Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
23 мая 2024
«Троица» возвращается

«Троица» возвращается

Тайные смыслы возвращения в лоно Русской православной церкви легендарной иконы
Владимир Малышев
19.05.2023
 «Троица» возвращается

По решению президента России Владимира Путина, легендарная икона Андрея Рублева «Троица», хранящаяся в Третьяковской галерее, возвращается Русской православной церкви. Комментируя это решение, пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков заявил, что оно, главным образом, продиктовано гуманитарными соображениями, для большого количества верующих в России это является большой святыней.

Переданный образ, который считают одним из главных символов России, будет выставлен для общенародного поклонения в храме Христа Спасителя в течение года, после чего займет историческое место в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. Как сообщил РИА Новости председатель Патриаршего совета по культуре митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов), информации о том, когда «Троица» Андрея Рублева будет выставлена в храме Христа Спасителя, пока нет, нужно создать необходимые условия и подготовить икону, выполнив музейные требования.

«Конечно, это огромная радость и долгожданное событие для всех верующих, но и огромная ответственность. Поэтому ничего поспешно, без подготовки должной делаться не будет», — отметил он.

«Разумеется, — подчеркнул, в свою очередь, Д. Песков, — подобные решения не принимаются без координации с теми, с кем необходимо координироваться. Естественно, главным образом, речь идёт именно о гуманитарных соображениях в том плане, что это касается большого количества верующих в нашей стране, для которых это является большой святыней... Укрывать ее в фондах музея, конечно, не совсем соответствует чаяниям наших верующих».

Легендарная «Троица», или «Гостеприимство Авраама», наряду с фресками во Владимире, это еще и одна из двух сохранившихся работ Рублева, чье авторство достоверно подтверждено.

Исследователи считают, что икона была создана в 20-х годах XV века. С того момента и до революции 1917-го эта православная святыня хранилась в Троице-Сергиевой обители. В 1929-м ее передали Третьяковской галерее, а формальным владельцем стало государство.

Однако против ее возвращения РПЦ активно выступали некоторые музейщики, которые считали, что, мол, церковь, будто бы не в состоянии обеспечить ее надлежащее хранение. И сейчас после решения президента либералы снова подняли истошный крик.

«Специалисты бьют тревогу — передача «Троицы» РПЦ может иметь необратимые последствия, — нагнетает «Московский комсомолец». — И без того хрупкий шедевр древнерусского искусства может убить любая неосторожность, допущенная при перевозке и в условиях содержания. Однако проблема гораздо шире, ведь «Троица» в этой шахматной партии не первый год разыгрывается среди церковных памятников. РПЦ делает ход конем, забирая всем известную икону, далее может последовать гамбит, а именно: переписывание существующих законов, тотальная передача экспонатов и зданий, хоть как-то связанных с религией, из музеев храмам», — возмущаются либералы из МК.

«В результате этих непродуманных действий икона погибнет. Это единственный результат. Просто погибнет. И вам будут показывать муляж», — заявил заведующий сектором древнерусского искусства Государственного института искусствоведения Лев Лившиц, входящий в расширенный реставрационный совет при Третьяковской галерее. Как сообщается, либералами уже запущена петиция за остановку возвращения иконы РПЦ.

троица.jpg Однако что плохого в том, если церкви будет возвращено награбленное? То есть то, что у нее незаконно отобрали во времена атеистического СССР, против которого, кстати, те же либералы в свое время активно боролись? К тому же беспокоиться насчет сохранности возвращенных РПЦ шедевров нет причин.

Например, Владимирская икона Божией Матери в церкви Николы в Толмачах находится в специальном сейфе под постоянным присмотром специалистов из Третьяковки. Такие же условия создали для Толгского (конец XIII века) и Смоленского (XI столетие) древних образов. Их даже поместили в специальную капсулу с инертным газом. Поэтому в патриархии уверены, что бояться за судьбу «Троицы» не стоит.

К тому же главное здесь совсем другое.

Возвращение «Троицы» РПЦ в тот момент, когда на Украине происходит судьбоносная для России и всего Русского мира Специальная военная операция, безусловно, имеет огромное духовное и символическое значение.

Ведь это означает возвращение к сути собственного бытия русской цивилизации, это — покаяние за драматические ошибки прошлого, вера в возрождение русского народа и России.

