Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 апреля 2024
Задушить Россию в горячих объятиях

Задушить Россию в горячих объятиях

В ходе своего визита в Москву Юлия Тимошенко опробовала новую тактику взаимоотношений с соседом и главным кредитором
Эдуард Попов
30.04.2009
Задушить Россию в горячих объятиях

Вчера, 29 апреля, состоялся визит премьер-министра Украины Ю. Тимошенко в Москву, в ходе которого прошли переговоры с ее российским коллегой В. Путиным. Одной из важных тем переговоров стало получение Украиной 5-миллиардного долларового кредита. Неофициальная же часть переговоров, вероятно, была не менее насыщенная. Не приходится сомневаться, что возможность переговоров «за закрытыми дверями» с российским премьером была в полной мере использована Тимошенко для обеспечения поддержки Россией ее кандидатуры на предстоящих президентских выборах. Сам факт встречи – уже предвыборный пиар кандидата Юлии Тимошенко.

Визит украинского премьера, который должен был состояться еще в марте, изначально обещал быть нелегким. До недавнего времени его возможность практически исключалась. Подписание в конце марта президентом В. Ющенко и премьером Ю. Тимошенко совместной с Еврокомиссией (без участия основного поставщика газа - России) декларации по модернизации украинских газопроводов не мог не вызвать роста недоверия со стороны российского руководства. В. Путин не преминул напомнить о том «забывчивой» гостье, которая попыталась сделать вид, что ничего особенного не произошло.  

Однако, надо отдать должное ловкости (на грани наглости) украинской премьерши, ей удается создавать себе в глазах российских партнеров имидж договороспособного и пророссийского (в сравнении с президентом В. Ющенко) политика.

Сама Тимошенко в интервью одному из французских изданий цинично сформулировала новую тактику отношений с Россией в формуле «раскрывать горячие объятия».

Что предполагает необходимость избегать лобовых столкновений и добиваться целей не агрессивностью, а гибкостью и хитростью. Новая тактика приносит свои плоды: политика кабмина Ю. Тимошенко остается антироссийской на внешней арене и антирусской – на внутренней, тогда как декларации, предназначенные исключительно для российской стороны, - пророссийские. Полагать, что Тимошенко более предпочтительный, чем Ющенко, партнер для России – полная наивность. Псевдостратегия выбора меньшего из зол подчеркивает отсутствие у политического руководства России концептуальных долговременных подходов к Украине.  

События в Молдавии и Грузии, связанные с репетициями государственного переворота, означают начало второго этапа «цветных» революций. Хотя В. Воронин (с оговорками) и М. Саакашвили (без всяких оговорок) являются для американцев «своими сукиными детьми», их не устраивает непопулярность этих лидеров. Вот почему организуются протестные выступления, которые должны закончиться свержением этих лояльных, но непопулярных лидеров и приходом к власти очередного «народного» президента. Вероятно, подобные планы разрабатываются и в отношении В. Ющенко. По одному из вариантов нахождение Ющенко во власти будет продлено за счет реализации сценария с введением режима чрезвычайного или военного положения. Косвенно об этом сценарии идет речь в опубликованном в январе на сайте Council on Foreign Relations докладу Стивена Пайфера «Недопущение кризиса на Украине», о котором уже шла речь на страницах «Столетия». Резкая активизация усилий СБУ в «сепаратистских» регионах (Крым, Донбасс, Подкарпатская Русь/Закарпатье) подтверждает факт подготовки силовых сценариев, поводом для которых выступит акция «сепаратистов». Например, прошедший недавно в чешской Пардубице Первый мировой конгресс подкарпатских русинов. Вероятность пролонгации властных полномочий президента Ющенко очень высока, что актуализирует задействование силового сценария и провокации с участием «сепаратистов», на роль которых лучше всего подходят подкарпатские русины.  

По второму сценарию американцы сделают ставку на свежую фигуру. То есть более популярного политика, чем президент Ющенко, рейтинг которого равен примерно 2,4%. Американцы, верные традиционному принципу не класть яйца в одну корзину, скорее всего и здесь приготовили альтернативные сценарии. Можно предположить, что по одному из них В. Ющенко готовится замена. В качестве преемника раскручивается бывший министр энергетики и экс-спикер Верховной рады Арсений Яценюк, рейтинг которого особенно быстро растет в западных регионах Украины. По второму сценарию, этим человеком должна стать Ю. Тимошенко. Глубокие внутренние разногласия Тимошенко и Ющенко касаются лишь раздела властных полномочий и передела собственности. Но они не затрагивают сферу внешнеполитической стратегии: оба «оранжевых» лидера являются проамериканскими политиками.

Пророссийские декларации Тимошенко носят имиджевый и тактический характер, реальная же политика находится в русле западного вектора, что наглядно показали скандальные газотранзитные переговоры с ЕС с демонстративной «отставкой» России.

В случае, если американцы сделают ставку на Тимошенко, Россия оплатит избирательную кампанию проамериканского кандидата в президенты Ю. Тимошенко. Весьма вероятно, что американцы склоняются именно к этому сценарию, хотя окончательного выбора еще не произошло.  

Ю. Тимошенко, действуя в рамках своей стратегии «душить Россию в горячих объятьях», пытается убедить Москву в своих симпатиях, используя декларативные, ничего не стоящие заявления и образ общего врага – Виктора Ющенко. Последний, в свою очередь, сделал недавно заявление о необходимости «перевернуть страницу в отношениях с Россией», что не может никого ввести в заблуждение.  

