Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
4 декабря 2025
В приоритете – суверенное развитие

В приоритете – суверенное развитие

Президент подписал главный финансовый документ страны на 2026 – 2028 годы
Юрий Алексеев
04.12.2025
В приоритете – суверенное развитие

Основными приоритетами бюджета на предстоящую трёхлетку остаются: социальная сфера, здравоохранение, оборона, выполнение всех обязательств по СВО и технологическое лидерство.

 

Работа над проектом бюджета на очередной трехлетний период началась задолго до его внесения в парламент. Концепцию бюджета на 2026 – 2028 годы определили в июле, и не в тиши чиновничьих кабинетов, а после выездного заседания в Самаре бюджетного Комитета Совета Федерации, выслушав пожелания и предложения тех, кто готов жить и работать на благо страны. Сошлись на том, что региональные проблемы и пути их решения должны быть поставлены во главу угла при работе над новым финансовым документом.

В октябре состоялись парламентские слушания. Помимо представителей Минфина и Счётной палаты, в них участвовали посланцы всех регионов. По результатам этих слушаний подготовили и направили рекомендации Правительству, попросили увеличить расходы.

Министерство финансов внесло на рассмотрение правительства и парламента  пакет законопроектов о бюджете на 2026 год и плановый период до 2028-го в непростое время. Санкционное давление на Россию усиливается: США хотят наказать главных покупателей российской нефти, а Евросоюз готовится запретить любые поставки СПГ из нашей страны с 2027 года.  Еврокомиссары заговорили уже о 20 пакете санкций.

Но в любых условиях надо выполнять все имеющиеся социальные обязательства и достигать национальных целей развития, поставленных главой государства, да ещё и полностью обеспечивать потребности армии в ходе спецоперации. Чтобы правильно всё рассчитать, Антону Силуанову предстояло проявить искусство и изобретательность опытного финансиста.

Не обошлось без изменения в действующий закон о бюджете на 2025 год и в законопроект о новом бюджете на трёхлетку – с 2026 по 2028 годы. Пришлось перенастраивать Бюджетный и Налоговый кодексы под новые задачи и вызовы. Уже с 1 января 2016 года повышается ставка налога на добавленную стоимость (НДС) с 20% до 22%, но не на всё. Льготную ставку по этому налогу в 10% решено оставить для всех социально значимых товаров (продуктов питания, лекарственных средств и товаров для детей). Минфин предложил тем, кто ничего не производит, поделиться доходами с государством.  Игорному бизнесу придётся отдать государству 5% от принятых ставок для букмекерских контор и ещё  25% налога на прибыль.

Малому и среднему бизнесу (МСП) запретят играть с дроблением своих контор и серыми» схемами по уходу от налогов. Для них порог обязательств уплаты НДС по упрощенной системе налогообложения будет понижен с 60 до 10 млн рублей.

Для предприятий МСП сферы торговли, строительства, добычи полезных ископаемых и других  установят тарифы страховых взносов в размере 30% (до предельной базы) и 15% свыше предельной, что фактически уравнивает их с крупным бизнесом.

С 1 января 2026 года также урежут привилегии  айтишных компаний из среды малого и среднего бизнеса. В частности, льготная ставка налогообложения увеличится с 7,6% до 15% (в пределах предельной базы), а всё, что заработано сверх того, будет по-прежнему облагаться по ставке 7,6%.

Сниженный тариф по страховым взносам теперь сохранится только для малого и среднего бизнеса, занимающегося обработкой, производством, транспортным обеспечением, выпуском электроники и в некоторых других отраслях.

Похоже, минфиновские чиновники всё предусмотрели и предложили довольно разумные подходы к налогообложению, которые не затронут бедных, и помогут извлечь дополнительные доходы и найти деньги там, где раньше их не замечали.

В общем и целом поправки должны хорошо пополнить казну, чтобы из собранных средств можно было выкроить свыше 230 млрд рублей на льготные ипотечные программы, да ещё порядка 18 млрд рублей – на ремонт разбитых федеральных и региональных дорог.