Главным событием года назвал возвращение «Троицы» известный политолог Сергей Михеев в эфире радиостанции Вести-ФМ. «Иконы, — сказал он, — создавались для того, чтобы на них молились и понятно, что делать такое в музее затруднительно».

Почему такое произошло только сейчас, хотя РПЦ просила вернуть икону еще с 1990-х? Когда гремят пушки, в окопах, как говорится, атеистов нет. Это понимали даже в атеистическом СССР. Как известно, к концу 1930-х годов Русская православная церковь была фактически поставлена на грань уничтожения. Многие церковные иерархи и священники были арестованы и осуждены под разными предлогами, многие расстреляны, а немалая часть храмов — закрыта, разрушена или изъята в пользу государства. К октябрю 1941 года в СССР осталось всего семеро официально действующих архиепископов; к тому же с 1925 года православная церковь в России не имела возможности избрать своего патриарха — был только местоблюститель, митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский).

Однако во время Великой Отечественной войны после встречи в Кремле со Сталиным в ночь с 4-го на 5 сентября 1943 года все изменилось. Детали того ночного разговора известны сегодня благодаря записке полковника НКГБ Георгия Карпова, который занимался подготовкой встречи церковных иерархов с вождем. Именно он еще 30 августа привез митрополита Сергия из Ульяновска, где он находился в эвакуации, в Москву. Вскоре к нему присоединился митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Симанский), а третий участник встречи — митрополит Киевский и Галицкий Николай (Ярушевич) — жил в столице с октября 1941 года, фактически выполняя роль полномочного представителя патриаршего местоблюстителя.

Разговор митрополитов в Кремле со Сталиным продолжался около двух часов, и он стал поворотными в истории Русской православной церкви ХХ века. В результате она сумела вернуть себе право на подготовку новых священников и издание собственного журнала Московской патриархии, право на открытие новых храмов и восстановление старых, добиться амнистии для осужденных священников и смогла избрать нового патриарха.

Был учрежден орден Александра Невского, которого РПЦ провозгласила святым. Произошло все это, прежде всего благодаря тому, что именно церковь после начала войны проявила себя как сила, способная консолидировать общество и подвигнуть его на жертвенность в деле борьбы с фашизмом.

Однако, как только пушки умолкли, то «церковная оттепель» закончилась. Если на 1 января 1948 года в СССР насчитывалось 14 329 церквей и молитвенных домов, то через четыре года их стало почти на тысячу меньше, а к середине 1960-х, после появления на посту генсека Никиты Хрущева, число православных приходов в Советском Союзе сократилось вдвое, и снова начался свирепый погром храмов.

Сегодня, когда на Украине российские войны отважно сражаются за будущее России, роль церкви и ее авторитет возрастают. 24 февраля в день начала СВО Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с обращением к священнослужителям Русской православной церкви. «Русский и украинский народы имеют общую многовековую историю, восходящую к Крещению Руси святым равноапостольным князем Владимиром. Верю, что эта дарованная Богом общность поможет преодолеть возникшие разделения и противоречия, приведшие к нынешнему конфликту».

Во всех храмах сегодня звучат проповеди, посвященные поддержке российской армии. В России церковь помогает беженцам с Украины, а также отправляет гуманитарную помощь пострадавшим мирным жителям в Донецкую, Луганскую, Горловскую, Северодонецкую, Харьковскую, Херсонскую и Запорожскую епархии.

Беженцев в пунктах временного размещения посещают священники и волонтеры — им оказывают духовную поддержку и передают необходимые вещи. Священнослужители активно работают в зоне СВО и в российской армии.

В этой же связи сейчас в России снова активизировалась дискуссия об идеологии, о национальной идее. Как известно, у нас государственной идеологии нет, согласно Конституции, которая в ней запрещена. Однако, как заявил в ходе уже упомянутой выше передачи Сергей Михеев, это не имеет никакого значения.

«Я вам могу за неделю любую идеологию написать, — сказал он, — потому что такое происходит стихийно… Вот вам основные принципы такой идеологии: Бог есть, традиционные семейные ценности, примат производства, более справедливая система распределения материальных благ и т.д.»

Он напомнил, что на Украине неонацистская идеология взращивалась 30 лет, а у нас? В России до сих пор — общество потребления. Идеология не может появиться одномоментно. В СССР 70 лет внушали, что Бога нет, что душа — это химера, посетовал Михеев.

