Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
25 апреля 2024
«Если угодно святому Николе»

«Если угодно святому Николе»

19 декабря – день Николая Чудотворца, самого почитаемого на Руси святого
Лариса Черкашина
18.12.2007
«Если угодно святому Николе»
Русский святитель, а как может быть иначе, – ведь сколько в России храмов в честь Николая Чудотворца, сколько его святых образов в церквях и монастырях, да и почти в каждом русском доме! Издавна чтят в России два дня в году, соединенные с его именем: Зимний Никола и Никола Вешний, весенний. Но задумываемся ли мы, откуда родом святой Николай Мирликийский?

Суждено мне было недавно оказаться на святой земле. Нет, не на земле обетованной, а в Мирах Ликийских, в одном из древнейших городов на земле, расположенном ныне в мусульманской стране Турции. Ликия же, в переводе «страна светлых лучей», – античное государство, исчезло с лица земли вместе с ее гражданами ликийцами. И вместе с ней канули в Лету и могущественные государства, наводившие ужас на соседние народы. Где ныне Урарту? Где Киликия? Где Фригия?
От античных Мир сохранился необычный ликийский некрополь, с высеченными в отвесной скале величественными гробницами, схожими с горными кельями греческих монахов, и гигантская каменная «подкова» римского амфитеатра. Но главная святыня древних Мир, а ныне турецкого городка Демре, – это базилика, основанная паломниками в шестом веке, на том месте, где святительствовал епископ Николай Мирликийский.
Родился святой угодник совсем недалеко от тех мест, в городке Патары около 280 года, в семье благочестивых родителей Феофана и Нонны, и вся его подвижническая жизнь, и святые чудеса, им совершенные, связаны со служением в Мирах.

В древнем храме, в мраморном саркофаге и почивали почти пять столетий святые мощи Николая Чудотворца.



Кто только за века не пытался их осквернить! В VIII столетии могущественный халиф Гарун Аль-Рашид отправился с воинством к берегам Византии, в Миры, чтобы разрушить гробницу и предать забвению память о христианском святом. Но воины ошиблись – была взломана другая гробница в базилике, а на обратном
пути флотилия халифа попала в жесточайший шторм, и никому не удалось спастись... В XI веке турки все чаще стали совершать свои воинственные набеги в эту малоазиатскую провинцию Византийской империи. И греческие купцы из города Бари, что в нынешней Италии, решили спасти христианскую святыню: вывезти ее к себе, подальше от мусульманской угрозы. Для исполнения благих помыслов пришлось грекам поступиться христианскими заповедями и вступить в схватку с монашеской братией, охранявшей храм. Мощи, завернутые в благоуханную пелену и доставленные с почестями на корабль, отправились по средиземноморским волнам в дальнее путешествие.
День, когда корабль достиг желанного берега, – 9 мая по старому стилю, а 22-го – по новому, стал праздноваться в христианском мире как день Николы Вешнего; а 19 декабря (6-го – по старому) - день кончины святителя – Николы Зимнего.
Время, природные бедствия и войны сделали свое дело: базилика, словно сказочный град Китеж, ушла в землю, опустившись на восемь метров! Вернее, уровень земли так поднялся за минувшие столетия. Но древние стены базилики, основанной паломниками на месте Сионского храма, где проповедовал святитель Николай, – промыслом ли Божиим, заступничеством ли святого угодника? – уцелели. И не есть ли в том еще одно чудо, явленное миру?

В нижней подземной церкви, в сумраке подземелья – мраморная гробница святителя, теплая от сотен рук паломников, касающихся ее.



В полукруглой апсиде – ранние христианские фрески, и в их числе – лик Николая Мирликийского. Древнейший образ первосвятителя Ликийской церкви!
Во внутреннем дворике храма – еще одна святыня: камень с выбитым на нем крестом и морским якорем, – зримое свидетельство особого покровительства Николая Угодника морякам, да и всем путешественникам.
Христианская церковь в Турции! Как могла она здесь выстоять? Живо сказание, как еще в средние века некий турок в порыве фанатизма пытался расколоть мраморное надгробие и был жестоко наказан: и его самого, и всех многочисленных домочадцев при таинственных обстоятельствах настигла скорая смерть... И более уж ничья злая рука не дерзнула прикоснуться к святыне.
И все же древнейший христианский храм немало претерпел за столетия от воинственных граждан Оттоманской империи, – был не единожды разграблен турками. К середине XIX века, когда в Мирах впервые побывал знаменитый русский паломник Андрей Муравьев, старая базилика являла собой лишь величественные руины. А церковная братия, несшая при ней службу, влачила жалкое существование.
Андрей Николаевич не ограничился лишь благими порывами и сожалениями, вскоре с благословения московского митрополита Филарета и с разрешения Святейшего Синода ему удалось собрать довольно щедрые пожертвования на храм. На эту сумму он приобрел (правда, не на свое имя, – турецкие законы запрещали тогда иностранцам приобретение собственности, а на имя некого жителя Мир) и древнюю базилику, и землю, прилегавшую к ней. Восстановительные работы пришлось отложить: в 1853 году – Россия вступила в войну с Турцией и ее союзниками. И сразу же, как только стихли пушечные раскаты у берегов Крыма, Муравьев приступил к исполнению своего давнего обета.

В 1860-м, ровно через десять лет после своего паломничества, он мог уже видеть чудесное обновление: на развалинах древнего Сионского храма, в крипте, обрела свои контуры небольшая русская церковь во имя Николая Чудотворца.



