Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
2 декабря 2022
Здравствуй, школа «модернизированная»?

Здравствуй, школа «модернизированная»?

Новый учебный год – очередной год очередной реформы российского образования. Везде ли в России его встречают с оптимизмом?
01.09.2008
Здравствуй, школа «модернизированная»?

Несмотря на всю несокрушимую логику критиков этой затеи, со следующего года ЕГЭ обещают ввести как обязательную процедуру в практику школы. Введение Единого государственного экзамена как основной формы оценки знаний выпускников общеобразовательной школы обсуждению уже не подлежит, хотя сторонники ЕГЭ и были неоднократно публично посрамлены, но что толку?

Среди противников ЕГЭ, кроме экспертов, и огромная армия учителей российских школ. Сторонники объясняют, что противники, якобы, боятся контроля за их учебной работой с детьми, и потому не хотят видеть преимуществ затеи с всеобщим тестированием. Сторонники будто заклинание твердят о преимуществах, главное из которых – якобы реальная возможность для детей из самой глубинки и самых бедных семей легко поступить по результатам ЕГЭ в столичные вузы.  

Идея насколько демократична, настолько и утопична. И когда «противники» объясняют «сторонникам», что дети «из самой глубинки», хоть с Камчатки, хоть из Оренбуржья, а хотя бы и из ближних к столицам областей не смогут воспользоваться этим благодеянием (у их семей просто нет денег содержать детей в столице!), «сторонники» нервно кричат в ответ, что, если денег нет, пусть возьмут… кредиты.

Тем не менее, крайне дорогостоящая и педагогически абсолютно небезупречная история с ЕГЭ пробивается в жизнь «административным навалом».

Знающие люди говорят «противникам», что вокруг этой затеи вертятся ну очень большие деньги, что пора перестать быть наивными и не препятствовать неизбежному. А учителя – противятся, и оттого их настроение в этот первый сентябрьский день нельзя назвать оптимистическим и по этой причине.  

Есть и еще заморочки, которые вряд ли делают первый день нового учебного года очень радостным для учителей России.  

Во-первых, до сих пор большинство из них все так же получают копейки, несмотря на шумную пропагандистскую кампанию, развернутую вокруг «реформы оплаты труда в системе образования».  

Кто из читателей не особо себе эти «копейки» представляет, могу проиллюстрировать состояние дела на конкретных фактах из жизни конкретной сельской учительницы, доверительно изложенных в недавно опубликованных страницах из ее дневника.

Итак, преподаватель немецкого языка Людмила Николаевна Струкова работает в малокомплектной (40 учеников и 12 учителей) школе в селе Александровка, что в Тамбовской области. Завидная активность учительницы Струковой и хорошее знание немецкого сделали ее победителем конкурса, проведенного Культурным центром имени Гете при посольстве Германии в Москве. За это премировали Людмилу Николаевну осенью прошлого года трехнедельной поездкой на стажировку в гимназию городка Бургштедта. Съездила она туда, нагляделась на тамошнюю жизнь и труд педагогов.

У них-то учителя по 2000 евро получают, а когда Струкова рассказала про свою, переведя рубли в эти самые евро (чуть больше 150 получилось), немецкие педагоги все как один, попадали со стульев: "Как можно прожить на эти деньги?".

А этим летом принимала Струкова у себя в Александровке с ответным визитом коллегу, фрау Изу Штиглер. Перед этим получила зарплату: за июнь 5 тысяч рублей и 9 тысяч отпускных за июль-август. Следующая зарплата у Струковой теперь в октябре, и, таким образом, полученные деньги были на все про все: и до октября дожить, и отдохнуть, и немецкую гостью в Москве встретить да в Александровку привезти, ублажить, а потом – назад доставить.  

Как выворачивалась Струкова из этой истории, чтобы и себя не уронить, и страну не опозорить – целая история, достойная десятка страниц учебника по контрпропаганде.  

Но как ни старалась наша педагогиня из Александровки обрисовать нормальность бытия, однажды у немки сорвалось: «Какие же вы бедные! Столько работать в школе и дома - и все напрасно...».  

А та реформа оплаты труда учителей, о которой министр образования и науки Фурсенко, что ни месяц, то президенту с премьером докладывает, так надежды на нее у учителей как в струковской Александровке, так и в какой-нибудь соседней Чулановке нет никакой.  

Потому, что проводится она по чудовищным, железобетонно-либеральным рецептам, и начинается с повсеместного закрытия «неперспективных» сельских школ.

 В этом году прошла уже вторая волна этих закрытий под издевательским лозунгом «оптимизации сети сельских школ».  

