Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
15 февраля 2025

Опыт Марко Поло

В Вероне прошла конференция, посвященная 700-летию со дня смерти великого путешественника
Элизео Бертолази, Верона
17.06.2024
Опыт Марко Поло

В венецианском городе Вероне состоялась научная конференция «На путях Марко Поло: венецианские и генуэзские колонии на побережьях Черного моря» по случаю 700-летия со дня смерти великого венецианского исследователя. 

 

Организаторами мероприятия выступили председатель культурной ассоциации «Венето – Россия» Пальмарино Дзоккателли, председатель итальянского отделения Международного движения русофилов Элизео Бертолази и председатель культурной ассоциации «Русский дом в Вероне» Марина Холодёнова. Консул РФ в Милане Дмитрий Штодин в своем приветственном слове участникам конференции поблагодарил организаторов за приглашение. Тепло поприветствовал собравшихся президент движения «Народ Венето», экс-депутат итальянского парламента Вито Коменчини.

Генеральный секретарь Международного движения русофилов Николай Малинов (Болгария) в своем ярком, эмоциональном выступлении сконцентрировал внимание слушателей, прежде всего, на том, почему Марко Поло является для него не только великим путешественником, но и значимым общечеловеческим символом. Вот полный текст его выступления:

«С большим удовольствием и волнением принимаю участие в конференции, посвященной 700-летию со дня смерти великого венецианца Марко Поло. На первый взгляд, тема "На пути Марко Поло: венецианские и генуэзские колонии на побережьях Черного моря" связана с конкретными путешествиями великого путешественника в не столь отдаленные места. Но не следует думать и говорить о Марко Поло, ограничивая наш разговор лишь "берегами Черного моря". Для меня это сложно, даже невозможно.

Для неспециалиста, для широкой аудитории Марко Поло – это путешественник, который рассказывает Европе об Азии и особенно о Китае. В этом отношении он не первый. До него другие европейцы, такие как монах-францисканец Джованни да Пиан дель Карпине и монах Вильгельм Рубрук тоже путешествовали по Азии и рассказывали о своих впечатлениях и накопленных знаниях. Но Марко Поло принадлежит первая книга об Азии и, в частности, о Китае, которая становится широко известной и оказывает свое влияние в Европе. После выхода этой книги контакты между Китаем, европейскими и арабскими странами участились, а Марко Поло стал символом дружбы и контактов между Китаем и Европой. В этом смысле Марко Поло стал архитектором Евразии.

Для меня Марко Поло является значимым общечеловеческим символом, что намного превосходит его славу великого путешественника.

Тема конференции – это тема разрушения барьеров; мы говорим о взаимодействии разных культур; о возможности людей, живущих в разных концах мира, взаимно обогащать друг друга и сотрудничать между собой.

Путь Марко Поло – это путь перекинутых мостов, стремления к обогащению путем приобщения к чужим ценностям. Этот ПУТЬ может быть символом нашего русофильского понимания о многополярном мире, в котором основой человеческих отношений является взаимное уважение и стремление к мирному и гармоничному миру.

Дорогие участники и гости конференции! Именно эта символика добра, сотрудничества, которую олицетворяет для нас Марко Поло, явилась для нас основной причиной стать соорганизаторами конференции. Мы должны беречь память известных людей, которые объединяли, а не разъединяли; которые создавали мировое взаимопонимание. Одним из них является Марко Поло. Если выразиться метафорически, то мы, организованные русофилы, хотим идти путями Марко Поло. Так же, как и он, мы должны делать все, что в наших силах, чтобы умножить гармонию в мире». 

Историк, д.и.н., президент Фонда исторической перспективы Наталия Нарочницкая, участвовавшая в работе конференции по видеосвязи, напомнила собравшимся о том, что в России всегда ценили и любили Европу именно за ее великую христианскую культуру, которая подвергается сейчас тотальному разрушению. 

Остается надеяться, что в грядущем, новом миропорядке суверенные, великие державы с их традициями, культурой будут объединены именно уважением к этим нетленным ценностям. Приводим текст ее выступления:

«Дорогой Элизео, дорогие итальянские друзья, соратники и единомышленники, мне очень жаль, что семейные и иные обстоятельства не позволили мне быть сейчас вместе с вами. Я придаю огромное значение этой конференции и вашим усилиям по собиранию традиционных ценностей, по восстановлению памяти о великих свершениях наших стран. Конечно, я бы выступила с докладом, но надеюсь, что в будущем у меня такая возможность появится.