Тогда же Муравьев обратился за содействием к графу Н.П. Игнатьеву, русскому послу в Константинополе – мирликийские владения следовало закрепить за Россией. Тонкий дипломат придумал остроумный ход – как посланник, облеченный особым статусом, он не мог выкупить земли и храм, но сумел оформить их на имя княгини A.M. Голицыной, своей... тещи. В 1876-м (к тому времени Андрея Муравьева, самого истового защитника древней святыни, не было на свете) у Синода вновь было испрошено разрешение на сбор пожертвований в Российской империи. И уже афонские иноки, призванные в северную страну для столь благородной миссии, стали собирать первые рубли и полтины для воссоздания Сионского храма, как вновь разразилась русско-турецкая война.
Все изменилось: вселенский патриарх, воспользовавшись тем, что иноки во время войны покинули Миры, немедленно направил туда греческих священников, им же передал храм и землю. Турция этот шаг встретила с ликованием – пусть хоть на духовном поприще русские потерпят поражение! И официально заявила: церковь в Мирах Ликийских не может принадлежать русским по военно-стратегическим соображениям, таковое их присутствие в данном месте угрожает безопасности страны.
Граф Игнатьев не оставлял попыток бороться за русские владения на своем дипломатическом поприще, – все было тщетно. Тогда, от имени княгини Голицыной, он передал все имущественные права на храм и землю великому князю Сергею Александровичу, председателю Императорского Палестинского общества.
Шел 1886-й год. Все усилия великого князя вернуть России православную святыню обернулись лишь новым всплеском подозрительности соседей: турки решили, что коль в давний спор вмешался августейший представитель Дома Романовых, надо полагать, что Миры стратегически важны для русских! И Государственный совет Османской империи вынес в 1891 году свой вердикт: «Считать приобретенные Россией в Мирах земли потерявшими своих владельцев, ввиду того, что со времени приобретения они не обрабатывались русскими...»
Тем и завершился долгий спор. Но к маленькому турецкому городку близ средиземноморского побережья поток русских паломников не иссяк.
Христианская святыня стала приносить предприимчивым туркам солидный доход. В недавнем прошлом граждане древней Анатолии
потребовали от Италии вернуть мощи святителя. На что отец Джерардо Чоффари, директор Свято-Николаевского исследовательского центра в Барии, весьма остроумно заметил:
«Да, дорогие турецкие друзья, барийцы похитили в Мирах мощи святого, но вы похитили у греков сами Миры и вообще всю Малую Азию с Константинополем и не думаете это им возвращать». И остроумно замечал: «Если кому и отдавать мощи святого – так это не туркам и не грекам, а русским, почитающим его, как никто в мире».
Русский император Николай I взял под свое монаршее покровительство и храм в Бари, и древнюю базилику в Мирах. А в 1862 году, в царствование Александра II, по духовному завещанию почившего императора в храме, где служил епископ Николай Мирликийский, водрузили мраморную плиту, с выбитыми на ней старославянской вязью строками из тропаря святителю, небесного покровителя русского государя:
«Отечество свое, Миры Ликийския, не оставь духом...»
Русских паломников, да и туристов, в турецком городке Демре хватает. Для того, чтобы поистине бесценный поток иностранных гостей не иссяк, средиземноморские античные Миры превратили (трудно поверить!) в родину Санта-Клауса, ну а для русских, соответственно, – Деда Мороза. Изображения Санта-Клауса здесь повсюду: на уличных транспарантах, на футболках и полотенцах, на прилавках местных торговцев – великое множество фарфоровых, пластиковых, деревянных Санта-Клаусов. Величиной с наперсток и до метровых фигур... И даже памятник, установленный святителю перед храмом, явно напоминает любимого персонажа новогодних сказок – с мешком, полным подарков, и в окружении детворы.
В разноязычный говор туристов, бойко раскупающих рождественские сувениры, вплетаются гортанные молитвы муэдзинов... Санта-Клаусы на фоне минаретов, – где еще встретишь подобное?
А виной такого буйства фантазии турецких торгашей — стародавнее предание, о том, как здесь в Мирах Ликийских епископ Николай помог трем сестрам, отчаявшимся выйти замуж из-за великой бедности и решившимся предаться блуду, – тайно подбросив в их дом спасительные узелки с золотыми монетами.

Давнее благодеяние святителя в веках обратилось светлой традицией – дарить подарки на Рождество.



Но чудеса, творимые святителем Николаем, не завершились с его земной жизнью. Не раз спасал он жителей своего родного города. Однажды святитель, явившись во сне итальянскому купцу, просил его привезти в Миры пшеницы, – в городе царствовал жесточайший голод. Купец, проснувшись, с удивлением увидел в своей руке золотые монеты, и тотчас исполнил сказанное ему.
Незаконно осужденные чудесной силой освобождались из темниц, терпящие бедствие моряки – счастливо спасаемы. И все они возносили молитвы великому заступнику и помощнику в земных делах Николаю Мирликийскому.
Дивились иноземцы, как истово почитают русские этого святого, подмечая, что наши предки на вопрос о любом деле либо путешествии, обычно отвечали: «Если угодно святому Николе». Много чудес явил на Руси святитель Николай. И во времена нашествия на русскую землю половецких и татарских орд, наполеоновских полчищ, и гитлеровской армии. Верно, не иссякнут чудеса, что явит России в грядущем ее небесный защитник – святитель Николай из Мир Ликийских.
А имя Андрея Муравьева и поныне с благодарностью произносится всеми, кому довелось побывать в турецком городке Демре, увидеть древний храм, прикоснуться к святой гробнице... Нет, не должно исчезнуть из памяти новых поколений имя русского паломника, исполнившего свой святой обет.

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.