…Недалеко от Москвы, на полпути к Санкт-Петербургу, - Боровичский район Новгородской области. Глава администрации района Юрий Васильев (33 года проработавший до этого школьным учителем и директором) в интервью корреспонденту «Практического журнала для учителя и администрации школы» рассказал:  

- Для обеспечения продовольственной безопасности страны нужно возрождение села, а для него – нужны люди. Те самые, которые убежали в город в последние десятилетия. Вернее, теперь уж их дети и внуки. А для того, чтобы человек со всеми своими потомками вернулся в село, и чтобы у него все было, как в городе, нужна инфраструктура. И если мы из села уберем школу, туда уже никто не поедет. Поэтому мы с трудом, но содержим наши школы в селе. А иначе нельзя – иначе мы получим скоро вокруг городов пустыню с дачниками да окончательное запустение земель. После чего будем на коленях ползать перед Западом: «Пришлите нам ваши химическо-синтетические «сникерсы» и какие-нибудь просроченные «ножки Буша», иначе с голоду помрем»…

И борется глава района за то, чтобы сохранить у себя в районе сеть сельских школ, даже – малокомплектных, даже – под непрестанным прессингом «модернизаторов» сверху.  

Сохранить школы, чтобы сохранить жизнь в российской провинции.

…Учитель Струкова, проводив немецкую гостью до Москвы, возвращалась домой и встретила в райцентре знакомую учительницу из Березовки. Оказалось, что у них с 1 сентября дети начнут в школу за 14 километров добираться, свою то из экономии закрыли. Родители взбунтовались, вызвали на деревенский сход начальника областного управления образования и показали ей маршрут: 8 км пешком по бездорожью до асфальта, затем (если успеешь на автобус, а его расписание только богу известно) еще 6 км по колдобинам. Это во сколько же надо проснуться ребенку, чтобы не опоздать на уроки? И где он, вернувшись таким же макаром домой, найдет силы домашние задания сделать? Но в итоге узнали на сходе, что планируют построить в Токаревке интернат, где будут жить школьники, чуть ли не со всей округи…  

Что, было у нас уже такое? Было. По новой детей от родителей отнимаем? Министр Фурсенко президенту бодро докладывает: «Теперь, мол, будем учителям платить по качеству труда». Как же тут радостно становится за державу! Во, какие умные времена настали! Во, какие демократичные! Только это где, в какой еще вменяемой стране существует такая насквозь субъективная система оплаты труда учителей, при которой часть зарплаты учитель «так» получать будет, а остальное ему станут начислять с помощью… «общественности»: школьников, их родителей, коллег-учителей? Что за бред? Это какие же драмы в каждом педагогическом коллективе будут регулярно разыгрываться? Сколько учительских слез? И вообразить страшно. Впрочем, зато очень либерально, до учительской истерики...  

Вот и наполняемость классов теперь – священная корова «модернизаторов» школы. Класс можно открывать только тогда, когда есть 25 учеников. На одного меньше - нельзя.  

На прошлой неделе в одной из школ подмосковного Серпухова скандал разразился и добрался до национального телеэфира. Набирал директор школы первый класс, а детей набралось лишь 23.

Так местные начальники заставили родителей вести детей в другую школу, которая дальше от дома, при этом ломая детскую психику через колено, чтобы эти самые пресловутые 25 душ в классе обеспечили.

И это в Подмосковье с его огромным бюджетом и подмосковным же министром образования, крайне уверенной в себе госпожой Л. Антоновой, рассказывающей всем – от собственного губернатора до многочисленных иностранных гостей, что уж в Подмосковье-то построен для народа школьный рай! Ее, жизнь школьную, знать надо тем, кто сверху школами управляет. Не тупо инструкции исполнять и бегом «наверх» докладывать, что по-крохоборски чего-то там наэкономили, а думать!  

Но с «думаньем» у нас пока еще не очень. Потому, что руководит системой образования на самом деле ни Минобрнаука, а Минфин, который всю реформу образования под бухгалтерскую логику затачивает. И пока что-то здесь не изменится – не заживут наши учителя лучше, да веселее.  

Но, несмотря на все несуразности, мешающие учителю быть уверенным в завтрашнем дне своем и своей школы, сегодня все же хочется им сказать: гордитесь, дорогие наши, тем, что вы – учителя! Есть ли более благородная профессия на свете? Помните, как говаривал великий Василий Александрович Сухомлинский: «Сердце отдаю детям». То же делаете каждый день и вы. За это вам – низкий поклон. С праздником!  

 

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Лиза
 Больше всего учителя боятся, что их надуют с зарплатой: никто не верит, что реформу задумали для ее повышения. Наверно, надуют. А?

Эксклюзив
28.11.2022
Максим Столетов
Минобороны РФ заявило о создании в США нового коронавируса с 80-процентной смертностью.
Фоторепортаж
02.12.2022
Подготовила Мария Максимова
Памяти великого исследователя дальневосточных земель.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов.

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.