Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
17 декабря 2025

Как учили в старину

Часть 2. Первые русские школы
Александр Музафаров
16.12.2025
Как учили в старину

В прошлой статье мы говорили об образовании и воспитании русских князей. Но они представляли собой вершину русской аристократии. А каким было воспитание и обучение тех, кто следовал под их знаменами – бояр, вельмож, дружинников, отроков, кметей и др.?

 

Увы, в этом вопросе сведения наших источников еще более скудны, чем в случае с князьями. В былине о Добрыне Никитиче (который не только персонаж эпоса, но и вполне реальный боярин, живший в конце Xначале XIВека) можно встретить следующее описание детства богатыря:

По три годы Добрынюшка стольничал, 

По три годы Добрынюшка приворотничал, 

По три годы Добрынюшка чашничал, 

На десятое-то лето стал конем владеть...

 

Или в другом изводе:

Да три года жил Добрынюшка да конюхом, 

Да три года жил Добрынюшка придверничком, 

Да три года жил Добрынюшка да ключником, 

Ключником,-Добрынюшка, замочником, 

Золотой-де казны да жил учетчиком.

На десят-то год тут задумал ехать во чисто поле.

 

Здесь описан механизм воспитания обычный для Западной Европы. Там была обычной ситуация, когда сын рыцаря в юном возрасте поступал на службу к другому рыцарю, как правило, товарищу отца, и выполнял последовательно послушания пажа, кравчего, оруженосца, и, наконец. Удостаивался посвящения в рыцари.

Возможно, что и на Руси было также – будущий воин обучался, поступая в услужение к боярину или князю, но возможно, что воспитание носило коллективный характер – не случайно автор Слова о полку Игореве описывает своих воинов во множественном числе.

Из «Поучения Владимира Мономаха», следует, что нравы воинов по отношению к населению собственной страны оставались довольно суровыми:

«Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас».

Не причинять вреда чужим землям от своих воинов не требовал даже благочестивый Мономах.

Согласно  – «Слову о полку Игореве» в основе мировоззрения дружины лежало понятие чести -  «Ищут себе чести, а князю славы». Какими были правила чести на Руси в ту эпоху сведений нет, источники подчеркивают лишь добродетель верности дружины своему князю – «где твоя голова ляжет, там и мы свои сложим».

Эта добродетель имела тем большее значение, что русский дружинник той эпохи не существовал отдельно от князя. В отличие от Европы, где каждый рыцарь был сам себе хозяин и заключал личный вассальный договор со своим сеньором, причем, обязательства в этом договоре были взаимными, русский воин почти никогда не выступает как индивид, но только как часть дружинного сообщества, братства. Некоторым исключением являются крупные бояре, порой выступающие в качестве самостоятельных действующих лиц, но и их самостоятельность имеет четкий предел – никогда на Руси боярин не мог попытаться стать князем.

Источники сохранили для нас сведения о высоком уровне образования некоторых представителей военного сословия, особенного его высшего слоя – боярства. Среди бояр попадаются и авторы литературных произведений, и заказчики книг, и создатели письменных документов. В конце концов, самая древняя русская пергаментная книга – Остромирово Евангелие, – написана именно по заказу боярина – новгородского посадника Остромира.

В начале XIII века один из русских аристократов написал пронзительное литературное произведение – Слово Даниила Заточника, адресованное, как полагают специалисты, переяславскому князю Ярославу Всеволодовичу. Даниил был за некие прегрешения выслан от княжеского двора и очень хочет вернуться обратно, о чем, собственно, и просит своего государя. В соответствии с мировоззрением русского служилого человека, он полагает службу при князе высшим достижением -

Ведь щедрый князь — отец всем слугам своим;

Многие оставляют отца и мать и к нему приходят.

Ибо кто доброму господину служит — дослужится до свободы,

А кто злому господину служит — дослужится до большей неволи.

Ведь щедрый князь — как равнинная река с пологими берегами,

Насыщающая не только людей, но и зверей,

А скупой князь — как река в каменных берегах:

Нельзя ни самому напиться, ни коня напоить.

 

Автор «Слова» хорошо знаком с законами риторики и обладал немалым литературным талантом и чувством стиля. В свой текст он вставил множество цитат из Священного писания, других произведений древнерусской литературы, греческих авторов и т.д. 