Нововведения Минфина позволят в 2,6 раза (до 41 трлн рублей) больше, чем за предыдущие шесть лет,  увеличить поддержку нацпроектов из госказны на следующую шестилетку. Только на статью «Детский бюджет» и улучшение демографии пойдёт 10 трлн рублей (на три года). В новом году впервые  гражданам с двумя и более детьми будут назначать ежегодную семейную выплату (в виде возмещения части уплаченного с зарплаты 13% налога на доходы физлиц).  Материнский капитал, проиндексированный на уровень инфляции, продолжат выдавать до 2030 года. Теперь семьи с детьми смогут получить остатки матккапитала, не указывая цели его использования. На выплаты планируется израсходовать более 1,8 трлн рублей. Если этой суммы не хватит, добавят ещё. Только рожайте больше!

Примерно такую же сумму (порядка 1,8 трлн рублей) Минфин предложил заложить на программы по улучшению жилищного обеспечения родителей с детьми, то есть на субсидируемые ставки по ипотеке. Еще по 450 тыс. рублей перепадёт многодетным семьям с тремя и более детьми на единовременную выплату по ипотеке. На это из казны выделят более 300 млрд рублей.

Поддержка семьи на этом не закончится.  На нацпроект «Семья» Минфин спланировал заложить 94 млрд рублей. Это деньги на развитие детского здравоохранения: создание и поддержание инфраструктуры перинатальных центров, детских больниц и роддомов.

Продолжится модернизация и строительство школ и детских садов (к 2030 году запланировано строительство 150 школ) , на это потребуется 110 млрд рублей. На капитальный ремонт школ на ближайшие три года будет направлено 290 млрд рублей, на создание современной инфраструктуры детских садов – 50,9 млрд рублей, на строительство новых учреждений – ещё 26,6 млрд рублей.

На здравоохранение предлагается направить более 1 трлн рублей. В ближайшие три года только на реализацию нацпроекта «Продолжительная и активная жизнь» предусмотрено 900 млрд рублей. Денег должно хватить, чтобы в полном объёме исполнить программы лекарственного обеспечения, в том числе и на дорогостоящие препараты детям с тяжёлыми и редкими заболеваниями.

По статье поддержки образования (на ремонт техникумов) из госказны намерены выделить порядка 60 млрд рублей, на строительство кампусов мирового уровня – 170 млрд рублей. За 70 млрд рублей к 2030 году отремонтируют 800 общежитий университетов.

Кроме того должны быть удовлетворены все потребности обороны. Это – одна из главных приоритетных задач, включающая оснащение армии необходимым вооружением и военной техникой, выплату денежного довольствия военнослужащим и поддержку их семей, а также модернизацию предприятий оборонно-промышленного комплекса.

По-прежнему важным направлением развития остаётся достижение технологического лидерства и развитие инфраструктуры. На эту цель (помимо частных вложений) из госказны с 2026 по 2028 годы пойдёт почти 2 трлн рублей.

Министр объяснил депутатам, почему решили не возмещать НДС экспортёрам в связи с повышением его ставки. Такое решение, по мнению Антона Силуанова, может «негативно сказаться на целой нефтегазовой отрасли». «Наш аргумент был такой, что это, по сути, такая же экспортная пошлина для наших нефтяников, для наших экспортеров. Считаем, что сейчас и так нагрузка на нефтяной сектор высокая», – разъяснил министр.

Вступивший в полемику с министром финансов депутат Николай Коломойцев заявил, что выделения нескольких миллиардов недостаточно для решения проблем бизнеса. Он предложил применить отрицательный акциз как одну из мер поддержки компаний в условиях большой разницы между экспортными и внутренними ценами. Парламентарий считает, что если этого не сделать, то около 12 тысяч предприятий рискуют обанкротиться.