Хочу сказать, что в течение двух веков говорили о дилемме "Россия и Европа", так вот, с вами у меня нет никакой дилеммы "Россия и Европа". Нас волнует одно и то же, огорчает и удручает одно и то же, и радует одно и то же. И сегодня, вообще, дилемма "Россия и Европа" совсем иная, она получила другое измерение. Сегодня Европа традиционная христианская против Европы постмодернистской, и тут Россия православная вместе с Европой традиционной, христианской. Пока в течение веков православная церковь и католическая оспаривали первенство в христовой истине, у нас эту истину почти украли. И особенно это проявляется в моей любимой Западной Европе, которую мы всегда любили именно за её великую христианскую культуру, которая у нас всегда была ценима и на которой воспитывались, даже в советское время. Мы читали и Шекспира, и Достоевского, и Флобера, и наших писателей. Мы слушали великую итальянскую музыку, и прекрасно знаю, что не только Освальд Шпенгель, но и такие философы, как Ферреро, предупреждали об апостасии. Вот, мы шли разными путями к апостасии, а оказались у одного драматического исхода: если Иван Карамазов, потрясающе выведенный Достоевским как бунт православной души против грехов и несправедливости в жизни и поэтому отрицающий милостивого Бога, то в Западной Европе это Фауст Гёте с его скепсисом стал прообразом вот этого западного человека, который не хочет над собой видеть никакого судьи, совершенно, и вот это гордыня.

Но, так или иначе, мы видим, что творится в мире: русский интеллигент прошлого, который в своё время, буквально, падал ниц перед улыбкой Джоконды, перед блеском логики Декарта, сегодня не увидел бы ничего на Западе, кроме кабалистических строчек интернета, следов ростовщика и полного смешения греха и добродетели, красоты, уродства, гармонии, какофонии.

"Что есть истина? " – спросил в своё время Понтий Пилат Иисуса Христа, когда тот сказал ему, что "я пришёл в этот мир свидетельствовать об истине". Вот Пилат сегодня был бы очень и очень доволен.

Что мы видим сегодня? Мы видим, что права человека превратились из сохранения достоинства каждой личности в право и торжество плоти и гордыни над, действительно, человеческими качествами, потому что человек только там, где дух выше плоти и контролирует свою плоть. Человек поэтому единственный, кто готов к самопожертвованию не только ради сохранения рода или самосохранения, но и ради высших идеалов: он всегда всходил на эшафот за веру, Отечество, честь, долг, любовь. И мы с вами, я думаю, очень хорошо понимаем это всё, и конечно, будущее нашей Европы – это в новом миропорядке, в котором сохранятся суверенные, великие державы с их традициями, культурой. Они будут объединены именно уважением к этим великим ценностям.

Ещё мой незабвенный отец говорил мне всегда: "Только тот, кто ценит, любит собственное наследие, способен с почитанием и уважением относиться к таким чувствам других". Я очень благодарна итальянским друзьям за их позицию в сегодняшнем мировом вселенском кризисе, в этой экзистенциальной борьбе добра и зла, где на кону стоит и суверенность государств, и ценности, и сохранение христианских ценностей, борьба против всесилия транснациональных корпораций, для которых важна цифровизация, чтобы управлять якобы свободными индивидами, в совершенно порабощённых нациях. Спасибо вам за ваши усилия, мы всегда с вами и будем дальше сотрудничать. Христос Воскресе, дорогие друзья!».

Чем нам сейчас интересен Марко Поло? Этим вопросом задалась также выступившая на конференции в режиме видеосвязи историк, к.и.н. Елена Бондарева. Он оказался интересен автору доклада не только своей отвагой и жаждой знаний в эпоху, когда люди стремились узнавать друг друга, а не противопоставлять один народ другому, но еще и тем, что писал великий Марко о тогдашней Руси. 

Он не был в этих северных краях, но неоднократно встречался с русскими людьми, о чем и рассказал в своей книге. Среди прочего, там приводится и любопытная трактовка великим венецианцем русского термина «здравица». Далее обратимся непосредственно к тексту доклада.

«Книга великого путешественника Марко Поло появилась в конце XIII века, а пробрела популярность уже в XIV веке. Существует легенда, что именно творение, записанное со слов Марко Поло, вдохновило Колумба и отправилось вместе с ним на корабле разведывать новые пути в Индию, что привело, как мы знаем, к открытию Америки. Рассказы Марко были столь необычайны, что современники воспринимали их как "миллион небылиц", но они пробуждали воображение и жажду к открытию новых торговых путей и связей.

