Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
Фуэте на блокадной сцене

Фуэте на блокадной сцене

Передний край в той войне проходил не только в окопах
Людмила Овчинникова
27.04.2010
Фуэте на блокадной сцене

В период ленинградской блокады Гитлер разослал инструкцию «Об обращении с местным населением». В ней предписывалось - «для русских достаточно знать только простой счет, самое большее до 500, умение расписаться». Задача ставилась глобальная - не только победить нас силой оружия, но и обратить в нелюдей.

В планшете немецкого летчика, сбитого в небе Ленинграда, нашли карту города, на которой были помечены объекты для обстрелов. Среди них - Дворец пионеров под номером 192, где готовили будущую творческую интеллигенцию северной столицы.

Питомцы Дворца писали стихи, музыку, придумывали драматические сценки, рисовали, танцевали… Иные записывались сразу в несколько кружков. Двери студий были открыты для каждого. И каждый мог почувствовать себя многогранной творческой личностью. А педагоги, занимаясь с детьми, именно в этом видели свою фронтовую задачу - духовного сопротивления.

…Здание Аничкова дворца. Каждый, кто бывал в Петербурге, запомнил облик этого архитектурного шедевра, возведенного на углу Невского и Фонтанки рядом со знаменитыми бронзовыми конями Клодта. Его первая постройка началась по приказу дочери Петра I императрицы Елизаветы Петровны. В царствование Николая I Аничков дворец называли «сказкой на земле». В одной из его гостиных А.С. Пушкин впервые прочел поэту В.А. Жуковскому поэму «Руслан и Людмила». В этих залах блистала его Натали.

В 1934 году Аничков дворец подарили детям. Театры, филармония, фабрика музыкальных инструментов передавали в дар Дворцу пионеров пианино, скрипки, баяны, костюмы. 228 предприятий и институтов Ленинграда помогали оснастить технические кружки. Для занятий с детьми приходили выдающиеся ученые. Лекции по искусству читал директор Эрмитажа И.А. Орбели.

…Весной 1942 года педагоги выносили во двор окровавленные бинты и матрацы, оставшиеся после временно располагавшегося в здании дворца госпиталя. А потом вместе со сводками о выпуске снарядов и патронов по радио люди услышали извещение: «Сообщаем, что работу с детьми Дворец пионеров возобновил в мае 1942 года. В настоящее время работают кружки - танцевальные, вокальные, фортепьянные, рукоделия, рисования, художественного слова. Вся работа в кружках направлена на выявление в городе наиболее способных детей и развитие их творческих дарований»

Работники Дворца находили своих воспитанников в таком состоянии, что жизнь едва теплилась в них. Талантливый художник Толя Цветков от голода потерял волосы. Он был настолько исхудавший, что не знали, выживет ли. Бориса Долгова, солиста ансамбля, принесли во Дворец на носилках. Юного баяниста Колю Львова две женщины-педагога, выбиваясь из сил, тащили на листе железа. Балерину Раю Иванову врач попросил подпрыгнуть на месте. Она прыгнула и села на пол. Подняться не было сил. Многие дети первое время в детском доме просто неподвижно лежали на кроватях. Каждое движение отнимало у них слишком много сил. Когда наступало время завтрака или обеда, они, держась за стенки, медленно брели в столовую. Соевое молоко и соевые лепешки были для них целительным бальзамом.

С самого первого дня в возрожденных студиях Дворца пионеров педагоги говорили детям о высоком предназначении искусства. Они считали, что собрали своих питомцев не для примитивных развлечений по типу «два прихлопа, три притопа». Хотя кто мог бы их в этом упрекнуть? На своих занятиях педагоги старались воспитать в детях высокий художественный вкус.

Вера Гавриловна Бородулина рассказывала: «Я записалась в студию художественного слова. Занималась с нами профессор М.В. Кастальская. Когда-то она была актрисой МХАТа, работала в труппе К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. Я помню, как она приносила с собой томик Гомера и читала нам отрывки. Приглашала нас к себе домой. Могла отдать последнюю свеклу. Она была худая, изможденная. Но стоило ей заговорить об искусстве, и лицо ее преображалось. Оно казалось прекрасным. Что я готовила читать со сцены? Вступление к «Медному всаднику» А. С. Пушкина».

Мария Васильевна своим низким грудным голосом говорила: «Прислушайтесь к музыке стиха». В это время можно было услышать грохот зениток, отбивавших воздушный налет.