Где же учились русские аристократы? «Повесть временных лет» сообщает нам об учреждении князем Владимиром первых училищ:

«Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них, ибо не утвердились еще они в вере и плакали о них как о мертвых.  Когда отданы были в учение книжное, то тем самым сбылось на Руси пророчество, гласившее: «В те дни услышат глухие слова книжные, и ясен будет язык косноязычных». Не слышали они раньше учения книжного, но по Божьему устроению и по милости своей помиловал их Бог; как сказал пророк: «Помилую, кого хочу».

Выше уже упоминалось, что князь Владимир Святой первым в русской истории начал чеканку собственной монеты. Для нашей темы важно, что именно на этих монетах появляются первые в русской истории надписи на кириллице. До времен князя Владимира у нас нет каких-либо свидетельств об использовании на Руси письменности. Археологи находят лишь рунические надписи, выполненные скандинавскими рунами, но все они частного характера.

Появление кириллицы на монетах означает, что именно эта система письменности рассматривалась при дворе князя Владимира как официальная для русского государства. А значит, при этом дворе были люди, способные читать и писать не ней. Создание государства, создание Русской Церкви было невозможным без систематического обучения грамоте довольно заметного количества людей.

И первыми кандидатами на обучение стали именно представители аристократии – использованный летописцем термин «лучшие люди» наглядно говорит об этом.

Вслед отцу некое училище в Новгороде создал и князь Ярослав Владимирович:

«приеде Ярослов ко Новгороду, собра от старост и поповых детей 300 учиться книгам».

Упоминание о поповых детях – не случайность. Христианская церковь требует от своих священнослужителей знания грамоты, без чего они не могут осуществлять богослужение. Поскольку должности низового духовенства, как правило, наследовались, то для детей священника обучение грамоте было жизненно необходимо, о чем недвусмысленно говорилось в Уставе князя Всеволода о церковных судах, людях и мерилах торговых – «Изгои трои: поповъ сынъ грамотѣ не умѣетъ, холопъ изъ холопства выкупится, купецъ одолжаетъ; а се и четвертое изгоиство и себѣ приложимъ: аще князь осиротѣетъ».

Летописи сохранили для нас упоминания и о других училищах на Руси:

1093 Индикта 1-го  преставился великий князь Всеволод  сын Ярослава, внук Владимира  Великого. Сей благоверный Всеволод  на училища подаяния давал.

1180 Смоленский  князь Роман Ростиславич к  учению малых людей понуждал, устроя на то училища, и учителей  греков и латинистов своею  казною  содержал и не хотел  иметь священников не ученных. И так на оное имение свое  источил, что на погребение его  принуждены были смоляне сребро  и куны давать по изволению  каждого.

1214. Константин  Всеволодович тогда же в Ростове  на дворе своем заложил церковь  камену святых Богородицы и  хотел при оной училище устроив  от Спаса перевести.

Князь Константин Всеволодович вообще славился своей ученостью и любовью к делу просвещения. Летописец так пишет о нем:

Князь Константин Всеволодович Мудрый, внук Юрия Владимировича Мономаша великий был охотник к читанию книг и научен был многим наукам, того ради имел при себе людей ученых, многие греческие книги ценою высокою купил и велел переводить на русский язык. Многие дела древних князей собрал и сам писал и також другие с ним трудилися.

Перед своей смертью в 1218 году этот князь  «Дом же свой и книги все в училище по себе определил и к тому на содержание немалые волости дал, о чем просил и брата Юрия, дабы обещал непоколебимо все сохранить».

Князь Юрий Всеволодович не нарушил волю брата, и училище во Владимире существовало как минимум до 1227 года, когда стало жертвой городского пожара:

«Мая 11 учинился во Владимире великий пожар и сгорело 27 церквей и двор блаженного великого князя Константина Всеволодовича и церковь, построенная в нем, Архангела Михаила  со всею богатою утварью. В нем же трудилися иноки русские и греки, учасце младенцев, и погорели книги многие, собранные сим Константином Мудрым.

Обращает на себя внимание, что учреждение училища отмечается в летописи не просто событие, но как акт добродетели со стороны князя, заслуживающий всяческого одобрения. А такие радетели просвещения, как Роман Ростиславич Смоленский и Константин Всеволодович Ростовский удостаиваются особой похвалы летопица.

