Такие самолеты нам самим сгодятся
В последние несколько дней руководящие фигуры российской власти сделали целый ряд публичных выступлений, в том числе международного характера. Заметен был и вице-премьер, министр обороны Сергей Иванов.
В среду на прошлой неделе он выступил в Государственной Думе, после чего ответил на вопросы журналистов. Основное внимание С. Иванов уделил оборонному бюджету и заказам на вооружение. В частности, министр обороны опроверг расхожее мнение о том, что Россия продает за рубеж больше оружия, чем покупает его для своих Вооруженных сил. Стоимость оборонного заказа в этом году, по словам министра, около 300 млрд рублей. Сумма предполагаемой выручки от экспорта за рубеж составит порядка 6 млрд долларов, то есть, если судить по курсу, почти вдвое меньше оборонного заказа.
#comm#"В последние годы мы больше тратим на себя, - сказал министр обороны. Другое дело, что мы продаем за границу не все, что попадя, и даже не все, что нас просят продать. Мы прежде всего думаем о своей безопасности. #/comm#
Некоторые страны нам заявки дают. Казалось бы - прибыльно, а мы отказываем по причинам национальной безопасности. Вот это оружие в эту страну мы не будем продавать, и все. Точка. Я за этим слежу еще и как председатель правительственной комиссии по экспортному контролю".
Речь министра была уверенна и иронична, напоминая этим недавние ответы Владимира Путина на пресс-конференции для российских журналистов. Слегка поиздевался Сергей Иванов над курьезным запретом для должностных лиц на публичные подсчеты денежных сумм в валютном эквиваленте. Когда речь шла о ценах в долларах, министр с юмором говорил: "условные единицы, которые нельзя называть вслух", "6 млрд того, чего нельзя говорить".
После этого российский министр обороны отправился в Севилью, где в эти дни проходила ежегодная сессия НАТО на уровне министров обороны стран альянса. Во время этого мероприятия прошли неформальные встречи Иванова с его коллегами из стран НАТО. Там наш министр жестко высказался по ряду принципиальных для России вопросов.
Так, С. Иванов выразил озабоченность планами США по развертыванию элементов системы противоракетной обороны в странах Восточной Европы. Россия не приемлет создания в Европе системы ПРО, направленной против России, заявил министр. "Переход к практической реализации закрытой для России программы создания ПРО ТВД НАТО, особенно в свете решения США развернуть в Восточной Европе позиционный район глобальной системы ПРО, приведет к негативному изменению военно-стратегической ситуации. Зачем нам новая виртуальная Берлинская стена?" - предупредил Иванов. Отвечая на ранее высказанные США заверения, что новые элементы системы ПРО предназначены для отражения угроз со стороны стран, нарушающих принцип нераспространения ОМП, Иванов сказал: "Возможности систем противоракетной обороны определяются не их государственной принадлежностью, не декларируемыми политическими целями создания, а реальными техническими возможностями, географией и масштабами развертывания".
Высказался Иванов и по вопросу урегулирования в Косово. Известно, что в ООН подготовлен проект резолюции, согласно которому Косово официально выводится из-под суверенитета Сербии. Хотя Косово при этом не провозглашается сразу независимым государством, ясно, что это уже определенный шаг к легитимации отделения этой области от Сербии. При этом госсекретарь США К. Райс заявляла, что такое решение проблемы Косово не должно служить прецедентом для других конфликтов. Она, безусловно, имела в виду непризнанные государства на территории бывшего СССР. Отвечая на эти планы, российский министр выразил твердую убежденность в том, что косовский вопрос должен быть решен на основе принципа территориальной целостности государства. "Чтобы не спровоцировать цепную реакцию", - добавил С. Иванов.
Вслед за севильской встречей в Мюнхене состоялась ежегодная (43-я по счету) конференция по вопросам безопасности. Представительную российскую делегацию возглавил президент России, выступивший там с весьма жесткой речью в адрес политики США и НАТО. Эту речь уже окрестили на Западе сигналом к новой холодной войне. Хотя правильнее было бы отметить, что холодная война уже начата действиями некоторых западных лидеров, в первую очередь – Джорджа Буша, а Владимир Путин только констатировал фактическое состояние дел. И здесь рядом с Путиным, как второе лицо государства, был министр обороны.
После речи российского президента С. Иванов выступил с авторитетными разъяснениями.
#comm# По его мнению, выступление Путина совсем не было конфронтационным. "Наши отношения с Евросоюзом, с США, с Германией, в частности, настолько зрелые, что мы свободны говорить то, что мы действительно думаем, и давать сигналы, на которые хотели бы получить ответы, открыто, без лицемерия и без философии холодной войны", - сказал российский министр.#/comm#
С. Иванов, также выступивший в воскресенье на мюнхенской конференции, призвал западных партнеров отказаться от двойных стандартов в практике борьбы с международным терроризмом. "Чтобы чувствовать доверие к партнерам по антитеррористической коалиции, мы должны отказаться от своих сиюминутных политических выгод. Иначе никакого серьезного сотрудничества при таком подходе не получится", - заявил он. Наш министр подчеркнул, что нельзя игнорировать базисный принцип основополагающих международных конвенций, который предусматривает норму "либо выдай, либо суди". При этом явно имелся в виду отказ Великобритании и некоторых других западных стран в выдаче России лидеров чеченских сепаратистов.
Столь бурный всплеск активности министра обороны на крупных международных форумах, озвучивание им принципиальной позиции России по ряду вопросов в преддверии избирательных кампаний 2007-2008 гг. в очередной раз наводят на размышления о его кандидатуре на пост главы государства.
Сергей Иванов является представителем так называемой "силовой группировки" в правящих верхах. Нам неизвестно о каких-либо серьезных размолвках между ним и Путиным, так что, по всей видимости, Иванов твердо ведет президентскую линию. На нем не лежит пятно провалов экономической и социальной политики нынешнего правительства, так как с этими сферами он не связан в силу своего должностного положения. По всем параметрам, Сергей Иванов – одна из самых непротиворечивых и положительных фигур в ближнем окружении президента Путина.
Из минусов Иванова можно вспомнить только один, и то до конца непонятно, не был ли он искусственно раздут СМИ. В позапрошлом году мелькали сообщения о том, как сын министра совершил на машине наезд на пожилую женщину, после чего скрылся с места происшествия, не оказав ей помощи. Женщина скончалась. По прошествии некоторого времени дело как будто благополучно замяли. Во всяком случае, пресса больше о нем не вспоминала. И, как один герой известного романа Максима Горького спрашивал в аналогичном случае: "А был ли мальчик?", так и сейчас, наверное, можно спросить: "А была ли та старушка?". Имиджу военного министра в штатском костюме тот случай если и нанес урон, то незначительный.
Итак, верный незапятнанный слуга Отечества на невидимом и видимом фронтах, с истинно русской фамилией, на которой вся наша страна держится – чем не идеальный кандидат в президенты? Хозяйственники хороши для руководства правительством. А во главе государства русский народ привык видеть человека, в биографии или профессии которого есть что-то героическое. Впрочем, для проверки нашего предположения ждать осталось всего месяцев десять.