Главная цель, которой Тимошенко пытается добиться, - получить от России финансовую и политическую поддержку. Политическая поддержка поможет ей расширить свое электоральное поле за счет Юго-Востока страны. Финансовая помощь позволит задержать социальный взрыв.  

Украина находится на грани дефолта и спасти ее могут только крупные займы. Однако ЕС или США не собираются выдавать кредит Украине. МВФ согласен выдать кредит, но только под сверхжесткие условия, прежде всего, он будет настаивать на принятии бездефицитного бюджета и сокращении социальных расходов. Однако весь интерес Тимошенко в кредите связан именно с решением социальных проблем: своевременной выплатой зарплат, пенсий, пособий и пр. Между тем, в марте выплаты предприятий в Пенсионный фонд составили всего лишь 61%, падение производства в январе-феврале достигло 34%. Это самое катастрофичное падение уровня производства за всю историю независимой Украины.  

Поэтому Тимошенко рассчитывает получить 5-миллиардный кредит от России для того, чтобы заткнуть эти дыры.

Именно такие пожелания украинского кабмина были озвучены - ничтоже сумняшеся, как будто ничего не произошло в наших взаимоотношениях, - на прошедших переговорах. Некоторые просьбы были услышаны и учтены, по другим – «вопрос находится в стадии рассмотрения».  

Тимошенко поблагодарила Путина за возможность не платить штрафы (в размере 2 млрд долларов!) в связи с недобором Украиной газа. По ее словам, сказался мировой финансовый кризис: Украина-де стала меньше потреблять газа. Объяснение лукавое, понятное обеим сторонам: Украина сумела закачать «про запас» российский газ в ходе январской «газовой» войны и минимизировать закупки дорогого на первый квартал текущего года газа. Поэтому недобр газа (и штрафные санкции за него) изначально прогнозировались экспертами и в России, и на Украине. То, что Украине простили недоимки – жест доброй воли с нашей стороны. Будет ли он учтен как дар или воспринят как должное украинской стороной?  

Как с удовлетворением отмечают российские СМИ, «другой вопрос не вызвал подобной "сплоченности" - закачка российского газа в украинские подземные хранилища для обеспечения транзита этого ресурса в следующий отопительный сезон». Ю. Тимошенко попросила поставить 19,5 млрд кубометров в счет оплаты услуг по транзиту газа на несколько лет вперед. По предварительным оценкам, стоимость запрашиваемого объема "голубого топлива" составляет 4,8 млрд долларов. И чтобы не размениваться по мелочам, примерно на такую же сумму - 5 млрд долларов - Украина попросила Россию выделить кредит для покрытия дефицита бюджета. То есть на покрытие тех самых социальных дыр украинского бюджета, которые грозят гражданскому миру и самой целостности государства под названием Украина.  

Российское руководство могло бы рассмотреть положительно просьбу Украины лишь в том случае, если бы: 1) получила достаточные гарантии возврата денег и 2) выполнения встречных условий, выгодных России. При этом Украина 3) должна была продемонстрировать способность эти условия выполнять.  

Однако по всем трем пунктам Украина оказывается несостоятельным должником, которому нецелесообразно выдавать кредит. Тимошенко может пообещать все, что угодно, однако вся ее предыдущая деятельность свидетельствует о том, с какой легкостью она отказывается от обещаний. Все реальные шаги Тимошенко (подписание газотранзитного меморандума с ЕС, голосование за антирусские законопроекты по государственному языку и др.) свидетельствуют о полной утопичности надежд на пророссийскость украинского премьера. В настоящее же время Тимошенко может лишь пообещать отдельным представителям российского бизнеса создать преференции на Украине. Однако Украина в большей степени заинтересована в приходе российского бизнеса, чем российский бизнес на Украине.  

Единственный серьезный аргумент в пользу кредита – Россия не заинтересована в создании нестабильности на территории соседней Украины. Однако и в этом случае есть возможность смягчить остроту этой проблемы, не усиливая Тимошенко. На Украине фактически запущен процесс бюджетного сепаратизма, регионы и предприятия сокращают отчисления в национальный бюджет.

Логично будет выдавать целевые кредиты регионам и даже отдельным предприятиям Юго-Востока при условии жесткого финансового контроля с российской стороны.

Можно также разработать проект создания рабочих мест для российских соотечественников.  

Примерно в том же направлении действуют другие соседи Украины, к примеру, поляки, которые не только вводят «карту поляка», но и организуют экономические интервенции в западные регионы Украины, ничуть не опасаясь обвинений во вмешательстве во внутренние дела суверенного государства.  

Итак, визит украинского премьера Ю. Тимошенко прошел достаточно успешно, чтобы вызвать раздражение президента В. Ющенко. И не настолько успешно, чтобы вызвать чувство глубокого оптимизма у самой Тимошенко. В свете надвигающегося дефолта Украины для Тимошенко вопросом политической жизни и смерти становится вопрос получения российского кредита. Так как западные источники кредита, вероятно, будут плотно закрыты. Однако и российская сторона не простила ей предательства и не поверила ее обещаниям, которым, как видно, грош цена. 

Специально для Столетия


Эксклюзив
27.04.2024
Владимир Малышев
Жесткая правда войны от бойца подразделения «Шторм Z», ставшего писателем
Фоторепортаж
27.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Историческом музее открылась выставка, посвященная 200-летию Алексея Уварова


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.