Можно ли считать такие опасения обоснованными? Фискальная нагрузка действительно возрастёт, в том числе и на малые предприятия, потому что, как сказано в Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, российская экономика «завершила восстановительный этап структурной трансформации и вступила в фазу консолидации достигнутых результатов». Это означает, что граждане и бизнес, по мнению правительства, в основной своей массе адаптировались к внешним вызовам и далее могут развиваться самостоятельно, не опираясь на широкую бюджетную поддержку. 

Многие эксперты сочли доработанный бюджет социально ориентированным, сбалансированным и устойчивым, направленным на развитие суверенной экономики и достижение технологического лидерства. Но не все депутаты Госдумы, даже после консультаций с чиновниками из правительства, изъявили желание безоговорочно принять то, что им преподнесли. 

Первый заместитель председателя комитета по экономической политике Госдумы Николай  Арефьев усмотрел в предложенных мерах Минфина подвох. С повышением МРОТ до  27 тыс. рублей, по его словам, всем предпринимателям придётся платить страховые взносы с этой суммы, даже если их работники получают 5 тыс. рублей (трудоустроенные не на полную ставку). Для малого бизнеса это разорительно. «Он сократится и не даст казне тех денег, которые рассчитывает получить Минфин», – заключил депутат.

Предлагая отсчитывать порог страховых взносов бизнеса с уровня минимальной зарплаты, Минфин, наверняка, думал о бедных, чётко обозначив свою позицию; доходы работающих людей должны быть никак не меньше МРОТ и тем более прожиточного минимума. Заданное условие поможет обелить бизнес и уменьшить зарплаты в конвертах.

Депутаты признали, что в условиях санкций, когда бизнесу были даны послабления, теневой сектор разросся, и борьбу с неплательщиками налогов надо усилить, но только не за счёт тех, кому и так нелегко выживать с высокой ключевой ставкой Центробанка.   

Аргументы парламентариев обложить банки налогом на сверхприбыль Силуанов счёл надуманными. Наоборот, «мы стимулируем все госбанки, чтобы они платили дивиденды», – разъяснил министр. Потому что прибыль банков – это и есть будущие инвестиции. В свою очередь, считает глава Минфина, увеличение налога на роскошь больших денег не даст, хотя не исключил, что это направление «возможно к проработке, но не в этом финансовом году».

Антон Силуанов сказал, что правительством не рассматривалась также идея не возмещать НДС экспортёрам в связи с повышением его ставки. Такое решение, по словам министра, может «негативно сказаться на целой нефтегазовой отрасли», потому что сейчас и так нагрузка на нефтяной сектор и экспортёров высокая.

Председатель комитета Госдумы по защите конкуренции Валерием Гартунг с трибуны Госдумы заявил, что в казну можно было бы собрать больше средств, если бы увеличили фискальную нагрузку на банковский и нефтяной сектор. Но их финансово-экономический блок, как считает депутат, почему-то жалеет. В итоге получается, что экономику России убивают ради сытой жизни толстосумов?

После подготовки проекта бюджета ко второму чтению, когда министр финансов Антон Силуанов  сообщил, что в него предлагается внести 590 правок на общую сумму более 7 трлн рублей, страсти улеглись. Часть этих денег пойдет на обеспечение обороны и безопасности страны. Остальные направят на нацпроекты.

На приведение в нормативное состояние региональных автомобильных дорог по нацпроекту «Инфраструктура для жизни», например, сочли возможным выделить 75,5 млрд рублей, на создание современных кампусов –15,6 млрд рублей в рамках нацпроекта «Молодежь и дети». После принятия специальных нормативных актов 35 млрд рублей выделят на обеспечение лекарственными препаратами взрослых пациентов, страдающих высокозатратными нозологиями, на повышение надёжности электросетевого комплекса изыщут 15 млрд рублей. В отдельную  группу поправок выделили перераспределение бюджетных ассигнований в рамках госпрограмм и непрограммных направлений деятельности. Миллиарды направят на социально-экономическое развитие новых регионов – ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей. В фонд «Круг добра» на лечение детей с редкими заболеваниями направят 15 млрд рублей.