Чем же интересен опыт Марко Поло? В первую очередь, как мне кажется, своей отвагой и жаждой знаний. Марко, как и вся его семья, был богатым купцом и предпринимателем, но, чтобы заработать капитал, совсем не обязательно достигать "края земли" и больше 20 лет находиться вдали от родной Венеции. Марко Поло повезло, он жил в эпоху, когда мир открывался, когда народы стремились узнавать друг друга и устанавливать новые связи, а не закрывать мир, не провозглашать в Европе "райский сад" считая весь остальной мир непросвещенными дикарями. Марко Поло был свободен от стремления противопоставить один народ другому, и путь его лежал к древнейшей цивилизации на нашей планете – путь его лежал в Китай.

Венеция в этот исторический период была наиболее подвижной силой в Европе в области географических открытий, освоения новых торговых путей и установления торгово-экономических связей. Со времен античности Причерноморье и Крым были в сфере деятельности итальянских негоциантов. И именно там, скорее всего, происходило знакомство их с русскими людьми. Следует отметить, что с южными славянами венецианцы были ближайшими соседями, и семья Марко Поло даже владела имением на хорватском острове Корчула. Далмация и Истрия были для венецианцев вполне освоенными землями, а следовательно, и славянские языки не были чужды их слуху.

Марко Поло был одним из счастливейших путешественников конца средних веков, рассказы которого сыграли весьма важную роль в географической науке. В течение 24 лет (1271 – 1295) он прожил на Дальнем Востоке при дворах монгольских владетелей, повидал много стран и народов, а затем благополучно возвратился на родину. Марко Поло принадлежал к богатой патрицианской семье в Венеции, занимавшейся торговлей. Отец его Николо Поло со своим братом Матео в 1254 г. отправился в Константинополь, отсюда с драгоценными камнями – на Волгу: морем они благополучно добрались до Солдайи (Судака), а затем и до Болгара; отсюда, благодаря войне Барку-хана с его племянником, им пришлось искать кружного пути для возвращения домой, и через Укек (около русского города Саратова) они отправились в Бухару, где получили предложение съездить еще дальше на восток – в монгольскую столицу – Каракорум. Хан Кубилай принял их ласково и снарядил с ними посольство к Папе. В 1269 г. они вернулись в Венецию и вскоре стали собираться в обратный путь — в Монголию. На этот раз Николо Поло взял с собою и сына Марко, выросшего в его отсутствие. Марко Поло был также ласково принят Кубилаем и, несмотря на свои молодые годы, сразу же заявил себя дельным и способным человеком. Он получил службу при ханском дворе, сумел быть полезным и нужным и, постепенно повышаясь в должности, приобрел, в конце концов, место губернатора одной из самых богатых провинций государства. Различные даваемые ему поручения позволили Марко Поло в составе различных миссий объехать весь Китай с севера до юга; он принял участие в покорении монголами земель южнее Хуан-хэ и имел также случай ознакомиться с отдельными провинциями Индии. Крайним северным пунктом, до которого доходил Марко, был Каракорум в Северной Монголии. В 1295 г. М. Поло вернулся в Венецию, к великому удивлению родных и сограждан.

Все это прекрасно известно, многократно описано и даже экранизировано. Но при чем здесь Русь, спросите вы? Ведь Марко Поло двигался совсем другим маршрутом. Он не посетил ни одного русского города (в отличие от отца и дяди), его путь лежал гораздо южнее. Венецианец проехал через нынешнюю территорию Турции, через Персию, через Памир и Кашгар. А обратно он возвращался вообще морским путем. И тем не менее в книге Марко Поло есть глава, посвященная Руси. Он написал ее, основываясь на тех сведениях, что сообщали ему разные путешественники и торговцы, побывавшие в наших краях. Да, это источник не слишком надежный – не из первых уст. 

Позволим себе высказать соображение, которое выходит за пределы общепринятой трактовки, которая как бы исключает собственные впечатления Марко Поло. Он не был на землях Руси, которую, кстати, в XIII веке он называет Росия (!), но неоднократно встречался с русскими людьми, о чем свидетельствует материалы его книги. 

А вот впечатления о них и от их рассказов уже представляют собой непосредственный, а не опосредованный исторический источник. Поэтому вдвойне интересно узнать, что же написал о нашей стране великий Марко.

Может быть, он рассказал о том, что ее населяют "люди с песьими головами" или о том, что люди живут "в землянках, подобным берлоге медведя" и играют на балалайках?