Увы, у нас почти нет сведений о том, чему и как учили в этих училищах помимо элементарной грамоты. Упоминание о греческих учителях, позволяет предположить, что за образец были взяты учебные заведения, существовавшие в Восточной римской империи

Кстати, а как учились сами Ромеи?

Как отмечает известный российский византинист Г.Г. Литаврин, в ромейском обществе относились к грамоте и учености скорее положительно, хотя для многих его членов образование детей было несбыточной мечтой. Общественных городских школ, обычных для античного времени, более не существовало. Знатные люди получали образование дома от частных учителей, горожане могли отдавать детей в немногочисленные частные училища, в которых обучали элементарной грамоте и началам некоторых наук. Существовало также обучение при монастырях и крупных храмах, но оно предназначалось для детей духовенства.

Обучение ребенка чтению и письму начиналось в возрасте 7 -8 лет (хотя некоторых детей отдавали в обучение и раньше с пяти). Для представителей низших сословий на этом оно, как правило, и заканчивалось. Разве что незаурядные способности, талант и воля могли позволить учиться дальше.

Представители военной аристократии изучали специальные военные  трактаты – стратегиконы, написанные знаменитыми полководцами и императорами. В этих книгах речь шла, главным образом об организационной стороне военной службы, в том числе давались советы о грамотном построение карьеры, взаимоотношениях с начальниками и т.д. Одновременно юноша обучался воинскому искусству – владению оружием, верховой езде и т.д. Со временем боевая подготовка стала занимать все больше времени, а чтение трактатов  - все меньше.

В Византии сохранилась также традиция античного риторического образования.  Юный ромей, научивший читать, должен был последовательно освоить целый ряд произведений – Священное Писание, труды Отцов Церкви, Классическую литературу – Гомера, Геродота, Плутарха и т.д. Освоить – значит неоднократно прочесть и выучить наизусть. Полный цикл ромейского образования занимал около десяти лет и его выдерживали немногие. Большинство аристократов и чиновников учились четыре – пять лет, а дальше – как получалось. Ромейские интеллектуалы писали, вставляя в текст цитаты из выученных произведений. С одной стороны, это придавало высказанной позиции больший вес, с другой – демонстрировало степень учености автора.

Чтобы не прослыть в обществе невеждой, византийские военные старались помимо стратегиконов познакомиться и с некоторым количеством классических авторов – это ценилось при дворе и могло помочь с карьерой.

В IX-м веке в Константинополе создается высшая школа, называемая также Магнавской по месту своего размещения во дворце Магнавра. Ее основателем был император Михаил II, а первым руководителем – знаменитый Лев Математик. В этом учебном заведении преподавали на греческом и латыни, изучали грамматику, риторику, философию, право, геометрию, музыку и астрономию. Содержалась школа за счет императорского двора. Император лично назначал ее начальника и начальников основных отделений.

По своей структуре Магнавская школа напоминала европейские университеты (первые из которых появились в XII веке), поэтому ряд историков и публицистов так и называет ее – Константинопольский университет. С точки зрения уровня обучения такое название выглядит вполне соответствующим, но в отличие от университетов школа не представляла собой отдельной социальной корпорации. Она просуществовала до самого конца Ромейской державы в XV веке. Кстати, не лишним будет отметить, что ее выпускником был Святой Кирилл – один из создателей славянской письменности.

Насколько на Руси следовали ромейским образцам? Сразу можно отметить, что мы практически не видим следов ромейского военного образования – византийские стратегиконы даже не переводились на русский язык. Но те из наших князей, кто был не чужд учености, получили некоторое подобие риторического образования, что хорошо заметно по творчеству уже упомянутого выше Владимира Мономаха.

У нас нет сведений, об обучении представителей княжеского или аристократического сословия за границей. Упоминавшийся выше Даниил Заточник пишет о своем образовании так:

Я, княже, за море не ходил, у философов не учился,

Но был как пчела, припадающая к разным цветам

И собирающая в соты;

Так и я, из многих книг выбирая сладость словесную и мудрость,

Собрал их, как в сосуд воды морские.

И хотя эти слова можно интерпретировать, что автор противопоставляет себя  тем, кто за морем все-таки побывал, но вернее видеть в них описание того способа образования, который станет основным для Руси на долгие столетия через самостоятельное чтение книг.