Среди тех, кто пришел в танцевальную студию, была и Алия Буданова, тогда ей исполнилось 9 лет. Она рассказывала: «Меня привели во Дворец из детприемника.Мы потерялись с мамой. Сначала меня тоже лечили. А потом как-то само собой, когда я окрепла, мне захотелось танцевать. Такое бывает только в детстве. Я пришла в студию к Р.А. Варшавской. Мы становились к станку. Разучивали упражнения. Педагог говорила нам: «Постарайтесь руками передать взмах лебединого крыла. От одной руки к другой перетекает волна, которая передает ваше ощущение полета». Р.А. Варшавская была человеком высокой культуры. На занятиях она учила нас проникать в таинство классической музыки».

Часто занятия во Дворце пионеров прерывались воздушной тревогой. В.Г. Бородулина вспоминает, как по ночам поднимали их с постелей в интернате:

«Услышав сигнал тревоги, старшие ребята, которым было по 12-13 лет, бежали в палаты за малышами. Каждый отвечал за кого-то из дошколят. Нам надо было их быстро одеть и спустить в подвал. Тормошим, а они не могут проснуться. На лестнице темно. Спотыкаемся, падаем. В подвале сидели, прижавшись друг к другу. Успокаивали малышей. Мы были, как братья и сестры».

И строгое правило - после каждой бомбежки работники Дворца пионеров звонили в штаб МПВО и докладывали, не пострадал ли кто из ребят, не потерялся ли в суматохе.

Война была у детей перед глазами. У каждого в душе таилась боль. Сюжеты, образы подсказывала сама фронтовая обстановка.

Будущий геолог Толя Цветков пытался передать на холсте мертвенный цвет падающих ракет, будущий кинорежиссер Толя Усов учился взмахивать саблей в танце.

А.Ш. Будаева-Складнева рассказывала: «В нашей студии поставили танец, который назвали «Партизанский отряд Али Будаевой». Сюжет - незамысловатый. Дети играют в поле. Вдруг появляются немцы. Мы прячемся за копны. А потом выходим и в танце пытаемся передать свой гнев. Конечно, это выглядело наивно. Но мы танцевали с чувством».

«Пусть не покажется, что все нам давалось легко, - говорил Игорь Аркадьевич Карташов, ставший впоследствии оперным певцом. - Даже в интернате, так хотелось есть, что, казалось, я бы палец отдал на отсечение, только бы меня накормили».

Каждый из детей, пришедших во Дворец пионеров, пережил свою трагедию. Но была среди них девочка Люба Козлова, судьба которой была особенно тяжелой. Вместе с мамой она попала под обстрел. Одним снарядом убило мать, другим - искалечило Любу. В госпитале ей ампутировали ногу. Сила духа этой девочки кажется непостижимой. Она не сломалась. Надев тяжелый деревянный протез, весивший четыре килограмма, Люба Козлова сначала вернулась в 6-й класс. А всего через 4 месяца после операции, опираясь на костыли, пришла во Дворец пионеров. Ее приняли в студию вокального искусства.

С ранних лет Люба увлекалась пением. До войны с ней занималась Л. Ц. Кюи, дочь известного композитора. Прочила ей большое будущее.

На мой вопрос, как она решилась не оставлять мечту о сцене, Любовь Сергеевна ответила просто: «Я хотела петь и ничего не могла с собой поделать».

Это был ее поединок с судьбой. Ночью нестерпимо ныла нога, которой не было, а утром на костылях - во Дворец пионеров, где снова становилась к фортепьяно. Костыли, которые падали на паркет, и звуки музыки Шумана, добавка к пайку - студень из кожаных ремней (Любовь Сергеевна подробно рассказывает мне, как его варили) и обязательные гаммы по утрам. Все соединилось в этой истории.

Педагог Екатерина Михайловна Малинина, отметив редкий талант девочки, занималась с ней техникой постановки голоса: «Представь, что ты вдыхаешь аромат розы, задержи дыхание». Какие розы можно было себе воображать в блокадном городе? Вернувшись из бомбоубежища после очередного налета, Люба разучивала свой любимый романс: «Песнь моя летит с мольбою». Нам, уже давно привыкшим к музыкальной пошлости, которая звучит, кажется, даже из водопроводного крана, трудно представить себе такое...

Плакаты на улицах: «Что ты сделал для фронта?» Дети блокадного города, как ни малы были их силы, считали, что этот лозунг обращен и к каждому из них.