Минфин услышал просьбы бизнеса и не стал резко менять режим налогообложения. Снижение порога доходов для уплаты НДС по «упрощёнке» и применения патентной системы налогообложения будет поэтапным. Так, в 2026 году предлагается снизить порог дохода с 60 млн до 20 млн рублей, в 2027 году – до 15 млн рублей, в 2028 году – до 10 млн рублей. Только в таком случае малое предпринимательство можно считать малым, нуждающимся в поддержке. Кроме того, возможности применения патентной системы налогообложения в сфере стационарной торговли и оказания автотранспортных услуг по перевозке грузов ограничивать не будут. А компании, при реализации прав на российское программное обеспечение (ПО), как и раньше освободят от уплаты  НДС.

Даже с учётом сложностей, в которых формировался бюджет, он позволяет выполнить все стоящие перед обществом задачи, профинансировав не только текущие потребности, но и дальнейшее развитие страны. Но не исключены и моменты, вызывающие беспокойство.

Взять, к примеру, рост количества регионов, у которых за девять месяцев этого года снизились доходы.  Количество субъектов с бюджетным дефицитом увеличилось. Впрочем, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко убеждена, что критичной ситуацию не назовешь, «но она может стать таковой, если регионы увлекутся коммерческими кредитами». Минфину, по ее словам, стоит искать возможности предоставлять больше бюджетных кредитов, а российской налоговой системе – устремить взор на «залежи теневых доходов» в стране.

По оценкам Минфина, общий объём собственных доходов субъектов на следующий год составит почти 23 триллиона рублей, а ещё недавно, в 2020 году, этот показатель был всего 13 триллионов рублей. Тем не менее, только в этом году уже 230 миллиардов рублей кредитов списано с одного триллиона с лишним задолженности. В новом году Минфин также продолжит поддерживать регионы.

На Х Международном форуме Финансового университета при правительстве России Антона Силуанова спросили: когда ждать разогрева экономики? По оценкам министра, смягчение денежно-кредитной политики, снижение ключевой ставки Центробанка и начало экономической весны в России должны совпасть с приходом календарной весны, в марте. Так что, надо полагать, не за горами и переход к устойчивому росту, и смягчение денежно-кредитной политики.

Большая совместная работа исполнительной власти и законодателей  над проектом бюджета ещё раз доказала, что между правительством и парламентом «выстроено системное взаимодействие». И как сказал председатель правительства Михаил Мишустин, «вместе мы умеем находить решения для обеспечения развития страны и благополучия граждан».

Не будем забывать, что мы живём в стремительное и во многом непредсказуемое время. Как сложится ситуация на мировых рынках в новом году, не берутся сказать даже светила экономической мысли. А пока, как заявил Владимир Путин на очередном инвестиционном форуме ВТБ «Россия зовёт!», наша экономика выдерживает внешнее давление и успешно справляется со всеми вызовами.

Глава государства сообщил, что состояние государственных финансов остаётся стабильным, дефицит бюджета России – умеренным. А по итогам декабря годовая инфляция в стране опустится ниже 6%, что лучше ранее озвученных прогнозов. По оценке главы государства, ВВП России в текущем году вырастет от 0,5% до 1%.

Новый бюджет России называют бюджетом суверенной страны. Казённых денег должно хватить на то, чтобы продолжать начатое развитие и борьбу с бедностью. А значит – национальные приоритеты будут поддержаны финансово и  надёжно защищены.


Фото Ura.ru

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.


К Дню Победы (1941-1945)
25.11.2025
Андрей Марчуков
Размышления об исторической достоверности в кино, навеянные фильмом «В бой идут одни старики»
Фоторепортаж
24.11.2025
Искусство карикатуры беспощадно




* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.