Внимательный читатель (и уж точно внимательные читательницы) обратили внимание, все приведенные выше сведения относились к воспитанию и образованию мужчин. А как же девочки? Ведь история той же Византии оставила нам немало примеров женщин, не просто имевших образование, но и ставших авторами известных литературных и исторических произведений.

Увы, здесь источников еще меньше. Мы практически ничего не знаем о месте женщины в обществе древних славян. Среди сообщества варягов-Руси у женщины были некоторые права, чему свидетельствуют предания о княгине Ольге или Рогнеде. Принятие христианства привело к изменению брачных обычаев и постепенному восприятию женщины как человека – ведь у нее тоже есть бессмертная душа.

Старые стереотипы преодолевались не просто. Летописцы почти всегда отмечали рождение у князя сыновей, и крайне редко делали это в отношении дочерей. О том, что у князя Ярослава Владимировича было три дочери, вышедшие замуж за европейских государей – королей Франции, Венгрии и Норвегии, - мы знаем исключительно из зарубежных источников.

Наибольший интерес для нашей темы представляет судьба старшей дочери киевского князя Анны, ставшей супругой французского короля Генриха I. Дело в том, что на одном из актов короля Франции Филиппа I, датируемого 1063 года, сохранилась подпись его матери - АНА РЪИНА (т.е. Анна Королева, Regina по-латыни). Это самый древний из дошедших до нас собственноручный автограф князей рюрикова дома и оставлен он женщиной!

Новгородские берестяные грамоты позволяют нам говорить о наличии как минимум в этом городе грамотных женщин, причем, относящихся к средним слоям городского населения.

В летописи есть сведения об обучении в Полоцком Спасском монастыре девочек из местного княжеского рода.

С именем супруги князя Всеволода Юрьевича «Большое гнездо» некоторые исследователи связывают появление одного из памятников древнерусской книжности рубежа XII–XIII вв. – Успенского сборника.

Все это позволяет нам предположить, что образование могли получить и некоторые женщины, особенно представительницы верхушки общества.

Насколько широко распространялось образования в древнерусском обществе? Ответ на этот вопрос помогли дать берестяные грамоты, найденные археологами в Новгороде Великом. В этом городе в силу особенностей его почвы, археологам удалось найти более 1100 грамот – небольших письменных документов, в качестве материала для которых использовалась березовая кора – береста.

Так в руки исследователей впервые попали обыденные письменные документы русского средневековья – частные письма, деловые записки, долговые расписки, черновики юридических актов, церковные записки и т.д. Среди грамот есть даже несколько учебных, самые знаменитые из которых, принадлежат руке новгородского мальчика Онфима.

Что важно – авторами и адресатами большинства грамот были средние слои городского населения – торговцы, ремесленники, посадские и даже крестьяне. Это говорит о том, что как среди населения древнерусских городов знание грамоты не было редкостью (сложно предположить, что Новгород в этом отношении радикально отличался от  Киева, Владимира, Смоленска, Чернигова или Ростова). Грамотное городское население не было редкостью для средневековой Европы и Византии и русское общество не было тут исключением.

Энергичная деятельность русских князей по созданию училищ очень быстро принесла свои плоды. Уже в первой половине XI столетия появляется первое оригинальное произведение русской литературы – «Слово о законе и благодати» Иллариона Киевского.  Несколько позже будут написаны первые русские жития святых. Примерно к этому времени ученые относят начало регулярного летописания, наиболее известным представителем которого стала «Повесть временных лет», написанная преподобным Нестором в начале XII столетия.

На Руси начала складываться собственная интеллектуальная традиция, тесно связанная с византийской, южнославянской и европейской. К сожалению, до нас дошла лишь малая часть этого наследия –по оценкам современных специалистов из примерно 130 - 140 тысяч книг, существовавших в домонгольской Руси до нашего времени дожило лишь чуть более пятисот….

Катастрофа русской государственности, произошедшая в конце 30-х годов XIII века, поставила вопрос не о развитии, а о выживании и культуры и самого народа.

                    

              (Продолжение следует)



Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.


К Дню Победы (1941-1945)
10.12.2025
Григорий Елисеев
В исторической науке вряд ли найдется что-то более монолитное и неоспоримое чем даты.
Фоторепортаж
10.12.2025
Подготовила Мария Максимова
Изысканные драгоценности из собрания Особой кладовой ГИМ




* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.