Ведь и в самом деле, те, кто сегодня ссылается на «советский опыт», заявляя о том, что вот, мол, в СССР была идеология, а сегодня у нас ее нет, забывают о том, что именно то, что внушала советская пропаганда, и погубило в конечном итоге Советский Союз. Когда советская власть призвала «догнать и перегнать США по производству мяса, масла и молока на душу населения», то это нанесло смертельный удар по прежней идее строительства нового коммунистического общества, потому что во главу угла были поставлены не духовные ценности, а потребление. А когда в Москве в 1959 году в Сокольниках организовали первую промышленную выставку товаров из США, то это и стало той миной, которая взорвала потом СССР. Молодежь с гордостью дефилировала по улицам со значками «США», которые на этой выставке раздавали бесплатно.

Раз Бога нет, а главное — это «молоко, масло и мясо на душу населения», то зачем тогда строить коммунизм, если США на своей выставке показали, что в материальном плане американцы живут куда лучше, чем советские граждане? Отсюда сам собой напрашивался простой вывод, что надо не «догонять США», а следует изменить саму советскую систему, которая в плане производства материальных благ для населения явно уступала американской. Советский Союз угробила сама советская пропаганда, которая уверяла, что можно построить справедливое общество без Бога.

Михеев также изложил свой оригинальный взгляд на то, почему именно Польша и бывшие советские республики Прибалтики являются сейчас нашими наиболее яростными врагами, и, как это ни парадоксально, являются сегодня самыми верными поклонниками Запада. Ведь именно там во времена СССР люди были воспитаны на отрицании Бога, выросли поколения атеистов, а потому их так и тянет сегодня к США и к Европе, где уже про Бога забыли, где воцарился культ всякого рода извращений, где отрицают культуру, попираются все христианские ценности. Ведь именно Запад сейчас — центр безбожия, вот туда их и тянет.

Сегодня Запад проигрывает России, он проигрывает ей в борьбе за ценности. Он повсеместно проигрывает нам в битве за умы. Человечество не принимает их «дерьма» стихийно. Да, по деньгам Запад сейчас пока выигрывает, но вот по смыслам — проигрывает.

А потому главное сейчас не в том, чтобы взять и написать официальную идеологию, а в том, кто и как эти перемены будет у нас организовывать. Механизм реализации — все в это будет упираться.

И в этом он, безусловно, прав. Ведь в 90-е годы у нас повсюду: в государственном управлении, в культуре, в администрациях на местах, в экономике, в образовании — везде укрепились и правят бал либеральные кадры, воспитанные на западных «ценностях». Да, немало их после начала СВО сбежало за границу, но многие остались. И что? Это они будут проводить в жизнь новую патриотическую идеологию, основанную на национальных ценностях и вере в Бога? Как, если они сами в него не верят, а жить хотят, как жили прежде, как живут на Западе, где у многих из них —семьи, капиталы, недвижимость?

Ведь прав был товарищ Сталин, когда говорил, что кадры решают все. Но где новые кадры найти? Да, Анатолий Чубайс и компания уже сбежали за границу, но многие их соратники, которые превратили Россию в сырьевую колонию Запада и молятся совсем на другие «иконы», остались на своих местах и с нетерпением ждут, когда все вернется на круги своя. Не случайно же Чубайсу, бывшему ректору ВШЭ Владимиру Мау, да и другим, им подобным, дали беспрепятственно сбежать за рубеж и, как надо полагать, не с пустыми руками, а не призвали их к ответу за то, что они натворили в России. И заскочившей на минутку в Москву, ныне гражданке Израиля Алле Борисовне высокие государственные чиновники продолжают «ручки целовать».

Но менять кадры все-таки придется. Иначе России победить объединившийся против нее Запад будет непросто, ведь он поставил своей целью нас разгромить. На брошенный нам вызов надо отвечать самыми решительными мерами. И быть может, возвращение легендарной иконы Андрея Рублева Русской православной церкви и есть признак такого готовящегося судьбоносного поворота в судьбе России?


Специально для «Столетия»


Эксклюзив
21.05.2024
Юрий Алексеев
Наши оборонные наработки напугали Запад
Фоторепортаж
15.05.2024
Подготовила Мария Максимова
Музей Москвы приглашает на выставку «Москвичка. Женщины советской столицы 1920-1930-х»


* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.