сербского народа против турок (исследователи отмечают существенные расхождения между исторической личностью Марко Королевича и героем народного эпоса). Коллекция Михаила Тренихина.

27. Жетон Архангельской Ломоносовской гимназии. Надпись на реверсе «Гимнастический праздник Ломоносовской гимназии. 11.V.1914». Неразборчиво пропечатанный именник «…А» и клеймо пробирное «голова в кокошнике вправо и 84» и греческая «α». Санкт-Петербург, до 1908 г. Портрет неизвестного гимназиста Архангельской Ломоносовской гимназии с жетоном на форме. Фотоателье Якова Лейцингера, Архангельск. Коллекция Михаила Тренихина.

28. Открытое письмо «Русские соколы на VI Всесокольском слёте в Праге 1912». Издательство Минерва, Прага. Королевство Богемия, Австро-Венгрия. Коллекция Михаила Тренихина.




Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

москвичка
19.09.2023 12:02
Какие интереснейшие темы вы поднимаете! И когда! В то время как все твердят о ненависти, о вражде и сведении счетов самое время вспомнить станицы другой общей истории. Рано врагу радостно потирать руки - есть традиции у славян, жаль, что все мы об этом забываем.
Спасибо автору, спасибо Столетию

Эксклюзив
20.05.2024
Валерий Мацевич
Украинская «элита» озабочена одним — как бы подороже продать активы страны
Фоторепортаж
15.05.2024
Подготовила Мария Максимова
Музей Москвы приглашает на выставку «Москвичка. Женщины советской столицы 1920-1930-х»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.