Неполная правда и полная ложь
Наше телевидение не уделило особого внимания очередной годовщине начала Московской битвы. То ли сберегает силы для майских празднеств, то ли побоялось подпасть под указ Медведева о фальсификации истории Великой Отечественной войны.
Во всяком случае, лишь два канала вспомнили о славной дате. «Вести» дали, и именно 5 декабря, да ещё и в самое удобное время для зрителей, великолепную передачу. Михаил Ножкин своим характерным, чуть хрипловатым голосом рассказал пусть далеко не обо всём – всё сообщить о тех героических днях в одном фильме просто невозможно, – но самое главное. Поведал зрителям, которые теперь редко слышат правду о своём прошлом, о Москве в солдатской шинели. Построил свой рассказ, изредка прерываемый личными впечатлениями, так, что ни у кого не осталось вопросов: почему же Москва устояла. Не сдалась врагу, как Варшава и Копенгаген, Осло и Амстердам, Брюссель и Париж. Устояла и победила.
А накануне НТВ предоставило время для фильма Пивоварова. Позволило именно ему, несмотря на явный провал с предыдущим фильмом «Ржев», рассказывать о нашей столице. О том, какой она была осенью 1941-го. Но рассказывать не от имени тех, кто встал грудью на защиту Москвы. А от имени тех, кого называли тогда шкурниками. Кто выискивал брошенный продавцами магазин, чтобы разграбить его. Кто срочно разучивал по-немецки фразу «Мы – белые!». Кто, не зная, что выезды из города перекрыты, трусливо бежал, не думая о судьбе столицы, судьбе страны.
Пивоваров долго, глумливо пересказывал сплетни о Сталине. Нудно и слишком подробно излагал их. Вроде бы только для того, чтобы сказать: это миф. Поступал так, отлично зная: миф, а не предельно краткое, всего в два-три слова разоблачение его, и останется в памяти зрителей.
Назойливо сообщал детали того, КАК выступал Сталин на станции метро «Маяковская» 6 ноября, на Красной площади – 7 ноября во время парада. Но не обмолвился ни словом, ЧТО же сказал Сталин. Так и не объяснил, что именно в речах председателя ГКО вдохновило москвичей. Да и не только их. Всю страну, весь Советский Союз.
Вообще фигура умолчания стала основной в фильме Пивоварова. Да, он не скрыл впечатления ребят о том, как падали на жилые дома зажигалки, как их тушили. И тем самым – о налётах вражеской авиации. А рассказ о прожекторах и аэростатах заграждения вроде бы добавил убедительности его словам.
Но Пивоваров утаил самое важное. За пять месяцев к Москве смогли прорваться только 229 самолётов с чёрными крестами на хвостовом оперении. Всего лишь 229 из более чем двух тысяч брошенных на столицу.
И что помешала им превратить Москву в развалины, как то произошло за год перед тем с Лондоном, наша ПВО (противовоздушная оборона). Прежде всего лётчики-истребители. А вместе с ними и артиллеристы с их зенитками и пулемётами. Ну а боролись со всё же упавшими на город бомбами – фугасками-зажигалками не мальчишки, а бойцы батальонов местной ПВО. Тех самых, в которых большинство составляли женщины, не подлежавшие призыву, добровольцы. Те, кто не смог остаться в стороне, когда решалась судьба Москвы.
Автор явно преднамерено «забыл» - не мог он не знать, готовя фильм, о героях. О тех, кто отдавал свои жизни ради Победы.
«Забыл» о Викторе Талалихине, о Зое Космодемьянской, о 28 панфиловцах, о бойцах ОМСБОНа – Отдельной мотострелковой бригады особого назначения, сформированной в основном из студентов Московского института физкультуры.
Пивоваров сознательно не только умолчал о главном, решающем. Ещё и предельно насытил свой фильм ошибками. Слишком явными, бросающимися в глаза любому.
Никогда не было в Москве вывесок «Магазин № 5». Были другие – «Хлеб», «Молоко», «Овощи – фрукты», «Мясо – рыба», им подобные. Не пили в Москве в те месяцы и чай «вприглядку». Ведь в городе сахар отсутствовал – вместо него использовали сахарин, а вместо молока – суфле. И главным эквивалентом обмена являлась водка, а не хлеб. За водку на знаменитом тогда Тишинском рынке выменивали и хлеб, и лекарства. Не патрулировали улиц города солдаты дивизий, прибывших из Сибири на защиту Москвы. Делали это милиция и бойцы МПВО. И не слушали сводки Совинформбюро на кухнях коммунальных квартир. Слушали у себя, ибо каждая семья имела репродуктор, который никогда не выключали.
Да и в теплушках эвакуировали москвичей (прежде всего детей, рабочих ряда заводов), собрания музеев, картинных галерей, даже зверей зоопарка – только тогда, когда исчерпали весь запас классных вагонов, пригородных электричек, даже некоторое число поездов московского метро.
И то не было бегством, исходом. Просто Москва освобождала место для грядущего сражения. Столица готовилась встретить врага.
Но строили укрепления в октябре 1941-го не женщины. Они, вернее, студентки, старшеклассницы, домохозяйки, рыли окопы в конце июня – начале июля. Когда земля была ещё мягкой, податливой. В октябре им на смену пришли рабочие батальоны, созданные только для этого…
Я понимаю, что, к сожалению, сегодня есть люди, презирающие тех, кто отдаёт свои жизни за свободу и независимость Отечества. Но зачем же пропагандировать именно их взгляды? 3ачем давать таким горе-историкам, как Пивоваров, столь важное время на телевидении? Ведь Москва осенью 1941-го не была городом шкурников, трусов и паникёров. Одевшись в солдатскую шинель, она совершила подвиг. И стала городом-героем. Вместе с Ленинградом и Сталинградом, Одессой и Севастополем. Ещё 1 мая 1944 года – с учреждением медали «За оборону Москвы».
P.S. Лучше бы НТВ показало документальный фильм «Если дорог тебе твой дом», созданный в 1967 году режиссёром В. Ордынским по сценарию писателей К. Симонова и Е. Воробьёва. Фильм искренний, щемящий.