Нет. В те времена еще не стали популярными мифы, рожденные завистливым и чванливым воображением путешественников века "Просвещения". Марко Поло просто рассказывал о народах, с которыми ему приходилось сталкиваться, честно и открыто. Итак, вот слова из его труда, который как раз носит столь говорящее название – "Книга о разнообразии мира":

«Росия – большая страна на севере. Живут тут христиане греческого исповедания. Тут много царей и свой собственный язык; народ простодушный и очень красивый; мужчины и женщины белы и белокуры. На границе тут много трудных проходов и крепостей. Дани они никому не платят, только немного царю Запада; а он татарин и называется Тактактай, ему они платят дань, и никому больше. Страна эта не торговая, но много у них дорогих мехов высокой ценности; у них есть и соболя, и горностаи, и белки, и эрколины( вероятно хорек – колонок), и множество славных лисиц, лучших в свете. Много у них серебряных руд; добывают они много серебра. ….

Хочу сказать о Росии кое-что, что я забыл. Знайте, по истинной правде, самый сильный холод в свете в Росии; трудно от него укрыться. Страна большая, до самого моря-океана; на этом море у них несколько островов, где водятся кречеты и соколы-пилигримы, все это вывозится по разным странам света. От Росии, скажу вам, до Норвегии путь недолог, и если бы не холод, то можно было бы туда скоро дойти, а от великого холода нелегко туда ходить».

(Марко Поло. Книга о разнообразии мира. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2015. - С. 266 - 267.)

Остальная часть его текста про Русь вращается вокруг некоего русского обычая, который Марко называет straviza. Так венецианец передал в своей книге русское слово "Здравица", под этим термином он описывает большое праздничное застолье.

"Они часто собираются в компании мужчин и женщин, особенно дворяне и магнаты, 30, 40 или даже 50 человек вместе, мужчины с женами и дети с ними. Каждая компания выбирает короля или руководителя, и фиксирует правила, как, например, что если кто-то произносит неподобающее слово, или как-то нарушает правила, он должен быть наказан выбранным компанией королем... Компании идут в эти таверны, и весь день может пройти за питьем. Эти запои они называют straviza. Вечером трактирщики составляют счет за выпитое пиво, и каждый человек платит свою долю, и также его жена и дети, если они присутствуют". Вероятнее всего, Марко Поло слегка запутался, возможно, тоже участвовал в некой «здравице». Здравица по-русски – это все-таки тост, произносимый участниками застолья, а сам обычай совместного пира, где каждый вносил свою долю, назывался братчиной, и это хорошо известно из других, как русских, так и иностранных источников.

Стремление к открытию мира и соединению народов было свойственно в эту эпоху многим народам и многим людям. Сами русские купцы, военные и монахи в Средневековье совершали большие многолетние путешествия и «хождения за три моря» и к Святой земле, подобно игумену Даниилу, великой княгине Ольге или Ефросинье Полоцкой.

Россия – Русь не была за "семью печатями" и блокадами. В летописях мы находим тщательное описание двух важнейших путей, которые вели от Балтийского моря: один – на юг, по Днепру к Черному морю, другой – на юго-восток, по Волге к Каспию. По ним еще в X-XI вв. и позднее дорогие товары, главным образом, пушнина, мед, воск, шли из Восточной Европы на юг, по Днепру – в Византию, по Волге – в арабские страны и Индию. Волга называлась "Русская река" и служила важнейшей торговой артерией.

В заключение нельзя не отметить, что краткие заметки о России Марко Поло получают подтверждение в материалах других путешественников того и более позднего времени, скажем, Плано Карпини и Гильома Рубрука. 

Со дня смерти Марко Поло прошло 700 лет, мир за это время пережил разные метаморфозы. Порой, однако, возникает ощущение, что «Россию – большую страну на севере» скоро европейцам надо будет открывать для себя заново».

Помимо уже упомянутых, в конференции также приняли участие Элизео Бертолази (антрополог), Эдоардо Рубини (историк), Евгений Уткин (журналист). Модератором мероприятия был Пальмарино Дзоккателли.


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.


Эксклюзив
11.02.2025
Иван Полетаев
В США обнародовали скандальную правду
К Дню Победы (1941-1945)
12.02.2025
Илья Намовир
Исполнилось 85 лет с начала Советско-финской или «Зимней» войны
Фоторепортаж
12.02.2025
Подготовила Мария Максимова
В Музее Победы открылась выставка, посвящённая героям Великой Отечественной войны и СВО




* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.