И.А. Карташов рассказывал: «Мы были ослаблены, но нам хотелось сделать что-нибудь полезное. В городе было много госпиталей. Нам казалось, это наш долг - выступать перед бойцами».

Во Дворце пионеров из лучших солистов организовали концертную бригаду. Ленсовет подарил детям автобус, на котором они разъезжали по госпиталям и воинским частям.

«Мы ходили по палатам, где лежали тяжелораненые воины, - рассказывала В.Г. Бородулина. Случалось, мы видели, как раненые только одной рукой хлопали по одеялу - аплодировали».

«Со мной произошел случай, который я не могу забыть, - говорила А.Ш. Будаева-Складнева. - Я стала читать стихи в палате госпиталя и вдруг слышу слабый голос: «Подойди ко мне...» Боец взял меня за руку. И я стала читать стихи ему одному - глаза в глаза. Голова его была перевязана, лицо - без кровинки. Может быть, слушая мой голос, он вспоминал своих детей. Мне он ничего не сказал. Но в моей душе осталось чувство потрясения».

«У нас был танец, который стал гвоздем программы. Назывался этот танец «Тачанка», - вспоминала З.С Шитова. - Мы выбегали на сценку в буденновских шлемах и с саблями в руках. Мы так отчаянно взмахивали саблями, будто рубили фашистов, которые напали на наш город».

Моряки, глядя на худеньких изможденных детей, понимали, чего стоят им прыжки в танце, присядки, улыбки.

Когда одна из девочек подарила матросу кисет, он взял его и сказал: «Принимаю третью награду Родины». Команда корабля построилась. Моряки провожали детей, как героев.

Опасность подстерегала их на каждой улице блокадного города. Однажды автобус, в котором пионерский ансамбль ехал на концерт, попал под обстрел. «Снаряд разорвался впереди, - вспоминала А.Ш. Будаева-Складнева. - Стекла вылетели. Нас спас шофер. Он не затормозил, а прибавил скорости. Снаряд разорвался позади нас. Мы проскочили. Никто не плакал, не просил вернуться. У нас и мысли не возникло, что не сможем выступать после пережитого страха: нас ждали в госпитале. Добрались и дали концерт. Будто ничего не случилось».

Дворец пионеров на Невском стал островом надежды. Однако он не был единственным местом в блокадном городе, где дети занимались искусством. Кружки возникали в школах. Мне рассказывала журналист Ольга Николаевна Тюлева: «Чтобы попасть в школу, мы по-пластунски переползали шоссе - самое опасное место. После уроков оставались в классах и что-то фантазировали, репетировали. Стали готовить постановку по поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины». «Иркутский губернатор» был в необычном мундире. На нем была гимнастерка, брюки-галифе, на плечах - эполеты, вырезанные из бумаги. Мы играли, не замечая всех этих странностей».

В июне 1943 года (до снятия блокады оставалось еще полгода) в Ленинграде проводилась олимпиада детского творчества. Несколько дней в Аничковом дворце выступали дети из всех районов осажденного города. Их были сотни - юных артистов. Об этом событии написала тогда «Комсомольская правда»: «Слушаешь Витю Панфилова, когда он исполняет романс Чайковского, или пение Фани Служевской, или Веру Бородулину, когда она читает рассказы A.M. Горького, и забываешь, что перед тобой дети, которые 15 месяцев назад едва двигались, что обучили их в городе-фронте. Они никогда не забудут той радости, которую дал им Дворец пионеров в суровые годы войны».

Они писали стихи о Победе, пели о ней, призывали ее своим немыслимым танцем блокадных детей.

«Однажды мы повели малышей в баню, - вспоминала В.Г. Бородулина. - Вдруг слышим - орудийные залпы. Мы по привычке бросились в подъезд, чтобы укрыться. Никогда не слышали такой канонады. И вдруг каким-то шестым чувством стали понимать - стреляют с другой стороны. Значит, это наши войска перешли в наступление. Что с нами было от радости!»

А через несколько дней они увидели салют над Невой в честь полного снятия блокады. Это было 27 января 1944 года.

События, происходившие во Дворце пионеров в дни блокады, можно назвать одним словом - подвиг. Боевую награду - медаль «За оборону Ленинграда» получили многие педагоги и участники детской фронтовой бригады.

Может быть, мы так трудно живем сейчас еще и потому, что утратили эту тайну мужества и человеческого достоинства?

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..